СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к мероприятию "Вечер русского романса"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальную гостиную я представила на районном семинаре классных руководителей жанром романса: прекрасным и волнующим, страстным и вдохновляющим, пленительным и неповторимым. Гости семинара увидели девушек-барышень конца ХVIII - начала ХIХ века, услышали прекрасное «живое» исполнение романсов не только нашими педагогами, но и обучающимися. Девятиклассник Нехаенко Егор покорил слушателей исполнением романса «Я встретил вас» сл. Ф. Тютчева муз. неизв. автора. Миненкова Татьяна 9.кл. нежно и проникновенно исполнила романс Б.Фомина на сл. П. Германа «Только раз бывает в жизни встреча». В тишине и в безмолвии, стараясь не пропустить ни единого слова, слушали наши гости романс «Очарована, околдована…», который с любовью и волнением исполнил для прекрасных женщин худ. рук сельского Дома Культуры Соломатин В.В. Всё мероприятие прошло на одном дыхании, при свечах, и надолго оставит в памяти и душах присутствующих что-то чистое, доброе и нежное.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к мероприятию "Вечер русского романса"»

Вечер русского романса  на тему:  «Романса трепетные звуки…..» Подготовила учитель музыки МКОУ «Фентисовская основная общеобразовательная школа» Леушина Вера Петровна.

Вечер русского романса на тему: «Романса трепетные звуки…..»

Подготовила учитель музыки

МКОУ «Фентисовская основная общеобразовательная школа»

Леушина Вера Петровна.

Цели: Знакомство с русской музыкальной культурой.  Воспитание чувств и эмоций между учащимися, педагогами, обогащения их духовного мира.  Расширение кругозора.

Цели:

  • Знакомство с русской музыкальной культурой.
  • Воспитание чувств и эмоций между учащимися, педагогами, обогащения их духовного мира.
  • Расширение кругозора.
 Как дорожу я прекрасным мгновеньем!  Музыкой вдруг наполняется слух.  Звуки несутся с каким – то стремленьем,  Звуки откуда-то льются вокруг,  Сердце за ними стремится тревожно,  Хочет за ними куда-то лететь...  В эти минуты растаять бы можно,  В эти минуты легко умереть.

Как дорожу я прекрасным мгновеньем! Музыкой вдруг наполняется слух. Звуки несутся с каким – то стремленьем, Звуки откуда-то льются вокруг, Сердце за ними стремится тревожно, Хочет за ними куда-то лететь... В эти минуты растаять бы можно, В эти минуты легко умереть.

« Очарована, околдована …»   Слова Н. Заболоцкого, музыка М. Звездинского

« Очарована, околдована …»

Слова Н. Заболоцкого, музыка М. Звездинского

Романс…Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна… Познакомимся  с  историей  возникновения романса  и развитием этого жанра  в России.

Романс…Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна…

Познакомимся с историей возникновения романса и развитием этого жанра в России.

А где же впервые появился романс?  Откуда пришел к нам на русскую землю?  Что обозначает это слово?

А где же впервые появился романс? Откуда пришел к нам на русскую землю? Что обозначает это слово?

Испания – родина романса.  Именно здесь в XIII - XIV вв.  странствующие поэты-певцы  создали новый музыкальный жанр.  Слово «романс» происходит от испанского «романсе», то есть исполняемый на «романском» языке (так назывался тогда испанский), а не на латинском – официальном языке католической церкви. Потому произведение, написанное на романском языке, называли романом, а стихотворения, положенные на музыку – романсами. Позже романсом в Испании стали считать всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепьяно.

Испания – родина романса.

Именно здесь в XIII - XIV вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Слово «романс» происходит от испанского «романсе», то есть исполняемый на «романском» языке (так назывался тогда испанский), а не на латинском – официальном языке католической церкви. Потому произведение, написанное на романском языке, называли романом, а стихотворения, положенные на музыку – романсами.

Позже романсом в Испании стали считать всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепьяно.

Лирические песни о любви и романс . Песни о любви существовали во всех странах во все времена. Их пели и городские барышни, и деревенские девушки. Аристократы XVII века относились к простонародным песням презрительно, считая их плебейскими.  Вот тогда-то произведения с любовным содержанием и  чувствительной мелодией  и стали называть  во всей Европе  красивым испанским  словом «романс»  в отличие от простонародных  песен.

Лирические песни о любви и романс .

Песни о любви существовали во всех странах во все времена. Их пели и городские барышни, и деревенские девушки. Аристократы XVII века относились к простонародным песням презрительно, считая их плебейскими.

Вот тогда-то произведения с любовным содержанием и чувствительной мелодией и стали называть во всей Европе красивым испанским словом «романс» в отличие от простонародных песен.

В России РОМАНС появился в начале XIX в., сразу завоевав всеобщую любовь . Первые романсы сочинялись на французском языке не только композиторами, но и певцами-любителями. Их имена часто оставались неизвестными.

В России РОМАНС появился в начале XIX в., сразу завоевав всеобщую любовь

.

Первые романсы сочинялись на французском языке не только композиторами, но и певцами-любителями. Их имена часто оставались неизвестными.

Классический и бытовой романс С момента появления в России романс стал развиваться в двух направлениях – классическом и бытовом. Классическому направлению дала основу художественная литература, а бытовому – русская народная и городская песня. Бытовой - значит, связанный с бытом, с повседневной жизнью. Романс, сходный с русской народной песней, - как бы своеобразное лирическое высказывание. Мелодия такого романса схожа с русской народной песней. Здесь поёт каждый звук, каждое слово, здесь просто и естественно выражены искренние чувства.

Классический и бытовой романс

С момента появления в России романс стал развиваться в двух направлениях – классическом и бытовом. Классическому направлению дала основу художественная литература, а бытовому – русская народная и городская песня. Бытовой - значит, связанный с бытом, с повседневной жизнью. Романс, сходный с русской народной песней, - как бы своеобразное лирическое высказывание. Мелодия такого романса схожа с русской народной песней. Здесь поёт каждый звук, каждое слово, здесь просто и естественно выражены искренние чувства.

Романс «Под  лаской  плюшевого  пледа»  слова М. Цветаевой, музыка А. Петрова   Ты  сидишь  молчаливо и смотришь с тоской,   Как  печально  камин  догорает,   Как  в нём  яркое  пламя то вспыхнет  порой,   То  бессильно  опять  угасает.  Ты  грустишь  всё  о  чём? Не о прошлых ли днях,   Полных  неги, любви и привета?   Так  чего же ты ищешь в сгоревших  углях?   О  себе не найти в них  ответа.

Романс «Под  лаской  плюшевого  пледа» слова М. Цветаевой, музыка А. Петрова

Ты  сидишь  молчаливо и смотришь с тоской,

  Как  печально  камин  догорает,

  Как  в нём  яркое  пламя то вспыхнет  порой,

  То  бессильно  опять  угасает.

Ты  грустишь  всё  о  чём? Не о прошлых ли днях,

  Полных  неги, любви и привета?

  Так  чего же ты ищешь в сгоревших  углях?

  О  себе не найти в них  ответа.

Кто же писал романсы?  Александр Егорович Варламов  Александр Александрович Алябьев  Александр Львович Гурилёв Александр Сергеевич Даргомыжский  Модест Петрович Мусоргский

Кто же писал романсы?

Александр Егорович Варламов

Александр Александрович Алябьев

Александр Львович Гурилёв

Александр Сергеевич Даргомыжский

Модест Петрович Мусоргский

Кто же писал романсы?  Николай Андреевич Римский-Корсаков Михаил Иванович Глинка  Дмитрий Дмитриевич Шостакович и другие.

Кто же писал романсы?

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Михаил Иванович Глинка

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

и другие.

Сколько изумительных романсов было создано этими великими композиторами!  Только  Петром Ильичем Чайковским написано более 100 романсов. Они близки и понятны нам сегодня так же, как были близки и понятны людям XIX и XX веков.

Сколько изумительных романсов было создано этими великими композиторами!

Только Петром Ильичем Чайковским написано более 100 романсов. Они близки и понятны нам сегодня так же, как были близки и понятны людям XIX и XX веков.

В 1838 году на одной из семейных  вечеринок у своей сестры   Михаил Иванович Глинка познакомился  с Екатериной, дочерью Анны Керн.   В тот вечер Глинка был не в духе. Семейная жизнь лишала его сна, аппетита.. От невеселых мыслей композитора отвлекли звуки вальса, и тут он увидел Екатерину Ермолаевну.  Он слушал ее голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Впервые за многие годы Глинка почувствовал, что молод, силен и счастлив несмотря ни на что. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение». И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием. Звучит романс « Я помню чудное мгновенье» (сл. А.С. Пушкина, муз. М.И. Глинки).

В 1838 году на одной из семейных вечеринок у своей сестры Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Керн. В тот вечер Глинка был не в духе. Семейная жизнь лишала его сна, аппетита.. От невеселых мыслей композитора отвлекли звуки вальса, и тут он увидел Екатерину Ермолаевну. Он слушал ее голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Впервые за многие годы Глинка почувствовал, что молод, силен и счастлив несмотря ни на что. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение». И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием.

Звучит романс « Я помню чудное мгновенье»

(сл. А.С. Пушкина, муз. М.И. Глинки).

Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, которое исполняется в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепиано.

Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, которое исполняется в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепиано.

   До сегодняшнего мероприятия мы и не задумывались, что одни романсы называют старинными, а другие классическими или профессиональными. Старинный романс возник раньше классического, его представители композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв и т.др.. Старинный романс – это совершенно особый жанр со своей собственной эстетикой. Исполнение старинных романсов требует особых навыков, особого мастерства, в консерваториях, как правило, не изучаемого. С этой проблемой сталкивались даже такие великие певцы как: Шаляпин, Обухова, Нежданова…

До сегодняшнего мероприятия мы и не задумывались, что одни романсы называют старинными, а другие классическими или профессиональными. Старинный романс возник раньше классического, его представители композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв и т.др.. Старинный романс – это совершенно особый жанр со своей собственной эстетикой. Исполнение старинных романсов требует особых навыков, особого мастерства, в консерваториях, как правило, не изучаемого. С этой проблемой сталкивались даже такие великие певцы как: Шаляпин, Обухова, Нежданова…

 Любили старинный русский романс М. Глинка, Н. Рубинштейн, П. Чайковский, С.Рахманинов. Все они находили в нём самый живой и искренний язык для воплощения любовных чувств, любовной культуры. Старинный русский романс - целый пласт отечественной музыкальной культуры. Мелодии, популярные в те далекие времена, не потеряли своего очарования и первозданной свежести и сегодня. Трудно представить себе людей, не слышавших

Любили старинный русский романс М. Глинка, Н. Рубинштейн, П. Чайковский, С.Рахманинов. Все они находили в нём самый живой и искренний язык для воплощения любовных чувств, любовной культуры. Старинный русский романс - целый пласт отечественной музыкальной культуры. Мелодии, популярные в те далекие времена, не потеряли своего очарования и первозданной свежести и сегодня. Трудно представить себе людей, не слышавших "Очи черные", «Гори, гори моя звезда», «Калитка», «Я вас любил», «Отговорила роща золотая» и др.

)

«Я встретил вас»  (сл. Ф. Тютчева, муз. неизвестного автора)

«Я встретил вас» (сл. Ф. Тютчева, муз. неизвестного автора)

1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат Федор Тютчев с графиней Амалией Лерхенфельд. За год знакомства юная графиня настолько очаровала Тютчева, что молодой дипломат решил на ней жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано сослуживцу Тютчева секретарю посольства барону Крюденеру. Но ни Амалия, ни Тютчев не забыли своей юной привязанности и пронесли ее через всю жизнь. С годами они встречались все реже и реже. Одна из их встреч произошла в 1870 году в немецком курортном городе Карлсбаде, где поэт написал свое стихотворение-признание :  Я встретил вас, и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое – И сердцу стало так тепло….

1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат Федор Тютчев с графиней Амалией Лерхенфельд.

За год знакомства юная графиня настолько очаровала Тютчева, что молодой дипломат решил на ней жениться.

Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано сослуживцу Тютчева секретарю посольства барону Крюденеру.

Но ни Амалия, ни Тютчев не забыли своей юной привязанности и пронесли ее через всю жизнь.

С годами они встречались все реже и реже. Одна из их встреч произошла в 1870 году в немецком курортном городе Карлсбаде, где поэт написал свое стихотворение-признание :

Я встретил вас, и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло….

Я встретил вас - и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое - И сердцу стало так тепло... Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас,- Так, весь обвеян духовеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты... Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне,- И вот - слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне... Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,- И то же в нас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..

Я встретил вас - и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас,-

Так, весь обвеян духовеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне,-

И вот - слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в нас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Звучит романс  «Утро туманное» (сл. И.С. Тургенева,  муз. Э. Абаза )

Звучит романс «Утро туманное»

(сл. И.С. Тургенева, муз. Э. Абаза )

 Романс немного старомоден, Но, всё же за душу берет, Мы упиваемся в восторге, Припомнив горечь вешних вод. Уходит по боку усталость Когда поют простой романс. Еще ничто не начиналось, Но все случилось прежде нас……

Романс немного старомоден, Но, всё же за душу берет, Мы упиваемся в восторге, Припомнив горечь вешних вод. Уходит по боку усталость Когда поют простой романс. Еще ничто не начиналось, Но все случилось прежде нас……

Романс в России стал настолько популярным, что у него появилась своя биография. Необычна судьба многих известных романсов. Они были созданы в светлые мгновения жизни поэтов и композиторов, сохранили часть их жизни и души.  Борис Иванович Фомин  1900-1948 г.

Романс в России стал настолько популярным, что у него появилась своя биография. Необычна судьба многих известных романсов. Они были созданы в светлые мгновения жизни поэтов и композиторов, сохранили часть их жизни и души.

Борис Иванович Фомин

1900-1948 г.

Романс «Только раз».  муз. Б.Фомина, сл. П. Германа 1  День и ночь роняет сердце ласку,  День и ночь кружится голова,  День и ночь взволнованною сказкой  Мне звучат твои слова. Припев: Только раз бывает в жизни встреча,  Только раз судьбою рвется нить,  Только раз в холодный зимний вечер  Мне так хочется любить! 2  Тает луч забытого заката,  Синевой окутаны цветы.  Где же ты, желанная когда-то,  Где, во мне будившая мечты?

Романс «Только раз». муз. Б.Фомина, сл. П. Германа

1

День и ночь роняет сердце ласку,

День и ночь кружится голова,

День и ночь взволнованною сказкой

Мне звучат твои слова.

Припев:

Только раз бывает в жизни встреча,

Только раз судьбою рвется нить,

Только раз в холодный зимний вечер

Мне так хочется любить!

2

Тает луч забытого заката,

Синевой окутаны цветы.

Где же ты, желанная когда-то,

Где, во мне будившая мечты?

Грустит романс тревожно и светло, И к вам непостижимо в слове каждом. Приходит откровение само, Как вы в мою судьбу вошли однажды.

Грустит романс тревожно и светло,

И к вам непостижимо в слове каждом.

Приходит откровение само,

Как вы в мою судьбу вошли однажды.

Романс «А напоследок я скажу»  А. Петров — Б. Ахмадулина  Вертинский Александр Николаевич Лемешев Сергей Яковлевич Иван Семёнович Козловский

Романс «А напоследок я скажу» А. Петров — Б. Ахмадулина

  • Вертинский Александр Николаевич
  • Лемешев Сергей Яковлевич
  • Иван Семёнович Козловский
 Шульженко Клавдия Ивановна  Баянова Алла Николаевна  Лещенко Пётр Константинович  Ляля Чёрная (Надежда Киселёва-Хмелёва)
  • Шульженко Клавдия Ивановна
  • Баянова Алла Николаевна
  • Лещенко Пётр Константинович
  • Ляля Чёрная (Надежда Киселёва-Хмелёва)
 Надежда Васильевна Плевицкая  Утёсов Леонид Осипович  Шаляпин Фёдор Иванович  Юрьева Изабелла Даниловна
  • Надежда Васильевна Плевицкая
  • Утёсов Леонид Осипович
  • Шаляпин Фёдор Иванович
  • Юрьева Изабелла Даниловна
 Нани Брегвадзе  Обухова Надежда Андреевна  Нежданова Антонина Васильевна
  • Нани Брегвадзе

Обухова Надежда Андреевна

Нежданова Антонина Васильевна

 Малинин Александр Николаевич  Валерия (Алла) Ю́рьевна Перфи́лова  Дятлов Евгений Валерьевич  Погудин Олег Евгеньевич
  • Малинин Александр Николаевич
  • Валерия (Алла) Ю́рьевна Перфи́лова
  • Дятлов Евгений Валерьевич
  • Погудин Олег Евгеньевич
«До новых встреч  на вечере  русского романса!»

«До новых встреч на вечере русского романса!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!