СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к лингвистической игре "Поле чудес" на тему "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к лингвистической игре "Поле чудес" на тему "Имя существительное" для 6 класса используется на заключительном этапе изучения темы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к лингвистической игре "Поле чудес" на тему "Имя существительное"»

Лингвистическая игра  «Поле чудес»  на тему   «Морфология. Имя существительное. 6 класс».   Учитель- Лютикас Н.П.

Лингвистическая игра «Поле чудес» на тему

«Морфология.

Имя существительное.

6 класс».

Учитель- Лютикас Н.П.

   Категория существительного имеет громадное значение для нашей мысли. Без нее невозможны были бы никакое знание, никакая наука. Нельзя было бы, например, говорить ни о свете, ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке; ведь ничего этого отдельно не существует.       А.М. Пешковский

Категория существительного имеет громадное значение для нашей мысли. Без нее невозможны были бы никакое знание, никакая наука. Нельзя было бы, например, говорить ни о свете, ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке; ведь ничего этого отдельно не существует.

А.М. Пешковский

Цели урока: Повторить и обобщить изученный материал по теме «Имя существительное». Познакомиться с произведениями выдающегося русского художника Василия Дмитриевича Поленова.

Цели урока:

  • Повторить и обобщить изученный материал по теме

«Имя существительное».

  • Познакомиться с произведениями выдающегося русского художника Василия Дмитриевича Поленова.

Василий Дмитриевич Поленов

Портрет Поленова кисти Репина

 

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года.  В 1863 году он, окончив гимназию, поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. Одновременно по вечерам он посещает Академию художеств, с января 1868 года становится студентом юридического факультета. В 1871 году он получает диплом юриста и большую золотую медаль за конкурсную картину "Воскрешение дочери Иаира".

Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Поленов действительно обрел себя как художник. Василий отправляется на длительное время стажироваться в  Париж. Возвратившись в Россию, поселился в Москве. Дарование Поленова раскрывается в свою полную силу именно на русской почве("Московский дворик ","Бабушкин сад" и "Заросший пруд«). В дальнейшем развитие Поленова-пейзажиста в эпоху 90-х годов неразрывно связано с его жизнью на берегу Оки.

Он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. Сейчас там Музей-усадьба В. Д. Поленова. Восемнадцатого июля 1927 года художник скончался в своей усадьбе и был похоронен на кладбище в Бехове.

 

Первый тур игры .  Первое задание .  Игра «Четвертое лишнее».    Носок, мозоль, георгин, помидор. Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь. Тюль, бюллетень, гроздь, рояль. Озимь, цитадель, фланель, панцирь. Картина   Поленова «Олива в Гефсиманском саду.» 1882

Первый тур игры . Первое задание . Игра «Четвертое лишнее».

  • Носок, мозоль, георгин, помидор.
  • Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.
  • Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.
  • Озимь, цитадель, фланель, панцирь.

Картина   Поленова «Олива в Гефсиманском саду.» 1882

Второе задание.  Картина  Поленова  «Московский дворик». 1878 Рассмотрите картину. Составьте словосочетания   глагол  + существительное , укажите склонение существительных. Выигрывает тот, у кого цепочка правильно составленных словосочетаний окажется длиннее.

Второе задание. Картина  Поленова «Московский дворик». 1878

  • Рассмотрите картину. Составьте словосочетания

 

глагол + существительное , укажите склонение существительных. Выигрывает тот, у кого цепочка правильно составленных словосочетаний окажется длиннее.

Третье задание.  Стихотворение С. Бондаренко «Разбериха с доучками и дотепами».  Ваша задача: найти и выписать из стихотворения слова,  которые в современном русском языке без частицы НЕ не употребляются,  и вернуть им их первоначальный облик.   Мне навстречу без всякого страха Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ. Шел умытый, причесанный ряха, Посмотрел я вокруг с доумением: А за ряхой по травке свежей Что за лепое положение! Шли суразный дотепа и вежа. Но кругом было тихо- тихо, И из школы, взявшись за ручки, И во всем была разбериха, Чинным шагом шагали доучки. И навстречу всем утром рано И на взрачной клумбе у будки Улыбалась Царевна Смеяна. Голубые росли забудки. Очень жаль, что только во сне И погода стояла настная, Есть страна без частицы НЕ. И гуляла собака счастная, И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи.

Третье задание. Стихотворение С. Бондаренко «Разбериха с доучками и дотепами». Ваша задача: найти и выписать из стихотворения слова, которые в современном русском языке без частицы НЕ не употребляются, и вернуть им их первоначальный облик.

Мне навстречу без всякого страха

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Шел умытый, причесанный ряха,

Посмотрел я вокруг с доумением:

А за ряхой по травке свежей

Что за лепое положение!

Шли суразный дотепа и вежа.

Но кругом было тихо- тихо,

И из школы, взявшись за ручки,

И во всем была разбериха,

Чинным шагом шагали доучки.

И навстречу всем утром рано

И на взрачной клумбе у будки

Улыбалась Царевна Смеяна.

Голубые росли забудки.

Очень жаль, что только во сне

И погода стояла настная,

Есть страна без частицы НЕ.

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Задание для первого тура игры.   Как называется слово или словосочетание, являющееся названием специального понятия какой – либо сферы производства, науки или искусства?              

Задание для первого тура игры.

Как называется слово или словосочетание, являющееся названием специального понятия какой – либо сферы производства, науки или искусства?

 

 

 

 

 

  •  
  •  
Второй тур игры  1.Первое задание . Картина   Поленова «В парке. Нормандия». 1874 Дано предложение Я часто встречался с Зегерс. О ком речь: о мужчине или о женщине?  Почему?

Второй тур игры 1.Первое задание .

Картина   Поленова «В парке. Нормандия». 1874

  • Дано предложение
  • Я часто встречался с Зегерс.
  • О ком речь: о мужчине или о женщине?

Почему?

 Второе задание .  Прочитайте отрывок из книги Е.В.Язовицкого «Говорите правильно».  Если постоять несколько минут у железнодорожной кассы, то можно услышать: -Билет до Барнаула есть? -Есть. -А плацкарт? -И плацкарт есть.  Ни едущий, ни кассир не подозревают, что ими допущена грубая ошибка… Какая ошибка замечена автором книги в диалоге кассира и пассажира? Картина  Поленова «Сказитель былин Никита Богданов». 1876

Второе задание .

Прочитайте отрывок из книги Е.В.Язовицкого «Говорите правильно».

Если постоять несколько минут у железнодорожной кассы, то можно услышать:

-Билет до Барнаула есть?

-Есть.

-А плацкарт?

-И плацкарт есть.

Ни едущий, ни кассир не подозревают, что ими допущена грубая ошибка… Какая ошибка замечена автором книги в диалоге кассира и пассажира?

Картина  Поленова «Сказитель былин Никита Богданов». 1876

Третье задание.   Рассмотрите рисунок. Вспомните изображенный на нем фразеологический оборот. Напишите небольшой юмористический рассказ на любую тему с использованием этого фразеологического оборота. Выигрывает тот, чей рассказ получился интереснее.

Третье задание. Рассмотрите рисунок. Вспомните изображенный на нем фразеологический оборот. Напишите небольшой юмористический рассказ на любую тему с использованием этого фразеологического оборота. Выигрывает тот, чей рассказ получился интереснее.

Задание для второго тура игры . Как называется раздел науки о языке, изучающий собственные имена географических объектов, закономерности их возникновения, развития, изменения, функционирования, распространения и их структуру.

Задание для второго тура игры .

  • Как называется раздел науки о языке, изучающий собственные имена географических объектов, закономерности их возникновения, развития, изменения, функционирования, распространения и их структуру.
Третий тур игры  1.Первое задание . Найдите «Третье лишнее».   Картина   Поленова «Пруд в Абрамцеве». 1883 Один, одиночка, одиночество. Пять, пятерка, пятерня. Четырехугольник, четыре, четверка. Троеборье, три, тройка.    

Третий тур игры 1.Первое задание . Найдите «Третье лишнее».

Картина   Поленова «Пруд в Абрамцеве». 1883

  • Один, одиночка, одиночество.
  • Пять, пятерка, пятерня.
  • Четырехугольник, четыре, четверка.
  • Троеборье, три, тройка.

 

 

Второе задание. Творческий диктант   Допишите предложения, добавляя существительные с суффиксами –чик, -щик:   Картина   Поленова «Заросший пруд». 1879 Человек, подписывающийся на газеты и журналы,-… Музыкальные инструменты настраивает… Дрова распиливает… За исправностью бакенов следит… Движение регулирует… На войне в разведку ходит… Солдат, обслуживающий пулемет,…-

Второе задание. Творческий диктант Допишите предложения, добавляя существительные с суффиксами –чик, -щик:

Картина   Поленова «Заросший пруд». 1879

  • Человек, подписывающийся на газеты и журналы,-…
  • Музыкальные инструменты настраивает…
  • Дрова распиливает…
  • За исправностью бакенов следит…
  • Движение регулирует…
  • На войне в разведку ходит…
  • Солдат, обслуживающий пулемет,…-
Задание 3 .Рассмотрите картину  Поленова « Золотая осень». 1893 . Напишите сочинение – миниатюру на тему «Уж небо осенью дышало…». Подчеркните существительные, укажите их склонение и падеж.    

Задание 3 .Рассмотрите картину Поленова « Золотая осень». 1893 . Напишите сочинение – миниатюру на тему «Уж небо осенью дышало…». Подчеркните существительные, укажите их склонение и падеж.

 

Задание для третьего тура игры.   Каким словом можно назвать содружество гуманитарных дисциплин – языкознания, литературоведения, текстологии, источниковедения и других, изучающих духовную культуру человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов?                  

Задание для третьего тура игры.

Каким словом можно назвать содружество гуманитарных дисциплин – языкознания, литературоведения, текстологии, источниковедения и других, изучающих духовную культуру человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра со зрителями    Как называются памятники древнерусской литературы, содержащие изложение всемирной истории?

Игра со зрителями

Как называются памятники древнерусской литературы, содержащие изложение всемирной истории?

Задание для заключительного  тура игры .   Как называется взаимозамена звуков в пределах одной и той же морфемы в разных словах и словоформах?

Задание для заключительного тура игры .

Как называется взаимозамена звуков в пределах одной и той же морфемы в разных словах и словоформах?

Дополнительные задания .  1.Почему эти строчки из школьных сочинений попали на веселые страницы журналов «Пионер» и «Костер»? Запишите эти предложения правильно:   Вдали показалась стая уток и зайцев. У щенка Байкала на макушке весело торчат уши и пушистый хвостик. Тяжелая рука легла на плечо и сказала… В пустыне многие животные бросаются в спячку. Он стоял и лязгал глазами.

Дополнительные задания . 1.Почему эти строчки из школьных сочинений попали на веселые страницы журналов «Пионер» и «Костер»? Запишите эти предложения правильно:

  • Вдали показалась стая уток и зайцев.
  • У щенка Байкала на макушке весело торчат уши и пушистый хвостик.
  • Тяжелая рука легла на плечо и сказала…
  • В пустыне многие животные бросаются в спячку.
  • Он стоял и лязгал глазами.
2.Творческий диктант . С данными словами составьте словосочетания   существительное + прилагательное и запишите их в соответствующую колонку:        Сущ. с суф. – ек- + прилаг. Сущ. с суф. – ик- + прилаг. Колокольч_ки, цвет_ки, букет_к, цветоч_к, прут_к, дожд_к, дружоч_к, кусоч_к, веноч_к, горош_к, платоч_к, ключ_к, луч_к, корабл_к, винт_к.  Расскажите о правописании суффиксов -ек-, -ик-.      

2.Творческий диктант . С данными словами составьте словосочетания  существительное + прилагательное и запишите их в соответствующую колонку:  

Сущ. с суф. – ек- + прилаг.

Сущ. с суф. – ик- + прилаг.

Колокольч_ки, цвет_ки, букет_к, цветоч_к, прут_к, дожд_к, дружоч_к, кусоч_к, веноч_к, горош_к, платоч_к, ключ_к, луч_к, корабл_к, винт_к.

Расскажите о правописании суффиксов -ек-, -ик-.

   

3.Творческий диктант .  С помощью каких суффиксов образуются новые слова, обозначающие детенышей животных? Выделите суффиксы записанных существительных:   У зайчихи-…, у волчицы-…, у лисицы-…, у медведицы-…, у мыши-…, у львицы-…, у лошади-…, у овцы-…, у коровы-…, у тигрицы-…, у курицы-…, у утки-…, у галки-…, у вороны-…, у орлицы-…, у кошки-…, у белки-…  

3.Творческий диктант . С помощью каких суффиксов образуются новые слова, обозначающие детенышей животных? Выделите суффиксы записанных существительных:

У зайчихи-…, у волчицы-…,

у лисицы-…, у медведицы-…,

у мыши-…, у львицы-…, у лошади-…, у овцы-…, у коровы-…,

у тигрицы-…, у курицы-…, у утки-…, у галки-…, у вороны-…,

у орлицы-…, у кошки-…, у белки-…

 

4.Для вас, сообразительные: Картина  Поленова «На лодке. Абрамцево». 1880 В каком глаголе слово НЕТ слышится сто раз? Как можно существительные ЖАР и ЕЛЬ превратить в глаголы?  

4.Для вас, сообразительные:

Картина  Поленова «На лодке. Абрамцево». 1880

  • В каком глаголе слово НЕТ слышится сто раз?
  • Как можно существительные ЖАР и ЕЛЬ превратить в глаголы?

 

5.Определите , к какой части речи относятся выделенные слова:   На то и ПЕЧЬ, чтобы в ней хлеб ПЕЧЬ. Снежное ПОКРЫВАЛО все поле ПОКРЫВАЛО. Стою на нашем БЕРЕГУ, покой границы БЕРЕГУ. В углу раздался детский ПЛАЧ, и кто- то вдруг сказал: «НЕ ПЛАЧЬ!» Картина  Поленова «Старая мельница». 1880

5.Определите , к какой части речи относятся выделенные слова:

  • На то и ПЕЧЬ, чтобы в ней хлеб ПЕЧЬ.
  • Снежное ПОКРЫВАЛО все поле ПОКРЫВАЛО.
  • Стою на нашем БЕРЕГУ, покой границы БЕРЕГУ.
  • В углу раздался детский ПЛАЧ, и кто- то вдруг сказал: «НЕ ПЛАЧЬ!»

Картина  Поленова «Старая мельница». 1880

Подведение итогов урока.  Продолжите одно из предложений:   Сегодняшний урок мне очень понравился, потому что… Я хочу, чтобы подобные уроки… Сегодня на уроке я узнал, что… Знакомиться с живописью на уроках русского языка – это… На сегодняшнем уроке я понял, что… Сегодняшний урок мне дал…  

Подведение итогов урока. Продолжите одно из предложений:

  • Сегодняшний урок мне очень понравился, потому что…
  • Я хочу, чтобы подобные уроки…
  • Сегодня на уроке я узнал, что…
  • Знакомиться с живописью на уроках русского языка – это…
  • На сегодняшнем уроке я понял, что…
  • Сегодняшний урок мне дал…

 

Домашнее задание Картина  Поленова «Бабушкин сад». 1878      Запишите во множественном числе слова ЛИСТ, КОРЕНЬ, ЗУБ, ПРОПУСК, ХЛЕБ. Какие варианты у вас получились? Почему? Составьте с этими словами распространенные предложения.

Домашнее задание

Картина  Поленова «Бабушкин сад». 1878

 

Запишите во множественном числе слова ЛИСТ, КОРЕНЬ, ЗУБ, ПРОПУСК, ХЛЕБ.

Какие варианты у вас получились? Почему? Составьте с этими словами распространенные предложения.

Благодарю за активную и творческую работу!

Благодарю за активную и творческую работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!