Конструирование в дошкольном возрасте. Особенности организации и проведения непосредственной образовательной деятельности
Чемезова О.М.
Целевой ориентир на этапе завершения дошкольного детства:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Задачи:
3 год жизни: в совместной с педагогом деятельности познание об элементах строительных конструкторов: название деталей, некоторые свойства, способы крепления.
4 год жизни:
- Формировать умения различать, называть и использовать в постройке простые строительные детали, анализировать постройку.
- Использование способов расположения кирпичиков вертикально, плотно друг к другу, на определенном расстоянии.
- Постройка предметов мебели, горок, грузовых машин, домов.
- Знакомство со свойствами песка, снега, сооружая из них постройки.
- Нанесение на постройки из этих материалов деталей декора.
- Обыгрывание постройки, лепной работы и включение их в игру.
Программа «Детство»
Пятый год жизни:
- из готовых геометрических фигур : умения анализировать объект, выделять основные части и детали. Создание вариантов знакомых сооружений из готовых геометрических форм и тематического конструктора, деталей разного размера. Умения выполнять простые постройки. Освоение способов замещения форм, придания им устойчивости, прочности, использования перекрытий.
- конструирование из бумаги : освоение обобщенных способов складывания различных поделок; приклеивание к основной форме деталей.
- конструирование из природного материала : умения видеть образ в природном материале, составлять образ из частей, использовать для закрепления частей клей, пластилин.
Использование несложных схем сложения для выполнения работы в конструировании; частичное преобразование постройки, работы в соответствии с условием.
Обыгрывание изображений.
Программа «Детство»
6 год жизни:
- из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов : развитие умений анализировать постройку. Создание построек, сооружений, придумывание сюжетных композиций. Создание построек по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям. Знакомство с некоторыми правилами создания прочных, высоких сооружений, декорирования постройки.
Конструирование из бумаги : создание интересных игрушек для самостоятельных игр с водой и ветром. Освоение обобщенных способов конструирования из бумаги; чтение схем сложения. Освоение приемов оригами.
Конструирование из природного и бросового материалов : умения выделять выразительность природных объектов, выбирать их для создания образа по заданной или придуманной теме. Освоение способов крепления деталей, использования инструментов.
Развитие умений работы с тканью, плетение: разрезание, наклеивание, заворачивание, нанесение рисунка, декорирование элементами; изготовление простых игрушек.
Обыгрывание изображения.
Развитие умений сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ. Развитие умений адекватно оценить результаты деятельности, стремиться к совершенствованию умений, продуктов деятельности, прислушиваться к оценке и мнению взрослого.
Программа «Детство»
7 год жизни:
- из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов : развитие умений анализировать постройку, создавать интересные образы, постройки, сооружения с опорой на опыт освоения архитектуры. Применение некоторых правил создания прочных построек; проектирование сооружений по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям.
Конструирование из бумаги, природного и бросового материалов : создание интересных игрушек, предметов по замыслу и по схеме сложения; самостоятельное применение разных способов и приемов создания, способов крепления деталей, различных инструментов; создание интересных образов в технике оригами.
Освоение и применение способов плоского, объемного и объемно- пространственного оформления. Умения моделирования и макетирования простых предметов. Совершенствование умений планировать процесс создания предмета; создавать разметки по шаблону.
Развитие умений работы с тканью, плетение: самостоятельное и качественное изготовление игрушек; безопасное использование ряда инструментов. Создание аппликации из ткани, умения наносить контур мелком; подбирать фактуру, цвет ткани к создаваемому образу.
Совместное со взрослым и детьми коллективное изобразительное творчество, наряду с успешной индивидуальной деятельностью. Потребность в достижении качественного результата. Развитие адекватной оценки результатов деятельности, стремление к совершенствованию умений, качественному результату; желания прислушиваться к оценке и мнению взрослого.
2 типа конструирования
Творческое
Техническое
Виды конструирования:
Формы организации обучения конструированию:
- Конструирование по образцу
- Конструирование по модели
- Конструирование по условиям
- Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
- Конструирование по замыслу
- Конструирование по теме
- Каркасное конструирование
Основные части конструкта непосредственно – образовательной деятельности
1. Актуализация знаний
2. Целеполагание
3. Планирование
4. Организация
5. Включение детей в деятельность
6. Самоконтроль
7. Анализ
8. Открытость