СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация элективного курса для 9 класса по теме: "Словообразование"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация поможет учителю русского языка в отборе материала в изучении основных тем курса

Просмотр содержимого документа
«Презентация элективного курса для 9 класса по теме: "Словообразование"»

Презентация элективного курса: «Секреты русского словообразования»   Руководитель элективного курса -  учитель русского языка и литературы  Максютова Ольга Михайловна

Презентация элективного курса: «Секреты русского словообразования» Руководитель элективного курса - учитель русского языка и литературы Максютова Ольга Михайловна

Программа элективного курса предпрофильной подготовки рассчитана на 16 часов

Программа

элективного курса

предпрофильной подготовки рассчитана на 16 часов

  Основные направления курса   организация работы с учащимися при подготовке к сдаче экзамена по русскому языку по новой форме; формирование навыков грамотного письма; умелое использование изобразительных средств в своей речи.

Основные направления курса

  • организация работы с учащимися при подготовке к сдаче экзамена по русскому языку по новой форме;
  • формирование навыков грамотного письма;
  • умелое использование изобразительных средств в своей речи.
Цель  курса: познакомить учащихся с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приёмами их использования в художественных текстах; пробудить интерес учащихся к изобразительным ресурсам русского словообразования; научить чувствовать слово, искать в слове истинный смысл, выражать себя в слове; развивать у учащихся умения работать со словарями .

Цель курса:

  • познакомить учащихся с изобразительными

возможностями русской словообразовательной

системы и с приёмами их использования в

художественных текстах;

  • пробудить интерес учащихся к изобразительным

ресурсам русского словообразования;

  • научить чувствовать слово, искать в слове истинный

смысл, выражать себя в слове;

  • развивать у учащихся умения работать со словарями .
Задачи курса: 1. Сформировать орфографические навыки, представление об изобразительных ресурсах русского словообразования; ; 2. Научить чувствовать слово; 3. Формировать интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи; 4. Осознанно совершенствовать устную и письменную речь, повышать культуру речевого  общения.

Задачи курса:

1. Сформировать орфографические навыки, представление об изобразительных ресурсах русского словообразования; ;

2. Научить чувствовать слово;

3. Формировать интерес к изучению родного

языка и совершенствованию речи;

4. Осознанно совершенствовать устную и

письменную речь, повышать культуру речевого

общения.

Ожидаемый результат: школьники учатся: определять изобразительные приемы, основанные на различных словообразовательных моделях; замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова; совершенствовать свою речь; использовать справочные издания, самостоятельно работать с учебной и художественной литературой; работать в группе.

Ожидаемый результат:

школьники учатся:

  • определять изобразительные приемы,

основанные на различных словообразовательных

моделях;

  • замечать и воспринимать образность и выразительность

лучших образцов художественного слова;

  • совершенствовать свою речь;
  • использовать справочные издания, самостоятельно

работать с учебной и художественной литературой;

  • работать в группе.
Тема:

Тема:

"Способы словообразования"

Слово делится на части.

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

Способы словообразования Морфологический Неморфологический способ способ

Способы словообразования

Морфологический

Неморфологический способ

способ

Способы словообразования Морфологический способ Суффиксальный Приставочный Бессуффиксный Приставочно- суффиксальный Сложение

Способы словообразования

Морфологический

способ

Суффиксальный

Приставочный

Бессуффиксный

Приставочно-

суффиксальный

Сложение

Приставочный способ - появление новых слов в результате присоединения к производящей основе приставки пре опасный опасный кое -кто кто вы бежать бежать

Приставочный способ

- появление новых слов в результате присоединения

к производящей основе приставки

пре опасный опасный

кое -кто кто

вы бежать бежать

Суффиксальный способ - появление новых слов в результате присоединения  к производящей основе суффикса  Желт ок желтый Глаз аст ый глаз Зелен е ть зеленый

Суффиксальный способ

- появление новых слов в результате присоединения

к производящей основе суффикса

  • Желт ок желтый
  • Глаз аст ый глаз
  • Зелен е ть зеленый
Приставочно- суффиксальный способ появление новых слов путём одновременного присоединения к основе приставки и суффикса со курс ник курс п ере нос иц а нос в читать ся читать Проверь! Нет однокоренного слова «курсник» не приставочный способ. Нет однокоренного слова «сокурс» не суффиксальный способ.

Приставочно-

суффиксальный способ

  • появление новых слов путём одновременного

присоединения к основе приставки и суффикса

  • со курс ник курс
  • п ере нос иц а нос
  • в читать ся читать

Проверь! Нет однокоренного слова «курсник»

не приставочный способ. Нет однокоренного слова «сокурс» не суффиксальный способ.

Бессуффиксный способ - появление новых слов без добавления аффиксов. Заплыв заплыв а ть Синь синий Привал привал и ть Проверь! Существительное должно иметь значение действия (существительное образовано от глагола , а не наоборот) или значение признака (существительное образовано от прилагательного , а не наоборот)

Бессуффиксный способ

- появление новых слов без добавления аффиксов.

  • Заплыв заплыв а ть
  • Синь синий
  • Привал привал и ть

Проверь! Существительное должно иметь значение действия (существительное образовано от глагола , а не наоборот) или значение признака (существительное образовано от прилагательного , а не наоборот)

Сложение образование новых слов путём соединения двух или более = слов : вечнозеленый, диван-кровать = корней : сенокос, ледоход = частей слов : зарплата, пединститут = букв : МГУ, МЧС, НТВ = звуков: вуз, МХАТ, ТЮЗ

Сложение

образование новых слов путём соединения двух

или более

= слов : вечнозеленый, диван-кровать

= корней : сенокос, ледоход

= частей слов : зарплата, пединститут

= букв : МГУ, МЧС, НТВ

= звуков: вуз, МХАТ, ТЮЗ

Способы словообразования Неморфологический способ Лексико-семантический Морфолого-синтаксический Лексико-синтаксический

Способы словообразования

Неморфологический способ

Лексико-семантический

Морфолого-синтаксический

Лексико-синтаксический

Лексико- семантический - появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов  Прапорщик(воинское звание) прапорщик (знаменосец)  Бригадир (руководитель трудового коллектива) бригадир (воинское звание)

Лексико-

семантический

- появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов

Прапорщик(воинское звание) прапорщик (знаменосец)

Бригадир (руководитель трудового коллектива) бригадир (воинское звание)

Морфолого- синтаксический появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую   Столовая (помещение) [ сущ.]  столовая (ложка) [ прилаг.]  Караул! [ междомет.] караул [ сущ.]

Морфолого-

синтаксический

  • появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую Столовая (помещение) [ сущ.] столовая (ложка) [ прилаг.] Караул! [ междомет.] караул [ сущ.]
Лексико- синтаксический способ - появление новых слов в результате сращений сочетаний слов   Высококачественный высоко + качественный  Тотчас тот + час

Лексико-

синтаксический способ

- появление новых слов в результате сращений сочетаний слов

Высококачественный высоко + качественный

Тотчас тот + час

"Кто больше?"

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

От слова дом за 2 минуты образуйте как можно больше слов, определяя при этом способ.

Распределительный диктант Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Сложение

Распределительный диктант

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Сложение

Распределите слова по столбикам в зависимости от способа словообразования . о з а е и о е т подр..сти, пирож..к, бе..дорожье, пр..грус..ный, пр..глупо, сам..лёт..к, медвеж..нок, пар..ход, тиш.., лес..степь, завис..ливость, ошейник, вв..рху, бег, мор..плаватель о ь о т о е е

Распределите слова по столбикам в зависимости от способа словообразования .

о

з

а

е

и

о

е

т

подр..сти, пирож..к, бе..дорожье, пр..грус..ный, пр..глупо, сам..лёт..к, медвеж..нок, пар..ход, тиш.., лес..степь, завис..ливость, ошейник, вв..рху, бег, мор..плаватель

о

ь

о

т

о

е

е

Проверьте себя Приставоч Суффиксаль подрасти прегрустный ный ный пирожок преглупо Приставоч медвежонок Сложение но-суффиксальный бездорожьеошейник завистливость, вверху пароход самолётик лесостепь мореплаватель

Проверьте себя

Приставоч

Суффиксаль

подрасти прегрустный

ный

ный

пирожок

преглупо

Приставоч

медвежонок

Сложение

но-суффиксальный

бездорожьеошейник

завистливость,

вверху

пароход

самолётик

лесостепь

мореплаватель

Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом  Направо Вбежать Переносить Бесполезный

Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

  • Направо
  • Вбежать
  • Переносить
  • Бесполезный
Найдите слово, образованное суффиксальным способом  1 . Застелить 2. Нежность 3. Собеседник 4. Нефтепровод

Найдите слово, образованное суффиксальным способом

1 . Застелить

2. Нежность

3. Собеседник

4. Нефтепровод

Найдите слово, образованное приставочным способом  Теплоход Прабабушка Лесник Глазастый

Найдите слово, образованное приставочным способом

  • Теплоход
  • Прабабушка
  • Лесник
  • Глазастый
Найдите слово, образованное бессуффиксным способом Преподавательница Лесостепь Антивоенный Рассказ

Найдите слово, образованное бессуффиксным способом

  • Преподавательница
  • Лесостепь
  • Антивоенный
  • Рассказ

Прочитайте предложения и выполните данные ниже задания (1) Повести Василя Быкова – это рассказы очевидца о событиях Великой Отечественной войны. (2) Герои его книг – офицеры и рядовые Советской Армии, которые в тяжёлых, беспощадных условиях смогли остаться верными своему долгу, своей Родине . Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное способом перехода из одной части речи в другую. Укажите способ образования слова рассказы.

Прочитайте предложения и выполните данные ниже задания

  • (1) Повести Василя Быкова – это рассказы очевидца о событиях Великой Отечественной войны. (2) Герои его книг – офицеры и рядовые Советской Армии, которые в тяжёлых, беспощадных условиях смогли остаться верными своему долгу, своей Родине .
  • Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
  • Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное способом перехода из одной части речи в другую.
  • Укажите способ образования слова рассказы.
 Тема: «Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры». Цель:  познакомиться с омонимами; научиться отличать омонимы от многозначных слов; уметь определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; находить в толковом словаре многозначные слова, омонимы.  Показать роль многозначных слов и омонимов в художественных текстах.

Тема: «Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры».

  • Цель:

познакомиться с омонимами;

научиться отличать омонимы от многозначных слов;

уметь определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; находить в толковом словаре многозначные слова, омонимы.

Показать роль многозначных слов и омонимов в художественных текстах.

Разминка для ума    Мать-Земля  Так ласковей будет звучать Скажи мне, Как правильно землю назвать: И вернее. Ведь все, что мы любим, - Земля дорогая? Все создано ею – Земля золотая? И горы, и реки, Нет, лучше, наверно, И лес, и цветы, Сказать ей: И осень, и лето, «Родная! И дождик, и ты… Земля – наша милая,  Добрая мать!»  (Я. Абидов)

Разминка для ума

Мать-Земля

Так ласковей будет звучать

Скажи мне,

Как правильно землю назвать:

И вернее.

Ведь все, что мы любим, -

Земля дорогая?

Все создано ею –

Земля золотая?

И горы, и реки,

Нет, лучше, наверно,

И лес, и цветы,

Сказать ей:

И осень, и лето,

«Родная!

И дождик, и ты…

Земля – наша милая,

Добрая мать!»

(Я. Абидов)

Толковый словарь

Толковый словарь

Многозначные слова Земля –  Планета. Суша (в отличие от водного или воздушного пространства) Почва, грунт. Страна, государство.

Многозначные слова

Земля –

  • Планета.
  • Суша (в отличие от водного или воздушного пространства)
  • Почва, грунт.
  • Страна, государство.

ИГРА «Кто больше?» Кто (что) может быть I вариант II вариант дорогим? добрым? Материал для справок: Мех, время, совет, человек, весть, день, память дорогой мех дорогое время добрый совет дорогой человек добрая весть добрый день дорогая память добрая память

ИГРА «Кто больше?»

Кто (что) может быть

I вариант

II вариант

дорогим?

добрым?

Материал для справок:

Мех, время, совет, человек, весть, день, память

дорогой мех

дорогое время

добрый совет

дорогой человек

добрая весть

добрый день

дорогая память

добрая память

Омонимы 1 .  Право, я прически – чудо! Заплести меня не худо.  2.  На лугу с шипеньем острым Управляюсь с сенокосом.  3.  В воду я вдаюсь полоской – Узкой, серенькой и плоской.

Омонимы

1 . Право, я прически – чудо!

Заплести меня не худо.

2. На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.

3. В воду я вдаюсь полоской –

Узкой, серенькой и плоской.

Омонимы КОСА¹ - вид прически  КОСА² - сельскохозяйственное орудие  КОСА³ - мыс, отмель

Омонимы

  • КОСА¹ - вид прически

  • КОСА² - сельскохозяйственное орудие

  • КОСА³ - мыс, отмель

Омонимы  Перепела. С перепелом Перепел В паре пел. Перепела Перепел Перепел.

Омонимы

Перепела.

С перепелом

Перепел

В паре пел.

Перепела

Перепел

Перепел.

Омонимы Приносили вести со´рок соро´к со´рок соро´к с сорока´ дорог….

Омонимы

Приносили вести

со´рок соро´к

со´рок соро´к

с сорока´ дорог….

Использование двуприставочных глаголов в поэтических произведениях. Неохотно и несмело  Солнце смотрит на поля.  Чу, за тучей прогремело,  Принахмурилась земля. (Ф.И.Тютчев)      2. Белая берёза       Под моим окном.  Принакрылась снегом,  Точно серебром. (С.А.Есенин)

Использование двуприставочных

глаголов в поэтических произведениях.

  • Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля. (Ф.И.Тютчев)

2. Белая берёза

Под моим окном.

Принакрылась снегом,

Точно серебром. (С.А.Есенин)

Повтор однокоренных слов как изобразительное средство. Чести золото не купит. Честный чести не уступит. Честь нужна ему, как свет. Рад продать ее бесчестный , Но, как всякому известно, У бесчестных чести нет.       (С.Маршак)

Повтор однокоренных слов как изобразительное средство.

Чести золото не купит.

Честный чести не уступит.

Честь нужна ему, как свет.

Рад продать ее бесчестный ,

Но, как всякому известно,

У бесчестных чести нет.

(С.Маршак)

Окказионализмы (лат. occasionalis – «случайный») – авторские слова, созданные по хорошо известным словообразовательным моделям. Имена существительные:  «белибердоносец, благоглупость», Имена прилагательные:  «молоткастый, разбольшущий», Глаголы:  «расколоколивать, извываться»

Окказионализмы (лат. occasionalis –

«случайный») – авторские слова,

созданные по хорошо известным

словообразовательным моделям.

Имена существительные:

«белибердоносец, благоглупость»,

Имена прилагательные:

«молоткастый, разбольшущий»,

Глаголы:

«расколоколивать, извываться»

И море в день обезольдилось. Дорожка от листвы разузорена. Солнце улыбно уходило домой. Засмеялась жемчужно.

И море в день обезольдилось.

Дорожка от листвы разузорена.

Солнце улыбно уходило домой.

Засмеялась жемчужно.

Окказионализмы — слова, созданные в противоречии с законами словообразования, вопреки этим законам.  Окказионализмы создаются не только писателями, но и обыкновенными людьми. Окказионализмы обычно не становятся фактами общенародного языка, а живут лишь в том контексте, который их породил.

Окказионализмы — слова, созданные в противоречии с законами словообразования, вопреки этим законам.

Окказионализмы создаются не только писателями, но и обыкновенными людьми.

Окказионализмы обычно не становятся фактами общенародного языка, а живут лишь в том контексте, который их породил.

В. Хлебников - создатель окказионализмов

В. Хлебников - создатель окказионализмов

Окказионализмы в загадках   Шло с поля мычало,   Несло на шее бренчало.   Вдруг навстречу ему брехало!   Раскрыло свое кусало и зарычало!   А мычало   Подняло махало,   Выставило бодало   И пошло на брехало.   А оно поджало виляло   И прочь побежало…

Окказионализмы в загадках

Шло с поля мычало,

Несло на шее бренчало.

Вдруг навстречу ему брехало!

Раскрыло свое кусало и зарычало!

А мычало

Подняло махало,

Выставило бодало

И пошло на брехало.

А оно поджало виляло

И прочь побежало…

Методические рекомендации для учителей, проводящих курс   Главное направление элективного курса - проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, сосредоточение внимания на структурных элементах языка для более глубокого понимания роли слова в речи.  Приемы, методы и формы работы ориентированы на наблюдение за речью и сбор соответствующего языкового материала, самостоятельность и творчество.  Курс может служить базой для приобщения учащихся к нравственным, эстетическим ценностям через эталонное использование слова, его строения, употребления в разных функциональных стилях.

Методические рекомендации для учителей, проводящих курс

  • Главное направление элективного курса - проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, сосредоточение внимания на структурных элементах языка для более глубокого понимания роли слова в речи.
  • Приемы, методы и формы работы ориентированы на наблюдение за речью и сбор соответствующего языкового материала, самостоятельность и творчество.
  • Курс может служить базой для приобщения учащихся к нравственным, эстетическим ценностям через эталонное использование слова, его строения, употребления в разных функциональных стилях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!