СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к дипломной работе "Формирование эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация к дипломной работе по формированию эстетических потребностей.  

Просмотр содержимого документа
«Презентация к дипломной работе "Формирование эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки"»

 Выпускная квалификационная работа Формирование эстетических потребностей младших школьников  в процессе изучения музыки Выполнила: Литвинцева О.Я. учитель музыки МБОУ Пограничнинская СОШ Научный руководитель: Наделяева О.Е. декан ФПТиПО ИРО Забайкальского края

Выпускная квалификационная работа

Формирование эстетических потребностей младших школьников

в процессе изучения музыки

Выполнила: Литвинцева О.Я.

учитель музыки

МБОУ Пограничнинская СОШ

Научный руководитель: Наделяева О.Е.

декан ФПТиПО ИРО Забайкальского края

Цель: выявить условия, разработать и апробировать модель формирования эстетических потребностей у младших школьников на уроках музыки . Объект исследования – процесс формирования эстетических потребностей у младших школьников в процессе изучения музыки.  Предмет исследования – педагогические условия формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки Гипотеза: строится на том, что если разработать и внедрить в образовательную деятельность младших школьников модель формирования эстетических потребностей на основе методов алгоритмизации, поисково-экспериментальной деятельности, синтеза искусств и совместной творческой деятельности с родителями, то будут формироваться эстетические потребности в процессе изучения музыки.

Цель: выявить условия, разработать и апробировать модель формирования эстетических потребностей у младших школьников на уроках музыки .

Объект исследования – процесс формирования эстетических потребностей у младших школьников в процессе изучения музыки.

Предмет исследования – педагогические условия формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки

Гипотеза: строится на том, что если разработать и внедрить в образовательную деятельность младших школьников модель формирования эстетических потребностей на основе методов алгоритмизации, поисково-экспериментальной деятельности, синтеза искусств и совместной творческой деятельности с родителями, то будут формироваться эстетические потребности в процессе изучения музыки.

Задачи: 1.Выявить состояние проблемы формирования эстетических потребностей у младших школьников в психологической, педагогической и методической литературе. 2.Разработать модель процесса формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки. 3.Экспериментально проверить эффективность выявленных условий и апробировать модель формирования эстетических потребностей младших школьников на уроках музыки. 4.Разработать методические рекомендации для педагогов.

Задачи:

1.Выявить состояние проблемы формирования эстетических потребностей у младших школьников в психологической, педагогической и методической литературе.

2.Разработать модель процесса формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки.

3.Экспериментально проверить эффективность выявленных условий и апробировать модель формирования эстетических потребностей младших школьников на уроках музыки.

4.Разработать методические рекомендации для педагогов.

Актуальность исследования обусловлена ориентацией начальной школы на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В контексте формирования эстетических потребностей у младших школьников этой проблеме выделяется недостаточное внимание. Не разработаны целостная концепция, теория, методика формирования данных потребностей у младших школьников в процессе изучения музыки. Отсутствует диагностический инструментарий данных потребностей. Проблема - изучение теоретических аспектов эстетического воспитания, в контексте формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки.

Актуальность исследования обусловлена ориентацией начальной школы на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В контексте формирования эстетических потребностей у младших школьников этой проблеме выделяется недостаточное внимание. Не разработаны целостная концепция, теория, методика формирования данных потребностей у младших школьников в процессе изучения музыки. Отсутствует диагностический инструментарий данных потребностей.

Проблема - изучение теоретических аспектов эстетического воспитания, в контексте формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки.

Основное понятие эстетических потребностей. Эстетическая потребность — это потребность человека в оптимальной и гармонической деятельности всех его уровней и систем, реализуемая в различных формах эстетической деятельности, в том числе в искусстве. Эстетическая потребность - это стремление человека к взаимодействию с произведениями искусства, как необходимая форма социализации мира его чувств. По Л. С. Выготскому, потребность человека в эстетическом переживании определяется тем, что индивидуальные чувства, эмоции, страсти преобразуются произведением искусства, обобщаются и становятся

Основное понятие эстетических потребностей.

Эстетическая потребность — это потребность человека в оптимальной и гармонической деятельности всех его уровней и систем, реализуемая в различных формах эстетической деятельности, в том числе в искусстве.

Эстетическая потребность - это стремление человека к взаимодействию с произведениями искусства, как необходимая форма социализации мира его чувств. По Л. С. Выготскому, потребность человека в эстетическом переживании определяется тем, что индивидуальные чувства, эмоции, страсти преобразуются произведением искусства, обобщаются и становятся "культурными".

Процесс формирования эстетических потребностей у детей - это способность воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство , наслаждаться им и создавать художественные ценности.

Критерии эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки выделены на основе научных работ Ю. Б. Абдуллина, Д. Б. Кабалевского.

- проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё, высказывания о прослушанном и исполненном произведении;

- активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки;

- рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

- уровень развития художественных предпочтений;

- участие школьников в какой-либо сфере художественного творчества;

  • информированность в области художественной культуры общества.

Компоненты (Д.Б.Кабалевский)

- когнитивный компонент: знание о музыке как эмоциональном искусстве; знание об основных компонентах эмоциональной сферы человека (эмоциях, чувствах, настроениях); знание о музыкальных и художественных образах; знание о музыкально-выразительных средствах и художественных средствах пространственных и временных видов искусства;

- эмоционально-деятельностный компонент: способность определять настроение и характер музыки; наличие эстетического переживания и способности выражать свои эмоции при характеристике художественного образа произведения искусства в речи и невербальными средствами (символами цвета, пластическое интонирование), степень самостоятельности в момент участия в эмоционально-образной деятельности (умение самостоятельно оценить художественное произведение);

- мотивационно-ценностный компонент : наличие интереса к искусству, эмоционально-ценностного отношения к искусству.

 Данная работа состоит из двух глав:  ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ 1.1  Психолого- педагогические и методические аспекты формирования эстетических потребностей 1.2  Моделирование процесса формирования эстетических потребностей младших школьников при изучении музыки  ГЛАВА 2 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ 2.1 Экспериментальная деятельность по формированию условий и апробация модели формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки. 2.2 Разработка методических рекомендаций для педагогов ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Данная работа состоит из двух глав:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ

1.1 Психолого- педагогические и методические аспекты формирования эстетических потребностей

1.2 Моделирование процесса формирования эстетических потребностей младших школьников при изучении музыки

ГЛАВА 2 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ

ПОТРЕБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ

2.1 Экспериментальная деятельность по формированию условий и апробация модели формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки.

2.2 Разработка методических рекомендаций для педагогов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: теоретические (изучение методической, психолого-педагогической литературы) и эмпирические (наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент). Эксперимент проходил в три этапа на базе Пограничнинской СОШ. Участники эксперимента – учащиеся 1 класса. 1 этап – анкетирование. Методика « Музыкальная программа для друзей» (Л.В.Школяр) 2 этап (формирующий) – педагогический эксперимент. Апробация модели процесса формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки. В образовательном процессе использованы следующие методы: алгоритм действий, поисковая и экспериментальная деятельность, синтез искусств. Для внеурочной деятельности разработана дополнительная программа. 3 этап (конечный результат) – диагностирование. Диагностический инструментарий разработан на основе критерий диагностики музыкального развития младших школьников.(Л.В. Школяр, Ю.Б.Алиев).

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: теоретические (изучение методической, психолого-педагогической литературы) и эмпирические (наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент). Эксперимент проходил в три этапа на базе Пограничнинской СОШ. Участники эксперимента – учащиеся 1 класса.

1 этап – анкетирование. Методика « Музыкальная программа для друзей» (Л.В.Школяр)

2 этап (формирующий) – педагогический эксперимент. Апробация модели процесса формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки. В образовательном процессе использованы следующие методы: алгоритм действий, поисковая и экспериментальная деятельность, синтез искусств. Для внеурочной деятельности разработана дополнительная программа.

3 этап (конечный результат) – диагностирование. Диагностический инструментарий разработан на основе критерий диагностики музыкального развития младших школьников.(Л.В. Школяр, Ю.Б.Алиев).

Схема 1.1 Теоретическая модель формирования эстетических потребностей младших школьников

Формирование эстетических потребностей

Цель: формирование эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки.

Задачи:

1.Активизация процесса формирования эстетических потребностей младших школьников.

2.Создание условий, обеспечивающих активизацию процесса формирования эстетических потребностей младших школьников при изучении музыки.

3.Формирование самостоятельности младших школьников в образовательной деятельности.

Принципы (Д.Б.Кабалевский)

1. Принцип единства музыкального обучения, воспитания и развития.

2. Принцип оптимизации процесса музыкального обучения.

3. Принцип научности.

4. Принцип связи музыки и жизни.

5. Принцип доступности и наглядности.

6. Принцип активности, сознательности.

7. Принцип прочности, систематичности и последовательности.

8. Принцип увлеченности.

Компоненты (Ю. Б. Алиев, Д. Б. Кабалевский)

1. Когнитивный компонент

2. Эмоционально-деятельностный компонент

3. Мотивационно-ценностный компонент

Образовательная деятельность

Внеурочная деятельность

Условия

Методы

Совместная деятельность с родителями по дополнительной программе

Алгоритм действий

Поисковая и экспериментальная деятельность

Уровни

Синтез искусства

Творческие проекты

Средний

Низкий

Высокий

Экспериментальная группа

Экспериментальная группа

 Контрольная группа

Контрольная группа

Выводы и заключения

Изучение психолого-педагогической и методической литературы подтвердило проблему формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки. Исследований в этой области практически мало. Нет выявленных условий для эстетических потребностей в педагогической и психологической областях. Отсутствуют как методика, так и диагностический инструментарий. В результате экспериментальной деятельности была апробирована модель процесса формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки. Данная модель активизирует образовательный процесс. Использование следующих методов: алгоритма действий, поисково-экспериментальной работы, синтеза искусств и совместной творческой деятельности с родителями, способствуют формированию эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки. Гипотеза подтвердилась.

1.Выявлено состояние проблемы формирования эстетических потребностей у младших школьников в психологической, педагогической и методической литературе.

2.Выявлены условия формирования эстетических потребностей младших щкольников в процессе изучения музыки.

3.Эксперементально проверено эффективность этих условий.

4.Разработаны методические рекомендации формирования эстетических потребностей, младших школьников в процессе изучения музыки

5.Разработана дополнительная программа Музыкально-творческая лаборатория «Творим вместе с детьми» для формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки во внеурочной деятельности.

Проведённое исследование не исчерпывает всех аспектов музыкальной и творческой деятельности как учителя музыки, так и младших школьников по формированию условий для эстетических потребностей в процессе изучения музыки.

Новизна. В ходе исследования нами была разработана теоретическая модель формирования эстетических потребностей у младших школьников в процессе изучения музыки. Модель выступает как методологическая основа исследования, которая дает информацию об объекте изучения, позволяя выявлять характерные свойства и признаки существующих явлений, характерных процессов педагогической практики. Выявлены условия формирования эстетических потребностей. Экспериментально проверено эффективность выявленных условий. Значение для практики . Практическая значимость исследования состоит в разработке и опытно-экспериментальной проверке эффективности методики формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки.

Новизна. В ходе исследования нами была разработана теоретическая модель формирования эстетических потребностей у младших школьников в процессе изучения музыки. Модель выступает как методологическая основа исследования, которая дает информацию об объекте изучения, позволяя выявлять характерные свойства и признаки существующих явлений, характерных процессов педагогической практики. Выявлены условия формирования эстетических потребностей. Экспериментально проверено эффективность выявленных условий.

Значение для практики . Практическая значимость исследования состоит в разработке и опытно-экспериментальной проверке эффективности методики формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!