Александр Блок «Двенадцать»
Комментированное чтение
Александр Блок (фотография)
Иллюстратор Юрий Анненков
А. Блок:
- «Сегодня я – гений!»
- «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал, потому что тогда я жил современностью»
Почему поэма названа «Двенадцать»?
- Содержит 12 глав.
- Героями поэмы являются 12 красноармейцев.
- Образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с 12 апостолами.
Время создания поэмы
- В январе 1918 г. по горячим следам событий, которые потрясли мир. Начал 8 января, перерыв, дописал 17 и 28 января.
«Двенадцать» в оценке современников
- В рядах врагов оказались И. Бунин,
А. Куприн, К. Бальмонт, Л. Андреев, И. Северянин.
- « Блок продался большевикам !»
- Сатира на революцию
- « Величайшее достижение » поэзии Блока (газета «Правда»)
«Интеллигенция и революция»
Что для Блока революция?
- «…мы должны слушать и любить … Звуки, когда они вылетают из мирового оркестра; и, слушая, понимать, что – это о том же, всё о том же».
Что значит «дело художника»?
- «… видеть то что задумано, слушать ту музыку, которой гремит «разорванный ветром воздух ».
- «… смотреть за тем, как исполняется задуманное, печься о том, исполнится оно или нет ».
1 глава
Контраст чёрного и белого цвета.
Чёрный вечер,
Белый снег… (« Белый снег » - символ чистоты и надежды)
Но
Под снежком – ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит – ах, бедняжка!
- Что символизирует « ледок »?
Образ ветра
На всё божьем свете!
- «Ветер хлёсткий», он « гуляет », « свищет »,
- « и зол и рад »,
- « разыгралась чтой-то вьюга »,
- « ох, пурга какая, спасе !»
- « Вьюга долгим смехом
Заливается в снегах »
образы ветра, метели имеют символический смысл .
Образ ветра бы комментирует происходящее :
- одних с бивает с ног,
- другим кажется « весёлым »,
- он « рвёт, мнёт плакат про « Учредительное собрание »,
- когда появляются к расногвардейцы , он радостно « гуляет ».
- Ветер срастается с петроградским пейзажем и Революцией.
«Что впереди? Проходи! Чёрное, чёрное небо».
Что за путь проходят 12?
- Это и реальный путь красногвардейских патрулей по снежным улицам Петрограда. (Блок не возражал, когда художник Анненков на иллюстрации точно указал адрес, где проходил патруль: Рыбацкая, 12, недалеко от дома, где жил Блок.)
Рыбацкая, 12, недалеко от дома, где жил Блок
« рвёт, мнёт плакат про « Учредительное собрание »
« рвёт, мнёт плакат про « Учредительное собрание »
Персонажи 1-й главы.
- образное сравнение : « старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб».
- Хлёсткий эпитет и оксю́морон: « А вон и долгополый - / Сторонкой за сугроб… / Что нынче не весёлый, / Товарищ поп ?»
Один голос : « А это кто? – Длинные волосы
И говорит вполголоса:
-Предатели!
- Погибла Россия!» - речевая характеристика .
Какое отношение к ним?
Вития – оратор, человек, искусный в красноречии (устар. или иронич.). Витиеватый, замысловатый (о слоге, стиле речи, почерке)
Поп – « брюхо »
Барыня – « в каракуле »
Старый мир
- « Буржуй на перекрёстке» - готов к предательству, боязнь нового. Ненавистен.
- Старый мир оказывается в водовороте стихии. Как к нему относится ветер? ( «крутит подолы», «прохожих косит»)
- Эти скользящие на снегу тени пропадают во мраке чёрного вечера, чтобы появиться в финале поэмы как тревожный призрак прошлого .
« А вон и долгополый…» «старушка, как курица…»
Старый мир
Другой голос . Чей?
Слух поэта запечатлевает эти конкретные «голоса». (« Голосами » в поэме представлена музыка революции)
Можно ли эту музыку назвать «великой, музыкой будущего, звуками которой наполнен воздух »?
Теоретическая концепция терпит крах, когда воплощается в произведении.
2 глава
- Раздаются разные, порой исключающие друг друга реплики
- Кто их произносит? Сам автор?
- Или 12, которые скоро выйдут на авансцену?
- А может быть те, кто враждебен революции?
Реплики 2-й главы
Эх, эх, без креста!
Тра-та-та!
- Холодно, товарищи, холодно!
- Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь…
Лозунги
Рабочий народ! (6)
В оба! (10)
- Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг! (2)
- Правильно со стороны речи построены?
Во 2 главе на авансцену выходят 12 .
- Значимость этого числа подчёркивается названием поэмы;
- Как они появляются в поэме?
- на фоне многоголосия
- чёткий маршевый ритм
- реплики анархического толка:
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Тра-та-та!
12 в начале поэмы даются в разных восприятиях.
- « В зубах цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!»
- «Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,
Мою, попробуй, поцелуй!»
- «Ванюшка сам теперь богат…»
Новый мир, как и старый, Блок не идеализирует.
Стихия и Двенадцать
- - Вместе с ними появляется новый цвет – отблеск огня :
« Винтовок чёрные ремни,
Кругом – огни, огни, огни …»
- 12 – выразители народной стихии, они несут в себе и все её крайности.
Сознают свой революционный долг
- « Революцьонный держите шаг »
- и готовы его исполнить:
« Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь…»
Стихия родственна двенадцати.
- В отличие от врагов революции, ветра, стихии , грозящей перевернуть мир, 12 не противостоят им, они возникают из неё:
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек...
« Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек...»
3 – 7 главы. Катька
- В чём значение этих глав?
- Как в этих эпизодах изображены Петруха и его товарищи?
- В каком эмоциональном ключе даны эти главы?
«А Катька где? – Мертва, мертва! Простреленная голова!»
«Ох, товарищи, родные, Эту девку я любил…»
Чувства Петьки
« Помнишь, Катя, офицера –
Не ушёл он от ножа… »
Каковы его чувства ?
Какая реплика принадлежит Петьке?
« А Катька где? – Мертва, мертва!
Простреленная голова !»
« Что, Катька, рада? – Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу !»
« Он головку вскидавает, он опять повеселел !»
8 глава.
- Соль иронии заключается в следующей сюжетной ситуации. Ведь « буржуя убьёт за зазнобушку » - умышленная сюжетная ирония , которая окарикатуривает слово героя.
Так какая же разница между старым и новым миром?
- По определению Блока, старый мир – скука, новый – музыка.
- Но главка заканчивается словом « скучно! »
- Музыка вырастает в скуку .
- « Ужь я ножич к ом полосну, полосну …» - диссонанс. И диссонанс потому, что скучно.
Почему убийство Катьки- единственное событие в поэме?
- Чтобы « показать чёрную злобу и ненависть »,
- что « им ничего не жаль »,
- что « идут без креста и без имени святого »,
- что « для них нет никаких преград »,
- что революция сопряжена с кровью ,
- что её жертвами становятся безвинные люди .
10 – 12 главы Мотивы чёрной злобы и страшного мира в изображении героев поэмы.
- Мотивы буйной воли перерастают в чувство вселенской тоски, скуки, готовящейся вылиться в месть всему ненавистному миру .
- 12 красногвардейцев, единых теперь, продолжают шествие в революции.
- «… Вдаль идут державным шагом…»
- Но одновременно в их душах растут тревога и беспокойство.
Стихия оказывается с ними в весьма сложных отношениях.
- Ветер перерастает во вьюгу («И вьюга пылит им в очи…»).
- На пути красноармейцев оказываются « сугробы пуховые - / Не утянешь сапога …».
- Им кажется, что за сугробами скрывается незримый враг . (« Эй, товарищ, будет худо, / Выходи, стрелять начнём !») А в ответ на выстрелы красноармейцев.
Цветовая гамма
- Какой цвет исчез в заключении?
- Какой теперь господствующий?
- «… Это ветер с красным флагом
Разыгрался впереди…»
«Кто там машет красным флагом?»
«Впереди с кровавым флагом…»
Откуда жестокость, в чём причина «чёрной злобы»?
- « Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.
Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? – Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа.
Почему валят столетние парки? – Потому, что сто лет под их кронами господа показывали свою власть».
Откуда жестокость, в чём причина «чёрной злобы»?
У каждого крестьянина
Душа что туча чёрная –
Гневна, грозна, и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям…
А. Н. Некрасов
«…злоба, грустная злоба
Кипит в груди…» А. Блок
Почему с такой неприязнью Бунин отнёсся к «Двенадцати»?
он потом напишет, что Блок « впал в некий род помешательства на большевизме »?
Наверное, если бы Бунин увидел в поэме Блока изображение « окаянных дней», он не отнёсся бы к ней враждебно.
Тут всё сложнее у Блока и гораздо трагичнее.
Сатиры на революцию в поэме нет
Чёрная злоба для поэта – выражение святой злобы.
«Интеллигенция и революция»:
«… ведь за прошлое – отвечаем мы? Мы – звенья единой цепи. Или на нас лежат грехи отцов? – Если этого не чувствуют все, то это должны чувствовать «лучшие ».
Отношение Блока к революции
- Ровно через год, в январе 1919 г. записывает:
« У кого-то (у предков) был досуг, деньги и независимость, рождались гордые и независимые дети, дети воспитывались, их научили тому, как создавать бесценное из ничего… потом писать книги и… жить этими книгами в ту пору, когда не научившиеся их писать умирают с голоду ».
- Итак, Блок принимает революцию.
Блок принимает революцию
- Старый мир – « шелудивый пёс » – ненавистен Блоку.
- « Революция есть музыка, которую имеющий уши должен слышать » («Интеллигенция и революция»)
- В революции заключено для Блока Возмездие старому миру.
Жизнь вынуждала создавать картины и образы, не соответствовавшие их замыслам
- « Написав «Двенадцать», он все эти 3 с половиной года старался уяснить себе, что же у него получилось… он пытливо вслушивался в то, что говорят о «Двенадцати » (К. Чуковский)
Двойственное отношение поэта к революции
В поэме переплетается:
- «низкое» с «высоким»,
- романтический идеал окружён мрачными реалиями быта.
Блок в поэме ведёт диалог с самим собой.
«Впереди - Исус Христос»?
Христос Блока остаётся одной из загадок мировой литературы .
1. Прежде всего, бросается в глаза то, что он не исчезает во мгле , подобно другим фигурам.
2. Другая странность: Христос ведёт один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией.
Может быть, это не Христос, а Антихрист?
- Сам Блок писал в своём дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы не достойны Иисуса, который идёт с ними сейчас; а в том, что именно Он идёт с ними, а надо, чтобы Другой » («Дневник» А. Блока. 20.02.1918 г.).
Кровавый флаг
- С одной стороны, в руках у этого непонятного существа кровавый флаг , что даёт основание считать его Антихристом .
« Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Иисус Христос ».
3
Очистить мир от векового зла.
И всё же самому Блоку, может быть, действительно, и красногвардейцы казались апостолами , и вёл их, в его глазах, действительно подлинный И. Христос. И цель их видел поэт в том , чтобы уничтожить зло старого мира , чтобы создать новый мир , может быть, вообще свободный от зла . Блок увидел в большевизме как бы новое христианство.
Но большевизм не мог даже близко подойти к этой великой миссии . Ибо был основан на насилии .
«белый венчик из роз» - ?
- Но на голове « белый венчик из роз ». Белый цвет всегда считается цветом мира . М. Цветаева:
Белизна – угроза черноте.
Белый храм грозит гробам и грому.
Бледный праведник грозит Содому
Не мечом – а лилией в щите.
- Тема белизны подчёркивается и другими чертами блоковского Христа:
он идёт « нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной».
Белизна пронизывает весь облик Христа.
Да Христос ли изображён?
Но флаг всё-таки кровавый . Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с её самыми первыми строками, подчёркивающими двойственность всего происходящего:
Чёрный вечер.
Белый снег.
- Судя по дневниковым записям, эта концовка беспокоила автора , не только литературоведов. Блок ни разу не объяснил публично смысла последних строк поэмы.
- Может, лже-Христос? Озлобленные бандиты - апостолы Дьявола, не иначе.
« И за вьюгой невидим, И от пули невредим …»
Речь идёт именно о Христе .
- Но истинно блоковская лирическая нежность , с которой написаны выбивающиеся из общего стиля поэмы последние строки, убеждает: речь идёт именно о Христе.
- Судя по дневниковым записям, эта концовка беспокоила автора , не только литературоведов. Блок ни разу не объяснил публично смысла последних строк поэмы.
Имя Иисус
- - Имя Иисус что означает ?
- - Он что делал?
- - Противоречит ли всему этому явление Христа в конце поэмы Блока?
Из письма А. Блока Ю. Анненкову
- « Если бы из верхнего левого угла «убийства Катьки» дохнуло густым снегом и сквозь него – Христом – это была бы исчерпывающая обложка».
- Почему Христос должен появиться в момент убийства Катьки?
- «Христос с красным флагом – это ведь – «и так и не так». (из письма Анненкову)
А шли красногвардейцы за Исусом или стреляли в него?
- Блок так и не сумел до конца жизни ответить на эти вопросы .
- Но в самом последнем стихотворении поэт обратился к самому главному для русского интеллигента образу и к самой святой идее – идее свободы :
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Через 2 года после «12 » и статьи «Интеллигенция и революция»
- Блок пишет: « Недавно я говорил одному из вчерашних врагов, едва ли теперь простившему мою деятельность того времени, что я, хоть и не мог написать теперь того, что писал тогда, не отрекаюсь ни в чём от писаний того года».
«Пушкинскому дому»
- А через три года в январе 1921:
Что за пламенные дали
Открывала нам река!
Но не эти дни мы звали ,
А грядущие века.
Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман ,
Прозревали дней грядущих
Сине-розовый туман.
Георгий Иванов пишет,
- что умирающий Блок « непрерывно бредил. Бредил об одном и том же: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены ».
Но Георгий Иванов рассказывает о смерти Блока с чужих слов. Но то, что Блок пережил крушение мифа, очевидно.
Блок – пророк!
- И всё же «Двенадцать» остаётся художественным и историческим свидетелем о необыкновенных надеждах и их гибели и вместе с тем – необычайных прозрений в суть происходящего .