Использование мнемотаблиц
в развитии связной речи у
дошкольников.
МДОУ «Детский сад №14
комбинированного вида»
воспитатель 1категории
Покаленко Наталия Юрьевна
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Развивать связную речь. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Обучать детей правильному звукопроизношению. Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память. " width="640"
С помощью мнемотехники можно
решать следующие задачи:
Развивать связную речь.
Развивать у детей умение с помощью графической
аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки,
стихи.
Обучать детей правильному звукопроизношению.
Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать,
выделять существенные признаки.
Развивать у детей психические процессы:
мышление, внимание, воображение, память.
Что такое мнемотехника?
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Последовательность работы с
мнемотаблицами:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания .
.
Мнемотехника строится от
простого к сложному:
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)
Описательный рассказ
Я кошка. Я умею ходить и бегать. Я умею лакать молоко. Я умею царапаться.
Я умею умываться язычком. Я умею играть в мячик. Я умею ловить мышей. Я умею мяукать: мяу!
13
Времена года
Наступила зима. Тучка – небо скрыто темными тучами.
Снежинки – часто идет холодный снег.
Девочки, мальчики – они гуляют на улице.
Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу.
Коньки, санки – катаются на коньках и санках.
Наступила весна.
Солнце – пригревает сильней и становится тепло.
Снежинки – на улице тает снег и бегут ручьи.
Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде.
Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки,
из жарких стран возвращаются перелетные птицы.
Наступило лето.
Солнце – ярко светит, греет, припекает.
Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч,
строят из песка башни.
Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.
Наступило лето.
Солнце – ярко светит, греет, припекает.
Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч,
строят из песка башни.
Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.
Наступила осень.
Солнце за тучку – солнце скрыли темные серые тучи.
Зонтик – часто идут дожди, дуют сильные ветры.
Дерево, желтые листья – на деревьях желтеют листья.
Много листьев – покрывают красивым ковром всю землю.
Отгадывание загадок
Под сосной,под ёлкой
Лежит мешок с иголками.
Круглая ,а не мяч
Жёлтая,а не солнце
С хвостиком,а не мышь.
На полянке у дорожки
Красные горошки.
Кто мимо пройдёт
В рот себе кладёт.