СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Фонетика - наука о звуках"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация выполнена к уроку в 5 классе с учетом требований ФГОС, содержит занимательный материал, использование которого позволяет лучше усвоить материал. Кроме того, на этапе закрепления предлагается заполнить таблицу, чтобы можно было проверить степень усвоения теории учащимися.

Просмотр содержимого документа
«презентация "Фонетика - наука о звуках"»

Фонетика – наука о звуках Презентация для 5 класса Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна, учитель русского Языка и литературы

Фонетика – наука о звуках

Презентация для 5 класса

Автор: Гаврилова Татьяна

Владимировна, учитель русского

Языка и литературы

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые…

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые…

     («От топота копыт пыль по полю летит»  – [ т ] , [ п ] , [ к ] .) Звукопись Вспомните скороговорки, в которых передаются звуки, мчащейся конницы – Каким звуком можно изобразить полет жука ? (Звуком [ ж ] :  «Жутко жуку сидеть на суку» .)

(«От топота копыт пыль по полю летит» [ т ] , [ п ] , [ к ] .)

Звукопись

Вспомните скороговорки, в которых передаются звуки, мчащейся конницы

Каким звуком можно изобразить полет жука ? (Звуком [ ж ] : «Жутко жуку сидеть на суку» .)

Вопрос - ответ Как называется наука, изучающая звуки речи? Фонетика Что изучает орфоэпия? Правильное произношение Что изучает графика? Обозначение звуков буквами

Вопрос - ответ

Как называется наука, изучающая звуки речи?

Фонетика

Что изучает орфоэпия?

Правильное произношение

Что изучает графика?

Обозначение звуков буквами

– А сколько же звуков в природе? – А сколько же звуков в природе? – А сколько же звуков в природе? – Отгадайте загадку: «Его не видно, в руки не взять, но зато слышно» Звук – А сколько же звуков в природе?

– А сколько же звуков в природе?

– А сколько же звуков в природе?

– А сколько же звуков в природе?

  • Отгадайте загадку: «Его не видно, в руки не взять, но зато слышно»

Звук

А сколько же звуков в природе?

Сколько на свете звуков? Сколько звуков у речи? Сколько в лесу – снежинок,  Ответ Сколько струек у речки. Сколько в дожде – дождинок. Сколько в песке – песчинок

Сколько на свете звуков?

Сколько звуков у речи?

Сколько в лесу – снежинок,

Ответ

Сколько струек у речки.

Сколько в дожде – дождинок.

Сколько в песке – песчинок

Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что …

Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу.

Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что …

Закричал охотник: – Ой! Двери гонятся за мной! Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке! Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. Старый дедушка Пахом  На козе скакал верхом. На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву. Мама с бочками пошла По дороге вдоль села. Синеет море перед нами, Летают майки над  волнами.

Закричал охотник: – Ой!

Двери гонятся за мной!

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке!

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова Жили-были КОТ и КИТ. КОТ – огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся ! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днем храпит… КИТ любил залезть повыше. Ночью песни пел на крыше. Позовешь его: «Кис-кис!» Он охотно спрыгнет вниз .

А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова

Жили-были КОТ и КИТ.

КОТ – огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал. КОТ пыхтел.

КИТ купаться не хотел

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся !

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днем храпит…

КИТ любил залезть повыше.

Ночью песни пел на крыше.

Позовешь его: «Кис-кис!»

Он охотно спрыгнет вниз .

ученый И. А. Бодуэн де Куртенэ дал звукам красивое имя – фонема . Читаем упр.381

ученый И. А. Бодуэн де Куртенэ дал звукам красивое имя – фонема .

Читаем упр.381

Стихотворение Бориса Заходера «Песенка – азбука» Тридцать две родных сестрицы,   Писаных красавицы,   На одной живут странице,   А повсюду славятся!   К вам они сейчас спешат,   Славные сестрицы, -   Очень просим всех ребят   С ними подружиться!   А, Б, В, Г, Д, Е, Ж Прикатили на еже!   3, И, К, Л, М, Н, О Дружно вылезли в окно!   П, Р, С, Т, У, Ф, X Оседлали петуха, -   Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я - Вот и все они, друзья!   Познакомьтесь с ними, дети!   Вот они - стоят рядком.   Очень плохо жить на свете   Тем, кто с ними не знаком! !

Стихотворение Бориса Заходера

«Песенка – азбука»

Тридцать две родных сестрицы,  Писаных красавицы,  На одной живут странице,  А повсюду славятся!  К вам они сейчас спешат,  Славные сестрицы, -  Очень просим всех ребят  С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!  3, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!  П, Р, С, Т, У, Ф, X

Оседлали петуха, -  Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -

Вот и все они, друзья!  Познакомьтесь с ними, дети!  Вот они - стоят рядком.  Очень плохо жить на свете  Тем, кто с ними не знаком!

!

Подумайте, каких букв нет в стихотворении, и запишите алфавит, все 33 буквы. Читаем § 31 - 38 Теория

Подумайте, каких букв нет в стихотворении, и запишите алфавит, все 33 буквы.

Читаем § 31 - 38 Теория

Заполните таблицу Раздел науки о языке Что изучается в разделе?

Заполните таблицу

Раздел науки о языке

Что изучается в разделе?

Проверка Раздел науки о языке Фонетика Орфоэпия Графика Что изучается в разделе? Звуки речи Правила произношения Обозначение звуков буквами

Проверка

Раздел науки о языке

Фонетика

Орфоэпия

Графика

Что изучается в разделе?

Звуки речи

Правила произношения

Обозначение звуков буквами

Выполнение упражнений. Упр. № 385–388, 396 – устно. Упр. № 379 или упр. № 383 – письменно по выбору . Спасибо за работу на уроке.

Выполнение упражнений.

Упр. № 385–388, 396 – устно.

Упр. № 379 или упр. № 383 – письменно по выбору .

Спасибо за работу на уроке.

 Волк и Красная Шапочка http://s48.radikal.ru/i120/0901/66/8b7240c0a828.jpg  В сказочном лесу http://s61.radikal.ru/i173/0901/d0/13c95ea52fd7.jpg   Волк и Красная Шапочка (2) http://www.grafamania.net/uploads/posts/2009-02/1233909504_krasnaja-shapochka.jpg
  • Волк и Красная Шапочка http://s48.radikal.ru/i120/0901/66/8b7240c0a828.jpg
  • В сказочном лесу http://s61.radikal.ru/i173/0901/d0/13c95ea52fd7.jpg
  • Волк и Красная Шапочка (2) http://www.grafamania.net/uploads/posts/2009-02/1233909504_krasnaja-shapochka.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!