СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к лингвистической игре "Поле чудес" на тему "Имя прилагательное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к игре используется на заключительном этапе изучения темы в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к лингвистической игре "Поле чудес" на тему "Имя прилагательное"»

Лингвистическая игра  «Поле чудес»  на тему   «Морфология. Имя прилагательное. 6 класс».    Учитель - Лютикас Н.П.

Лингвистическая игра «Поле чудес» на тему

«Морфология.

Имя прилагательное.

6 класс».

Учитель - Лютикас Н.П.

  … Насколько усиливается образность изложения благодаря имеющимся в тексте прилагательным – определениям, придающим описаниям конкретность, точность, выразительность.       Д. Розенталь

… Насколько усиливается образность изложения благодаря имеющимся в тексте прилагательным – определениям, придающим описаниям конкретность, точность, выразительность.

Д. Розенталь

Цели урока Повторить и обобщить изученный материал по теме «Имя прилагательное». Познакомиться с произведениями выдающегося русского художника Ивана Николаевича Крамского.

Цели урока

  • Повторить и обобщить изученный материал по теме

«Имя прилагательное».

  • Познакомиться с произведениями выдающегося русского художника Ивана Николаевича Крамского.
     Иван Николаевич Крамской - живописец, гравер,  (27.05.1837, Воронежская губернии - 24 .03. 1887, Санкт-Петербург)      Родился в городе Острогожске Воронежской области в семье писаря. Стал ретушером у петербургского фотографа, заметившего талант юного Крамского. В 1857 году поступил в Академию Художеств. Стал одним из инициаторов «бунта четырнадцати», закончившегося уходом из Академии и созданием Артели художников (1863). В 1870 году он стал руководителем Товарищества передвижных выставок. Первая передвижная выставка была открыта 21 ноября 1871 года в здании Академии художеств. Весной 1872 года она была перевезена в Москву, а затем в Киев. В отличие от академических, передвижные выставки «передвигались» из города в город, всюду возбуждая живой интерес к себе.

Иван Николаевич Крамской - живописец, гравер, (27.05.1837, Воронежская губернии - 24 .03. 1887, Санкт-Петербург) 

Родился в городе Острогожске Воронежской области в семье писаря. Стал ретушером у петербургского фотографа, заметившего талант юного Крамского. В 1857 году поступил в Академию Художеств. Стал одним из инициаторов «бунта четырнадцати», закончившегося уходом из Академии и созданием Артели художников (1863). В 1870 году он стал руководителем Товарищества передвижных выставок. Первая передвижная выставка была открыта 21 ноября 1871 года в здании Академии художеств. Весной 1872 года она была перевезена в Москву, а затем в Киев. В отличие от академических, передвижные выставки «передвигались» из города в город, всюду возбуждая живой интерес к себе.

К следующей выставке передвижников Крамской пишет картину «Христос в пустыне» (1872), На первой передвижной выставке Крамской участвовал с большой картиной «Русалки» на сюжет повести Н. В. Гоголя «Майская ночь».

К следующей выставке передвижников Крамской пишет картину «Христос в пустыне» (1872),

На первой передвижной выставке Крамской участвовал с большой картиной «Русалки» на сюжет повести Н. В. Гоголя «Майская ночь».

Первый тур игры  Первое задание На чем основана шутка? На уроке русского языка. Учитель: Приведи пример прилагательного в сравнительной степени. Ученик: Один стол был деревяннее другого.

Первый тур игры Первое задание

На чем основана шутка?

На уроке русского языка.

Учитель: Приведи пример прилагательного в сравнительной степени.

Ученик: Один стол был деревяннее другого.

Первый тур  Второе задание Картина Крамского «Пасечник», 1872. Рассмотрите картину. Составьте словосочетания, соответствующие схеме   существит. + прилагательн. в превосходной степени. Выигрывает тот, у кого цепочка словосочетаний окажется длиннее.

Первый тур Второе задание

Картина Крамского «Пасечник», 1872.

Рассмотрите картину. Составьте словосочетания, соответствующие схеме

 

существит. + прилагательн. в превосходной степени.

Выигрывает тот, у кого цепочка словосочетаний окажется длиннее.

Первый тур игры  Третье задание Картина Крамского «Лесная тропинка».1870.  Что это за часть речи?  Определяю я предметы,  Они со мной весьма    приметны.  Я украшаю вашу речь,  Меня вам надо знать,    беречь!

Первый тур игры Третье задание

Картина Крамского «Лесная тропинка».1870.

Что это за часть речи?

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Задание  для первого тура игры   Как называется компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к самому себе или другим?

Задание для первого тура игры

Как называется компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к самому себе или другим?

Второй тур игры  Первое задание . Выборочно - распределительный диктант. Выписать из предложений прилагательные в соответствующую графу:       Качественные Относительные Притяжательные

Второй тур игры Первое задание .

Выборочно - распределительный диктант.

Выписать из предложений прилагательные в соответствующую графу:

 

 

 

Качественные

Относительные

Притяжательные

В стороне далекой от родного края снится мне приволье тихих деревень, в поле при дороге белая береза, озими да пашни – и апрельский день. Как дымкой, даль полей закрыв на полчаса, прошел внезапный дождь косыми полосами. Затрепетали звезды в небе, и от зари, из-за алей, повеял чистый, легкий ветер весенней прелестью полей. Как взмолится золотая рыбка, голосом молвит человечьим. Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей. Лягушка сбросила свою лягушачью кожу и обернулась красной девицей. Волчью вашу я давно натуру знаю. Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного.
  • В стороне далекой от родного края снится мне приволье тихих деревень, в поле при дороге белая береза, озими да пашни – и апрельский день.
  • Как дымкой, даль полей закрыв на полчаса, прошел внезапный дождь косыми полосами.
  • Затрепетали звезды в небе, и от зари, из-за алей, повеял чистый, легкий ветер весенней прелестью полей.
  • Как взмолится золотая рыбка, голосом молвит человечьим.
  • Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей.
  • Лягушка сбросила свою лягушачью кожу и обернулась красной девицей.
  • Волчью вашу я давно натуру знаю.
  • Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного.
Второй тур  Второе задание  Рассмотрите репродукцию картины Крамского «Лунная ночь»(1880).  На основании увиденного составьте словосочетания, соответствующие схеме    существительное + относительное прилагательное.  Выигрывает тот, у кого цепочка правильно составленных словосочетаний окажется длиннее.

Второй тур Второе задание

Рассмотрите репродукцию картины Крамского «Лунная ночь»(1880).

На основании увиденного составьте словосочетания, соответствующие схеме

 

существительное + относительное прилагательное.

Выигрывает тот, у кого цепочка правильно составленных словосочетаний окажется длиннее.

Второй тур  Третье задание Есть загадка об оконной раме: Распределительный диктант Поля стеклянные, Межи деревянные, Ручки оловянные.  Какое грамматическое правило помогает нам запомнить эта загадка?   Как оно звучит? -н- -нн-

Второй тур Третье задание

Есть загадка об оконной раме:

Распределительный диктант

Поля стеклянные,

Межи деревянные,

Ручки оловянные.

Какое грамматическое правило помогает нам запомнить эта загадка?

Как оно звучит?

-н-

-нн-

Заполнить таблицу Деревян_ая игрушка, кожан_ая сумка, серебрян_ые ложки, глинян_ая посуда, костян_ая ручка, платян_ой шкаф, шерстян_ой костюм, овсян_ый кисель, стеклян_ая ваза, песчан_ый берег, льнян_ая скатерть, старин_ые часы, картин_ая галерея, туман_ый день, ураган_ый ветер, лебедин_ая песня, курин_ый бульон, пчелин_ый рой, утин_ый клюв.

Заполнить таблицу

  • Деревян_ая игрушка, кожан_ая сумка, серебрян_ые ложки, глинян_ая посуда, костян_ая ручка, платян_ой шкаф, шерстян_ой костюм, овсян_ый кисель, стеклян_ая ваза, песчан_ый берег, льнян_ая скатерть, старин_ые часы, картин_ая галерея, туман_ый день, ураган_ый ветер, лебедин_ая песня, курин_ый бульон, пчелин_ый рой, утин_ый клюв.
Задание для второго тура игры Как назывались произведения древнерусской литературы, содержащие изложение русской истории по годам?

Задание для второго тура игры

Как назывались произведения древнерусской литературы, содержащие изложение русской истории по годам?

Третий тур игры  Первое задание  «Молитва Моисея».1861. Вспомните правописание НЕ с прилагательными.   Распределительный диктант. Выпишите отдельно предложения, в которых прилагательные с не пишутся слитно, и предложения, где не с прилагательными пишутся раздельно. НЕ с прилага- тельными слитно НЕ с прилага- тельными раздельно

Третий тур игры Первое задание

«Молитва Моисея».1861.

Вспомните правописание НЕ с прилагательными.

Распределительный диктант. Выпишите отдельно предложения, в которых прилагательные с не пишутся слитно, и предложения, где не с прилагательными пишутся раздельно.

НЕ с прилага- тельными слитно

НЕ с прилага- тельными раздельно

Наступила серая, (не)настная осень. (Не)продолжительные теплые дни сменяются (не)устойчивой, дождливой погодой. Ночью (не)проглядный мрак распространяется , кажется, на весь мир. Стлалася тропинка золотой каемкой, и хотелось песни ласковой,( не)громкой. С богатырских плеч сняли голову (не)большой горой, а соломинкой. (Не)робкий, а настойчивый стук раздался в дверь. Чародейкою Зимою околдован лес стоит - и под снежной бахромою, (не)подвижною, немою, чудной жизнью он блестит. (Не)велика эта птица, чуть больше голубя, хрупка, а приспособилась к условиям вечного холода.  
  • Наступила серая, (не)настная осень.
  • (Не)продолжительные теплые дни сменяются (не)устойчивой, дождливой погодой.
  • Ночью (не)проглядный мрак распространяется , кажется, на весь мир.
  • Стлалася тропинка золотой каемкой, и хотелось песни ласковой,( не)громкой.
  • С богатырских плеч сняли голову (не)большой горой, а соломинкой.
  • (Не)робкий, а настойчивый стук раздался в дверь.
  • Чародейкою Зимою околдован лес стоит - и под снежной бахромою, (не)подвижною, немою, чудной жизнью он блестит.
  • (Не)велика эта птица, чуть больше голубя, хрупка, а приспособилась к условиям вечного холода.

 

Третий тур  Второе задание  Рассмотрите картину Крамского «Неизвестная»(1883). Пользуясь изображением, составьте как можно больше словосочетаний, соответствующих схеме      существ. + краткое прилагательное. Выигрывает тот, чей ряд правильно составленных словосочетаний окажется длиннее.

Третий тур Второе задание

Рассмотрите картину Крамского «Неизвестная»(1883). Пользуясь изображением, составьте как можно больше словосочетаний, соответствующих схеме

 

существ. + краткое прилагательное. Выигрывает тот, чей ряд правильно составленных словосочетаний окажется длиннее.

Третий тур  Третье задание Крамской. «Девушка с распущенной косой». 1873  Образовать все возможные формы сравнительной и превосходной степени от прилагательного УМНЫЙ.

Третий тур Третье задание

Крамской. «Девушка с распущенной косой». 1873

Образовать все возможные формы сравнительной и превосходной степени от прилагательного УМНЫЙ.

Задание для третьего тура игры.   Как называется раздел языкознания, изучающий проблемы создания и функционирования различных средств международного общения?

Задание для третьего тура игры.

  • Как называется раздел языкознания, изучающий проблемы создания и функционирования различных средств международного общения?
Игра со зрителями  Как называется игра слов, намеренное соединение в одном контексте двух значений одного и того же слова или использование сходства в звучании разных слов с целью создания комического эффекта?

Игра со зрителями

Как называется игра слов, намеренное соединение в одном контексте двух значений одного и того же слова или использование сходства в звучании разных слов с целью создания комического эффекта?

Задание для заключительного тура игры Как называется раздел языкознания, занимающийся теорией и практикой составления словарей?

Задание для заключительного тура игры

Как называется раздел языкознания, занимающийся теорией и практикой составления словарей?

Продолжите  одно из предложений Сегодняшний урок мне очень понравился, потому что… Я хочу, чтобы подобные уроки… Сегодня на уроке я узнал, что… Знакомиться с живописью на уроках русского языка – это… На сегодняшнем уроке я понял, что… Сегодняшний урок мне дал…

Продолжите одно из предложений

  • Сегодняшний урок мне очень понравился, потому что…
  • Я хочу, чтобы подобные уроки…
  • Сегодня на уроке я узнал, что…
  • Знакомиться с живописью на уроках русского языка – это…
  • На сегодняшнем уроке я понял, что…
  • Сегодняшний урок мне дал…
Домашнее задание.    Написать лирическое поздравление с Новым Годом кому-либо из своих родных или друзей.  (Прилагательные подчеркнуть, указать их разряд)

Домашнее задание.

Написать лирическое поздравление с Новым Годом кому-либо из своих родных или друзей.

(Прилагательные подчеркнуть, указать их разряд)

Благодарю за активную и творческую работу!

Благодарю за активную и творческую работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!