СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к конспекту урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Вопросительно-относительные местоимения» (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку на тему "Вопросительно-относительные местоимения"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к конспекту урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Вопросительно-относительные местоимения» (6 класс)»

Определяем проблему урока?   Чем опять душа полна?  Что опять в ней пробудилось?  Что с тобой к ней возвратилось,  Перелётная весна?  ( В.А. Жуковский )  - Определите вид предложений по цели высказывания.  - Какой признак помог вам это определить ?

Определяем проблему урока? Чем опять душа полна? Что опять в ней пробудилось? Что с тобой к ней возвратилось, Перелётная весна? ( В.А. Жуковский ) - Определите вид предложений по цели высказывания. - Какой признак помог вам это определить ?

Определяем проблему урока?   В стихотворении лирический герой спрашивает, что пробуждается в душе с приходом весны.  - Определите вид предложений по цели высказывания.  - Найдите грамматические основы.  - Какое это предложение?

Определяем проблему урока? В стихотворении лирический герой спрашивает, что пробуждается в душе с приходом весны. - Определите вид предложений по цели высказывания. - Найдите грамматические основы. - Какое это предложение?

Алгоритм действий:  1.Установить, какое предложение по цели высказывания; 2.Найти грамматическую (-ие) основу(-ы) предложения (-ий);  3. Вспомнить вопросительно-относительные местоимения и найти их в предложении;  4. Определить функцию местоимения. 5. Определить, какое это местоимение: относительное или вопросительное .

Алгоритм действий: 1.Установить, какое предложение по цели высказывания; 2.Найти грамматическую (-ие) основу(-ы) предложения (-ий); 3. Вспомнить вопросительно-относительные местоимения и найти их в предложении; 4. Определить функцию местоимения. 5. Определить, какое это местоимение: относительное или вопросительное .

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ кто, что …?  1. [ ],  ( кто ). 2. [ ],  ( что ). 3. [ ],  ( какой ). 4. [ ],  ( каков ). 5. [ ],  (который ). 6. [ ],  (чей ). 7. [ ],  (сколько ). [ Кто ] ? [ Что ] ? СОЮЗНЫЕ СЛОВА в СПП  Я вляются членами предложения : 2. какой, каков, который,  чей …? подлежащим , определением,  дополнением.  [ Какой   ] ? [ Каков     ] ? [ Который ] ? [ Чей   ] ? 3. сколько …? [ Сколько ] ? ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО в ПП.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ

  • кто, что …?

1. [ ], ( кто ).

2. [ ], ( что ).

3. [ ], ( какой ).

4. [ ], ( каков ).

5. [ ], (который ).

6. [ ], (чей ).

7. [ ], (сколько ).

[ Кто ] ?

[ Что ] ?

СОЮЗНЫЕ СЛОВА в СПП

Я вляются членами предложения :

2. какой, каков, который,

чей …?

подлежащим , определением,

дополнением.

[ Какой ] ?

[ Каков ] ?

[ Который ] ?

[ Чей ] ?

3. сколько …?

[ Сколько ] ?

ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО в ПП.

Морфологические признаки: Местоимения кто и что  не имеют числа и рода, но изменяются по падежам . Кто  (И.п.) об этом узнал? Я знаю, кто  (И.п.) это сказал.  Что  (И.п.) произошло? Мы узнали вчера, что  (И.п.) произошло.

Морфологические признаки:

Местоимения кто и что не имеют числа и рода, но изменяются по падежам .

Кто (И.п.) об этом узнал?

Я знаю, кто (И.п.) это сказал.

Что (И.п.) произошло?

Мы узнали вчера, что (И.п.) произошло.

Морфологические признаки: Местоимения к акой, чей,  который   изменяются по родам, числам, падежам . К ак ой день? Как ие проблемы? (по числам) Че й учебник? Чь я книга? Чь ё письмо?  (по родам) Просклоняйте местоимение  который . Местоимения таков изменяются по родам и числам, но не изменяется по падежам Таков день? Таков ы прболемы? (по числам) Таков учебник? Таков а книга? Таков о письмо? (по р)

Морфологические признаки:

Местоимения к акой, чей, который изменяются по родам, числам, падежам .

К ак ой день? Как ие проблемы? (по числам)

Че й учебник? Чь я книга? Чь ё письмо?

(по родам)

  • Просклоняйте местоимение который .

Местоимения таков изменяются по родам и числам, но не изменяется по падежам Таков день? Таков ы прболемы? (по числам)

Таков учебник? Таков а книга? Таков о письмо? (по р)

Морфологические признаки Местоимение  сколько  как и количественные числительные не изменяется по родам и числам, а изменяется только по  падежам . Сколько  (И.п.) столов в классе? Я представляю, сколько  (И.п.) столов в классе. На скольких (П.П.) машинах отправили груз? В ведомости указано, на скольких (П.п.) машинах отправили груз.

Морфологические признаки

Местоимение сколько как и количественные числительные не изменяется по родам и числам, а изменяется только по падежам .

Сколько (И.п.) столов в классе?

Я представляю, сколько (И.п.) столов в классе.

На скольких (П.П.) машинах отправили груз?

В ведомости указано, на скольких (П.п.) машинах отправили груз.

Вопросительно-относительные местоимения   ИЗМЕНЯЮТСЯ: Кто, что, сколько  –  по падежам К акой, который, чей –  по родам, числам и  падежам  (как полные прилагательные) К аков – по числам и родам  (как краткие прилаг.)

Вопросительно-относительные местоимения  

ИЗМЕНЯЮТСЯ:

Кто, что, сколько – по падежам

К акой, который, чей – по родам, числам и падежам (как полные прилагательные)

К аков – по числам и родам (как краткие прилаг.)

О чем (П.п. дополнение) эта книга? Что (И.п. подлежащее) из воды родится, а воды боится? Что (И.п.подлежащее) можно обнаружить и в толще воды, и в облаках, и в капельках росы? Без чего (Р.п. дополнение) нельзя создать многоцветья красок, лекарств, сверкающего стекла? Что (И.п. подлежащее) ускоряет таяние льда и в то же время помогает творить лед? Что (В.п. дополнение), садясь за обеденный стол, мы измеряем щепотками? Чего (Р.п. дополнение), говорят, надо съесть пуд, чтобы узнать человека?

О чем (П.п. дополнение) эта книга? Что (И.п. подлежащее) из воды родится, а воды боится? Что (И.п.подлежащее) можно обнаружить и в толще воды, и в облаках, и в капельках росы? Без чего (Р.п. дополнение) нельзя создать многоцветья красок, лекарств, сверкающего стекла? Что (И.п. подлежащее) ускоряет таяние льда и в то же время помогает творить лед? Что (В.п. дополнение), садясь за обеденный стол, мы измеряем щепотками? Чего (Р.п. дополнение), говорят, надо съесть пуд, чтобы узнать человека?

Запишите высказывание Ю.К. Олеши в виде предложения с прямой речью.  Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги.

Запишите высказывание Ю.К. Олеши в виде предложения с прямой речью.

Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги.

Проверим: Ю.К. Олеша писал: «Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги». А: «П». «Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги», - писал Ю.К. Олеша. «П», - а.

Проверим:

Ю.К. Олеша писал: «Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги».

А: «П».

«Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги», - писал Ю.К. Олеша. «П», - а.

Найдите «четвёртое лишнее»:    кто, чем, кого, тебя .

Найдите «четвёртое лишнее»:

кто, чем, кого, тебя .

Домашняя работа   § 7 - стр. 34: выучить вопросительно-относительные местоимения и их морфологические признаки. Упр. 39 (задание 1,2): Определите основную мысль, какие местоимения вопросительные, а какие относительные. Подчеркните их как члены предложения.

Домашняя работа

§ 7 - стр. 34: выучить вопросительно-относительные местоимения и их морфологические признаки.

Упр. 39 (задание 1,2): Определите основную мысль, какие местоимения вопросительные, а какие относительные. Подчеркните их как члены предложения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!