СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Искусство топиари"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТОПИАРИ – древнее искусство художественной обрезки и придания декоративных форм кронам деревьев и кустарников. Это старейший вид садово-паркового искусства, который очень популярен на Западе. Это искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников, в результате которой создаются самые причудливые и удивительные фигуры и скульптуры для ландшафта, необычные зеленые изгороди.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Искусство топиари"»

Искусство топиари

Искусство топиари

 Искусство топиари  ТОПИАРИ – древнее искусство художественной обрезки и придания декоративных форм кронам деревьев и кустарников Это старейший вид садово-паркового искусства, который очень популярен на Западе. Это искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников, в результате которой создаются самые причудливые и удивительные фигуры и скульптуры для ландшафта, необычные зеленые изгороди.  Слово имеет греческие и латинские корни: греческое слово – topis означает – усадьба, А латинское topia – фреска с изображением ландшафта, topiarus – более подходящее – садовод.

Искусство топиари

ТОПИАРИ – древнее искусство художественной

обрезки и придания декоративных форм кронам

деревьев и кустарников

Это старейший вид садово-паркового искусства, который очень популярен на Западе. Это искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников, в результате которой создаются самые причудливые и удивительные фигуры и скульптуры для ландшафта, необычные зеленые изгороди.

Слово имеет греческие и латинские корни: греческое слово – topis означает – усадьба, А латинское topia – фреска с изображением ландшафта, topiarus – более подходящее – садовод.

А знаете ли вы, что скрывается за красивым словом «топиари»?   Топиари — это деревья и кустарники, которые постоянно стригут для придания им определенной формы. За основу древние садоводы брали пряморастущие вечнозеленые растения с большим количеством мелких листиков или иголок. Путем тщательного ухода из них формировали большие шары, колонны, беседки и т. д. Встретить такие зеленые скульптуры можно было только в усадьбах знати и высокопоставленных чиновников, ну и, само собой, во дворцах древних правителей.

А знаете ли вы, что скрывается за красивым словом «топиари»?

  • Топиари — это деревья и кустарники, которые постоянно стригут для придания им определенной формы. За основу древние садоводы брали пряморастущие вечнозеленые растения с большим количеством мелких листиков или иголок. Путем тщательного ухода из них формировали большие шары, колонны, беседки и т. д. Встретить такие зеленые скульптуры можно было только в усадьбах знати и высокопоставленных чиновников, ну и, само собой, во дворцах древних правителей.
Есть мнение, что родоначальником этого удивительного приема был присматривающий за угодьями Цезаря садовник по имени Калвена. Правителю так понравилось, как последний фигурно подрезал дерево, что он потребовал, чтобы его владения украшали только такие красивые скульптуры. Позднее этот же садовник вырезал из большого куста бюст Цезаря, за что был щедро одарен. В римской империи мастер, знающий искусство топиари, оценивался в стоимость нескольких десятков рабов, но сам он таковым не являлся, а был скорее приближенным и передавал свои знания только лучшим ученикам. С экспансией распространилась и модельная стрижка. Каждая провинция привносила что-то новое, и вскоре появились даже школы «фигурного» искусства.
  • Есть мнение, что родоначальником этого удивительного приема был присматривающий за угодьями Цезаря садовник по имени Калвена. Правителю так понравилось, как последний фигурно подрезал дерево, что он потребовал, чтобы его владения украшали только такие красивые скульптуры. Позднее этот же садовник вырезал из большого куста бюст Цезаря, за что был щедро одарен. В римской империи мастер, знающий искусство топиари, оценивался в стоимость нескольких десятков рабов, но сам он таковым не являлся, а был скорее приближенным и передавал свои знания только лучшим ученикам. С экспансией распространилась и модельная стрижка. Каждая провинция привносила что-то новое, и вскоре появились даже школы «фигурного» искусства.
Одновременно художественная стрижка растений развивалась и на Востоке. Правда, там она из элемента ландшафтного дизайна превратилась в постулат философии и стала называться «бонсаи». Хозяин не мог принимать гостей в саду, если там не поработал архитектор. Из растений вырезались беседки, коридоры и даже статуи Будды. Но все же это действо отличалось от топиарного искусства других стран.
  • Одновременно художественная стрижка растений развивалась и на Востоке. Правда, там она из элемента ландшафтного дизайна превратилась в постулат философии и стала называться «бонсаи». Хозяин не мог принимать гостей в саду, если там не поработал архитектор. Из растений вырезались беседки, коридоры и даже статуи Будды. Но все же это действо отличалось от топиарного искусства других стран.
 В России же подобное мастерство распространилось при Петре I, который был наслышан про диковинные кусты и деревья неприродных форм, растущих в садах правителей Европы. Он приказал садоводам своего двора немедленно изучить все тонкости этого дела, зачем и отправил их заграницу. По возвращении на родину они тут же принялись за работу в новом городе — Санкт-Петербурге. Но заграничные кусты и деревья плохо переносили российские морозы, и поэтому им пришлось искать отечественные аналоги. Ими стали рябина, ель, липа, можжевельник, черемуха.

В России же подобное мастерство распространилось при Петре I, который был наслышан про диковинные кусты и деревья неприродных форм, растущих в садах правителей Европы. Он приказал садоводам своего двора немедленно изучить все тонкости этого дела, зачем и отправил их заграницу. По возвращении на родину они тут же принялись за работу в новом городе — Санкт-Петербурге. Но заграничные кусты и деревья плохо переносили российские морозы, и поэтому им пришлось искать отечественные аналоги. Ими стали рябина, ель, липа, можжевельник, черемуха.

Следует отметить, что эти композиции хорошо смотрятся только на больших пространствах. Хотя и владельцы шести соток размещают у себя мини-скульптурку, выполненную вполне фигурно. Так что обладатель любой площади может почувствовать себя королем и получить свой собственный Версаль.
  • Следует отметить, что эти композиции хорошо смотрятся только на больших пространствах. Хотя и владельцы шести соток размещают у себя мини-скульптурку, выполненную вполне фигурно. Так что обладатель любой площади может почувствовать себя королем и получить свой собственный Версаль.
История топиарного искусства.   Искусство топиари насчитывает многовековую историю. Искусство придания геометрических форм деревьям и кустарникам уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Уже тогда люди отдавали предпочтение сочетанию внешней формы и функциональности и широко применяли этот принцип в архитектуре.

История топиарного искусства.

  • Искусство топиари насчитывает многовековую историю. Искусство придания геометрических форм деревьям и кустарникам уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Уже тогда люди отдавали предпочтение сочетанию внешней формы и функциональности и широко применяли этот принцип в архитектуре.
А немного восточнее долины Нила, искусство создания геометрических садов достигло такого невероятного размаха, что появилось одно из величайших чудес древнего мира – висячие сады Семирамиды в Вавилоне.

А немного восточнее долины Нила, искусство создания геометрических садов достигло такого невероятного размаха, что появилось одно из величайших чудес древнего мира – висячие сады Семирамиды в Вавилоне.

Во время римской экспансии на Ближний Восток топиарное искусство было привезено в Рим с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии и Сирии. За угодьями Цезаря присматривал императорский садовник по имени Калвена. Правителю так понравилось, как последний фигурно подрезал дерево, что он потребовал, чтобы его владения украшали только такие красивые живые скульптуры. Позднее этот же садовник вырезал из большого куста бюст Цезаря, за что был щедро одарен императором. В римской империи мастер, знающий искусство топиари, оценивался в стоимость нескольких десятков рабов, но при этом сам таковым не являлся, а был скорее приближенным и передавал свои знания только лучшим своим ученикам
  • Во время римской экспансии на Ближний Восток топиарное искусство было привезено в Рим с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии и Сирии. За угодьями Цезаря присматривал императорский садовник по имени Калвена. Правителю так понравилось, как последний фигурно подрезал дерево, что он потребовал, чтобы его владения украшали только такие красивые живые скульптуры. Позднее этот же садовник вырезал из большого куста бюст Цезаря, за что был щедро одарен императором. В римской империи мастер, знающий искусство топиари, оценивался в стоимость нескольких десятков рабов, но при этом сам таковым не являлся, а был скорее приближенным и передавал свои знания только лучшим своим ученикам
С экспансией распространилась и модельная стрижка. Каждая провинция привносила что-то новое, и вскоре появились даже школы «фигурного» искусства. Ответственных за такую работу садовников называли topiaries. Вместе с расширением границ Римской империи традиции топиари распространились по Европе.

С экспансией распространилась и модельная стрижка. Каждая провинция привносила что-то новое, и вскоре появились даже школы «фигурного» искусства. Ответственных за такую работу садовников называли topiaries. Вместе с расширением границ Римской империи традиции топиари распространились по Европе.

После распада Римской империи топиари получило новый виток развития – оно начало культивироваться духовенством. Монахи, которые всегда очень ценили тишину и покой, начали усовершенствовать сады для медитаций с помощью художественной стрижки деревьев. Не одну тысячу лет топиари было спрятано за стенами монастыря.

После распада Римской империи топиари получило новый виток развития – оно начало культивироваться духовенством. Монахи, которые всегда очень ценили тишину и покой, начали усовершенствовать сады для медитаций с помощью художественной стрижки деревьев. Не одну тысячу лет топиари было спрятано за стенами монастыря.

Одновременно художественная стрижка растений развивалась и на Востоке. Правда, там она из элемента ландшафтного дизайна превратилась в постулат философии и стала называться «бонсаи». Хозяин не мог принимать гостей в саду, если там не поработал садовый архитектор. Из растений вырезались беседки, коридоры, особенно талантливые мастера ваяли даже статуи Будды. Но все же это действо несколько отличалось от топиарного искусства других стран.

Одновременно художественная стрижка растений развивалась и на Востоке. Правда, там она из элемента ландшафтного дизайна превратилась в постулат философии и стала называться «бонсаи». Хозяин не мог принимать гостей в саду, если там не поработал садовый архитектор. Из растений вырезались беседки, коридоры, особенно талантливые мастера ваяли даже статуи Будды. Но все же это действо несколько отличалось от топиарного искусства других стран.

Эпоха итальянского Ренессанса способствовала расцвету ландшафтного искусства. Тогдашние дизайны повторяли в саду орнаменты ковров, гобеленов, лепнин и гравюр. Неотъемлемой частью таких дизайнов стали топиари, которые использовали, чтобы создать живые изгороди и длинные прогулочные аллеи. Многие образцы таких садов сохранились и по сей день, например, в Версале, английских садах Хэмптон Корт и др.

Эпоха итальянского Ренессанса способствовала расцвету ландшафтного искусства. Тогдашние дизайны повторяли в саду орнаменты ковров, гобеленов, лепнин и гравюр. Неотъемлемой частью таких дизайнов стали топиари, которые использовали, чтобы создать живые изгороди и длинные прогулочные аллеи. Многие образцы таких садов сохранились и по сей день, например, в Версале, английских садах Хэмптон Корт и др.

Но, как и у любого модного направления, у топиари появились критики. В этом случае ими стали философы и поэты, которые называли художественную стрижку «издевательством над растениями». В результате кустарные шедевры постепенно стали превращаться в обычные, пейзажные сады. Это стало началом моды на естественную красоту. Тем не менее, топиари не стало забытым видом искусства. С конца 18 века его популярность снова начала набирать обороты.

Но, как и у любого модного направления, у топиари появились критики. В этом случае ими стали философы и поэты, которые называли художественную стрижку «издевательством над растениями». В результате кустарные шедевры постепенно стали превращаться в обычные, пейзажные сады. Это стало началом моды на естественную красоту. Тем не менее, топиари не стало забытым видом искусства. С конца 18 века его популярность снова начала набирать обороты.

Прогрессивные садоводы оформляли дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями, узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским .

Прогрессивные садоводы оформляли дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями, узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским .

В начале 20 века американцами было придумано очень полезное и практическое изобретение. Они создали фигурный проволочный каркас, который надевался сверху на молодое растение. Кустарник рос и развивался в середине этого каркаса, а когда ветки начинали выходить за границы каркаса, то они аккуратно подрезались мастером. Это изобретение используется ландшафтными дизайнерами до сих пор.

В начале 20 века американцами было придумано очень полезное и практическое изобретение. Они создали фигурный проволочный каркас, который надевался сверху на молодое растение. Кустарник рос и развивался в середине этого каркаса, а когда ветки начинали выходить за границы каркаса, то они аккуратно подрезались мастером. Это изобретение используется ландшафтными дизайнерами до сих пор.

В настоящее время топиари является классикой садово-паркового дизайна и абсолютно не зависит от изменчивости моды. В современный дизайн с его естественностью, легким беспорядком и ассиметрией, топиарное искусство вносит определенную структуру и добавляет привлекательный контраст.

В настоящее время топиари является классикой садово-паркового дизайна и абсолютно не зависит от изменчивости моды. В современный дизайн с его естественностью, легким беспорядком и ассиметрией, топиарное искусство вносит определенную структуру и добавляет привлекательный контраст.

Садово-парковое искусство является критерием оценки благосостояния и общего культурного развития общества. Традиции садоводства передаются из поколения в поколение, зачастую перерастая в бережно охраняемое национальное достояние. Орнаментальное садоводство является неотъемлемой частью истории садово-паркового искусства, поражающей совершенством природы, отшлифованной человеческим опытом. Природа начинает, искусство направляет, опыт совершенствует – пожалуй, самая подходящая латинская пословица, которой можно охарактеризовать топиарное искусство. Дошедшее до нас искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников- топиарное искусство, пережив многовековые «взлеты и падения» не потеряло актуальности, и, как ни странно, в век высоких технологий продолжает набирать популярность.

Садово-парковое искусство является критерием оценки благосостояния и общего культурного развития общества. Традиции садоводства передаются из поколения в поколение, зачастую перерастая в бережно охраняемое национальное достояние. Орнаментальное садоводство является неотъемлемой частью истории садово-паркового искусства, поражающей совершенством природы, отшлифованной человеческим опытом. Природа начинает, искусство направляет, опыт совершенствует – пожалуй, самая подходящая латинская пословица, которой можно охарактеризовать топиарное искусство. Дошедшее до нас искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников- топиарное искусство, пережив многовековые «взлеты и падения» не потеряло актуальности, и, как ни странно, в век высоких технологий продолжает набирать популярность.

Еще больший эффект будут производить стриженые растения, если у них будет различная окраска листвы. Одним словом, в данном искусстве основным ограничением является только фантазия дизайнера, так как возможностей просто море. Наиболее декоративно выглядят разбросанные по саду формы животных. Создать их сложно, зато результат будет ошеломляющим.

Еще больший эффект будут производить стриженые растения, если у них будет различная окраска листвы. Одним словом, в данном искусстве основным ограничением является только фантазия дизайнера, так как возможностей просто море. Наиболее декоративно выглядят разбросанные по саду формы животных. Создать их сложно, зато результат будет ошеломляющим.

Но особую популярность топиари получили в развлекательных центрах, отелях и на курортах, где упор на искусное садовничество стал одной из современных стратегий привлечения посетителей. Так, в исторической части города Коста-Рика дизайнеры создали топиари, имитирующий камень, с символикой верования их предков, а в парке исландского отеля Grand Hotel имеется топиари в виде кареты Золушки, запряженной парой ухоженных лошадей. Американский «Диснейленд» и вовсе побил все рекорды по количеству фигурок из живой изгороди. Здесь на каждом шагу растут зеленые персонажи диснеевских мультфильмов: Белоснежка, Красавица и Чудовище, Микки Маус и т.д.

Но особую популярность топиари получили в развлекательных центрах, отелях и на курортах, где упор на искусное садовничество стал одной из современных стратегий привлечения посетителей. Так, в исторической части города Коста-Рика дизайнеры создали топиари, имитирующий камень, с символикой верования их предков, а в парке исландского отеля Grand Hotel имеется топиари в виде кареты Золушки, запряженной парой ухоженных лошадей. Американский «Диснейленд» и вовсе побил все рекорды по количеству фигурок из живой изгороди. Здесь на каждом шагу растут зеленые персонажи диснеевских мультфильмов: Белоснежка, Красавица и Чудовище, Микки Маус и т.д.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Ресурсы http://leonid-janush.blog.tut.by/2011/09/11/topiari-drevnee-iskusstvo/

Ресурсы

http://leonid-janush.blog.tut.by/2011/09/11/topiari-drevnee-iskusstvo/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!