Лингвистическая игра «Поле чудес» на тему
«Морфология.
Имя прилагательное.
6 класс».
Учитель - Лютикас Н.П.
… Насколько усиливается образность изложения благодаря имеющимся в тексте прилагательным – определениям, придающим описаниям конкретность, точность, выразительность.
Д. Розенталь
Цели урока
- Повторить и обобщить изученный материал по теме
«Имя прилагательное».
- Познакомиться с произведениями выдающегося русского художника Ивана Николаевича Крамского.
Иван Николаевич Крамской - живописец, гравер, (27.05.1837, Воронежская губернии - 24 .03. 1887, Санкт-Петербург)
Родился в городе Острогожске Воронежской области в семье писаря. Стал ретушером у петербургского фотографа, заметившего талант юного Крамского. В 1857 году поступил в Академию Художеств. Стал одним из инициаторов «бунта четырнадцати», закончившегося уходом из Академии и созданием Артели художников (1863). В 1870 году он стал руководителем Товарищества передвижных выставок. Первая передвижная выставка была открыта 21 ноября 1871 года в здании Академии художеств. Весной 1872 года она была перевезена в Москву, а затем в Киев. В отличие от академических, передвижные выставки «передвигались» из города в город, всюду возбуждая живой интерес к себе.
К следующей выставке передвижников Крамской пишет картину «Христос в пустыне» (1872),
На первой передвижной выставке Крамской участвовал с большой картиной «Русалки» на сюжет повести Н. В. Гоголя «Майская ночь».
Первый тур игры Первое задание
На чем основана шутка?
На уроке русского языка.
Учитель: Приведи пример прилагательного в сравнительной степени.
Ученик: Один стол был деревяннее другого.
Первый тур Второе задание
Картина Крамского «Пасечник», 1872.
Рассмотрите картину. Составьте словосочетания, соответствующие схеме
существит. + прилагательн. в превосходной степени.
Выигрывает тот, у кого цепочка словосочетаний окажется длиннее.
Первый тур игры Третье задание
Картина Крамского «Лесная тропинка».1870.
Что это за часть речи?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Задание для первого тура игры
Как называется компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к самому себе или другим?
Второй тур игры Первое задание .
Выборочно - распределительный диктант.
Выписать из предложений прилагательные в соответствующую графу:
Качественные
Относительные
Притяжательные
- В стороне далекой от родного края снится мне приволье тихих деревень, в поле при дороге белая береза, озими да пашни – и апрельский день.
- Как дымкой, даль полей закрыв на полчаса, прошел внезапный дождь косыми полосами.
- Затрепетали звезды в небе, и от зари, из-за алей, повеял чистый, легкий ветер весенней прелестью полей.
- Как взмолится золотая рыбка, голосом молвит человечьим.
- Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей.
- Лягушка сбросила свою лягушачью кожу и обернулась красной девицей.
- Волчью вашу я давно натуру знаю.
- Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного.
Второй тур Второе задание
Рассмотрите репродукцию картины Крамского «Лунная ночь»(1880).
На основании увиденного составьте словосочетания, соответствующие схеме
существительное + относительное прилагательное.
Выигрывает тот, у кого цепочка правильно составленных словосочетаний окажется длиннее.
Второй тур Третье задание
Есть загадка об оконной раме:
Распределительный диктант
Поля стеклянные,
Межи деревянные,
Ручки оловянные.
Какое грамматическое правило помогает нам запомнить эта загадка?
Как оно звучит?
-н-
-нн-
Заполнить таблицу
- Деревян_ая игрушка, кожан_ая сумка, серебрян_ые ложки, глинян_ая посуда, костян_ая ручка, платян_ой шкаф, шерстян_ой костюм, овсян_ый кисель, стеклян_ая ваза, песчан_ый берег, льнян_ая скатерть, старин_ые часы, картин_ая галерея, туман_ый день, ураган_ый ветер, лебедин_ая песня, курин_ый бульон, пчелин_ый рой, утин_ый клюв.
Задание для второго тура игры
Как назывались произведения древнерусской литературы, содержащие изложение русской истории по годам?
Третий тур игры Первое задание
«Молитва Моисея».1861.
Вспомните правописание НЕ с прилагательными.
Распределительный диктант. Выпишите отдельно предложения, в которых прилагательные с не пишутся слитно, и предложения, где не с прилагательными пишутся раздельно.
НЕ с прилага- тельными слитно
НЕ с прилага- тельными раздельно
- Наступила серая, (не)настная осень.
- (Не)продолжительные теплые дни сменяются (не)устойчивой, дождливой погодой.
- Ночью (не)проглядный мрак распространяется , кажется, на весь мир.
- Стлалася тропинка золотой каемкой, и хотелось песни ласковой,( не)громкой.
- С богатырских плеч сняли голову (не)большой горой, а соломинкой.
- (Не)робкий, а настойчивый стук раздался в дверь.
- Чародейкою Зимою околдован лес стоит - и под снежной бахромою, (не)подвижною, немою, чудной жизнью он блестит.
- (Не)велика эта птица, чуть больше голубя, хрупка, а приспособилась к условиям вечного холода.
Третий тур Второе задание
Рассмотрите картину Крамского «Неизвестная»(1883). Пользуясь изображением, составьте как можно больше словосочетаний, соответствующих схеме
существ. + краткое прилагательное. Выигрывает тот, чей ряд правильно составленных словосочетаний окажется длиннее.
Третий тур Третье задание
Крамской. «Девушка с распущенной косой». 1873
Образовать все возможные формы сравнительной и превосходной степени от прилагательного УМНЫЙ.
Задание для третьего тура игры.
- Как называется раздел языкознания, изучающий проблемы создания и функционирования различных средств международного общения?
Игра со зрителями
Как называется игра слов, намеренное соединение в одном контексте двух значений одного и того же слова или использование сходства в звучании разных слов с целью создания комического эффекта?
Задание для заключительного тура игры
Как называется раздел языкознания, занимающийся теорией и практикой составления словарей?
Продолжите одно из предложений
- Сегодняшний урок мне очень понравился, потому что…
- Я хочу, чтобы подобные уроки…
- Сегодня на уроке я узнал, что…
- Знакомиться с живописью на уроках русского языка – это…
- На сегодняшнем уроке я понял, что…
- Сегодняшний урок мне дал…
Домашнее задание.
Написать лирическое поздравление с Новым Годом кому-либо из своих родных или друзей.
(Прилагательные подчеркнуть, указать их разряд)
Благодарю за активную и творческую работу!