Выпускная квалификационная работа
Формирование эстетических потребностей младших школьников
в процессе изучения музыки
Выполнила: Литвинцева О.Я.
учитель музыки
МБОУ Пограничнинская СОШ
Научный руководитель: Наделяева О.Е.
декан ФПТиПО ИРО Забайкальского края
Цель: выявить условия, разработать и апробировать модель формирования эстетических потребностей у младших школьников на уроках музыки .
Объект исследования – процесс формирования эстетических потребностей у младших школьников в процессе изучения музыки.
Предмет исследования – педагогические условия формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки
Гипотеза: строится на том, что если разработать и внедрить в образовательную деятельность младших школьников модель формирования эстетических потребностей на основе методов алгоритмизации, поисково-экспериментальной деятельности, синтеза искусств и совместной творческой деятельности с родителями, то будут формироваться эстетические потребности в процессе изучения музыки.
Задачи:
1.Выявить состояние проблемы формирования эстетических потребностей у младших школьников в психологической, педагогической и методической литературе.
2.Разработать модель процесса формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки.
3.Экспериментально проверить эффективность выявленных условий и апробировать модель формирования эстетических потребностей младших школьников на уроках музыки.
4.Разработать методические рекомендации для педагогов.
Актуальность исследования обусловлена ориентацией начальной школы на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В контексте формирования эстетических потребностей у младших школьников этой проблеме выделяется недостаточное внимание. Не разработаны целостная концепция, теория, методика формирования данных потребностей у младших школьников в процессе изучения музыки. Отсутствует диагностический инструментарий данных потребностей.
Проблема - изучение теоретических аспектов эстетического воспитания, в контексте формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки.
Основное понятие эстетических потребностей.
Эстетическая потребность — это потребность человека в оптимальной и гармонической деятельности всех его уровней и систем, реализуемая в различных формах эстетической деятельности, в том числе в искусстве.
Эстетическая потребность - это стремление человека к взаимодействию с произведениями искусства, как необходимая форма социализации мира его чувств. По Л. С. Выготскому, потребность человека в эстетическом переживании определяется тем, что индивидуальные чувства, эмоции, страсти преобразуются произведением искусства, обобщаются и становятся "культурными".
Процесс формирования эстетических потребностей у детей - это способность воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство , наслаждаться им и создавать художественные ценности.
Критерии эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки выделены на основе научных работ Ю. Б. Абдуллина, Д. Б. Кабалевского.
- проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё, высказывания о прослушанном и исполненном произведении;
- активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки;
- рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
- уровень развития художественных предпочтений;
- участие школьников в какой-либо сфере художественного творчества;
- информированность в области художественной культуры общества.
Компоненты (Д.Б.Кабалевский)
- когнитивный компонент: знание о музыке как эмоциональном искусстве; знание об основных компонентах эмоциональной сферы человека (эмоциях, чувствах, настроениях); знание о музыкальных и художественных образах; знание о музыкально-выразительных средствах и художественных средствах пространственных и временных видов искусства;
- эмоционально-деятельностный компонент: способность определять настроение и характер музыки; наличие эстетического переживания и способности выражать свои эмоции при характеристике художественного образа произведения искусства в речи и невербальными средствами (символами цвета, пластическое интонирование), степень самостоятельности в момент участия в эмоционально-образной деятельности (умение самостоятельно оценить художественное произведение);
- мотивационно-ценностный компонент : наличие интереса к искусству, эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Данная работа состоит из двух глав:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ
1.1 Психолого- педагогические и методические аспекты формирования эстетических потребностей
1.2 Моделирование процесса формирования эстетических потребностей младших школьников при изучении музыки
ГЛАВА 2 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ
ПОТРЕБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ
2.1 Экспериментальная деятельность по формированию условий и апробация модели формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки.
2.2 Разработка методических рекомендаций для педагогов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: теоретические (изучение методической, психолого-педагогической литературы) и эмпирические (наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент). Эксперимент проходил в три этапа на базе Пограничнинской СОШ. Участники эксперимента – учащиеся 1 класса.
1 этап – анкетирование. Методика « Музыкальная программа для друзей» (Л.В.Школяр)
2 этап (формирующий) – педагогический эксперимент. Апробация модели процесса формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки. В образовательном процессе использованы следующие методы: алгоритм действий, поисковая и экспериментальная деятельность, синтез искусств. Для внеурочной деятельности разработана дополнительная программа.
3 этап (конечный результат) – диагностирование. Диагностический инструментарий разработан на основе критерий диагностики музыкального развития младших школьников.(Л.В. Школяр, Ю.Б.Алиев).
Схема 1.1 Теоретическая модель формирования эстетических потребностей младших школьников
Формирование эстетических потребностей
Цель: формирование эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки.
Задачи:
1.Активизация процесса формирования эстетических потребностей младших школьников.
2.Создание условий, обеспечивающих активизацию процесса формирования эстетических потребностей младших школьников при изучении музыки.
3.Формирование самостоятельности младших школьников в образовательной деятельности.
Принципы (Д.Б.Кабалевский)
1. Принцип единства музыкального обучения, воспитания и развития.
2. Принцип оптимизации процесса музыкального обучения.
3. Принцип научности.
4. Принцип связи музыки и жизни.
5. Принцип доступности и наглядности.
6. Принцип активности, сознательности.
7. Принцип прочности, систематичности и последовательности.
8. Принцип увлеченности.
Компоненты (Ю. Б. Алиев, Д. Б. Кабалевский)
1. Когнитивный компонент
2. Эмоционально-деятельностный компонент
3. Мотивационно-ценностный компонент
Образовательная деятельность
Внеурочная деятельность
Условия
Методы
Совместная деятельность с родителями по дополнительной программе
Алгоритм действий
Поисковая и экспериментальная деятельность
Уровни
Синтез искусства
Творческие проекты
Средний
Низкий
Высокий
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Выводы и заключения
Изучение психолого-педагогической и методической литературы подтвердило проблему формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки. Исследований в этой области практически мало. Нет выявленных условий для эстетических потребностей в педагогической и психологической областях. Отсутствуют как методика, так и диагностический инструментарий. В результате экспериментальной деятельности была апробирована модель процесса формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки. Данная модель активизирует образовательный процесс. Использование следующих методов: алгоритма действий, поисково-экспериментальной работы, синтеза искусств и совместной творческой деятельности с родителями, способствуют формированию эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки. Гипотеза подтвердилась.
1.Выявлено состояние проблемы формирования эстетических потребностей у младших школьников в психологической, педагогической и методической литературе.
2.Выявлены условия формирования эстетических потребностей младших щкольников в процессе изучения музыки.
3.Эксперементально проверено эффективность этих условий.
4.Разработаны методические рекомендации формирования эстетических потребностей, младших школьников в процессе изучения музыки
5.Разработана дополнительная программа Музыкально-творческая лаборатория «Творим вместе с детьми» для формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки во внеурочной деятельности.
Проведённое исследование не исчерпывает всех аспектов музыкальной и творческой деятельности как учителя музыки, так и младших школьников по формированию условий для эстетических потребностей в процессе изучения музыки.
Новизна. В ходе исследования нами была разработана теоретическая модель формирования эстетических потребностей у младших школьников в процессе изучения музыки. Модель выступает как методологическая основа исследования, которая дает информацию об объекте изучения, позволяя выявлять характерные свойства и признаки существующих явлений, характерных процессов педагогической практики. Выявлены условия формирования эстетических потребностей. Экспериментально проверено эффективность выявленных условий.
Значение для практики . Практическая значимость исследования состоит в разработке и опытно-экспериментальной проверке эффективности методики формирования эстетических потребностей младших школьников в процессе изучения музыки.
Спасибо за внимание!