МДК.03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников специальность 44.02.01 « Дошкольное образование»
Всего – 72ч . Самостоятельная работа – 16ч.
Теоретических – 32ч.
Практических – 24ч.
6 семестр – зачет, 7 семестр – дифференцированный зачет, 8 семестр - экзамен
Обратимся к стандарту
- Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать общими компетенциями , включающими в себя способность:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
- ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
- ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации..
- ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
- ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
- ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ПК 3.1 – 3.5 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
- ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
- ПК 3.2 . Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
- ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
- ПК 3.4. Анализировать занятия.
- ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
ПК 5.1 – 5.5 Методическое обеспечение образовательного процесса .
- ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
- ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
- ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
- ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
- ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
ПМ 3. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт :
- определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;
- составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
- организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы;
- организации и проведения наблюдений за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом и т.п.;
- организации и проведения экскурсий для ознакомления детей с окружающим миром;
- организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
- проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- составления психолого-педагогической характеристики ребенка;
- наблюдения и анализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах;
- обсуждения отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции;
- осуществления самоанализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений);
- оформления документации;
уметь :
- определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;
- формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;
- оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели;
- использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;
- составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка;
- определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
- отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;
- анализировать занятия, наблюдения, экскурсии;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий;
знать :
- основы организации обучения дошкольников;
- особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
- структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;
- теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;
- особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;
- приемы работы с одаренными детьми;
- способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
- требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;
- диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников;
- требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка;
- педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений;
- виды документации, требования к ее оформлению;
- особенности и методику речевого развития детей;
- развитие элементарных естественнонаучных представлений.
Воспитатель детей дошкольного возраста готовится ко следующим видам деятельности:
- Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
- Организация различных видов деятельности и общения детей.
- Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
- Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.
- Методическое обеспечение образовательного процесса.
Тема 1. Содержание экологического образования дошкольников
Что такое экология?
- Экология (от греч. “ ойкос” – жилище, убежище, “ логос”– наука) – это наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания;
- Экология – биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов, экосистем, биогеоценозов и биосферы.
Термин впервые ввёл
немецкий ученый
Э. Геккель (1866 г.)
в работе
«Общая морфология
организма»
- Предметом экологии являются отдельные особи, популяции, сообщества, экосистемы.
- Задачи экологии состоят в изучении влияния окружающей среды на живые организмы, выявление проблем взаимодействия человека и природы, предложение рациональных путей выхода из экологического кризиса.
- Комплекс факторов, в условиях которых существуют живые организмы, называют окружающей средой.
Как вы понимаете слова поэта?
“ … Всё меньше окружающей природы, Всё больше окружающей среды…”
Экологические факторы – это такие условия, которые воздействуют на организмы и заставляют их приспосабливаться ( смена сезонов, конкуренты по пище)
Почему сегодня могут пророчески звучать слова Ф. Энгельса?
“ Не будем …обольщаться нашими победами
над природой. За каждую такую победу она нам
мстит. Каждая из таких побед, в первую очередь,
приносит те последствия, на которые мы
рассчитывали, но затем другие, которые
уничтожают значение первых…”
А. Плотникова “ Черные пятна”
Океан седой гремит набатно.
Он таит обиду в глубине,
Чёрные раскачивая пятна
На крутой, разгневанной волне.
Стали люди сильные, как боги, И судьба Земли у них в руках. Но темнеют страшные ожоги У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету,
Черные сотрёшь ли, человек?
Каким образом связано содержание плаката и
стихотворение поэта?
Основные законы экологии
Вклад в теоретические основы современной экологии внёс Б. Коммонер , сформулировавший в 1971 году основные 4 закона экологии :
- Всё связано со всем
- Ничто не исчезает в никуда
- Природа знает лучше
- Ничто не даётся даром
Воздействия человека на природу
Прямые и косвенные воздействия.
Сумма прямых и косвенных влияний
человечества на окружающую среду –
антропогенное воздействие .
положительное отрицательное
-воспроизводство -вырубка леса
природных ресурсов -истощение запасов ресурсов
-рекультивация земель -засоление и опустынивание
-полезащитное -сокращение видового разнообразия
лесоразведение -загрязнения
Загрязнение окружающей среды
- Загрязнением окружающей среды называется привнесение в нее новых, не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, а также превышение естественного среднемноголетнего уровня концентрации веществ, приводящих к отрицательным последствиям.
- Загрязнение, это то, что выводит все системы природы из состояния равновесия, отличается от обычно наблюдаемой нормы.
Виды загрязнений
Классификация по свойствам
Физические загрязнения
Связаны с изменением физических параметров среды
Тепловое – результат повышения температуры среды, связаны с промышленными выбросами теплой воды, потоков газа или воздуха.
Шумовое загрязнение
- одно из опасных загрязнений;
- происходит вследствие работы транспорта, промышленного оборудования, бытовых приборов и др.
- комфортный уровень шума 30-40Дб;
- 60Дб предельный уровень безопасного шума для человека;
- для НС вреден шум, превышающий 50-60Дб (аудиоплеер – 60-70Дб);
- при уровне 80-90Дб (промышленные предприятия) – необратимые изменения в органах слуха;
- при уровне 120-140Дб (железная дорога, реактивные авиалайнеры) – повреждения органов слуха.
Радиационное загрязнение
- собственно радиационное загрязнение, связанное с действием альфа- и бета-частиц и гамма-излучений, возникающих в результате распада радиоактивных веществ,
- загрязнение окружающей среды радиоактивными веществами, т.е. по существу химическое загрязнение среды, связанное с превышением естественного уровня содержания (природного фона) радиоактивных веществ в окружающей среде.
Источники радиационного загрязнения
- к естественным факторам относятся ископаемые руды, излучение при распаде радиоактивных элементов в толще земли и др.
- антропогенные факторы радиационной опасности связаны с добычей, переработкой и использованием радиоактивных веществ, производством и использованием атомной энергии, разработкой и испытанием ядерного оружия и т.п.
- Наибольшую опасность для здоровья человека представляют антропогенные факторы радиационной опасности: атомная промышленность, ядерные взрывы, ядерная энергетика, медицина и наука.
Электромагнитное загрязнение
возникает от линий электропередачи,
радио, телевидения, работы промышленных
установок, компьютерной техники, электрических бытовых приборов.
Химическое загрязнение
Проявляется в изменении естественных химических
свойств среды.
Основные химические загрязнители:
- Тяжелые металлы;
- Пестициды;
- Диоксид азота;
- Бензол;
- Нитраты;
- Диоксиды;
- Нефть;
- Кислоты.
Биологическое загрязнение
- Возникает при внесении в среду и
размножение нежелательных для человека организмов (микробы, вирусы, гельминты);
- Биологические загрязнители находятся в атмосфере, почве, воде, в теле других организмов, в том числе и в самом человеке;
Цель экологического воспитания:
Формирование экологической культуры , под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.
Цель экологического воспитания – формирование экологической культуры
Задачи экологического воспитания дошкольников:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
– воспитание гуманного отношения к природе – формирование системы экологических знаний и представлений – развитие эстетических чувств
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Немного о терминах
- Биосфера – оболочка Земли, в которой обитают живые организмы (нижняя часть атмосферы, гидросфера и верхняя часть литосферы) (В.И.Вернадский)
- Ноосфера – биосфера измененная человеком, «сфера разума» (В.И.Вернадский)
- Экосистема – устойчивое сообщество живых организмов и его среда обитания, которые тесно связаны между собой (от аквариума до тропического леса и биосфера) (А.Тэнсли)
- Окружающая среда – природа и созданные человеком экосистемы
- Местообитание – территория, на которой обитает организм
Немного о терминах
- Экологические факторы (факторы среды) – условия (температура, обеспеченность водой, освещенность, соленость воды); ресурсы (все то что организм потребляет и использует для своего существования)
- Экологическая ниша – определенное место в пространстве, пища, которой питается организм, время, когда он это делает
- Сообщество (биоценоз) – совокупность живых организмов, обитающих на определенном пространстве (лес, луг, водоем)
- Биогеоценоз – совокупность живых организмов, обитающих на определенном пространстве и связанных с ними компонентов неживой природы
Концепция экологического воспитания дошкольников
Что такое концепция?
- Система взглядов на какое –либо явление;
- Система ведущих идей по определенному вопросу;
- С нее начинается создание любого нового направления, она определяет его цели, задачи, содержание, формы организации и другие значимые параметры.
Первая Концепция воспитания детей дошкольного возраста, провозгласившая новый личностно - ориентированный подход в педагогике была создана в 1989 году.
Концепция экологического воспитания дошкольников – это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Она позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных ДОО.
Чем отличаются экологические занятия от ознакомления с природой?
Для экологического образования важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой.
Как это выглядит на практике?
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников
- Научность - знакомство с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действия ребенка, развития познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения)
- Доступность («… за один солнечный день 1 га леса поглощает из воздуха около 250кг углекислого газа, а выделяет 200кг кислорода». Доступность предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску
- Гуманистичность – реализуется через формирование экологической культуры дошкольников
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников
- Прогностичность – в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях
- Деятельностность – экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду (участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности)
- Интеграция – экологизация всех видов деятельности ребенка
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников
- Целостность – целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы
- Конструктивизм – в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно – положительная информация
- Регионализм – для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников
- Системность – формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности; применение этого принципа способствует умственному развитию ребенка в целом
- Преемственность – детский сад – школа – ВУЗ – повышение квалификации специалистов - население
Анализ программ обучения и воспитания дошкольников
Программа
Авторы программы
«Программа воспитания и обучения в детском саду»
М.А.Васильева
«Детство»
В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина, М.В. Крулехт, Л.М. Маневцова и др.
«Наш дом – природа»
Н.А.Рыжова
«Юный эколог»
С.Н.Николаева
«Радуга»
Т.Н. Доронова, Т. И. Гризик и др.
«Развитие»
Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон,
Е.В.Соловьёва, Т.И.Гризик, В.В.Гербова.
Анализ образовательных программ позволил выявить тот факт, что в них недостаточно раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта. В образовательных программах экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком нового знания, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере, а с другой стороны - реализовывать стандарт.