СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к докладу по экологизации уроков русского языка в школе 8 вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация на семинар по экологизации уроков русского языка в школе 8 вида

Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу по экологизации уроков русского языка в школе 8 вида»

 « Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал как большую тайну пробуждение жизни в природе» В.А. Сухомлинский    Реализация экологического воспитания на уроках русского языка. ГОУ «Читинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа. Недокушева Г.А., учитель русского языка и чтения 1 категории.

« Я вижу воспитательный

смысл в том, чтобы ребенок видел,

понимал, ощущал, переживал как большую тайну пробуждение жизни в природе»

В.А. Сухомлинский

Реализация экологического воспитания на уроках русского языка.

ГОУ «Читинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа. Недокушева Г.А., учитель русского языка и чтения 1 категории.

Не навреди, человек, ни березе, ни морю, Влажной тропинке и птице, летящей во тьму Вместе со всею немыслимой мощью Не навреди ненароком себе самому. Не обольщайся цифирью немедленных выгод, Реки корежить и горы срывать погоди. Вместо того, чтоб, не думая, Что-то воздвигнуть, лучше остынь, И подумай, не навреди…(Р. Рождественский ) «Природа – это дом, в котором мы живем. И в нем шумят леса, текут и плещут реки. Храните этот дом, украшенный трудом  Другого дома нет на целом свете.» « Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность подчас как бы случайно, мимоходом соприкасается » . В.А. Сухомлинский.

Не навреди, человек, ни березе, ни морю,

Влажной тропинке и птице, летящей во тьму

Вместе со всею немыслимой мощью

Не навреди ненароком себе самому.

Не обольщайся цифирью немедленных выгод,

Реки корежить и горы срывать погоди.

Вместо того, чтоб, не думая,

Что-то воздвигнуть, лучше остынь,

И подумай, не навреди…(Р. Рождественский )

«Природа – это дом, в котором мы живем.

И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

Храните этот дом, украшенный трудом

Другого дома нет на целом свете.»

« Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность подчас как бы случайно, мимоходом соприкасается » . В.А. Сухомлинский.

  Цель - воспитание в детях доброго и заботливого отношения к природе, любви к родному краю, чувства ответственности за все то, что разрушает экологию.   Задачи : 1. Показывать красоту нашей природы, вызывать чувство любви к ней. 2. Вызвать чувство тревоги, ответственности за состояние окружающей  среды, природы. 3. Показать, как должен вести себя в природе человек. 4. Приводить примеры бережного, доброго отношения к природе. 5. Подвергать осуждению поступки варварского, хищнического    отношения к природе.  Содержание работы определяется потенциальными возможностями дидактических материалов-текстов: а) упражнений из учебников, б) специально подобранных материалов с учетом задач экологического воспитания и образования.

Цель - воспитание в детях доброго и заботливого отношения к природе, любви к родному краю, чувства ответственности за все то, что разрушает экологию. 

Задачи :

1. Показывать красоту нашей природы, вызывать чувство любви к ней.

2. Вызвать чувство тревоги, ответственности за состояние окружающей  среды, природы.

3. Показать, как должен вести себя в природе человек.

4. Приводить примеры бережного, доброго отношения к природе.

5. Подвергать осуждению поступки варварского, хищнического    отношения к природе.

Содержание работы определяется потенциальными возможностями дидактических материалов-текстов:

а) упражнений из учебников,

б) специально подобранных материалов с учетом задач экологического воспитания и образования.

Грозди фиолетовой сирени, рассвет над рекой Волгой, вкусная земляника, весенняя оттепель, пахучий шиповник, безбрежные просторы, беспомощный птенчик, комнатные растения, возраст дерева, жужжание пчёл, шёлковый березовый листок, спелый крыжовник, бескрайние степи.   А) пространство, среда, в которой мы живем, весь мир животных и растений (биосфера); Б) неприкосновенный участок, где оберегается природа, растения, животный мир (заповедник);  Расставьте предложения так, чтобы получился текст. Выпишите из текста слова с приставками, объясните их правописание.

Грозди фиолетовой сирени, рассвет над рекой Волгой, вкусная земляника, весенняя оттепель, пахучий шиповник, безбрежные просторы, беспомощный птенчик, комнатные растения, возраст дерева, жужжание пчёл, шёлковый березовый листок, спелый крыжовник, бескрайние степи.

А) пространство, среда, в которой мы живем, весь мир животных и растений (биосфера);

Б) неприкосновенный участок, где оберегается природа, растения, животный мир (заповедник);

Расставьте предложения так, чтобы получился текст. Выпишите из текста слова с приставками, объясните их правописание.

Дети и птенчики .  Птичка свила гнездо на кусте. Вывела она трех птенчиков. Целый день птичка ловила комаров да мошек. Дети нашли гнездо и сняли его на землю. Они посмотрели на птенчиков и ушли. Птичка свила гнездо на кусте. Вывела она трех птенчиков. Целый день птичка ловила комаров да мошек. Дети нашли гнездо и сняли его на землю. Они посмотрели на птенчиков и ушли. Утром пришли. А птенчиков в гнезде уже не было. Жалко было птенчиков. Утром пришли. А птенчиков в гнезде уже не было. Жалко было птенчиков. (42 слова) (По Л.Н. Толстому)  Словарная работа. Запись на доске: свила, вывела, птенчиков, комаров, посмотрели.  Анализ текста. Беседа :  Где свила гнездо птичка? Сколько птенцов она вывела? Как и чем кормила птичка своих деток? Как поступили с гнездом дети? Что обнаружили ребята на следующий день?  Какой вывод делает автор? На сколько частей можно поделить текст? О чем говорится в каждой части? А как поступили бы вы?

Дети и птенчики .

Птичка свила гнездо на кусте. Вывела она трех птенчиков. Целый день птичка ловила комаров да мошек. Дети нашли гнездо и сняли его на землю. Они посмотрели на птенчиков и ушли. Птичка свила гнездо на кусте. Вывела она трех птенчиков. Целый день птичка ловила комаров да мошек. Дети нашли гнездо и сняли его на землю. Они посмотрели на птенчиков и ушли. Утром пришли. А птенчиков в гнезде уже не было. Жалко было птенчиков. Утром пришли. А птенчиков в гнезде уже не было. Жалко было птенчиков. (42 слова) (По Л.Н. Толстому)

Словарная работа. Запись на доске: свила, вывела, птенчиков, комаров, посмотрели.

Анализ текста. Беседа :

Где свила гнездо птичка?

Сколько птенцов она вывела?

Как и чем кормила птичка своих деток?

Как поступили с гнездом дети?

Что обнаружили ребята на следующий день?

Какой вывод делает автор?

На сколько частей можно поделить текст?

О чем говорится в каждой части?

А как поступили бы вы?

Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, бесспорно, закладывается с детства (И.Соколов-Микитов) Согласны ли вы с мнением русского писателя-путешественника. Письменно обоснуйте вашу точку зрения.

Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, бесспорно, закладывается с детства (И.Соколов-Микитов) Согласны ли вы с мнением русского писателя-путешественника. Письменно обоснуйте вашу точку зрения.

«Экологическое лото»   Зима без снегу - Март с водой, апрель с травой, Каково лето, Май холодный - Холоден сентябрь, Вода с гор потекла- Вешний день весь год… Матушка весна - Зима лето пугает, Лето без хлеба Таково и сено А май с цветами Год хлебородный Да сыт Весну принесла Всем красна Кормит Да все равно тает

«Экологическое лото»

Зима без снегу -

Март с водой, апрель с травой,

Каково лето,

Май холодный -

Холоден сентябрь,

Вода с гор потекла-

Вешний день весь год…

Матушка весна -

Зима лето пугает,

Лето без хлеба

Таково и сено

А май с цветами

Год хлебородный

Да сыт

Весну принесла

Всем красна

Кормит

Да все равно тает

Стоит Лукашка – белая рубашка,  А шляпа надета шоколадного цвета. (Белый гриб) Шапочка красная, пуговки белые,  Работа напрасная: осталось все целое –  Никто не берет! (Мухомор)  Загадки, ребусы, кроссворды

Стоит Лукашка – белая рубашка, А шляпа надета шоколадного цвета. (Белый гриб)

Шапочка красная, пуговки белые, Работа напрасная: осталось все целое – Никто не берет! (Мухомор)

Загадки, ребусы, кроссворды

 Работа с предложением Работа с текстом Упражнения Диктанты Дополнительная информация      Одни из коренных жителей Забайкалья (буряты).  Жилище бурят (юрта).  Коренные жители Красного Чикоя (семейские).  Основной вид деятельности Забайкальских крестьян (скотоводство).  Забайкальский писатель, автор стихов о родном крае (Граубин).  Назовите фамилию наших соотечественников, известных актеров театра и кино (Соломины).  Национальное блюдо, которое солят трижды (пельмени).  Первый город Читинской области (Нерчинск).

Работа с предложением

Работа с текстом

Упражнения

Диктанты

Дополнительная информация

Одни из коренных жителей Забайкалья (буряты). Жилище бурят (юрта). Коренные жители Красного Чикоя (семейские). Основной вид деятельности Забайкальских крестьян (скотоводство). Забайкальский писатель, автор стихов о родном крае (Граубин). Назовите фамилию наших соотечественников, известных актеров театра и кино (Соломины). Национальное блюдо, которое солят трижды (пельмени). Первый город Читинской области (Нерчинск).

 Двигательно-речевые (кинезиологические) рифмованные физкультминутки, релаксация, психоэтюды .  «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».  После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был?

Двигательно-речевые (кинезиологические) рифмованные физкультминутки, релаксация, психоэтюды .

«Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?». После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был?

 Авторские экологические сказки, видеоклипы, мульфильмы, отрывки из телепередач

Авторские экологические сказки, видеоклипы, мульфильмы, отрывки из телепередач

Рассказ по сюжетным картинкам     Почему изменился внешний вид снеговика?   Составьте предложения, включив в них описание внешнего вида снеговика.

Рассказ по сюжетным картинкам

Почему изменился внешний вид снеговика?

Составьте предложения, включив в них описание внешнего вида снеговика.

    Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,  Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья,  Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека.    Методологическое обоснование.

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна, Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья, Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека.

Методологическое обоснование.

Умение применять в жизни полученные знания, рассуждать о проблемах экологии и решать проблемные задачи на уроках; Экологическое воспитание школьников вырабатывает любовь, уважение к окружающей среде и патриотическое сознание; Развивает интерес к уроку и усиливает значение экологии в жизни человека. развиваются умения давать оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.
  • Умение применять в жизни полученные знания, рассуждать о проблемах экологии и решать проблемные задачи на уроках;
  • Экологическое воспитание школьников вырабатывает любовь, уважение к окружающей среде и патриотическое сознание;
  • Развивает интерес к уроку и усиливает значение экологии в жизни человека.
  • развиваются умения давать оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

разъяснения сущности экологических терминов, употребляемых в задачах; формирования некоторых представлений об экологии страны; воспитания бережного отношения к национальному богатству страны;
  • разъяснения сущности экологических терминов, употребляемых в задачах;
  • формирования некоторых представлений об экологии страны;
  • воспитания бережного отношения к национальному богатству страны;

основы гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
  • основы гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
  • основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
  • готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

действия целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
  • действия целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
  • формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
  • развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

развитие стратегий продуктивного (смыслового) чтения и работа с информацией; практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

развитие стратегий продуктивного (смыслового) чтения и работа с информацией;

  • практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур; выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, технических и др.) в соответствии с содержанием предмета «русский язык», созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем; выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;
  • первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
  • выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, технических и др.) в соответствии с содержанием предмета «русский язык», созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
  • выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;

как результата использования знако-символических средств и логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т.п.

как результата использования знако-символических средств и логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т.п.

1) навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций , требующие принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок» и т. п.; 2) навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат; 3) навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т.п.).

1) навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций , требующие принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок» и т. п.;

2) навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;

3) навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т.п.).

  • навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, поиска необходимых ресурсов (задания со значком @), распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;
  • навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т. п.);
  • ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/ или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки;

Личностные универсальные учебные действия: на личностное самоопределение; на развитие Я – концепции; на нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные универсальные учебные действия: на учёт позиции партнёра; на передачу информации и отображению предметного содержания; групповые игры. Познавательные универсальные учебные действия: задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач; задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание; задачи и проекты на проведение эмпирического исследования; задачи и проекты на проведение теоретического исследования; задачи на смысловое чтение.

Личностные универсальные учебные действия:

  • на личностное самоопределение;
  • на развитие Я – концепции;
  • на нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • на учёт позиции партнёра;
  • на передачу информации и отображению предметного содержания;

групповые игры.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
  • задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
  • задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
  • задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
  • задачи на смысловое чтение.

  Регулятивные универсальные учебные действия: на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на оценивание; на принятие решения. Коммуникативные универсальные учебные действия: на учёт позиции партнёра; на передачу информации и отображению предметного содержания; групповые игры.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • на ориентировку в ситуации;
  • на прогнозирование;
  • на целеполагание;
  • на оценивание;
  • на принятие решения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • на учёт позиции партнёра;
  • на передачу информации и отображению предметного содержания;
  • групповые игры.

Познавательные универсальные учебные действия: задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач; задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание; задачи и проекты на проведение эмпирического исследования; задачи и проекты на проведение теоретического исследования; задачи на смысловое чтение. Регулятивные универсальные учебные действия: на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на оценивание; на принятие решения.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
  • задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
  • задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
  • задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
  • задачи на смысловое чтение.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • на ориентировку в ситуации;
  • на прогнозирование;
  • на целеполагание;
  • на оценивание;
  • на принятие решения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!