Фонетика – наука о звуках
Презентация для 5 класса
Автор: Гаврилова Татьяна
Владимировна, учитель русского
Языка и литературы
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые…
(«От топота копыт пыль по полю летит» – [ т ] , [ п ] , [ к ] .)
Звукопись
Вспомните скороговорки, в которых передаются звуки, мчащейся конницы
– Каким звуком можно изобразить полет жука ? (Звуком [ ж ] : «Жутко жуку сидеть на суку» .)
Вопрос - ответ
Как называется наука, изучающая звуки речи?
Фонетика
Что изучает орфоэпия?
Правильное произношение
Что изучает графика?
Обозначение звуков буквами
– А сколько же звуков в природе?
– А сколько же звуков в природе?
– А сколько же звуков в природе?
- – Отгадайте загадку: «Его не видно, в руки не взять, но зато слышно»
Звук
– А сколько же звуков в природе?
Сколько на свете звуков?
Сколько звуков у речи?
Сколько в лесу – снежинок,
Ответ
Сколько струек у речки.
Сколько в дожде – дождинок.
Сколько в песке – песчинок
Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу.
Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что …
Закричал охотник: – Ой!
Двери гонятся за мной!
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке!
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова
Жили-были КОТ и КИТ.
КОТ – огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал. КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся !
Время так проводит КИТ:
Ночью бродит, днем храпит…
КИТ любил залезть повыше.
Ночью песни пел на крыше.
Позовешь его: «Кис-кис!»
Он охотно спрыгнет вниз .
ученый И. А. Бодуэн де Куртенэ дал звукам красивое имя – фонема .
Читаем упр.381
Стихотворение Бориса Заходера
«Песенка – азбука»
Тридцать две родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся! К вам они сейчас спешат, Славные сестрицы, - Очень просим всех ребят С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже! 3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно! П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, - Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -
Вот и все они, друзья! Познакомьтесь с ними, дети! Вот они - стоят рядком. Очень плохо жить на свете Тем, кто с ними не знаком!
!
Подумайте, каких букв нет в стихотворении, и запишите алфавит, все 33 буквы.
Читаем § 31 - 38 Теория
Заполните таблицу
Раздел науки о языке
Что изучается в разделе?
Проверка
Раздел науки о языке
Фонетика
Орфоэпия
Графика
Что изучается в разделе?
Звуки речи
Правила произношения
Обозначение звуков буквами
Выполнение упражнений.
Упр. № 385–388, 396 – устно.
Упр. № 379 или упр. № 383 – письменно по выбору .
Спасибо за работу на уроке.
- Волк и Красная Шапочка http://s48.radikal.ru/i120/0901/66/8b7240c0a828.jpg
- В сказочном лесу http://s61.radikal.ru/i173/0901/d0/13c95ea52fd7.jpg
- Волк и Красная Шапочка (2) http://www.grafamania.net/uploads/posts/2009-02/1233909504_krasnaja-shapochka.jpg