Определяем проблему урока? Чем опять душа полна? Что опять в ней пробудилось? Что с тобой к ней возвратилось, Перелётная весна? ( В.А. Жуковский ) - Определите вид предложений по цели высказывания. - Какой признак помог вам это определить ?
Определяем проблему урока? В стихотворении лирический герой спрашивает, что пробуждается в душе с приходом весны. - Определите вид предложений по цели высказывания. - Найдите грамматические основы. - Какое это предложение?
Алгоритм действий: 1.Установить, какое предложение по цели высказывания; 2.Найти грамматическую (-ие) основу(-ы) предложения (-ий); 3. Вспомнить вопросительно-относительные местоимения и найти их в предложении; 4. Определить функцию местоимения. 5. Определить, какое это местоимение: относительное или вопросительное .
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
1. [ ], ( кто ).
2. [ ], ( что ).
3. [ ], ( какой ).
4. [ ], ( каков ).
5. [ ], (который ).
6. [ ], (чей ).
7. [ ], (сколько ).
[ Кто ] ?
[ Что ] ?
СОЮЗНЫЕ СЛОВА в СПП
Я вляются членами предложения :
2. какой, каков, который,
чей …?
подлежащим , определением,
дополнением.
[ Какой ] ?
[ Каков ] ?
[ Который ] ?
[ Чей ] ?
3. сколько …?
[ Сколько ] ?
ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО в ПП.
Морфологические признаки:
Местоимения кто и что не имеют числа и рода, но изменяются по падежам .
Кто (И.п.) об этом узнал?
Я знаю, кто (И.п.) это сказал.
Что (И.п.) произошло?
Мы узнали вчера, что (И.п.) произошло.
Морфологические признаки:
Местоимения к акой, чей, который изменяются по родам, числам, падежам .
К ак ой день? Как ие проблемы? (по числам)
Че й учебник? Чь я книга? Чь ё письмо?
(по родам)
- Просклоняйте местоимение который .
Местоимения таков изменяются по родам и числам, но не изменяется по падежам Таков день? Таков ы прболемы? (по числам)
Таков учебник? Таков а книга? Таков о письмо? (по р)
Морфологические признаки
Местоимение сколько как и количественные числительные не изменяется по родам и числам, а изменяется только по падежам .
Сколько (И.п.) столов в классе?
Я представляю, сколько (И.п.) столов в классе.
На скольких (П.П.) машинах отправили груз?
В ведомости указано, на скольких (П.п.) машинах отправили груз.
Вопросительно-относительные местоимения
ИЗМЕНЯЮТСЯ:
Кто, что, сколько – по падежам
К акой, который, чей – по родам, числам и падежам (как полные прилагательные)
К аков – по числам и родам (как краткие прилаг.)
О чем (П.п. дополнение) эта книга? Что (И.п. подлежащее) из воды родится, а воды боится? Что (И.п.подлежащее) можно обнаружить и в толще воды, и в облаках, и в капельках росы? Без чего (Р.п. дополнение) нельзя создать многоцветья красок, лекарств, сверкающего стекла? Что (И.п. подлежащее) ускоряет таяние льда и в то же время помогает творить лед? Что (В.п. дополнение), садясь за обеденный стол, мы измеряем щепотками? Чего (Р.п. дополнение), говорят, надо съесть пуд, чтобы узнать человека?
Запишите высказывание Ю.К. Олеши в виде предложения с прямой речью.
Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги.
Проверим:
Ю.К. Олеша писал: «Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги».
А: «П».
«Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги», - писал Ю.К. Олеша. «П», - а.
Найдите «четвёртое лишнее»:
кто, чем, кого, тебя .
Домашняя работа
§ 7 - стр. 34: выучить вопросительно-относительные местоимения и их морфологические признаки.
Упр. 39 (задание 1,2): Определите основную мысль, какие местоимения вопросительные, а какие относительные. Подчеркните их как члены предложения.