СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к докладу на тему: «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: понятие, дидактические принципы, технологии».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к докладу на тему: «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: понятие, дидактические принципы, технологии».

Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу на тему: «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: понятие, дидактические принципы, технологии».»

«Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: понятие, дидактические принципы, технологии».

«Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: понятие, дидактические принципы, технологии».

Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подхода Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин П.Я. Гальперин В.В. Давыдов

Ученые – основоположники теории

системно-деятельностного подхода

Л.С. Выготский

А.Н. Леонтьев

Д.Б. Эльконин

П.Я. Гальперин

В.В. Давыдов

Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы            Предметные Личностные Метапредметные Основы системы научных знаний. Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания Усвоенные межпредметные понятия и УУД. Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д. Управление своей деятельностью, самостоятельность. Речевая деятельность, навыки сотрудничества. Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.

Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы

Предметные

Личностные

Метапредметные

Основы системы научных знаний.

Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания

Усвоенные межпредметные понятия и УУД.

Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д.

Управление своей деятельностью, самостоятельность.

Речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.

Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования  Обеспечивает:   формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Системно-деятельностный подход

как концептуальная основа ФГОС общего образования

Обеспечивает:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с

учётом индивидуальных возрастных,

психологических и физиологических

особенностей обучающихся.

Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий  Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Вектор смещения акцентов нового стандарта Чему учить?  обновление содержания  Как учить? Ради чего учить?   обновление ценности средств обучения образования   Системно-деятельностный подход  служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Системно-деятельностный подход

Основной результат – развитие личности ребенка

на основе универсальных учебных действий

Основная педагогическая задача –

создание и организация условий,

инициирующих детское действие

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Чему учить?

обновление

содержания

Как учить?

Ради чего

учить?

обновление

ценности

средств

обучения

образования

Системно-деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Деятельность Структура деятельности согласно методологической версии теории деятельности (Л.Г. Петерсон) Мотивация Пробное действие Затрудне- Реализация проекта Само-контроль Само-оценка ние

Деятельность

Структура деятельности согласно методологической версии теории деятельности (Л.Г. Петерсон)

Мотивация

Пробное действие

Затрудне-

Реализация проекта

Само-контроль

Само-оценка

ние

Принцип деятельности Принцип непрерывности Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Принцип деятельности

Принцип непрерывности

Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода

Принцип целостности

Принцип минимакса

Принцип психологической комфортности

Принцип вариативности

Принцип творчества

Продолжительность этапов урока «открытия» нового знания в минутах

Продолжительность этапов урока «открытия» нового знания в минутах

Технология деятельностного метода

Этапы урока

1

Организующая роль учителя

Мотивация к учебной деятельности

2

Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

3

Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

Выявление места и причины затруднения

4

Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Построение проекта выхода из затруднения

Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.

5 6 Реализация построенного проекта Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 7 Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8 Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах). Включение в систему знаний и повторение 9 Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Рефлексия учебной деятельности. Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

5

6

Реализация построенного проекта

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

7

Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8

Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах).

Включение в систему знаний и повторение

9

Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.

Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Рефлексия учебной деятельности.

Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Технологии Информационные и коммуникативные Технология, основанная на создании учебной ситуации Технология проектного обучения Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

Технологии

Информационные и коммуникативные

Технология, основанная на создании учебной ситуации

Технология проектного обучения

Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

Формы взаимодействия в ходе учебной деятельности при деятельностном подходе: 1.      «Учитель-ученик». 2.      Работа в паре – «ученик-ученик». 3.      Групповая работа. 4.       Межгрупповое взаимодействие. 5.      «Ученик-родители». 6.      Индивидуальная работа.

Формы взаимодействия в ходе учебной деятельности при деятельностном подходе:

1.      «Учитель-ученик».

2.      Работа в паре – «ученик-ученик».

3.      Групповая работа.

4.       Межгрупповое взаимодействие.

5.      «Ученик-родители».

6.      Индивидуальная работа.

  Принципы деятельности учителя в условиях реализации деятельностного подхода в обучении пересмотр схемы и требований к традиционному уроку; изменение психологических условий обучения; создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки; создание психологической комфортности; равенство всех участников учебного процесса; не принудительное привлечение детей к деятельности; возможность совершения ошибки учащимися в ходе учебного процесса; вера в каждого ребенка; способствовать речевому развитию; максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе.

  Принципы деятельности учителя в условиях реализации деятельностного подхода в обучении

  • пересмотр схемы и требований к традиционному уроку;
  • изменение психологических условий обучения;
  • создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки;
  • создание психологической комфортности;
  • равенство всех участников учебного процесса;
  • не принудительное привлечение детей к деятельности;
  • возможность совершения ошибки учащимися в ходе учебного процесса;
  • вера в каждого ребенка;
  • способствовать речевому развитию;
  • максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе.
Учитель должен уметь          Планировать формирование познавательного интереса на уроке.        Конструировать урок с учётом отношения учеников к учебному предмету.        Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.

Учитель должен уметь

  •         Планировать формирование познавательного интереса на уроке.
  •        Конструировать урок с учётом отношения учеников к учебному предмету.
  •        Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.
         Подбирать систему самостоятельных работ.          Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.          Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство учеников.         Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся.       

  

      Подбирать систему самостоятельных работ.       

  Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.

      

Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство учеников.

       

Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся.

      

 Побуждать учащихся к постановке познавательных вопросов.      Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.     Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.
  • Побуждать учащихся к постановке познавательных вопросов.
  •      Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.
  •     Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.
  Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач . Проводить дифференцированную работу в классе. Разнообразить формы домашних заданий.
  •   Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач .
  • Проводить дифференцированную работу в классе.
  • Разнообразить формы домашних заданий.
Основные задачи образования Не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Основные задачи образования

Не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!