СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к изучению поэмы А. Блока "Двенадцать"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация соответствует урокам, помещённым рядом.

В презентации представлены иллюстрации Юрия Анненкова. 

Содержание: смысл названия поэмы, время её создания,, "Двенадцать" в оценке современников, соотнесение статьи А. Блока "Интеллигенция и революция" поэме.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к изучению поэмы А. Блока "Двенадцать"»

Александр Блок  «Двенадцать» Комментированное чтение

Александр Блок «Двенадцать»

Комментированное чтение

Александр Блок  (фотография)

Александр Блок (фотография)

Иллюстратор Юрий Анненков

Иллюстратор Юрий Анненков

А. Блок: «Сегодня я – гений!» «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал, потому что тогда я жил современностью»

А. Блок:

  • «Сегодня я – гений!»
  • «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал, потому что тогда я жил современностью»

Почему поэма  названа «Двенадцать»? Содержит 12 глав.  Героями поэмы являются 12 красноармейцев. Образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с 12 апостолами.

Почему поэма названа «Двенадцать»?

  • Содержит 12 глав.
  • Героями поэмы являются 12 красноармейцев.
  • Образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с 12 апостолами.

Время создания поэмы В январе 1918 г. по горячим следам событий, которые потрясли мир. Начал 8 января, перерыв, дописал 17 и 28 января.

Время создания поэмы

  • В январе 1918 г. по горячим следам событий, которые потрясли мир. Начал 8 января, перерыв, дописал 17 и 28 января.

«Двенадцать» в оценке современников В рядах врагов оказались И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, Л. Андреев, И. Северянин. « Блок продался большевикам !» Сатира на революцию « Величайшее достижение » поэзии Блока (газета «Правда»)

«Двенадцать» в оценке современников

  • В рядах врагов оказались И. Бунин,

А. Куприн, К. Бальмонт, Л. Андреев, И. Северянин.

  • « Блок продался большевикам
  • Сатира на революцию
  • « Величайшее достижение » поэзии Блока (газета «Правда»)

«Интеллигенция и революция»

«Интеллигенция и революция»

  Что для Блока революция?    «…мы должны слушать и любить … Звуки, когда они вылетают из мирового оркестра; и, слушая, понимать, что – это о том же, всё о том же».

Что для Блока революция?

  • «…мы должны слушать и любить … Звуки, когда они вылетают из мирового оркестра; и, слушая, понимать, что – это о том же, всё о том же».

Что значит «дело художника»? «… видеть то что задумано, слушать ту музыку, которой гремит «разорванный ветром воздух ».

Что значит «дело художника»?

  • «… видеть то что задумано, слушать ту музыку, которой гремит «разорванный ветром воздух ».

«… смотреть за тем, как исполняется задуманное, печься о том, исполнится оно или нет ».
  • «… смотреть за тем, как исполняется задуманное, печься о том, исполнится оно или нет ».

1 глава Контраст чёрного и белого цвета. Чёрный вечер, Белый снег… (« Белый снег » - символ чистоты и надежды) Но Под снежком – ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит – ах, бедняжка!  Что символизирует « ледок »?

1 глава

Контраст чёрного и белого цвета.

Чёрный вечер,

Белый снег…Белый снег » - символ чистоты и надежды)

Но

Под снежком – ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит – ах, бедняжка!

  • Что символизирует « ледок »?

Образ ветра Ветер, Ветер На всё божьем свете!  «Ветер хлёсткий»,  он « гуляет », « свищет », « и зол и рад », « разыгралась чтой-то вьюга », « ох, пурга какая, спасе !» « Вьюга долгим смехом  Заливается в снегах »

Образ ветра

  • Ветер, Ветер

На всё божьем свете!

  • «Ветер хлёсткий», он « гуляет », « свищет »,
  • « и зол и рад »,
  • « разыгралась чтой-то вьюга »,
  • « ох, пурга какая, спасе
  • « Вьюга долгим смехом

Заливается в снегах »

образы ветра, метели имеют символический смысл .  Образ ветра бы комментирует происходящее : одних с бивает с ног, другим кажется « весёлым », он « рвёт, мнёт плакат про « Учредительное собрание », когда появляются к расногвардейцы , он радостно « гуляет ».  Ветер срастается с петроградским пейзажем и Революцией.

образы ветра, метели имеют символический смысл .

Образ ветра бы комментирует происходящее :

  • одних с бивает с ног,
  • другим кажется « весёлым »,
  • он « рвёт, мнёт плакат про « Учредительное собрание »,
  • когда появляются к расногвардейцы , он радостно « гуляет ».
  • Ветер срастается с петроградским пейзажем и Революцией.

«Что впереди? Проходи!  Чёрное, чёрное небо».

«Что впереди? Проходи! Чёрное, чёрное небо».

Что за путь проходят 12? Это и реальный путь красногвардейских патрулей по снежным улицам Петрограда. (Блок не возражал, когда художник Анненков на иллюстрации точно указал адрес, где проходил патруль: Рыбацкая, 12, недалеко от дома, где жил Блок.)

Что за путь проходят 12?

  • Это и реальный путь красногвардейских патрулей по снежным улицам Петрограда. (Блок не возражал, когда художник Анненков на иллюстрации точно указал адрес, где проходил патруль: Рыбацкая, 12, недалеко от дома, где жил Блок.)

Рыбацкая, 12, недалеко от дома, где жил Блок

Рыбацкая, 12, недалеко от дома, где жил Блок

« рвёт, мнёт плакат про « Учредительное собрание »

« рвёт, мнёт плакат про « Учредительное собрание »

« рвёт, мнёт плакат про « Учредительное собрание »

« рвёт, мнёт плакат про « Учредительное собрание »

Персонажи 1-й главы.  образное  сравнение : « старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб».    Хлёсткий  эпитет и оксю́морон: « А вон и долгополый - / Сторонкой за сугроб… / Что нынче не весёлый, / Товарищ поп ?»    Один голос : « А это кто? – Длинные волосы  И говорит вполголоса:  -Предатели!  - Погибла Россия!» - речевая характеристика .   Какое отношение к ним? Вития – оратор, человек, искусный в красноречии (устар. или иронич.). Витиеватый, замысловатый (о слоге, стиле речи, почерке) Поп – « брюхо »  Барыня – « в каракуле »  

Персонажи 1-й главы.

  • образное сравнение : « старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб».
  • Хлёсткий эпитет и оксю́морон: « А вон и долгополый - / Сторонкой за сугроб… / Что нынче не весёлый, / Товарищ поп

  

Один голос : « А это кто? – Длинные волосы

И говорит вполголоса:

-Предатели!

- Погибла Россия!» - речевая характеристика .

 

Какое отношение к ним?

Вития – оратор, человек, искусный в красноречии (устар. или иронич.). Витиеватый, замысловатый (о слоге, стиле речи, почерке)

Поп – « брюхо »

Барыня – « в каракуле »

 

Старый мир « Буржуй на перекрёстке» - готов к предательству, боязнь нового. Ненавистен.  Старый мир оказывается в водовороте стихии. Как к нему относится ветер? ( «крутит подолы», «прохожих косит»)  Эти скользящие на снегу тени пропадают во мраке чёрного вечера, чтобы появиться в финале поэмы как тревожный призрак прошлого .

Старый мир

  • « Буржуй на перекрёстке» - готов к предательству, боязнь нового. Ненавистен.
  • Старый мир оказывается в водовороте стихии. Как к нему относится ветер? ( «крутит подолы», «прохожих косит»)
  • Эти скользящие на снегу тени пропадают во мраке чёрного вечера, чтобы появиться в финале поэмы как тревожный призрак прошлого .

« А вон и долгополый…»  «старушка, как курица…»

« А вон и долгополый…» «старушка, как курица…»

Старый мир  Другой голос . Чей?      Слух поэта запечатлевает эти конкретные «голоса». (« Голосами » в поэме представлена музыка революции)  Можно ли эту музыку назвать «великой, музыкой будущего, звуками которой наполнен воздух »?   Теоретическая концепция терпит крах, когда воплощается в произведении.

Старый мир

Другой голос . Чей?

 

Слух поэта запечатлевает эти конкретные «голоса». (« Голосами » в поэме представлена музыка революции)

Можно ли эту музыку назвать «великой, музыкой будущего, звуками которой наполнен воздух »?

Теоретическая концепция терпит крах, когда воплощается в произведении.

2 глава Раздаются разные, порой исключающие друг друга реплики Кто их произносит? Сам автор?  Или 12, которые скоро выйдут на авансцену? А может быть те, кто враждебен революции?

2 глава

  • Раздаются разные, порой исключающие друг друга реплики
  • Кто их произносит? Сам автор?
  • Или 12, которые скоро выйдут на авансцену?
  • А может быть те, кто враждебен революции?

Реплики 2-й главы Свобода, свобода,  Эх, эх, без креста!  Тра-та-та! Холодно, товарищи, холодно! Товарищ, винтовку держи, не трусь!  Пальнём-ка пулей в Святую Русь… Эх, эх, без креста!

Реплики 2-й главы

  • Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Тра-та-та!

  • Холодно, товарищи, холодно!
  • Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнём-ка пулей в Святую Русь…

  • Эх, эх, без креста!

Лозунги Вперёд, вперёд, вперёд,  Рабочий народ! (6)     Товарищ! Гляди  В оба! (10)    Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! (2)   - Правильно со стороны речи построены?

Лозунги

  • Вперёд, вперёд, вперёд,

Рабочий народ! (6)

  

  • Товарищ! Гляди

В оба! (10)

  •   Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг! (2)

 

- Правильно со стороны речи построены?

Во 2 главе на авансцену выходят 12 .    Значимость этого числа подчёркивается названием поэмы;  Как они появляются в поэме?   - на фоне многоголосия - чёткий маршевый ритм - реплики анархического толка: Свобода, свобода,  Эх, эх, без креста!  Тра-та-та!

Во 2 главе на авансцену выходят 12 .

  • Значимость этого числа подчёркивается названием поэмы;
  • Как они появляются в поэме?

- на фоне многоголосия

- чёткий маршевый ритм

- реплики анархического толка:

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Тра-та-та!

 12  в начале поэмы даются в разных восприятиях.   « В зубах цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз!» «Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,  Мою, попробуй, поцелуй!»  «Ванюшка сам теперь богат…» Новый мир, как и старый, Блок не идеализирует.

12 в начале поэмы даются в разных восприятиях.

  • « В зубах цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!»

  • «Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,

Мою, попробуй, поцелуй!»

  • «Ванюшка сам теперь богат…»

Новый мир, как и старый, Блок не идеализирует.

Стихия и Двенадцать - Вместе с ними появляется новый цвет – отблеск огня : « Винтовок чёрные ремни, Кругом – огни, огни, огни …»  12 – выразители народной стихии, они несут в себе и все её крайности.

Стихия и Двенадцать

  • - Вместе с ними появляется новый цвет – отблеск огня :

« Винтовок чёрные ремни,

Кругом – огни, огни, огни …»

  • 12 – выразители народной стихии, они несут в себе и все её крайности.

Сознают свой революционный долг « Революцьонный держите шаг »   и готовы его исполнить: « Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнём-ка пулей в Святую Русь…»

Сознают свой революционный долг

  • « Революцьонный держите шаг »
  • и готовы его исполнить:

« Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнём-ка пулей в Святую Русь…»

 Стихия родственна двенадцати.   В отличие от врагов революции, ветра, стихии , грозящей перевернуть мир, 12 не противостоят им, они возникают из неё:  Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек...

Стихия родственна двенадцати.

  • В отличие от врагов революции, ветра, стихии , грозящей перевернуть мир, 12 не противостоят им, они возникают из неё:

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек...

 « Гуляет ветер, порхает снег.  Идут двенадцать человек...»

« Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек...»

3 – 7 главы.  Катька В чём значение этих глав?   Как в этих эпизодах изображены Петруха и его товарищи?  В каком эмоциональном ключе даны эти главы?

3 – 7 главы. Катька

  • В чём значение этих глав?

  • Как в этих эпизодах изображены Петруха и его товарищи?
  • В каком эмоциональном ключе даны эти главы?

«А Катька где? – Мертва, мертва!  Простреленная голова!»

«А Катька где? – Мертва, мертва! Простреленная голова!»

«Ох, товарищи, родные,  Эту девку я любил…»

«Ох, товарищи, родные, Эту девку я любил…»

Чувства Петьки « Помнишь, Катя, офицера –  Не ушёл он от ножа… » Каковы его чувства ?

Чувства Петьки

« Помнишь, Катя, офицера –

Не ушёл он от ножа… »

Каковы его чувства ?

Какая реплика принадлежит Петьке? « А Катька где? – Мертва, мертва! Простреленная голова !» « Что, Катька, рада? – Ни гу-гу… Лежи ты, падаль, на снегу !»

Какая реплика принадлежит Петьке?

« А Катька где? – Мертва, мертва!

Простреленная голова

« Что, Катька, рада? – Ни гу-гу…

Лежи ты, падаль, на снегу

« Он головку вскидавает, он опять повеселел !»

« Он головку вскидавает, он опять повеселел

8 глава.   Соль иронии заключается в следующей сюжетной ситуации. Ведь « буржуя убьёт за зазнобушку » - умышленная сюжетная ирония , которая окарикатуривает слово героя.

8 глава.

  • Соль иронии заключается в следующей сюжетной ситуации. Ведь « буржуя убьёт за зазнобушку » - умышленная сюжетная ирония , которая окарикатуривает слово героя.

Так какая же разница между старым и новым миром?  По определению Блока, старый мир – скука, новый – музыка.  Но главка заканчивается словом « скучно! » Музыка вырастает в скуку . « Ужь я ножич к ом полосну, полосну …» - диссонанс. И диссонанс потому, что скучно.

Так какая же разница между старым и новым миром?

  • По определению Блока, старый мир – скука, новый – музыка.
  • Но главка заканчивается словом « скучно! »
  • Музыка вырастает в скуку .
  • « Ужь я ножич к ом полосну, полосну …» - диссонанс. И диссонанс потому, что скучно.

Почему убийство Катьки- единственное событие в поэме? Чтобы « показать чёрную злобу и ненависть », что « им ничего не жаль », что « идут без креста и без имени святого », что « для них нет никаких преград », что революция сопряжена с кровью , что её жертвами становятся безвинные люди .

Почему убийство Катьки- единственное событие в поэме?

  • Чтобы « показать чёрную злобу и ненависть »,
  • что « им ничего не жаль »,
  • что « идут без креста и без имени святого »,
  • что « для них нет никаких преград »,
  • что революция сопряжена с кровью ,
  • что её жертвами становятся безвинные люди .

10 – 12 главы  Мотивы чёрной злобы и страшного мира в изображении героев поэмы.  Мотивы буйной воли перерастают в чувство вселенской тоски, скуки, готовящейся вылиться в месть всему ненавистному миру . 12 красногвардейцев, единых теперь, продолжают шествие в революции. «… Вдаль идут державным шагом…» Но одновременно в их душах растут тревога и беспокойство.

10 – 12 главы Мотивы чёрной злобы и страшного мира в изображении героев поэмы.

  • Мотивы буйной воли перерастают в чувство вселенской тоски, скуки, готовящейся вылиться в месть всему ненавистному миру .
  • 12 красногвардейцев, единых теперь, продолжают шествие в революции.
  • «… Вдаль идут державным шагом…»
  • Но одновременно в их душах растут тревога и беспокойство.

Стихия оказывается с ними в весьма сложных отношениях. Ветер перерастает во вьюгу («И вьюга пылит им в очи…»). На пути красноармейцев оказываются « сугробы пуховые - / Не утянешь сапога …».  Им кажется, что за сугробами скрывается незримый враг . (« Эй, товарищ, будет худо, / Выходи, стрелять начнём !») А в ответ на выстрелы красноармейцев.

Стихия оказывается с ними в весьма сложных отношениях.

  • Ветер перерастает во вьюгу («И вьюга пылит им в очи…»).
  • На пути красноармейцев оказываются « сугробы пуховые - / Не утянешь сапога …».
  • Им кажется, что за сугробами скрывается незримый враг . (« Эй, товарищ, будет худо, / Выходи, стрелять начнём !») А в ответ на выстрелы красноармейцев.

Цветовая гамма  Какой цвет исчез в заключении?   Какой теперь господствующий?  «… Это ветер с красным флагом  Разыгрался впереди…» «Кто там машет красным флагом?» «Впереди с кровавым флагом…»

Цветовая гамма

  • Какой цвет исчез в заключении?
  • Какой теперь господствующий?
  • «… Это ветер с красным флагом

Разыгрался впереди…»

«Кто там машет красным флагом?»

«Впереди с кровавым флагом…»

Откуда жестокость, в чём причина «чёрной злобы»? « Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой. Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? – Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа. Почему валят столетние парки? – Потому, что сто лет под их кронами господа показывали свою власть».

Откуда жестокость, в чём причина «чёрной злобы»?

  • « Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.

Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? – Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа.

Почему валят столетние парки? – Потому, что сто лет под их кронами господа показывали свою власть».

Откуда жестокость, в чём причина «чёрной злобы»? У каждого крестьянина Душа что туча чёрная – Гневна, грозна, и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям…  А. Н. Некрасов «…злоба, грустная злоба Кипит в груди…» А. Блок

Откуда жестокость, в чём причина «чёрной злобы»?

У каждого крестьянина

Душа что туча чёрная –

Гневна, грозна, и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям…

А. Н. Некрасов

«…злоба, грустная злоба

Кипит в груди…» А. Блок

Почему с такой неприязнью Бунин отнёсся к «Двенадцати»? он потом напишет, что Блок « впал в некий род помешательства на большевизме »? Наверное, если бы Бунин увидел в поэме Блока изображение « окаянных дней», он не отнёсся бы к ней враждебно. Тут всё сложнее у Блока и гораздо трагичнее.

Почему с такой неприязнью Бунин отнёсся к «Двенадцати»?

он потом напишет, что Блок « впал в некий род помешательства на большевизме »?

Наверное, если бы Бунин увидел в поэме Блока изображение « окаянных дней», он не отнёсся бы к ней враждебно.

Тут всё сложнее у Блока и гораздо трагичнее.

Сатиры на революцию в поэме нет  Чёрная злоба для поэта – выражение святой злобы. «Интеллигенция и революция»: «… ведь за прошлое – отвечаем мы? Мы – звенья единой цепи. Или на нас лежат грехи отцов? – Если этого не чувствуют все, то это должны чувствовать «лучшие ».

Сатиры на революцию в поэме нет

Чёрная злоба для поэта – выражение святой злобы.

«Интеллигенция и революция»:

«… ведь за прошлое – отвечаем мы? Мы – звенья единой цепи. Или на нас лежат грехи отцов? – Если этого не чувствуют все, то это должны чувствовать «лучшие ».

Отношение Блока к революции Ровно через год, в январе 1919 г. записывает: « У кого-то (у предков) был досуг, деньги и независимость, рождались гордые и независимые дети, дети воспитывались, их научили тому, как создавать бесценное из ничего… потом писать книги и… жить этими книгами в ту пору, когда не научившиеся их писать умирают с голоду ».  Итак, Блок принимает революцию.

Отношение Блока к революции

  • Ровно через год, в январе 1919 г. записывает:

« У кого-то (у предков) был досуг, деньги и независимость, рождались гордые и независимые дети, дети воспитывались, их научили тому, как создавать бесценное из ничего… потом писать книги и… жить этими книгами в ту пору, когда не научившиеся их писать умирают с голоду ».

  • Итак, Блок принимает революцию.

Блок принимает революцию Старый мир – « шелудивый пёс » – ненавистен Блоку. « Революция есть музыка, которую имеющий уши должен слышать » («Интеллигенция и революция») В революции заключено для Блока Возмездие старому миру.

Блок принимает революцию

  • Старый мир – « шелудивый пёс » – ненавистен Блоку.
  • « Революция есть музыка, которую имеющий уши должен слышать » («Интеллигенция и революция»)
  • В революции заключено для Блока Возмездие старому миру.

Жизнь вынуждала создавать картины и образы, не соответствовавшие их замыслам « Написав «Двенадцать», он все эти 3 с половиной года старался уяснить себе, что же у него получилось… он пытливо вслушивался в то, что говорят о «Двенадцати » (К. Чуковский)

Жизнь вынуждала создавать картины и образы, не соответствовавшие их замыслам

  • « Написав «Двенадцать», он все эти 3 с половиной года старался уяснить себе, что же у него получилось… он пытливо вслушивался в то, что говорят о «Двенадцати » (К. Чуковский)

Двойственное отношение поэта к революции В поэме переплетается:  «низкое» с «высоким»,  романтический идеал окружён мрачными реалиями быта. Блок в поэме ведёт диалог с самим собой.

Двойственное отношение поэта к революции

В поэме переплетается:

  • «низкое» с «высоким»,
  • романтический идеал окружён мрачными реалиями быта.

Блок в поэме ведёт диалог с самим собой.

«Впереди - Исус Христос»?  Христос Блока остаётся одной из загадок мировой литературы . 1. Прежде всего, бросается в глаза то, что он не исчезает во мгле , подобно другим фигурам. 2. Другая странность: Христос ведёт один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией.

«Впереди - Исус Христос»?

Христос Блока остаётся одной из загадок мировой литературы .

1. Прежде всего, бросается в глаза то, что он не исчезает во мгле , подобно другим фигурам.

2. Другая странность: Христос ведёт один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией.

Может быть, это не Христос, а Антихрист? Сам Блок писал в своём дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы не достойны Иисуса, который идёт с ними сейчас; а в том, что именно Он идёт с ними, а надо, чтобы Другой » («Дневник» А. Блока. 20.02.1918 г.).

Может быть, это не Христос, а Антихрист?

  • Сам Блок писал в своём дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы не достойны Иисуса, который идёт с ними сейчас; а в том, что именно Он идёт с ними, а надо, чтобы Другой » («Дневник» А. Блока. 20.02.1918 г.).

Кровавый флаг С одной стороны, в руках у этого непонятного существа кровавый флаг , что даёт основание считать его Антихристом .

Кровавый флаг

  • С одной стороны, в руках у этого непонятного существа кровавый флаг , что даёт основание считать его Антихристом .

« Снежной россыпью жемчужной,  В белом венчике из роз –  Впереди – Иисус Христос ».

« Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Иисус Христос ».

3 Очистить мир от векового зла.  И всё же самому Блоку, может быть, действительно, и красногвардейцы казались апостолами , и вёл их, в его глазах, действительно подлинный И. Христос. И цель их видел поэт в том , чтобы уничтожить зло старого мира , чтобы создать новый мир , может быть, вообще свободный от зла . Блок увидел в большевизме как бы новое христианство. Но большевизм  не  мог даже близко подойти к этой великой миссии . Ибо был основан на насилии .

3

Очистить мир от векового зла.

И всё же самому Блоку, может быть, действительно, и красногвардейцы казались апостолами , и вёл их, в его глазах, действительно подлинный И. Христос. И цель их видел поэт в том , чтобы уничтожить зло старого мира , чтобы создать новый мир , может быть, вообще свободный от зла . Блок увидел в большевизме как бы новое христианство.

Но большевизм не мог даже близко подойти к этой великой миссии . Ибо был основан на насилии .

 «белый венчик из роз» - ?   Но на голове « белый венчик из роз ». Белый цвет всегда считается цветом  мира . М. Цветаева: Белизна – угроза черноте. Белый храм грозит гробам и грому. Бледный праведник грозит Содому Не мечом – а лилией в щите. Тема белизны подчёркивается и другими чертами блоковского Христа:  он идёт « нежной поступью надвьюжной,  Снежной россыпью жемчужной». Белизна пронизывает весь облик Христа.

«белый венчик из роз» - ?

  • Но на голове « белый венчик из роз ». Белый цвет всегда считается цветом мира . М. Цветаева:

Белизна – угроза черноте.

Белый храм грозит гробам и грому.

Бледный праведник грозит Содому

Не мечом – а лилией в щите.

  • Тема белизны подчёркивается и другими чертами блоковского Христа:

он идёт « нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной».

Белизна пронизывает весь облик Христа.

Да Христос ли изображён? Но  флаг всё-таки кровавый . Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с её самыми первыми строками, подчёркивающими двойственность всего происходящего: Чёрный вечер. Белый снег.   Судя по дневниковым записям, эта концовка беспокоила автора , не только литературоведов. Блок ни разу не объяснил публично смысла  последних  строк поэмы. Может, лже-Христос? Озлобленные бандиты - апостолы Дьявола, не иначе.  

Да Христос ли изображён?

Но флаг всё-таки кровавый . Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с её самыми первыми строками, подчёркивающими двойственность всего происходящего:

Чёрный вечер.

Белый снег.

  • Судя по дневниковым записям, эта концовка беспокоила автора , не только литературоведов. Блок ни разу не объяснил публично смысла последних строк поэмы.
  • Может, лже-Христос? Озлобленные бандиты - апостолы Дьявола, не иначе.

 

« И за вьюгой невидим,  И от пули невредим …»

« И за вьюгой невидим, И от пули невредим …»

Речь идёт именно о Христе .  Но истинно блоковская лирическая нежность , с которой написаны выбивающиеся из общего стиля поэмы последние строки, убеждает: речь идёт именно о Христе.   Судя по дневниковым записям, эта концовка беспокоила автора , не только литературоведов. Блок ни разу не объяснил публично смысла  последних  строк поэмы.  

Речь идёт именно о Христе .

  • Но истинно блоковская лирическая нежность , с которой написаны выбивающиеся из общего стиля поэмы последние строки, убеждает: речь идёт именно о Христе.
  • Судя по дневниковым записям, эта концовка беспокоила автора , не только литературоведов. Блок ни разу не объяснил публично смысла последних строк поэмы.

 

Имя Иисус  - Имя Иисус что означает ?  - Он что делал? - Противоречит ли всему этому явление Христа в конце поэмы Блока?

Имя Иисус

  • - Имя Иисус что означает ?
  • - Он что делал?
  • - Противоречит ли всему этому явление Христа в конце поэмы Блока?

Из письма А. Блока  Ю. Анненкову  « Если бы из верхнего левого угла «убийства Катьки» дохнуло густым снегом и сквозь него – Христом – это была бы исчерпывающая обложка».  Почему Христос должен появиться в момент убийства Катьки?  «Христос с красным флагом – это ведь – «и так и не так». (из письма Анненкову)

Из письма А. Блока Ю. Анненкову

  • « Если бы из верхнего левого угла «убийства Катьки» дохнуло густым снегом и сквозь него – Христом – это была бы исчерпывающая обложка».
  • Почему Христос должен появиться в момент убийства Катьки?
  • «Христос с красным флагом – это ведь – «и так и не так». (из письма Анненкову)

 А шли красногвардейцы за Исусом или стреляли в него? Блок так и не сумел до конца жизни ответить на эти вопросы . Но в самом последнем стихотворении поэт обратился к самому главному для русского интеллигента образу и к самой святой идее – идее свободы : Пушкин! Тайную свободу  Пели мы вослед тебе! Дай нам руку в непогоду,  Помоги в немой борьбе!

А шли красногвардейцы за Исусом или стреляли в него?

  • Блок так и не сумел до конца жизни ответить на эти вопросы .
  • Но в самом последнем стихотворении поэт обратился к самому главному для русского интеллигента образу и к самой святой идее – идее свободы :

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!

Через 2 года после «12 » и статьи «Интеллигенция и революция» Блок пишет: « Недавно я говорил одному из вчерашних врагов, едва ли теперь простившему мою деятельность того времени, что я, хоть и не мог написать теперь того, что писал тогда, не отрекаюсь ни в чём от писаний того года».

Через 2 года после «12 » и статьи «Интеллигенция и революция»

  • Блок пишет: « Недавно я говорил одному из вчерашних врагов, едва ли теперь простившему мою деятельность того времени, что я, хоть и не мог написать теперь того, что писал тогда, не отрекаюсь ни в чём от писаний того года».

«Пушкинскому дому» А через три года в январе 1921: Что за пламенные дали  Открывала нам река! Но не эти дни мы звали ,  А грядущие века.  Пропуская дней гнетущих  Кратковременный обман , Прозревали дней грядущих  Сине-розовый туман.

«Пушкинскому дому»

  • А через три года в январе 1921:

Что за пламенные дали

Открывала нам река!

Но не эти дни мы звали ,

А грядущие века.

Пропуская дней гнетущих

Кратковременный обман ,

Прозревали дней грядущих

Сине-розовый туман.

Георгий Иванов пишет,  что умирающий Блок « непрерывно бредил. Бредил об одном и том же: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены ». Но Георгий Иванов рассказывает о смерти Блока с чужих слов. Но то, что Блок пережил крушение мифа, очевидно.

Георгий Иванов пишет,

  • что умирающий Блок « непрерывно бредил. Бредил об одном и том же: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены ».

Но Георгий Иванов рассказывает о смерти Блока с чужих слов. Но то, что Блок пережил крушение мифа, очевидно.

Блок – пророк!  И всё же «Двенадцать» остаётся художественным и историческим свидетелем о необыкновенных надеждах и их гибели и вместе с тем – необычайных прозрений в суть происходящего .

Блок – пророк!

  • И всё же «Двенадцать» остаётся художественным и историческим свидетелем о необыкновенных надеждах и их гибели и вместе с тем – необычайных прозрений в суть происходящего .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!