Лингвистическая игра «Поле чудес» на тему
«Морфология.
Имя существительное.
6 класс».
Учитель- Лютикас Н.П.
Категория существительного имеет громадное значение для нашей мысли. Без нее невозможны были бы никакое знание, никакая наука. Нельзя было бы, например, говорить ни о свете, ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке; ведь ничего этого отдельно не существует.
А.М. Пешковский
Цели урока:
- Повторить и обобщить изученный материал по теме
«Имя существительное».
- Познакомиться с произведениями выдающегося русского художника Василия Дмитриевича Поленова.
Василий Дмитриевич Поленов
Портрет Поленова кисти Репина
Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года. В 1863 году он, окончив гимназию, поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. Одновременно по вечерам он посещает Академию художеств, с января 1868 года становится студентом юридического факультета. В 1871 году он получает диплом юриста и большую золотую медаль за конкурсную картину "Воскрешение дочери Иаира".
Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Поленов действительно обрел себя как художник. Василий отправляется на длительное время стажироваться в Париж. Возвратившись в Россию, поселился в Москве. Дарование Поленова раскрывается в свою полную силу именно на русской почве("Московский дворик ","Бабушкин сад" и "Заросший пруд«). В дальнейшем развитие Поленова-пейзажиста в эпоху 90-х годов неразрывно связано с его жизнью на берегу Оки.
Он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. Сейчас там Музей-усадьба В. Д. Поленова. Восемнадцатого июля 1927 года художник скончался в своей усадьбе и был похоронен на кладбище в Бехове.
Первый тур игры . Первое задание . Игра «Четвертое лишнее».
- Носок, мозоль, георгин, помидор.
- Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.
- Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.
- Озимь, цитадель, фланель, панцирь.
Картина Поленова «Олива в Гефсиманском саду.» 1882
Второе задание. Картина Поленова «Московский дворик». 1878
- Рассмотрите картину. Составьте словосочетания
глагол + существительное , укажите склонение существительных. Выигрывает тот, у кого цепочка правильно составленных словосочетаний окажется длиннее.
Третье задание. Стихотворение С. Бондаренко «Разбериха с доучками и дотепами». Ваша задача: найти и выписать из стихотворения слова, которые в современном русском языке без частицы НЕ не употребляются, и вернуть им их первоначальный облик.
Мне навстречу без всякого страха
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Шел умытый, причесанный ряха,
Посмотрел я вокруг с доумением:
А за ряхой по травке свежей
Что за лепое положение!
Шли суразный дотепа и вежа.
Но кругом было тихо- тихо,
И из школы, взявшись за ручки,
И во всем была разбериха,
Чинным шагом шагали доучки.
И навстречу всем утром рано
И на взрачной клумбе у будки
Улыбалась Царевна Смеяна.
Голубые росли забудки.
Очень жаль, что только во сне
И погода стояла настная,
Есть страна без частицы НЕ.
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Задание для первого тура игры.
Как называется слово или словосочетание, являющееся названием специального понятия какой – либо сферы производства, науки или искусства?
Второй тур игры 1.Первое задание .
Картина Поленова «В парке. Нормандия». 1874
- Дано предложение
- Я часто встречался с Зегерс.
- О ком речь: о мужчине или о женщине?
Почему?
Второе задание .
Прочитайте отрывок из книги Е.В.Язовицкого «Говорите правильно».
Если постоять несколько минут у железнодорожной кассы, то можно услышать:
-Билет до Барнаула есть?
-Есть.
-А плацкарт?
-И плацкарт есть.
Ни едущий, ни кассир не подозревают, что ими допущена грубая ошибка… Какая ошибка замечена автором книги в диалоге кассира и пассажира?
Картина Поленова «Сказитель былин Никита Богданов». 1876
Третье задание. Рассмотрите рисунок. Вспомните изображенный на нем фразеологический оборот. Напишите небольшой юмористический рассказ на любую тему с использованием этого фразеологического оборота. Выигрывает тот, чей рассказ получился интереснее.
Задание для второго тура игры .
- Как называется раздел науки о языке, изучающий собственные имена географических объектов, закономерности их возникновения, развития, изменения, функционирования, распространения и их структуру.
Третий тур игры 1.Первое задание . Найдите «Третье лишнее».
Картина Поленова «Пруд в Абрамцеве». 1883
- Один, одиночка, одиночество.
- Пять, пятерка, пятерня.
- Четырехугольник, четыре, четверка.
- Троеборье, три, тройка.
Второе задание. Творческий диктант Допишите предложения, добавляя существительные с суффиксами –чик, -щик:
Картина Поленова «Заросший пруд». 1879
- Человек, подписывающийся на газеты и журналы,-…
- Музыкальные инструменты настраивает…
- Дрова распиливает…
- За исправностью бакенов следит…
- Движение регулирует…
- На войне в разведку ходит…
- Солдат, обслуживающий пулемет,…-
Задание 3 .Рассмотрите картину Поленова « Золотая осень». 1893 . Напишите сочинение – миниатюру на тему «Уж небо осенью дышало…». Подчеркните существительные, укажите их склонение и падеж.
Задание для третьего тура игры.
Каким словом можно назвать содружество гуманитарных дисциплин – языкознания, литературоведения, текстологии, источниковедения и других, изучающих духовную культуру человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов?
Игра со зрителями
Как называются памятники древнерусской литературы, содержащие изложение всемирной истории?
Задание для заключительного тура игры .
Как называется взаимозамена звуков в пределах одной и той же морфемы в разных словах и словоформах?
Дополнительные задания . 1.Почему эти строчки из школьных сочинений попали на веселые страницы журналов «Пионер» и «Костер»? Запишите эти предложения правильно:
- Вдали показалась стая уток и зайцев.
- У щенка Байкала на макушке весело торчат уши и пушистый хвостик.
- Тяжелая рука легла на плечо и сказала…
- В пустыне многие животные бросаются в спячку.
- Он стоял и лязгал глазами.
2.Творческий диктант . С данными словами составьте словосочетания существительное + прилагательное и запишите их в соответствующую колонку:
Сущ. с суф. – ек- + прилаг.
Сущ. с суф. – ик- + прилаг.
Колокольч_ки, цвет_ки, букет_к, цветоч_к, прут_к, дожд_к, дружоч_к, кусоч_к, веноч_к, горош_к, платоч_к, ключ_к, луч_к, корабл_к, винт_к.
Расскажите о правописании суффиксов -ек-, -ик-.
3.Творческий диктант . С помощью каких суффиксов образуются новые слова, обозначающие детенышей животных? Выделите суффиксы записанных существительных:
У зайчихи-…, у волчицы-…,
у лисицы-…, у медведицы-…,
у мыши-…, у львицы-…, у лошади-…, у овцы-…, у коровы-…,
у тигрицы-…, у курицы-…, у утки-…, у галки-…, у вороны-…,
у орлицы-…, у кошки-…, у белки-…
4.Для вас, сообразительные:
Картина Поленова «На лодке. Абрамцево». 1880
- В каком глаголе слово НЕТ слышится сто раз?
- Как можно существительные ЖАР и ЕЛЬ превратить в глаголы?
5.Определите , к какой части речи относятся выделенные слова:
- На то и ПЕЧЬ, чтобы в ней хлеб ПЕЧЬ.
- Снежное ПОКРЫВАЛО все поле ПОКРЫВАЛО.
- Стою на нашем БЕРЕГУ, покой границы БЕРЕГУ.
- В углу раздался детский ПЛАЧ, и кто- то вдруг сказал: «НЕ ПЛАЧЬ!»
Картина Поленова «Старая мельница». 1880
Подведение итогов урока. Продолжите одно из предложений:
- Сегодняшний урок мне очень понравился, потому что…
- Я хочу, чтобы подобные уроки…
- Сегодня на уроке я узнал, что…
- Знакомиться с живописью на уроках русского языка – это…
- На сегодняшнем уроке я понял, что…
- Сегодняшний урок мне дал…
Домашнее задание
Картина Поленова «Бабушкин сад». 1878
Запишите во множественном числе слова ЛИСТ, КОРЕНЬ, ЗУБ, ПРОПУСК, ХЛЕБ.
Какие варианты у вас получились? Почему? Составьте с этими словами распространенные предложения.
Благодарю за активную и творческую работу!