«Как бы великий и типа могучий»
Выполнила ученица 3 «б» класса
МБОУ Лиховской СОШ
Гармашова Алина
под руководством
Журавлёвой И. В.,
учителя начальных классов
МБОУ Лиховской СОШ
«Язык народа и богат, и точен, Но есть, увы, неточные слова, Они растут, как сорная трава У плохо перепаханных обочин.»
Н. И. Рыленков
Ну… Это… Короче…
Ученики начальных классов очень часто используют на уроках «слова-паразиты».
Тема: «Как бы великий и типа могучий»
Актуальность работы:
Проблема низкого уровня речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль в нашем языке стоит очень остро.
Объект исследования:
Речь обучающихся начальных классов МБОУ Лиховской СОШ Красносулинского района.
Предмет исследования:
«Слова-паразиты» в речи моих одноклассников.
Цель работы:
Изучить проблему засоренности речи учеников начальных классов нашей школы и наметить пути борьбы с языковыми вирусами.
Задачи проекта:
- Уточнить, что такое «слова-паразиты».
- Выяснить причины их употребления.
- Выявить наличие «слов-паразитов» в речи обучающихся начальных классов.
- Подготовить презентацию.
- Поделиться с ребятами наиболее интересной информацией.
- Разработать рекомендации по борьбе со «словами-паразитами».
Гипотеза:
А) большинство обучающихся начальных классов употребляют «слова-паразиты» и чаще всего не замечают их в своей речи;
Б) если обратить внимание на наличие в речи обучающихся речевых сорняков, это позволит предотвратить замусоривание языка.
Новизна работы заключается в том, что в ней представлены рекомендации для обучающихся начальных классов по борьбе со «словами-паразитами».
Методы исследования:
- Изучение теоретического материала о «словах-паразитах»;
- Наблюдение за речью обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности;
- Анкетирование;
- Сравнение;
- Анализ полученных результатов.
Что такое «слова-паразиты»?
Жил-был этот, как его, Ну, значит, и того, Жило это самое Со своею мамою. Был еще один чудак – Это в общем значит так, И его любимый зять. Звали зятя Так сказать. А жену звали ну… А соседа звали это… А его родители – Видишь ли И видите ли… А еще какой-то э-э-э Жил на верхнем этаже… И дружили они все… Ну и значит, и вообще.
Э. Мошковская
Типа…
Как бы…
Это самое…
Клёво!
Класс!
Блин!
Мы часто слышим, когда из уст наших собеседников вылетают слова, которые не участвуют в выражении мысли.
«А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, словно реченька журчит». А. С. Пушкин
Причины использования
«слов-паразитов»?
Боязнь публичных выступлений
Бедность словарного запаса
Мода на некоторые «слова-паразиты»
Плохо подготовлен-ная речь
Как бы богат и как бы гибок…
«Берегите чистоту языка как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
И. С. Тургенев
Вредные привычки
Что такое «слова-паразиты»?
Что такое «слова-паразиты»?
Для дальнейшей работы необходимо познакомить всех ребят с понятием «слова-паразиты».
Результаты анкетирования третьеклассников
Блин…
Короче …
Сравнительный график употребления «слов-паразитов» по мнению обучающихся и по результатам наблюдений
Роль «слов-паразитов» в речи по мнению обучающихся
Отношение обучающихся
к «словам-паразитам» в своей речи
«Я хочу перед Богом предстать
Как я есть,
А не как бы,
Не вроде -
Лишь бы «как бы счастливым» не стать
В «как бы жизни»
И «как бы свободе».
Е. А. Евтушенко
Способы борьбы со «словами-паразитами,
предложенные обучающимися…
«Слова-паразиты» в литературных произведениях
Гм…
Однако…
Стало быть…
Тьфу…
В сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «слова-паразиты» встречаются в речи генералов.
В книгах для детей «слова-паразиты» не встречаются.
«Слова-паразиты» в речи ведущих Первого канала
Телеведущие Первого канала Екатерина Андреева, Дмитрий Борисов, Виталий Елисеев, корреспондент Дмитрий Лихолетов не используют в речи «слова-паразиты».
Вы... это самое... того...
Когда вы говорите,
То значит, это... как его...
Ну, в общем, не тяните...
Вот, между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.
Рекомендации по
борьбе со «словами-паразитами»
- Больше читай хорошие книги. Чтение пополняет словарный запас и развивает речь.
- Тренируйся в проговаривании скороговорок.
- Чаще готовь интересные сообщения на различные темы и выступай с ними перед одноклассниками.
- Тщательно готовься к пересказу текста, чтобы чувствовать себя уверенно.
- Участвуй в дружеских беседах с ровесниками.
- Общайся в людьми, имеющими богатый словарный запас и правильную речь.
- Периодически устраивай прослушивание своей речи при помощи диктофона.
- Когда хочешь сказать слово-связку или звук-связку, сделай глубокий вдох и – помолчи!
Выводы:
«Слова-паразиты» – это негативное явление в языке.
Статистика употребления «слов-паразитов»
№ п/п
1.
«Слова-паразиты»
2.
Число обучающихся, употребляющих «слова-паразиты», уч.
ну
25
это
3.
Число обучающихся, употребляющих «слова-паразиты», %
100%
21
это самое
4.
5.
блин
84%
17
17
как его
68%
6.
68%
15
короче
7.
60%
8.
прикольно
15
просто
32%
9.
7
10.
28%
5
ни фига себе
4
офигеть
11.
20%
16%
как бы
12.
4
16%
2
у нас
13.
14.
8%
стойте
1
1
подождите
4%
4%
1
4%
100% опрошенных используют «слова-паразиты» в речи, не замечая их. «Словарь» паразитов состоит из 14 слов и выражений, а частота их употребления очень высока.
Практическая значимость: материалы, полученные в ходе данной исследовательской работы, можно использовать в работе с обучающимися начальных классов как средство повышения речевой культуры.
«Молчание – золото»
«Краткость – сестра таланта»
(А. П. Чехов)
Спасибо
за внимание!