СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к лекции "Теоретические основы МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к лекции "Теоретические основы МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к лекции "Теоретические основы МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников"»

МДК.03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников  специальность 44.02.01 « Дошкольное образование» Всего – 72ч .   Самостоятельная работа – 16ч. Теоретических – 32ч. Практических – 24ч. 6 семестр – зачет, 7 семестр – дифференцированный зачет, 8 семестр - экзамен

МДК.03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников специальность 44.02.01 « Дошкольное образование»

Всего – 72ч . Самостоятельная работа – 16ч.

Теоретических – 32ч.

Практических – 24ч.

6 семестр – зачет, 7 семестр – дифференцированный зачет, 8 семестр - экзамен

Обратимся к стандарту Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать общими компетенциями , включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Обратимся к стандарту

  • Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать общими компетенциями , включающими в себя способность:
  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
  • ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
  • ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации..
  • ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
  • ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
  • ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ПК 3.1 – 3.5 Организация занятий по основным общеобразовательным  программам дошкольного образования. ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 3.2 . Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников. ПК 3.4. Анализировать занятия. ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

ПК 3.1 – 3.5 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.

  • ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
  • ПК 3.2 . Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
  • ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
  • ПК 3.4. Анализировать занятия.
  • ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
  ПК 5.1 – 5.5 Методическое обеспечение образовательного процесса .  ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду. ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

ПК 5.1 – 5.5 Методическое обеспечение образовательного процесса .

  • ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
  • ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
  • ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
  • ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
  • ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
ПМ 3. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт : определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений; составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников; организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы;

ПМ 3. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт :

  • определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;
  • составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
  • организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы;

организации и проведения наблюдений за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом и т.п.; организации и проведения экскурсий для ознакомления детей с окружающим миром; организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении; проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • организации и проведения наблюдений за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом и т.п.;
  • организации и проведения экскурсий для ознакомления детей с окружающим миром;
  • организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
  • проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
составления психолого-педагогической характеристики ребенка; наблюдения и анализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах; обсуждения отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции; осуществления самоанализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений); оформления документации;
  • составления психолого-педагогической характеристики ребенка;
  • наблюдения и анализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах;
  • обсуждения отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции;
  • осуществления самоанализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений);
  • оформления документации;
уметь : определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста; формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями; оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели; использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;

уметь :

  • определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;
  • формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;
  • оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели;
  • использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;
составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка; определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении; использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе; отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики; анализировать занятия, наблюдения, экскурсии; осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий;
  • составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка;
  • определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
  • использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
  • отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;
  • анализировать занятия, наблюдения, экскурсии;
  • осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий;
знать : основы организации обучения дошкольников; особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста; структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования; теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях; особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах; приемы работы с одаренными детьми;

знать :

  • основы организации обучения дошкольников;
  • особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
  • структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;
  • теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;
  • особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;
  • приемы работы с одаренными детьми;
способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении; основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе; требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста; диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников; требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка;
  • способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
  • основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
  • требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;
  • диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников;
  • требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка;
педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений; виды документации, требования к ее оформлению; особенности и методику речевого развития детей; развитие элементарных естественнонаучных представлений.
  • педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений;
  • виды документации, требования к ее оформлению;
  • особенности и методику речевого развития детей;
  • развитие элементарных естественнонаучных представлений.
Воспитатель детей дошкольного возраста готовится ко следующим видам деятельности: Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. Организация различных видов деятельности и общения детей. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения. Методическое обеспечение образовательного процесса.

Воспитатель детей дошкольного возраста готовится ко следующим видам деятельности:

  • Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
  • Организация различных видов деятельности и общения детей.
  • Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
  • Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.
  • Методическое обеспечение образовательного процесса.
Тема 1. Содержание экологического образования дошкольников

Тема 1. Содержание экологического образования дошкольников

Что такое экология? Экология (от греч. “ ойкос” – жилище, убежище, “ логос”– наука) – это наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания; Экология – биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов, экосистем, биогеоценозов и биосферы.

Что такое экология?

  • Экология (от греч. “ ойкос” – жилище, убежище, “ логос”– наука) – это наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания;
  • Экология – биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов, экосистем, биогеоценозов и биосферы.
Термин впервые ввёл немецкий ученый Э. Геккель (1866 г.) в работе «Общая морфология организма»

Термин впервые ввёл

немецкий ученый

Э. Геккель (1866 г.)

в работе

«Общая морфология

организма»

Предметом экологии являются отдельные особи, популяции, сообщества, экосистемы. Задачи экологии состоят в изучении влияния окружающей среды на живые организмы, выявление проблем взаимодействия человека и природы, предложение рациональных путей выхода из экологического кризиса. Комплекс факторов, в условиях которых существуют живые организмы, называют окружающей средой.
  • Предметом экологии являются отдельные особи, популяции, сообщества, экосистемы.
  • Задачи экологии состоят в изучении влияния окружающей среды на живые организмы, выявление проблем взаимодействия человека и природы, предложение рациональных путей выхода из экологического кризиса.
  • Комплекс факторов, в условиях которых существуют живые организмы, называют окружающей средой.
Как вы понимаете слова поэта? “ … Всё меньше окружающей природы,  Всё больше окружающей среды…”

Как вы понимаете слова поэта?

“ … Всё меньше окружающей природы, Всё больше окружающей среды…”

Экологические факторы – это такие условия, которые воздействуют на организмы и заставляют их приспосабливаться  ( смена сезонов, конкуренты по пище)

Экологические факторы – это такие условия, которые воздействуют на организмы и заставляют их приспосабливаться ( смена сезонов, конкуренты по пище)

Почему сегодня могут пророчески звучать слова Ф. Энгельса? “ Не будем …обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из таких побед, в первую очередь, приносит те последствия, на которые мы рассчитывали, но затем другие, которые уничтожают значение первых…”

Почему сегодня могут пророчески звучать слова Ф. Энгельса?

“ Не будем …обольщаться нашими победами

над природой. За каждую такую победу она нам

мстит. Каждая из таких побед, в первую очередь,

приносит те последствия, на которые мы

рассчитывали, но затем другие, которые

уничтожают значение первых…”

А. Плотникова “ Черные пятна” Океан седой гремит набатно. Он таит обиду в глубине, Чёрные раскачивая пятна На крутой, разгневанной волне.  Стали люди сильные, как боги,  И судьба Земли у них в руках.  Но темнеют страшные ожоги  У земного шара на боках. Мы давно освоили планету Широко шагает новый век. На Земле уж белых пятен нету, Черные сотрёшь ли, человек?   Каким образом связано содержание плаката и стихотворение поэта?

А. Плотникова “ Черные пятна”

Океан седой гремит набатно.

Он таит обиду в глубине,

Чёрные раскачивая пятна

На крутой, разгневанной волне.

Стали люди сильные, как боги, И судьба Земли у них в руках. Но темнеют страшные ожоги У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Черные сотрёшь ли, человек?

Каким образом связано содержание плаката и

стихотворение поэта?

Основные законы экологии

Основные законы экологии

Вклад в теоретические основы современной экологии внёс  Б. Коммонер , сформулировавший в 1971 году основные 4 закона экологии : Всё связано со всем Ничто не исчезает в никуда Природа знает лучше  Ничто не даётся даром

Вклад в теоретические основы современной экологии внёс  Б. Коммонер , сформулировавший в 1971 году основные 4 закона экологии :

  • Всё связано со всем
  • Ничто не исчезает в никуда
  • Природа знает лучше 
  • Ничто не даётся даром

Воздействия человека  на природу Прямые и косвенные воздействия. Сумма прямых и косвенных влияний человечества на окружающую среду – антропогенное воздействие . положительное    отрицательное -воспроизводство   -вырубка леса природных ресурсов   -истощение запасов ресурсов -рекультивация земель  -засоление и опустынивание -полезащитное   -сокращение видового разнообразия лесоразведение   -загрязнения

Воздействия человека на природу

Прямые и косвенные воздействия.

Сумма прямых и косвенных влияний

человечества на окружающую среду –

антропогенное воздействие .

положительное отрицательное

-воспроизводство -вырубка леса

природных ресурсов -истощение запасов ресурсов

-рекультивация земель -засоление и опустынивание

-полезащитное -сокращение видового разнообразия

лесоразведение -загрязнения

Загрязнение окружающей среды Загрязнением окружающей среды называется привнесение в нее новых, не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, а также превышение естественного среднемноголетнего уровня концентрации веществ, приводящих к отрицательным последствиям. Загрязнение, это то, что выводит все системы природы из состояния равновесия, отличается от обычно наблюдаемой нормы.

Загрязнение окружающей среды

  • Загрязнением окружающей среды называется привнесение в нее новых, не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, а также превышение естественного среднемноголетнего уровня концентрации веществ, приводящих к отрицательным последствиям.
  • Загрязнение, это то, что выводит все системы природы из состояния равновесия, отличается от обычно наблюдаемой нормы.
Виды загрязнений

Виды загрязнений

Классификация по свойствам

Классификация по свойствам

Физические загрязнения Связаны с изменением физических параметров среды   Тепловое – результат повышения температуры среды, связаны с промышленными выбросами теплой воды, потоков газа или воздуха.

Физические загрязнения

Связаны с изменением физических параметров среды

Тепловое результат повышения температуры среды, связаны с промышленными выбросами теплой воды, потоков газа или воздуха.

Шумовое загрязнение одно из опасных загрязнений; происходит вследствие работы транспорта, промышленного оборудования, бытовых приборов и др. комфортный уровень шума 30-40Дб; 60Дб предельный уровень безопасного шума для человека; для НС вреден шум, превышающий 50-60Дб (аудиоплеер – 60-70Дб); при уровне 80-90Дб (промышленные предприятия) – необратимые изменения в органах слуха; при уровне 120-140Дб (железная дорога, реактивные авиалайнеры) – повреждения органов слуха.

Шумовое загрязнение

  • одно из опасных загрязнений;
  • происходит вследствие работы транспорта, промышленного оборудования, бытовых приборов и др.
  • комфортный уровень шума 30-40Дб;
  • 60Дб предельный уровень безопасного шума для человека;
  • для НС вреден шум, превышающий 50-60Дб (аудиоплеер – 60-70Дб);
  • при уровне 80-90Дб (промышленные предприятия) – необратимые изменения в органах слуха;
  • при уровне 120-140Дб (железная дорога, реактивные авиалайнеры) – повреждения органов слуха.
Радиационное загрязнение собственно радиационное загрязнение, связанное с действием альфа- и бета-частиц и гамма-излучений, возникающих в результате распада радиоактивных веществ, загрязнение окружающей среды радиоактивными веществами, т.е. по существу химическое загрязнение среды, связанное с превышением естественного уровня содержания (природного фона) радиоактивных веществ в окружающей среде.

Радиационное загрязнение

  • собственно радиационное загрязнение, связанное с действием альфа- и бета-частиц и гамма-излучений, возникающих в результате распада радиоактивных веществ,
  • загрязнение окружающей среды радиоактивными веществами, т.е. по существу химическое загрязнение среды, связанное с превышением естественного уровня содержания (природного фона) радиоактивных веществ в окружающей среде.
Источники радиационного загрязнения к естественным  факторам относятся ископаемые руды, излучение при распаде радиоактивных элементов в толще земли и др. антропогенные факторы радиационной опасности связаны с добычей, переработкой и использованием радиоактивных веществ, производством и использованием атомной энергии, разработкой и испытанием ядерного оружия и т.п. Наибольшую опасность для здоровья человека представляют антропогенные факторы радиационной опасности: атомная промышленность, ядерные взрывы, ядерная энергетика, медицина и наука.

Источники радиационного загрязнения

  • к естественным факторам относятся ископаемые руды, излучение при распаде радиоактивных элементов в толще земли и др.
  • антропогенные факторы радиационной опасности связаны с добычей, переработкой и использованием радиоактивных веществ, производством и использованием атомной энергии, разработкой и испытанием ядерного оружия и т.п.
  • Наибольшую опасность для здоровья человека представляют антропогенные факторы радиационной опасности: атомная промышленность, ядерные взрывы, ядерная энергетика, медицина и наука.
Электромагнитное загрязнение возникает от линий электропередачи, радио, телевидения, работы промышленных установок, компьютерной техники, электрических бытовых приборов.

Электромагнитное загрязнение

возникает от линий электропередачи,

радио, телевидения, работы промышленных

установок, компьютерной техники, электрических бытовых приборов.

Химическое загрязнение Проявляется в изменении естественных химических свойств среды. Основные химические загрязнители: Тяжелые металлы; Пестициды; Диоксид азота; Бензол; Нитраты; Диоксиды; Нефть; Кислоты.

Химическое загрязнение

Проявляется в изменении естественных химических

свойств среды.

Основные химические загрязнители:

  • Тяжелые металлы;
  • Пестициды;
  • Диоксид азота;
  • Бензол;
  • Нитраты;
  • Диоксиды;
  • Нефть;
  • Кислоты.
Биологическое загрязнение Возникает при внесении в среду и размножение нежелательных для человека организмов (микробы, вирусы, гельминты); Биологические загрязнители находятся в атмосфере, почве, воде, в теле других организмов, в том числе и в самом человеке;

Биологическое загрязнение

  • Возникает при внесении в среду и

размножение нежелательных для человека организмов (микробы, вирусы, гельминты);

  • Биологические загрязнители находятся в атмосфере, почве, воде, в теле других организмов, в том числе и в самом человеке;
Цель экологического воспитания:  Формирование экологической культуры , под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Цель экологического воспитания – формирование экологической культуры

Цель экологического воспитания:

Формирование экологической культуры , под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.

Цель экологического воспитания – формирование экологической культуры

Задачи экологического воспитания дошкольников: воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);  развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).  участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: – воспитание гуманного отношения к природе  – формирование системы экологических знаний и представлений  – развитие эстетических чувств – участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Задачи экологического воспитания дошкольников:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения к природе – формирование системы экологических знаний и представлений – развитие эстетических чувств

– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Немного о терминах Биосфера – оболочка Земли, в которой обитают живые организмы (нижняя часть атмосферы, гидросфера и верхняя часть литосферы) (В.И.Вернадский) Ноосфера – биосфера измененная человеком, «сфера разума» (В.И.Вернадский) Экосистема – устойчивое сообщество живых организмов и его среда обитания, которые тесно связаны между собой (от аквариума до тропического леса и биосфера) (А.Тэнсли) Окружающая среда – природа и созданные человеком экосистемы Местообитание – территория, на которой обитает организм

Немного о терминах

  • Биосфера – оболочка Земли, в которой обитают живые организмы (нижняя часть атмосферы, гидросфера и верхняя часть литосферы) (В.И.Вернадский)
  • Ноосфера биосфера измененная человеком, «сфера разума» (В.И.Вернадский)
  • Экосистема устойчивое сообщество живых организмов и его среда обитания, которые тесно связаны между собой (от аквариума до тропического леса и биосфера) (А.Тэнсли)
  • Окружающая среда природа и созданные человеком экосистемы
  • Местообитание – территория, на которой обитает организм
Немного о терминах Экологические факторы (факторы среды) – условия (температура, обеспеченность водой, освещенность, соленость воды); ресурсы (все то что организм потребляет и использует для своего существования) Экологическая ниша – определенное место в пространстве, пища, которой питается организм, время, когда он это делает Сообщество (биоценоз) – совокупность живых организмов, обитающих на определенном пространстве (лес, луг, водоем) Биогеоценоз – совокупность живых организмов, обитающих на определенном пространстве и связанных с ними компонентов неживой природы

Немного о терминах

  • Экологические факторы (факторы среды) – условия (температура, обеспеченность водой, освещенность, соленость воды); ресурсы (все то что организм потребляет и использует для своего существования)
  • Экологическая ниша определенное место в пространстве, пища, которой питается организм, время, когда он это делает
  • Сообщество (биоценоз) совокупность живых организмов, обитающих на определенном пространстве (лес, луг, водоем)
  • Биогеоценоз совокупность живых организмов, обитающих на определенном пространстве и связанных с ними компонентов неживой природы
Концепция  экологического воспитания дошкольников Что такое концепция?  Система взглядов на какое –либо явление; Система ведущих идей по определенному вопросу; С нее начинается создание любого нового направления, она определяет его цели, задачи, содержание, формы организации и другие значимые параметры.

Концепция экологического воспитания дошкольников

Что такое концепция?

  • Система взглядов на какое –либо явление;
  • Система ведущих идей по определенному вопросу;
  • С нее начинается создание любого нового направления, она определяет его цели, задачи, содержание, формы организации и другие значимые параметры.
Первая Концепция воспитания детей дошкольного возраста, провозгласившая новый личностно - ориентированный подход в педагогике была создана в 1989 году. Концепция экологического воспитания дошкольников – это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Она позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных ДОО.

Первая Концепция воспитания детей дошкольного возраста, провозгласившая новый личностно - ориентированный подход в педагогике была создана в 1989 году.

Концепция экологического воспитания дошкольников – это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Она позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных ДОО.

Чем отличаются экологические занятия от ознакомления с природой? Для экологического образования важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой. Как это выглядит на практике?

Чем отличаются экологические занятия от ознакомления с природой?

Для экологического образования важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой.

Как это выглядит на практике?

Принципы отбора содержания  экологического образования дошкольников Научность - знакомство с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действия ребенка, развития познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения) Доступность («… за один солнечный день 1 га леса поглощает из воздуха около 250кг углекислого газа, а выделяет 200кг кислорода». Доступность предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску Гуманистичность – реализуется через формирование экологической культуры дошкольников

Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников

  • Научность - знакомство с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действия ребенка, развития познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения)
  • Доступность («… за один солнечный день 1 га леса поглощает из воздуха около 250кг углекислого газа, а выделяет 200кг кислорода». Доступность предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску
  • Гуманистичность – реализуется через формирование экологической культуры дошкольников
Принципы отбора содержания  экологического образования дошкольников Прогностичность – в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях Деятельностность – экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду (участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности) Интеграция – экологизация всех видов деятельности ребенка

Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников

  • Прогностичность – в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях
  • Деятельностность – экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду (участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности)
  • Интеграция – экологизация всех видов деятельности ребенка
Принципы отбора содержания  экологического образования дошкольников Целостность – целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы Конструктивизм – в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно – положительная информация Регионализм – для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности

Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников

  • Целостность – целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы
  • Конструктивизм – в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно – положительная информация
  • Регионализм – для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности
Принципы отбора содержания  экологического образования дошкольников Системность – формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности; применение этого принципа способствует умственному развитию ребенка в целом Преемственность – детский сад – школа – ВУЗ – повышение квалификации специалистов - население

Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников

  • Системность – формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности; применение этого принципа способствует умственному развитию ребенка в целом
  • Преемственность – детский сад – школа – ВУЗ – повышение квалификации специалистов - население
Анализ программ обучения и воспитания дошкольников Программа Авторы программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильева  «Детство» В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина, М.В. Крулехт, Л.М. Маневцова и др. «Наш дом – природа» Н.А.Рыжова  «Юный эколог» С.Н.Николаева «Радуга» Т.Н. Доронова, Т. И. Гризик и др.   «Развитие» Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьёва, Т.И.Гризик, В.В.Гербова. Анализ образовательных программ позволил выявить тот факт, что в них недостаточно раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта. В образовательных программах экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком нового знания, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере, а с другой стороны - реализовывать стандарт.

Анализ программ обучения и воспитания дошкольников

Программа

Авторы программы

«Программа воспитания и обучения в детском саду»

М.А.Васильева

«Детство»

В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина, М.В. Крулехт, Л.М. Маневцова и др.

«Наш дом – природа»

Н.А.Рыжова

«Юный эколог»

С.Н.Николаева

«Радуга»

Т.Н. Доронова, Т. И. Гризик и др.

«Развитие»

Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон,

Е.В.Соловьёва, Т.И.Гризик, В.В.Гербова.

Анализ образовательных программ позволил выявить тот факт, что в них недостаточно раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта. В образовательных программах экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком нового знания, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере, а с другой стороны - реализовывать стандарт.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!