Феномен «клипового» мышления. Распознавание и профилактика
?
В наше время мы всё чаще сталкиваемся с тем, что современные школьники не могут сосредоточиться, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть, имеют низкий коэффициент усвоения знаний.
В чём же дело?
?
Понятие клипового мышления
Клиповое мышление («clip» с англ. – какой-либо фрагмент текста, отрывок из фильма или вырезка из газеты/журнала) – это способность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания, например, через ленту теленовостей, небольших статей или коротких видеоклипов.
Факторы, породившие клиповое мышление:
- ускорение темпа жизни;
- глобализация – сложный процесс мировой интеграции стран;
- возрастание объема информационного потока, что порождает необходимость подачи информации в сокращенном виде;
- потребность в большей актуальности информации и скорости ее получения;
- повышение разнообразия поступающей информации;
- увеличение количества дел, которыми
человек занимается одновременно.
Психологические основы клипового мышления
«… мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания».
Л.С. Выготский
В современных условиях единого информационного пространства у учащихся формируется мотивация активного использования информационных ресурсов, которая развивается благодаря интересу, доступности, образности, легкости и вариативности информации.
Основные мотивы современных учеников
Характерны для детей 7 – 11 лет
- Развлечения
- Личное общение
- Образование
- Общение
- Познание мира
- Самореализация и развитие личности
Характерны для подростков 12 – 14 лет
Характерны для подростков 15 – 18 лет
Физиологические основы клипового мышления
Клиповое мышление – это поверхностный процесс восприятия, на основе которого строится деятельность центральной нервной системы школьника, позволяющий давать быструю ответную реакцию на стремительно изменяющуюся обстановку или информацию.
Классическое понимание мышления
Мышление (понятийное) – это вид мышления, при котором используются понятия и логические конструкции. Освоение новых понятий и логических конструкций прекрасно тренирует умственные способности и полезно детям для общего интеллектуального развития.
Отличия мышления современного ребёнка от классического
При клиповом мышлении не формируются основные формы мышления:
Понятие
Суждение
Рассуждение
Умозаключение
Мозг не может быстро произвести действия по плану:
Внимание
Восприятие
Мышление
Память
Воображение
Воспроизведение
Он действует по короткой схеме:
Кратковременная память
Внимание
Последствия клипового мышления
- Снижение устойчивости внимания. Если 10 лет назад ребенок мог удерживать внимание 45 минут, то сейчас 10-15 минут.
- Рассеянность и гиперактивность.
- Хорошее развитие переключаемости и распределения внимания.
- Преобладание развития кратковременной памяти над долговременной.
Последствия
клипового мышления
- Языковой минимализм, речевая бедность.
- Предпочтение изображений углублению в текст.
- Катастрофическое снижение способности к логическому анализу, концентрации и выстраиванию длинных логических цепочек.
- Неспособность восприятия больших текстов.
9
Последствия
клипового мышления
- Формирование непоследовательного восприятия, сложности в текстовом восприятии. Дети воспринимают информацию по принципу клипа.
- Снижение способности воображения, рефлексии, понимания, в том числе, понимания другого человека.
- Потеря желания познавать и создавать новое.
- Утрата и такой важной составляющей жизни как живая коммуникация, живое общение.
Однако!
По мнению многих специалистов, клиповое мышление способствует благополучной адаптации в информационном обществе.
В условиях динамичного информационного обмена необходимо перерабатывать огромное количество самой разнообразной информации, и человеку, обладающему только понятийным мышлением, такая задача оказывается не по силам.
Дорогие учителя и родители, Вам важно знать и учитывать!
- Дети не виноваты , что они не любят читать книги.
- Клиповое мышление школьников – это не их вина, это их реальность .
- Невысокий уровень обучаемости некоторых учащихся связан с тем, что материал в школе построен по линейному принципу . Это служит основой для возникновения разрыва между требованиями и возможностями.
- Изучая точные предметы, которые неизбежно построены по линейному принципу, ученики даже не понимают , чего от них хотят.
Основные проблемы и приёмы их решения
«Школьник не способен долго концентрироваться на информации, при этом у него заметно снижается способность к анализу, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой информацией.
Учитывающий педагогический прием:
исследование объекта с разных сторон, а также проведение логического и сравнительного анализа свойств объекта в процессе занятий.
Школьники мало читают и не понимают смысла прочитанного, быстро забывают то, чему их недавно учили и не могут осилить пройденные темы. Школьник в значительной степени теряет способность анализировать информацию.
Смягчающий педагогический прием: неоднократное изучение объекта в различных контекстах; системный подход с исследованием объекта в различной связи.
Педагогический учет этого свойства клипового мышления : приводить практические примеры, направленные на актуализацию темы, повышение уровня приоритетности решения учебных задач в текущий отрезок времени.
При клиповом мышлении развивается многозадачность мышления обучающихся, что может отвлекать от темы занятий.
Школьники не могут удерживать состояние концентрации в течение длительного времени.
Рекомендуемый метод:
чтение и закрепление прочитанного: обсуждение, конспектирование и т.д., что способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.
Рекомендации
Для родителей
Предложите своим детям альтернативу гаджетам:
- Проводите больше времени вместе за развивающими играми и на свежем воздухе.
- Стимулируйте чтение художественной литературы собственным примером.
Рекомендации
Для родителей
- Показывайте, что вы цените чтение.
- Постоянно обращайтесь к книжным примерам.
- Начните читать вместе .
- Прослушивайте аудиокниги.
- Обсуждайте вместе прочитанное .
- Пусть ребёнок читает вслух.
Рекомендации
Для учителей
- Включение в учебный процесс элементов «клиповой» подачи информации, т.е. постоянное изменение формы восприятия: слушать, писать, смотреть.
- Использование наглядного материала .
- Приведение примеров применения получаемых знаний.
- Упрощение изучаемого материала (разделение его на блоки).
- Многократное повторение изученного материала.
Спасибо за внимание!