СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Фортепианный цикл "Времена года" Чайковский". Авторская разработка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация об истории создания цикла "Времена года" с характеристикой пьес. Можно использовать в 6 классе в разделе "Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в тв-ве русских композиторов" и в 5 классе  в разделе "Картины природы в музыке и в ИЗО", т.к. в презентации использованы картины русских живописцев.

Просмотр содержимого презентации
«1.Зима»

П.И. Чайковский  Времена года. Зима

П.И. Чайковский Времена года. Зима

«Декабрь. Святки»

«Декабрь. Святки»

Раз в крещенский вечерок  Девушки гадали:  За ворота башмачок,  Сняв с ноги, бросали.
  • Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали.

В.А. Жуковский

Святками в России называют время от Рождества до Крещения. Это весёлый праздник, в котором христианство переплетено с языческими верованиями.
  • Святками в России называют время от Рождества до Крещения. Это весёлый праздник, в котором христианство переплетено с языческими верованиями.
На Святки ходили ряженые, пели святочные песни, их угощали и одаривали подарками.
  • На Святки ходили ряженые, пели святочные песни, их угощали и одаривали подарками.
Девушки гадали, ждали своих суженых.
  • Девушки гадали, ждали своих суженых.
Этой пьесе композитор дал подзаголовок «Вальс». Вальс был самым популярным танцем в салонах и на домашних танцевальных вечерах.
  • Этой пьесе композитор дал подзаголовок «Вальс». Вальс был самым популярным танцем в салонах и на домашних танцевальных вечерах.
Заканчивается пьеса вальсом, который все танцуют вокруг рождественской ёлки.
  • Заканчивается пьеса вальсом, который все танцуют вокруг рождественской ёлки.
«Январь. У камелька»

«Январь. У камелька»

  И мирной неги уголок  Ночь сумраком одела,  В камине гаснет уголёк,  И свечка нагорела.  А.С. Пушкин

 

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет уголёк,

И свечка нагорела.

А.С. Пушкин

Камелёк – это русское название камина в дворянском доме или какого-либо очага в крестьянском жилище.
  • Камелёк – это русское название камина в дворянском доме или какого-либо очага в крестьянском жилище.
В долгие зимние вечера у очага (камина) зимой собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические.
  • В долгие зимние вечера у очага (камина) зимой собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические.
В дворянских семьях у камина музицировали, читали, беседовали или, как сказали бы сейчас, общались.
  • В дворянских семьях у камина музицировали, читали, беседовали или, как сказали бы сейчас, общались.
Но иногда у камина просто сидели в размышлении, ведь известно, что огонь и вода всегда притягивают взгляд человека и побуждают к задумчивому созерцанию.

Но иногда у камина просто сидели в размышлении, ведь известно, что огонь и вода всегда притягивают взгляд человека и побуждают к задумчивому созерцанию.

Музыка этой пьесы элегичная, мечтательная, спокойная, но в первой части слышны выразительные интонации, это как бы человеческая речь, короткие фразы, которыми обмениваются люди, задумчиво смотрящие на пламя. Вторая часть более оживлённая, а третья как бы повторяет первую, но воспоминания, навеянные раздумьями, уступают место реальности…
  • Музыка этой пьесы элегичная, мечтательная, спокойная, но в первой части слышны выразительные интонации, это как бы человеческая речь, короткие фразы, которыми обмениваются люди, задумчиво смотрящие на пламя.
  • Вторая часть более оживлённая, а третья как бы повторяет первую, но воспоминания, навеянные раздумьями, уступают место реальности…
«Февраль. Масленица»

«Февраль. Масленица»

Скоро масленицы бойкой Закипит широкий пир. П.А. Вяземский

Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир.

П.А. Вяземский

Известно, что масленица – это последняя неделя перед Великим постом. Она отличается шумными гуляньями, блинами – всё это языческие традиции, но они плотно вошли в жизнь людей и считаются необходимыми атрибутами, предваряющими начало Великого поста, а также символизируют проводы зимы и встречу весны.

Известно, что масленица – это последняя неделя перед Великим постом. Она отличается шумными гуляньями, блинами – всё это языческие традиции, но они плотно вошли в жизнь людей и считаются необходимыми атрибутами, предваряющими начало Великого поста, а также символизируют проводы зимы и встречу весны.

И вот эту картину народного гулянья рисует композитор в пьесе. Она состоит из калейдоскопических картинок, которые сменяют одна другую, но одна главная тема в пьесе присутствует постоянно: тема народного гулянья.
  • И вот эту картину народного гулянья рисует композитор в пьесе. Она состоит из калейдоскопических картинок, которые сменяют одна другую, но одна главная тема в пьесе присутствует постоянно: тема народного гулянья.

Просмотр содержимого презентации
«2.Весна»

П.И. Чайковский  Времена года. Весна

П.И. Чайковский Времена года. Весна

Поле зыблется цветами, В небе льются светы волны. Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны. А.Н. Майков

Поле зыблется цветами,

В небе льются светы волны.

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

А.Н. Майков

Пение жаворонка в России связано с приходом весны. Лирическая мелодия весны и трели, имитирующие трели жаворонка, – вот основные темы этой пьесы. Музыкальная картинка настолько яркая, что даже маленькие дети, не зная названия пьесы, угадывают в ней звуки птичьего пения.
  • Пение жаворонка в России связано с приходом весны. Лирическая мелодия весны и трели, имитирующие трели жаворонка, – вот основные темы этой пьесы. Музыкальная картинка настолько яркая, что даже маленькие дети, не зная названия пьесы, угадывают в ней звуки птичьего пения.
«Апрель. Подснежник»

«Апрель. Подснежник»

Голубенький, чистый Подснежник-цветок, А подле сквозистый Последний снежок. Последние слёзы О горе былом И первые грёзы О счастье ином… А.Н. Майков

Голубенький, чистый

Подснежник-цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слёзы

О горе былом

И первые грёзы

О счастье ином…

А.Н. Майков

У этой пьесы ритм вальса, но она наполнена нетерпеливым волнением, порывом, что свойственно первым чувствам, когда сердце полно ожиданием новых встреч…
  • У этой пьесы ритм вальса, но она наполнена нетерпеливым волнением, порывом, что свойственно первым чувствам, когда сердце полно ожиданием новых встреч…
Первый весенний цветок так же трогателен, как трогательна первая любовь, которую скрывают до поры до времени, но вот уже скрыть её невозможно – и она, как подснежник, вырывается наружу…
  • Первый весенний цветок так же трогателен, как трогательна первая любовь, которую скрывают до поры до времени, но вот уже скрыть её невозможно – и она, как подснежник, вырывается наружу…
Весна пробуждает не только природу, но и человеческие чувства.
  • Весна пробуждает не только природу, но и человеческие чувства.
«Май. Белые ночи»

«Май. Белые ночи»

Какая ночь!  На всём какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает Май! А.А. Фет

Какая ночь!

На всём какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает Май!

А.А. Фет

В этой пьесе создан городской пейзаж, знаменитые петербургские белые ночи, когда воздух полон романтического настроения, когда хочется гулять всю ночь и дышать весной, вздыхать от восторга, мечтать о счастье…
  • В этой пьесе создан городской пейзаж, знаменитые петербургские белые ночи, когда воздух полон романтического настроения, когда хочется гулять всю ночь и дышать весной, вздыхать от восторга, мечтать о счастье…
Чайковский любил Петербург, здесь прошла бо́льшая часть его жизни: учёба, становление как композитора, артистический успех.
  • Чайковский любил Петербург, здесь прошла бо́льшая часть его жизни: учёба, становление как композитора, артистический успех.

Просмотр содержимого презентации
«3.Лето»

П.И.Чайковский  Времена года. Лето

П.И.Чайковский Времена года. Лето

«Июнь. Баркарола»

«Июнь. Баркарола»

Выйдем на берег, там волны Ноги нам будут лобзать. Звёзды с таинственной грустью Будут над нами сиять. А.Н. Плещеев

Выйдем на берег, там волны

Ноги нам будут лобзать.

Звёзды с таинственной грустью

Будут над нами сиять.

А.Н. Плещеев

Баркарола – песнь лодочника в итальянской народной музыке, в частности, в Венеции, где по улицам передвигаются на лодках. Там они называются гондолами. Песни эти певучие и плавные, как плавным бывает движение лодки. Именно такой – нежной и певучей – является эта пьеса.
  • Баркарола – песнь лодочника в итальянской народной музыке, в частности, в Венеции, где по улицам передвигаются на лодках. Там они называются гондолами. Песни эти певучие и плавные, как плавным бывает движение лодки. Именно такой – нежной и певучей – является эта пьеса.
Но пейзаж у Чайковского не итальянский, а петербургский, т.к. в городе на Неве много каналов и речек, по которым скользят лодки.
  • Но пейзаж у Чайковского не итальянский, а петербургский, т.к. в городе на Неве много каналов и речек, по которым скользят лодки.
Музыка первой части пьесы звучит выразительно и широко, затем настроение становится беззаботным и радостным, а в третьей части мелодия вновь становится спокойной и постепенно удаляется, заканчиваясь журчанием воды.
  • Музыка первой части пьесы звучит выразительно и широко, затем настроение становится беззаботным и радостным, а в третьей части мелодия вновь становится спокойной и постепенно удаляется, заканчиваясь журчанием воды.
«Июль. Песнь косаря»

«Июль. Песнь косаря»

Раззудись, плечо, Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня! А.В. Кольцов

Раззудись, плечо,

Размахнись, рука!

Ты пахни в лицо,

Ветер с полудня!

А.В. Кольцов

Это сцена из народной деревенской жизни. Пьеса состоит из трёх частей и вся наполнена народными напевами – во время косьбы на Руси всегда пели.
  • Это сцена из народной деревенской жизни. Пьеса состоит из трёх частей и вся наполнена народными напевами – во время косьбы на Руси всегда пели.
Первая и третья части – широкая и ритмичная песня, а средняя часть напоминает звуки русских народных  инструментов.  инструментов.  инструментов.  инструментов.  инструментов.
  • Первая и третья части – широкая и ритмичная песня, а средняя часть напоминает звуки русских народных

инструментов.

  • инструментов.
  • инструментов.
  • инструментов.
  • инструментов.
«Август. Жатва»

«Август. Жатва»

Люди семьями Рожь высокую! В копны частые Снопы сложены. От возов всю ночь Скрипит музыка. А.В. Кольцов

Люди семьями

Рожь высокую!

В копны частые

Снопы сложены.

От возов всю ночь

Скрипит музыка.

А.В. Кольцов

Жатва – важнейшая пора  в крестьянской жизни.
  • Жатва – важнейшая пора  в крестьянской жизни.

В поле обычно работали семьями, всегда при этом пели.

В рукописи Чайковского сделан подзаголовок «Скерцо», оживлённый темп. В жизни действительно во время уборки урожая хлеба всегда царило радостное оживление, душевный подъём.
  • В рукописи Чайковского сделан подзаголовок «Скерцо», оживлённый темп. В жизни действительно во время уборки урожая хлеба всегда царило радостное оживление, душевный подъём.
«Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж», – говорил композитор. Но изобразить это время при помощи музыкальных звуков он всё-таки смог.
  • «Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж», – говорил композитор. Но изобразить это время при помощи музыкальных звуков он всё-таки смог.

Просмотр содержимого презентации
«4.Осень»

П.И.Чайковский  Времена года. Осень

П.И.Чайковский Времена года. Осень

«Сентябрь. Охота»

«Сентябрь. Охота»

Пора, пора! Рога трубят, Псари в охотничьих уборах; Чем свет, уж на конях сидят; Борзые прыгают на сворах. А.С. Пушкин «Граф Нулин»

Пора, пора! Рога трубят,

Псари в охотничьих уборах;

Чем свет, уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах.

А.С. Пушкин «Граф Нулин»

Охота в российских дворянских поместьях в XIX в. в осенние месяцы была самой главной забавой и чередой приключений, поэтому готовились к этому событию заранее.
  • Охота в российских дворянских поместьях в XIX в. в осенние месяцы была самой главной забавой и чередой приключений, поэтому готовились к этому событию заранее.
И вот наступал момент, когда охота была разрешена. Охотой занимались не столько ради промысла, сколько ради азарта, проявления силы, ловкости, мужества… И все эти чувства присутствуют в пьесе, даже призывный звук рога.
  • И вот наступал момент, когда охота была разрешена. Охотой занимались не столько ради промысла, сколько ради азарта, проявления силы, ловкости, мужества… И все эти чувства присутствуют в пьесе, даже призывный звук рога.
«Октябрь. Осенняя песнь»

«Октябрь. Осенняя песнь»

Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят… А.К. Толстой

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят…

А.К. Толстой

Пожалуй, это самая известная пьеса цикла. Она входит в репертуар учеников музыкальной школы и является любимым произведением многих из них. И хотя тема пьесы – осень, грусть, увядание природы, но картина, нарисованная средствами музыки, настолько яркая и понятная, что маленькие музыканты с удовольствием сопереживают композитору в его чувстве грусти и любви к красоте русского осеннего пейзажа. То есть в этой пьесе слиты воедино пейзаж и чувства человека.
  • Пожалуй, это самая известная пьеса цикла. Она входит в репертуар учеников музыкальной школы и является любимым произведением многих из них. И хотя тема пьесы – осень, грусть, увядание природы, но картина, нарисованная средствами музыки, настолько яркая и понятная, что маленькие музыканты с удовольствием сопереживают композитору в его чувстве грусти и любви к красоте русского осеннего пейзажа. То есть в этой пьесе слиты воедино пейзаж и чувства человека.
«Ноябрь. На тройке»

«Ноябрь. На тройке»

Не гляди же с тоской на дорогу, И за тройкой вослед не спеши. И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда затуши. Н.А. Некрасов

Не гляди же с тоской

на дорогу,

И за тройкой вослед

не спеши.

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши.

Н.А. Некрасов

В Средней России в ноябре уже выпадает снег, поэтому появление тройки лошадей с колокольчиками под дугой – явление обычное.
  • В Средней России в ноябре уже выпадает снег, поэтому появление тройки лошадей с колокольчиками под дугой – явление обычное.
Начинается пьеса широкой мелодией, которая символизирует русские просторы.
  • Начинается пьеса широкой мелодией, которая символизирует русские просторы.
Вдруг вдали слышен звон приближающихся колокольчиков, они всё ближе, ближе, и вот их звон переходит в песню ямщика.
  • Вдруг вдали слышен звон приближающихся колокольчиков, они всё ближе, ближе, и вот их звон переходит в песню ямщика.
Пронеслась тройка, и звон колокольчиков постепенно удаляется и затем исчезает.
  • Пронеслась тройка, и звон колокольчиков постепенно удаляется и затем исчезает.

Просмотр содержимого презентации
«1.Времена года Чайковский»

«Времена года» П.И. Чайковский

«Времена года» П.И. Чайковский

Фортепьянный цикл П.И. Чайковского «Времена года» – одно из самых популярных сочинений. Пьесы этого цикла исполняют музыканты разных уровней: от учащихся музыкальных школ до известных пианистов. Незамысловатые, но трогательные музыкальные картинки покоряют сердца слушателей и исполнителей искренностью, чёткостью музыкального рисунка, неповторимым лиризмом, которым отличается любое произведение П.И. Чайковского.

Фортепьянный цикл П.И. Чайковского «Времена года» – одно из самых популярных сочинений. Пьесы этого цикла исполняют музыканты разных уровней: от учащихся музыкальных школ до известных пианистов.

Незамысловатые, но трогательные музыкальные картинки покоряют сердца слушателей и исполнителей искренностью, чёткостью музыкального рисунка, неповторимым лиризмом, которым отличается любое произведение П.И. Чайковского.

История создания цикла

История создания цикла

  • Удивительно, что сочинение, созданное по заказу, получилось таким лиричным. А создано оно было по заказу издателя журнала «Нувеллист» и основателя нотоиздательской фирмы М.И. Бернарда. Журнал был основан в 1842 г. «Нувеллист» - от слова «новелла», что значит - небольшой рассказ. В нём ежемесячно печатались новые сочинения русских и зарубежных композиторов, а также сообщались сведения о новинках музыкальной жизни в России и за рубежом. Журнал выходил ежемесячно, первого числа.
С этим журналом П.И. Чайковский сотрудничал с 1873 г., а в 1875 г. он получил заказ на фортепьянный цикл, причём заказ полностью был создан Бернардом, вплоть до названия самого сборника, каждой пьесы и поэтических эпиграфов. Правда, неизвестно, был ли композитор знаком с эпиграфами во время сочинения пьес или же они были прибавлены уже во время их издания. Тем не менее, изданные при жизни Чайковского экземпляры фортепьянного цикла «Времена года» эти эпиграфы содержали. Содержали они также и 12 картинок на обложке.
  • С этим журналом П.И. Чайковский сотрудничал с 1873 г., а в 1875 г. он получил заказ на фортепьянный цикл, причём заказ полностью был создан Бернардом, вплоть до названия самого сборника, каждой пьесы и поэтических эпиграфов. Правда, неизвестно, был ли композитор знаком с эпиграфами во время сочинения пьес или же они были прибавлены уже во время их издания. Тем не менее, изданные при жизни Чайковского экземпляры фортепьянного цикла «Времена года» эти эпиграфы содержали. Содержали они также и 12 картинок на обложке.
Содержание цикла

Содержание цикла

  • Сборник фортепьянных пьес П.И. Чайковского «Времена года» состоит из 12 небольших музыкальных зарисовок, которые соответствуют 12 месяцам года.
Январь. «У камелька» Февраль. «Масленица» Март. «Песня жаворонка» Апрель. «Подснежник» Май. «Белые ночи» Июнь. «Баркарола» Июль. «Песнь косаря» Август. «Жатва» Сентябрь. «Охота» Октябрь. «Осенняя песнь» Ноябрь. «На тройке» Декабрь. «Святки»
  • Январь. «У камелька»
  • Февраль. «Масленица»
  • Март. «Песня жаворонка»
  • Апрель. «Подснежник»
  • Май. «Белые ночи»
  • Июнь. «Баркарола»
  • Июль. «Песнь косаря»
  • Август. «Жатва»
  • Сентябрь. «Охота»
  • Октябрь. «Осенняя песнь»
  • Ноябрь. «На тройке»
  • Декабрь. «Святки»
Это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший средствами музыкальных звуков дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи, картины природы или душевное состояние человека в определённую пору года. В нём запечатлены и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей. Удивительно точно переданы малейшие движения души и изменения в природе, настолько точно, что слова при этом не требуются, достаточно только поэтического эпиграфа, который помогает настроиться на картину.
  • Это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший средствами музыкальных звуков дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи, картины природы или душевное состояние человека в определённую пору года. В нём запечатлены и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей. Удивительно точно переданы малейшие движения души и изменения в природе, настолько точно, что слова при этом не требуются, достаточно только поэтического эпиграфа, который помогает настроиться на картину.
Исследователь творчества Чайковского Д.Н.Кайгородов говорил о композиторе:
  • Исследователь творчества Чайковского Д.Н.Кайгородов говорил о композиторе:

«Чайковский обладал удивительно сильным, можно сказать феноменальным чувством природы. Мне неизвестно другого примера человека, который так сильно воспринимал бы впечатления от красок природы и так сильно на них реагировал. Мало сказать, что Пётр Ильич страстно любил природу - он её обожал»

Кроме Чайковского к теме “Времена года” в музыке обращались и другие композиторы. Это Антонио Вивальди, Йозеф Гайдн, Пётр Александр Глазунов. Антонио Вивальди - итальянский композитор, скрипач, является создателем цикла из 4-ёх концертов, каждый из которых посвящён определённому времени года. Концерты имеют названия “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень”. Й. Гайдн –австрийский композитор 18 века написал ораторию (крупное произведение для хора, солистов и оркестра) “Времена года”. Композитор А. Глазунов, который жил в конце 19-начале 20 века, создал балет “Времена года”.
  • Кроме Чайковского к теме “Времена года” в музыке обращались и другие композиторы. Это Антонио Вивальди, Йозеф Гайдн, Пётр Александр Глазунов. Антонио Вивальди - итальянский композитор, скрипач, является создателем цикла из 4-ёх концертов, каждый из которых посвящён определённому времени года. Концерты имеют названия “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень”. Й. Гайдн –австрийский композитор 18 века написал ораторию (крупное произведение для хора, солистов и оркестра) “Времена года”. Композитор А. Глазунов, который жил в конце 19-начале 20 века, создал балет “Времена года”.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!