Повышение эффективности развития речи младших школьников, как необходимый фактор реализации ФГОС НОО
Прокофьева Лариса Николаевна
МБОУ «СОШ №18 им. А. С. Сергеева»
учитель начальных классов
Цитаты из сочинений школьников
18 +
Реальный результат речевого развития большинства выпускников:
- Снижение уровня речевого развития в возрастных рамках
- Клиповость мышления
Нейропсихологические причины недоразвития речи
Поколение «Z»
Требуемый результат образования
ФГОС НОО
«…осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».
Противоречие:
речевыми навыками
Фактический уровень развития речи учащихся
Таким образом,
актуальна потребность
в разработке и внедрению современных методик
по развитию речи
младших школьников
КАК повысить эффективность работы
по формированию и развитию речевых умений современных детей?
- Старо, как мир. Вечная тема. Будем работать.
2. Всё новое – хорошо забытое старое.
сСС
3. Современные дети –
современные подходы .
Тема проекта:
Повышение эффективности развития речи младших школьников, как необходимый фактор реализации ФГОС НОО
процесс развития речи учащихся 1-4 классов.
- Предмет исследования : закономерности, условия и методы речевого развития школьников.
Цель исследования:
определение методических условий, повышающих эффективность процесса речевого развития в условиях ФГОС НОО.
эффективность речевого развития учащихся может быть достигнута путём реализации современных подходов к развитию речи на уроках
в начальной школе.
Практические задачи
1. Раскрыть понятие «развитие речи» с точки зрения современной лингвистики.
2. Проанализировать систему работы по развитию речи в УМК «Перспективная начальная школа»
3. Исследовать и внедрить инновационные методы, приёмы развития речи.
4. Осуществить рефлексию
достижения целей и задач.
Задача 1. Современная лингвистика
Развитие
речи
средство
процесс
система
результат
формирование языковой личности,
а развитая речь рассматривается как
орудие познания мира и самого себя,
(точнее – развитие мысли становится
центральной задачей развития
личности )
Задача 2.
Анализ
системы развития речи
в УМК
«Перспективная начальная школа»
- Включение словарей разного назначения во все учебники
- Постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника и за его пределами
- Создание условий для выражения детьми как минимум 2-х точек зрения, для работы с несколькими источниками информации
- Методический аппарат рассчитан как на индивидуальную, так и на парную или групповую работу
- Прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока
- Включение в клубную деятельность (клубы «Ключ и заря», «Мы и окружающий мир»)
- Единая система пиктограмм
- Активные формы и приёмы организации урока (заседания предметных клубов, «Походы в Музейный Дом» и т.д.)
- «Азбука вежливости» устного и письменного общения как специальная линия в рамках «Развития Речи»
словари
Поиск информации
Азбука вежливости
Условия диалога
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Формы работы
АМО
Клубная деятель-
ность
Система пиктограмм
Задача 3.
Исследовать и внедрить инновационные методы, приёмы развития речи.
Педагогические технологии
ТРИЗ-технология
Проектно-
Технология критического мышления
исследовательская
- Ромб ассоциаций
- Морфологическая
копилка
- «Энциклопедия одного слова»
- Феномен
- Корзина идей
- Кластер
- Синквейн
- Тонкие и толстые вопросы
- Письмо по кругу
Авторские методики
В. А. Синицын
Радость +
«Слово-магнит»
хорошо, не болеет,
не ссорится,
улыбается,
семья, спорт,
беда, горе,
весёлое настроение
Самарский вариант обучения краткому пересказу
- Ключевые слова
- Предварительное прослушивание образцового пересказа
- Повышение частоты упражнений
- Чтение отрывка текста 1-2 мин
- Ответы на 2-3 вопроса учителя
- Запись на доске 5-6 ключевых слов
- Образцовый пересказ
- Жужжащий пересказ в парах
- Пересказ текста слабым учеником
Приём моделирования Г.В.Королёвой
Приёмы моделирования
- Модель «Генеалогическое дерево»
воздух (ясен, прозрачен) - солнце (ярко, лучи купаются в лужах) - " река (надувается, темнеет) - " деревья (живут, дышат) - " можно (в воду, пускать кораблики, долбить каблуками упрямый лед) - гонять голубей - " все хорошо " width="640"
Модель «Тропинка»
Например, рассказ А. Чехова "Весной".
весна - воздух (ясен, прозрачен) - солнце (ярко, лучи купаются в лужах) - " река (надувается, темнеет) - " деревья (живут, дышат) - " можно (в воду, пускать кораблики, долбить каблуками упрямый лед) - гонять голубей - " все хорошо
Творческие сочинения
- "Фантастическая добавка"
- Метод коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего
- Метод, основанный на знаменитом магическом «если бы...» К.Станиславского
- Урок-фантазия
Достигнутые результаты:
- этапы работы по развитию речи младших школьников с 1- 4 классы.
- конкурс педагогического мастерства «Учитель – курянин 21 века»
Диагностика сформированности УУД
- личностные - 67% высокий уровень
- регулятивные -72% высокий уровень
- познавательные - 73% высокий уровень
- коммуникативные – 96% высокий уровень
эффективность речевого развития учащихся может быть достигнута путём реализации современных подходов к развитию речи на уроках
в начальной школе.
КАК повысить эффективность работы
по формированию и развитию речевых умений современных детей?
- Старо, как мир. Вечная тема. Будем работать.
2. Всё новое – хорошо забытое старое.
сСС
3. Современные дети –
современные подходы .
Спасибо
за внимание!