СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Феномен «клипового» мышления. Распознавание и профилактика»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  «Феномен «клипового» мышления. Распознавание и профилактика».

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Феномен «клипового» мышления. Распознавание и профилактика»»

Феномен «клипового» мышления. Распознавание и профилактика

Феномен «клипового» мышления. Распознавание и профилактика

? В наше время мы всё чаще сталкиваемся с тем, что современные школьники не могут сосредоточиться, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть, имеют низкий коэффициент усвоения знаний. В чём же дело? ?

?

В наше время мы всё чаще сталкиваемся с тем, что современные школьники не могут сосредоточиться, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть, имеют низкий коэффициент усвоения знаний.

В чём же дело?

?

Понятие клипового мышления Клиповое мышление («clip» с англ. – какой-либо фрагмент текста, отрывок из фильма или вырезка из газеты/журнала)  – это способность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания, например, через ленту теленовостей, небольших статей или коротких видеоклипов.

Понятие клипового мышления

Клиповое мышление («clip» с англ. – какой-либо фрагмент текста, отрывок из фильма или вырезка из газеты/журнала) – это способность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания, например, через ленту теленовостей, небольших статей или коротких видеоклипов.

Факторы, породившие клиповое мышление: ускорение темпа жизни; глобализация – сложный процесс мировой интеграции стран; возрастание объема информационного потока, что порождает необходимость подачи информации в сокращенном виде; потребность в большей актуальности информации и скорости ее получения; повышение разнообразия поступающей информации; увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно.

Факторы, породившие клиповое мышление:

  • ускорение темпа жизни;
  • глобализация – сложный процесс мировой интеграции стран;
  • возрастание объема информационного потока, что порождает необходимость подачи информации в сокращенном виде;
  • потребность в большей актуальности информации и скорости ее получения;
  • повышение разнообразия поступающей информации;
  • увеличение количества дел, которыми

человек занимается одновременно.

Психологические основы клипового мышления «… мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания». Л.С. Выготский В современных условиях единого информационного пространства у учащихся формируется мотивация активного использования информационных ресурсов, которая развивается благодаря интересу, доступности, образности, легкости и вариативности информации.

Психологические основы клипового мышления

«… мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания».

Л.С. Выготский

В современных условиях единого информационного пространства у учащихся формируется мотивация активного использования информационных ресурсов, которая развивается благодаря интересу, доступности, образности, легкости и вариативности информации.

Основные мотивы современных учеников Характерны для детей 7 – 11 лет Развлечения Личное общение Образование Общение Познание мира Самореализация и развитие личности Характерны для подростков 12 – 14 лет Характерны для подростков 15 – 18 лет

Основные мотивы современных учеников

Характерны для детей 7 – 11 лет

  • Развлечения
  • Личное общение
  • Образование
  • Общение
  • Познание мира
  • Самореализация и развитие личности

Характерны для подростков 12 – 14 лет

Характерны для подростков 15 – 18 лет

Физиологические основы клипового мышления Клиповое мышление – это поверхностный процесс восприятия, на основе которого строится деятельность центральной нервной системы школьника, позволяющий давать быструю ответную реакцию на стремительно изменяющуюся обстановку или информацию.

Физиологические основы клипового мышления

Клиповое мышление – это поверхностный процесс восприятия, на основе которого строится деятельность центральной нервной системы школьника, позволяющий давать быструю ответную реакцию на стремительно изменяющуюся обстановку или информацию.

Классическое понимание мышления Мышление (понятийное) – это вид мышления, при котором используются понятия и логические конструкции. Освоение новых понятий и логических конструкций прекрасно тренирует умственные способности и полезно детям для общего интеллектуального развития.

Классическое понимание мышления

Мышление (понятийное) – это вид мышления, при котором используются понятия и логические конструкции. Освоение новых понятий и логических конструкций прекрасно тренирует умственные способности и полезно детям для общего интеллектуального развития.

Отличия мышления современного ребёнка от классического При клиповом мышлении не формируются основные формы мышления: Понятие Суждение Рассуждение Умозаключение Мозг не может быстро произвести действия по плану: Внимание Восприятие Мышление Память Воображение Воспроизведение Он действует по короткой схеме: Кратковременная память Внимание

Отличия мышления современного ребёнка от классического

При клиповом мышлении не формируются основные формы мышления:

Понятие

Суждение

Рассуждение

Умозаключение

Мозг не может быстро произвести действия по плану:

Внимание

Восприятие

Мышление

Память

Воображение

Воспроизведение

Он действует по короткой схеме:

Кратковременная память

Внимание

Последствия клипового мышления Снижение устойчивости внимания. Если 10 лет назад ребенок мог удерживать внимание 45 минут, то сейчас 10-15 минут. Рассеянность и гиперактивность. Хорошее развитие переключаемости и распределения внимания. Преобладание развития кратковременной памяти над долговременной.

Последствия клипового мышления

  • Снижение устойчивости внимания. Если 10 лет назад ребенок мог удерживать внимание 45 минут, то сейчас 10-15 минут.
  • Рассеянность и гиперактивность.
  • Хорошее развитие переключаемости и распределения внимания.
  • Преобладание развития кратковременной памяти над долговременной.
Последствия клипового мышления Языковой минимализм, речевая бедность. Предпочтение изображений углублению в текст. Катастрофическое снижение способности к логическому анализу, концентрации и выстраиванию длинных логических цепочек. Неспособность восприятия больших текстов. 9

Последствия

клипового мышления

  • Языковой минимализм, речевая бедность.
  • Предпочтение изображений углублению в текст.
  • Катастрофическое снижение способности к логическому анализу, концентрации и выстраиванию длинных логических цепочек.
  • Неспособность восприятия больших текстов.

9

Последствия клипового мышления Формирование непоследовательного восприятия, сложности в текстовом восприятии. Дети воспринимают информацию по принципу клипа. Снижение способности воображения, рефлексии, понимания, в том числе, понимания другого человека. Потеря желания познавать и создавать новое. Утрата и такой важной составляющей жизни как живая коммуникация, живое общение.

Последствия

клипового мышления

  • Формирование непоследовательного восприятия, сложности в текстовом восприятии. Дети воспринимают информацию по принципу клипа.
  • Снижение способности воображения, рефлексии, понимания, в том числе, понимания другого человека.
  • Потеря желания познавать и создавать новое.
  • Утрата и такой важной составляющей жизни как живая коммуникация, живое общение.
Однако! По мнению многих специалистов, клиповое мышление способствует благополучной адаптации в информационном обществе. В условиях динамичного информационного обмена необходимо перерабатывать огромное количество самой разнообразной информации, и человеку, обладающему только понятийным мышлением, такая задача оказывается не по силам.

Однако!

По мнению многих специалистов, клиповое мышление способствует благополучной адаптации в информационном обществе.

В условиях динамичного информационного обмена необходимо перерабатывать огромное количество самой разнообразной информации, и человеку, обладающему только понятийным мышлением, такая задача оказывается не по силам.

Дорогие учителя и родители, Вам  важно знать и учитывать!  Дети не виноваты , что они не любят читать книги. Клиповое мышление школьников – это не их вина, это их реальность . Невысокий уровень обучаемости некоторых учащихся связан с тем, что материал в школе построен по линейному принципу . Это служит основой для возникновения разрыва между требованиями и возможностями. Изучая точные предметы, которые неизбежно построены по линейному принципу, ученики даже не понимают , чего от них хотят.

Дорогие учителя и родители, Вам важно знать и учитывать!

  • Дети не виноваты , что они не любят читать книги.
  • Клиповое мышление школьников – это не их вина, это их реальность .
  • Невысокий уровень обучаемости некоторых учащихся связан с тем, что материал в школе построен по линейному принципу . Это служит основой для возникновения разрыва между требованиями и возможностями.
  • Изучая точные предметы, которые неизбежно построены по линейному принципу, ученики даже не понимают , чего от них хотят.
Основные проблемы и приёмы их решения «Школьник не способен долго концентрироваться на информации, при этом у него заметно снижается способность к анализу, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой информацией. Учитывающий педагогический прием: исследование объекта с разных сторон, а также проведение логического и сравнительного анализа свойств объекта в процессе занятий.  Школьники мало читают и не понимают смысла прочитанного, быстро забывают то, чему их недавно учили и не могут осилить пройденные темы. Школьник в значительной степени теряет способность анализировать информацию. Смягчающий педагогический прием: неоднократное изучение объекта в различных контекстах; системный подход с исследованием объекта в различной связи.

Основные проблемы и приёмы их решения

«Школьник не способен долго концентрироваться на информации, при этом у него заметно снижается способность к анализу, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой информацией.

Учитывающий педагогический прием:

исследование объекта с разных сторон, а также проведение логического и сравнительного анализа свойств объекта в процессе занятий.

Школьники мало читают и не понимают смысла прочитанного, быстро забывают то, чему их недавно учили и не могут осилить пройденные темы. Школьник в значительной степени теряет способность анализировать информацию.

Смягчающий педагогический прием: неоднократное изучение объекта в различных контекстах; системный подход с исследованием объекта в различной связи.

Педагогический учет этого свойства клипового мышления : приводить практические примеры, направленные на актуализацию темы, повышение уровня приоритетности решения учебных задач в текущий отрезок времени. При клиповом мышлении развивается многозадачность мышления обучающихся, что может отвлекать от темы занятий. Школьники не могут удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Рекомендуемый метод:  чтение и закрепление прочитанного: обсуждение, конспектирование и т.д., что способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.

Педагогический учет этого свойства клипового мышления : приводить практические примеры, направленные на актуализацию темы, повышение уровня приоритетности решения учебных задач в текущий отрезок времени.

При клиповом мышлении развивается многозадачность мышления обучающихся, что может отвлекать от темы занятий.

Школьники не могут удерживать состояние концентрации в течение длительного времени.

Рекомендуемый метод:

чтение и закрепление прочитанного: обсуждение, конспектирование и т.д., что способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.

Рекомендации Для родителей Предложите своим детям альтернативу гаджетам: Проводите больше времени вместе за развивающими играми и на свежем воздухе. Стимулируйте чтение художественной литературы  собственным  примером.

Рекомендации

Для родителей

Предложите своим детям альтернативу гаджетам:

  • Проводите больше времени вместе за развивающими играми и на свежем воздухе.
  • Стимулируйте чтение художественной литературы собственным примером.

Рекомендации Для родителей Показывайте, что вы цените чтение. Постоянно обращайтесь к книжным примерам. Начните читать вместе . Прослушивайте аудиокниги. Обсуждайте вместе прочитанное . Пусть ребёнок читает вслух.

Рекомендации

Для родителей

  • Показывайте, что вы цените чтение.
  • Постоянно обращайтесь к книжным примерам.
  • Начните читать вместе .
  • Прослушивайте аудиокниги.
  • Обсуждайте вместе прочитанное .
  • Пусть ребёнок читает вслух.
Рекомендации Для учителей Включение в учебный процесс элементов «клиповой» подачи информации, т.е. постоянное изменение формы восприятия: слушать, писать, смотреть. Использование наглядного материала . Приведение примеров применения получаемых знаний. Упрощение изучаемого материала (разделение его на блоки). Многократное повторение  изученного материала.

Рекомендации

Для учителей

  • Включение в учебный процесс элементов «клиповой» подачи информации, т.е. постоянное изменение формы восприятия: слушать, писать, смотреть.
  • Использование наглядного материала .
  • Приведение примеров применения получаемых знаний.
  • Упрощение изучаемого материала (разделение его на блоки).
  • Многократное повторение изученного материала.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!