СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация и конспект "Третьяковская галерея"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 5

Тема урока «Третьяковская галерея»

Цель урока:  познакомить с Государственной Третьяковской галереей.

Задачи: 

Продолжить формировать представление о музеях, как общенародных хранилищах предметов культуры. Познакомить с некоторыми иконами и картинами Государственной Третьяковской галереи. Формировать интерес к культуре, мотивацию к её изучению. Способствовать воспитанию у учащихся эстетического восприятия предметов и явлений культуры, уважения к прошлому народа, бережное отношение к предметам старины. Пополнять историко-культурологический словарь.

 

Новые имена, названия и понятия: Галерея. Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный.

Оборудование:

презентация в программе Power Point;

 бланк для тестов, карточка – раскраска (у каждого ученика)

Ход урока.

1. Вступительная беседа. Повторение изученного.

- Как называется тема, которую начали изучать на предыдущем уроке? (Хранилища культуры.) * (щелчок) Слайд 1

- Что является хранилищем культуры? (Музеи)*  Музе?й (от греч. μουσε?ον — дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры…

                       

 

Хранятся в стенах всех музеев

Сокровища, ценнее злата,

И видим с вами мы картины.

Порой оправа не богата.

Порой, не вождь и не сановник

На тех холстах изображён

Пленяет нас лишь детский взгляд,

Через года, через столетья

Мы благодарны взглядам этим,

Что сохранили эти стены.

В них счастья блеск и нет подмены.             

 

Коллекционировать картины люди начали еще в глубокой древности, где только не пытались хранить их и в монастырях, и в храмах, и даже в общественных банях. В эпоху Возрождения появились первые галереи. Для хранения картин стали застеклять лоджии дворцов.                                                                                                   

- С экспонатами какого музея знакомились на предыдущем уроке? (Государственной Оружейной палаты) *

- Почему этот музей называется Оружейная палата?

- Для чего первоначально она предназначалась?

- Какие залы есть в этом музее и какими экспонатами в них можно полюбоваться?

- Какие предметы, представленные в музее, вы хотели бы посмотреть?

Тест по проверке знаний учащихся Слайды 2 – 6    * * * * *

(Дети выполняют задание  на карточках в тетрадях)

2. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня мы продолжим знакомство с известными во всём мире музеями нашей страны. Слайд 7 *

- Но продолжить урок мне хотелось бы стихотворением Ел.Мих. Араповой:

 

 

Добро пределов не имеет.

Не счесть всех лиц его и дел.

Его творить удел немногих.

Помочь же многим – вот удел.

Того, кто всем нам помогает,

Того, кто позабыв о том, что он не вечен,

Всё же знает, что дух добра не побеждён

 

- О чём говорится в этом стихотворении?  Слайд 8 *

Как часто в жизни мы говорим о добре, о том, как важно делать добрые дела. Однако, просто слова ничего не значат, если за ними не стоят реальные дела. Добро, как талант, имеющий множество граней. Каждая грань – реальные дела, поступки или черты нашего характера, в которых воплощаются наши добрые намерения.

- А как вы понимаете слова «творить добро»? Добро – как солнце, льющее свет в наши окна бесконечным количеством лучиков. Озвучим некоторые из них…(Соберём солнышко) * * * * * *

добро

 

 

 

 

 

 

 

 

- Творить добро – это значит творить дела для общего блага, не требуя за это вознаграждения.

Благотворительная деятельность в культуре и искусстве называется меценатство. *

- Сегодня мы узнает имя одного из меценатов России. Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения первого музея русского искусства, с произведениями великих художников.

3. Изучение нового материала                          Слайд 9

1) Знакомство с Третьяковской галереей и её основателем Павлом Третьяковым

- Ребята, а вы любите сказки?

- Конечно же, - ответят и взрослые, и дети, ведь это особенный мир. В сказках добро всегда побеждает зло.

- Где можно увидеть сказку?... – А ещё, сказку можно увидеть на картине.

- Я покажу вам дом, где живут сказки. Слайд 9 *

- Это Государственная Третьяковская галерея.

*         Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. Это спустя некоторое время привело к тому, что в 1867 г для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых»

Немногим более ста лет тому назад, а именно 31 августа 1892 года – известный московский купец Павел Михайлович Третьяков обратился в Московскую городскую думу с предложением принять от него в дар уже давно знаменитую картинную галерею: 1287 картин, 518 рисунков, 9 скульптур русских художников, а также некоторых иностранных.

Дума с восторгом и благодарностью приняла бесценное дарение. С этого времени началась история общественного музея  - государственная Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, где жили Третьяковы. Датой основания музея принято считать 1856 г., т.к. именно тогда молодой Павел Михайлович обрёл первые работы.

           Павел Михайлович родился в 1832 году в Москве, в семье купца, так же как отец, он занимался торговлей, но воспитанный в высоконравственных представлениях свято считал, что «нажитое от общества» должно обязательно вернуться народу. Сам Третьяков не был художником, но умел чувствовать и ценить прекрасное.

Перед зданием музея есть памятник Павлу Михайловичу Третьякову.

Всем известна деятельность Третьякова как собирателя произведений искусств, но мало кто знает, что, кроме того Третьяков уделял немало сил делу помощи талантливым художникам, обеспечению сирот и вдов русских художников. То есть Третьяков был одним из русских меценатов.

Главными критериями (условиями) отбора произведений были их высокие художественные качества, они должны были соответствовать понятию шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение. *

В галерее 62 зала.

Но мы спешим попасть в зал сказок. * *

2) Зал, посвящённый творчеству Виктора Васнецова                   Слайд 10

Все картины в этом зале написаны Васнецовым.   *  

Художник любил былины. Вот они – «Богатыри» *    - защитники земли русской.

В.М.Васнецов (1848-1926) вошел в историю русского искусства прежде всего как "сказочник, былинник, живописный гусляр" (слова художника). Васнецов родился в семье сельского священника и провел первые годы жизни в селе Рябове Вятской губернии. Первоначальное образование получил в Вятке, в духовном училище и семинарии, не закончив которую поступил в петербургскую Академию художеств (1868-1875).

 А ведь именно по эскизам В. Васнецова построен главный вход в Третьяковскую галерею.

1898 год. Наконец Виктор Васнецов окончил „Богатырей". Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут облака. Орлы сторожат курганы. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его - Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется. Спокойны, дружелюбны богатыри. И рады бы мирно почивать в домах своих. Но лезет, лезет к нам всякая нечисть. Хотя знает вещие слова, сказанные однажды: „Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет". И ведь не раз сбывалось пророчество.

Однако неймется блажным ворогам. Хотят испытать непобедимость богатырскую. Громыхает гортанно гром за увалами. Где-то блеснула зарница. Клубятся тучи над бескрайними далями. Стоит, не дрогнет богатырская застава. Видала всяких гостей земля наша. Сдюжит и ныне. Но зачем затевают недоброе? Ведь знают, какой лютой бедой может все обернуться... Высоко-высоко в небе парит степной орел.

"Богатыри" - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова. Над этой картиной художник работал более 2- десятилетий.

В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен "благости, великодушия и добродушия".       

 

Богатырь справа, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

 

Богатырей видишь сразу всех вместе. Мы смотрим на них, как бы снизу, с земли, и от этого выглядят они торжественно, монументально, олицетворяют народную силу. В древних былинах и песнях чаще всего богатырь не только ратник, но и богоугодный человек, "богатырь во смирении, в убожестве". Таковы и богатыри Васнецова, народные угодники.

- Некоторые картины Васнецова вы, наверное, знаете.

- Герои какой сказки изображены на картине?

- Как она может называться?

*         Картина Васнецова Аленушка, навеяна лирически сказочным образом, по всем известной русской сказке Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, хотя Прообразом  к написанию этой картины была действительно реальная девушка, художник приметил в усадьбе Ахтырка, решив написать именно ее в своей задуманной картине. Образ этой простой русской девушки с несколько печально тоскливым взглядом, побудило Васнецова к созданию картины Аленушка, претворив в задуманной картине свой творческий окрас и лирическую сказочную взаимосвязь, от которой веет чисто русским духом. Сестрица Аленушка уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушки, как сиротка, сидит на большом камне, грустно облокотившись, наклонивши голову на колено у мрачного пруда, в дремучем хвойном лесу, Она одета в русском темно-сером обветшалом сарафане, босая, в ее глазах отражается грусть и печаль, где же ты мой братец Иванушка, может злая Баба Яга превратила братца в козленочка? Все время не покидают Аленушку эти тревожные мысли, что не уследила за единственным братцем, даже сама природа грустит вместе с нею.

*         В 1889 году Васнецов написал картину “Иван – царевич на Сером волке”. В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.т вместе с ней.

- Посетим теперь и другие залы галереи.

3) Зал, в котором представлены иконы.           *   Слайд 11

- Есть здесь и иконы…  (стр. 23 «Спас Нерукотворный»)

- Середина XII века. Владимиро-Суздальская Русь.

По церковному преданию, почитание  *    «Нерукотворного образа» — плата с ликом Спасителя — началось после исцеления царя Авгаря, правившего в Эдессе с 9 по 46 год.

Некто рассказывал историю: когда Авгарь, царь Эдессы, отправил своего художника, дабы тот написал образ Господа, но тот был не в состоянии сделать это из-за лучезарного сияния лика Его. Тогда Господь положил верхнее платье на Свой божественный, животворящий лик и таким образом запечатлел его на платье и отправил изображение жаждущему Авгарю»

*    -      Эта икона двухсторонняя. «Прославление креста»  На московской иконе крест украшен терновым венцом, в руках ангелов — копье и трость. Это символы мучения Христа. Крест возвышается над черной Адамовой пещерой. По сторонам перекрестья — солнце и луна. Наверху представлены два херувима и два серафима с рипидами в руках. Была ли икона с самого начала двусторонней или изображение на оборотной стороне было добавлено позднее — решить трудно

*   Показ иллюстраций с иконами

4.) Портретная галерея.

- Представлены здесь в галерее и портреты…. *   Слайд 12

- Что такое «портрет»? (Портре?т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей)

Наиболее известные портреты:

 *   «Девочка с персиками» — картина русского живописца Валентина Серова,

*   «Всадница» (Н.Н. Пушкиной) худ. Брюлов, и др.

*   портрет Марии Лопухиной художника Боровиковского, с которым связано множество легенд и преданий,

*   Познакомьтесь с работами О. Кипренского «Портрет А. Пушкина». Известно, что Александр Сергеевич Пушкин, получив в дар от художника портрет, сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит …».

*   Показ   иллюстраций с портретами

5) Зал пейзажная живопись       *   Слайд 13

- Представлены в галерее и пейзажи…

- Что такое «пейзаж»? (Пейза?ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи и фотоискусстве — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город)

Стр. 24 – 25

- Какие картины с изображением пейзажей представлены в учебнике?

*   Картина Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик»

*   Александра Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»

*   Ивана Ивановича Шишкина «Сосновый бор», «Рожь»

*   Рассмотрите картины И.И. Шишкина. Какая картина отличается от остальных? В чём её отличие?

*   - Это одна из известных картин Шишкина «Утро в сосновом лесу».

- Сам Шишкин никогда не рисовал животных, и поэтому изобразить мишек помог ему художник Константин Савицкий – его друг.

6) Натюрморты         *   Слайд 14                      Показ  иллюстраций

*   -  Есть зал, в котором представлены натюрморты.  Показ  иллюстраций

- Что такое натюрморт? … (Натюрморт от фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве)

7) Графика              *   Слайд 15                    Показ  иллюстраций

Графика (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль. При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два) 

В мае 2006 года исполнилось 150 лет со дня основания Третьяковской галереи.

8) Скульптуры                *     Слайд 16            Показ  иллюстраций

 

4.  Повторение изученного.           *    Слайд   17

1)   - С каким музеем познакомились? *  

- Кто его основатель?

- Какие экспонаты представлены?

2)   

*         Игра на внимание.

Учитель называет предметы, которые являются экспонатами музеев. Если из Оружейной палаты – дети поднимаются на носочки, руки за голову; если из Третьяковской галереи – руки на пояс.

 *   Слайды  18 - 22     

Игра «Два, третий лишний»

Детям предлагается выбрать лишний предмет.

На слайдах предметы из Третьяковской галереи и Оружейной палаты  *    *    *    *    *  

3)    Карточка – раскраска ( в тетради)

 

5.   Итог урока.   *    Слайд 23

 1. Кто изображён на портрете? Как имя этого человека?  Кем он был?

Как вы думаете:

2. Зачем Третьяков собирал картины?

3. Почему он подарил свой музей Москве и России?

4.Смогли ли мы увидеть многие картины, если бы Третьяков их не собрал в галерее?

 Какая из картин произвела на вас большее впечатление?

 Если бы вы имели возможность получить картину в подарок, какую бы вы выбрали?

 Хотите ли вы посетить Третьяковскую галерею в Москве?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация и конспект "Третьяковская галерея"»

1. 3. 2.

1.

3.

2.

1. 3. 2.

1.

3.

2.

1. 3. 2.

1.

3.

2.

1. 3. 2.

1.

3.

2.

1. 3. 2.

1.

3.

2.

ДОБРО меценатство

ДОБРО

меценатство

1 3 2

1

3

2

1. 2. 3.

1.

2.

3.

1. 2. 3.

1.

2.

3.

1. 2. 3.

1.

2.

3.

1. 2. 3.

1.

2.

3.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!