СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к методическому семинару Создание условий для самореализации обучающихся на уроках географии посредством использования активных методов обучения на различных этапах урока ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компьютерная презентация педагогического опыта по теме

"Создание условий для самореализации обучающихся на уроках географии посредством  использования активных методов обучения на различных этапах урока ФГОС"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к методическому семинару Создание условий для самореализации обучающихся на уроках географии посредством использования активных методов обучения на различных этапах урока ФГОС»

МБОУ «Вытегорская СОШ №2» Создание условий для самореализации обучающихся  на уроках географии  посредством использования активных методов обучения на различных этапах урока ФГОС  Опыт работы по данной теме может представлять интерес для педагогов использующих активные методы обучения на уроках    Обобщение опыта учителя географии –Фоминой А.Е.

МБОУ «Вытегорская СОШ №2»

Создание условий для самореализации обучающихся на уроках географии посредством использования активных методов обучения на различных этапах урока ФГОС Опыт работы по данной теме может представлять интерес для педагогов использующих активные методы обучения на уроках  

Обобщение опыта учителя географии –Фоминой А.Е.

«В мире довольно людей, которым никто не помог пробудиться. Пробудить в человеке истинно человеческие начала, любовь ко всему прекрасному, помочь увидеть красоту земли призван,  прежде всего, учитель»  (Антуан дн Сент-Экзюпери)

«В мире довольно людей, которым никто не помог пробудиться. Пробудить в человеке истинно человеческие начала, любовь ко всему прекрасному, помочь увидеть красоту земли призван,

прежде всего, учитель»

(Антуан дн Сент-Экзюпери)

ПРОТИВОРЕЧИЕ По мнению психологов и учителей, внутренней причиной разочарований, неудач в учебе зачастую стало отсутствие возможности для самореализации школьников Возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребёнка учиться .

ПРОТИВОРЕЧИЕ

  • По мнению психологов и учителей, внутренней причиной разочарований, неудач в учебе зачастую стало отсутствие возможности для самореализации школьников
  • Возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребёнка учиться .
Школа один из важнейших факторов формирования новых жизненных установок личности На современном этапе развития России. В современном обществе востребуется личность, осознающая свою уникальность и неповторимость, обладающая потенциалом самореализации и саморазвития, характеризующаяся направленностью на достижение успеха в различных видах деятельности .

Школа один из важнейших факторов формирования новых жизненных установок личности

На современном этапе развития России. В современном обществе востребуется личность, осознающая свою уникальность и неповторимость, обладающая потенциалом самореализации и саморазвития, характеризующаяся направленностью на достижение успеха в различных видах деятельности .

Проблемы, решаемые учителем:. Эффективность образования в значительной мере зависит от заинтересованности учащихся в творческом  саморазвитии, их потребности в самореализации. На сегодняшний день нет однозначного ответа на вопрос, как проектировать деятельность учащихся, чтобы она создавала реальные предпосылки для их самореализации

Проблемы, решаемые учителем:.

Эффективность образования в значительной мере зависит от заинтересованности учащихся в творческом  саморазвитии, их потребности в самореализации. На сегодняшний день нет однозначного ответа на вопрос, как проектировать деятельность учащихся, чтобы она создавала реальные предпосылки для их самореализации

Актуальность темы Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике Интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников.

Актуальность темы

  • Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике Интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников.
 Объект исследования: современный урок географии— это мастерская, где учителем создаются условия для формирования личности, осознающей свою уникальность и неповторимость, обладающая потенциалом самореализации и саморазвития Предмет исследования - организация учебной деятельности школьников на каждом этапе урока посредством активных методов обучения на современном уроке географии  Цель исследования: выявление педагогических условий, обеспечивающие самореализацию учащихся в учебном процессе. Гипотеза исследования: разнообразная деятельность учителя по организации учебного процесса, использование им в различных педагогических технологиях активных методов обучения, что является важным условием для самореализации школьников.

  • Объект исследования: современный урок географии— это мастерская, где учителем создаются условия для формирования личности, осознающей свою уникальность и неповторимость, обладающая потенциалом самореализации и саморазвития
  • Предмет исследования - организация учебной деятельности школьников на каждом этапе урока посредством активных методов обучения на современном уроке географии
  • Цель исследования: выявление педагогических условий, обеспечивающие самореализацию учащихся в учебном процессе.
  • Гипотеза исследования: разнообразная деятельность учителя по организации учебного процесса, использование им в различных педагогических технологиях активных методов обучения, что является важным условием для самореализации школьников.
Новизна данного опыта обусловлена несколькими аспектами: Во-первых: новизна — это теоретическое исследование сути понятия «самореализация»,её особенности самореализации в учебном процессе, во-вторых: новизна вытекает из постановки гипотезы исследования: разнообразная деятельность учителя географии по организации учебного процесса, а также использование в системе различных технологий обучения с использованием активных методов на разных этапах урока и, являются необходимыми условиями для самореализации школьников;  в-третьих: новизна выражается в разработке рабочих программ по географии и составлении учителем системы уроков с включением технологии АМО по темам в 5 и 7 классах.

Новизна

данного опыта обусловлена несколькими аспектами:

  • Во-первых: новизна — это теоретическое исследование сути понятия «самореализация»,её особенности самореализации в учебном процессе,
  • во-вторых: новизна вытекает из постановки гипотезы исследования: разнообразная деятельность учителя географии по организации учебного процесса, а также использование в системе различных технологий обучения с использованием активных методов на разных этапах урока и, являются необходимыми условиями для самореализации школьников;
  • в-третьих: новизна выражается в разработке рабочих программ по географии и составлении учителем системы уроков с включением технологии АМО по темам в 5 и 7 классах.
 Задачи исследования:   Изучить психолого-педагогическую литературу, опыт образовательной практики. Определить понятие «самореализация», обосновать особенности самореализации школьников в учебном процессе. Я адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своей школы в соответствии с целями и задачами моей методической темы. Опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами.  Определить шаги для решения задачи. Это позволит ответить на вопросы - какие условия нужно создать для организации деятельности коллектива учащихся на уроке географии и проанализировать возможность использования мною АМО на разных этапах урока.

Задачи исследования:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу, опыт образовательной практики. Определить понятие «самореализация», обосновать особенности самореализации школьников в учебном процессе. Я адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своей школы в соответствии с целями и задачами моей методической темы. Опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами.
  • Определить шаги для решения задачи. Это позволит ответить на вопросы - какие условия нужно создать для организации деятельности коллектива учащихся на уроке географии и проанализировать возможность использования мною АМО на разных этапах урока.
Решение задач.  1.Изучить педагогические труды ученых по вопросу самореализации. Самореализацию…. можно рассматривать как процесс и одновременно результат целенаправленного раскрытия сущностных сил личности, формирования универсальных навыков- требований

Решение задач. 1.Изучить педагогические труды ученых по вопросу самореализации.

Самореализацию…. можно рассматривать как процесс и одновременно результат целенаправленного раскрытия сущностных сил личности, формирования универсальных навыков- требований

Универсальные навыки (ФГОС) –   требования, предъявляемые жизнью способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества,  умение работать в команде и др. успех в профессиональной деятельности успех  в общественной деятельности гармония  в личной жизни

Универсальные навыки (ФГОС) – требования, предъявляемые жизнью

  • способность принимать решения и умение решать проблемы,
  • коммуникативные умения и качества,
  • умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи,
  • умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей,
  • лидерские умения и качества,
  • умение работать в команде и др.

успех в профессиональной

деятельности

успех

в общественной деятельности

гармония

в личной жизни

Решение задач:.  2. Определить шаги для решения задачи. Создать условия для организации деятельности коллектива учащихся на уроке географии и проанализировать возможность использования АМО на разных этапах урока  – Учителю – необходимо выявить и отобрать способы и средства формирования (универсальных учебных действий(далее УУД).  ; – «Развивать мотивацию» создавать у обучающихся внутренние мотивационные стимулы к самореализации в образовательном пространстве; – Развивать творческую среду как пространство самореализации, где есть возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения- «Научить учиться» предоставить свободу в выборе обучающимися вида деятельности в соответствии с его интересами, ценностями и целями и апробировать активные методы обучения в своей деятельности.

Решение задач:. 2. Определить шаги для решения задачи. Создать условия для организации деятельности коллектива учащихся на уроке географии и проанализировать возможность использования АМО на разных этапах урока

Учителю – необходимо выявить и отобрать способы и средства формирования (универсальных учебных действий(далее УУД). ;

«Развивать мотивацию» создавать у обучающихся внутренние мотивационные стимулы к самореализации в образовательном пространстве;

Развивать творческую среду как пространство самореализации, где есть возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения- «Научить учиться» предоставить свободу в выборе обучающимися вида деятельности в соответствии с его интересами, ценностями и целями и апробировать активные методы обучения в своей деятельности.

Проблема современной школы Низкая учебная мотивация Нежелание учиться Низкое качество обучения

Проблема современной школы

Низкая учебная мотивация

Нежелание учиться

Низкое качество обучения

Традиционный уро к

Традиционный уро к

Инновационные уроки Активные методы Интерактивные методы

Инновационные уроки

Активные методы

Интерактивные методы

 Активные методы обучения  Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала

Активные методы обучения

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала

Роль учителя и ученика в процессе применения АМО Учитель для ученика - консультант, наставник, старший партнер Ученик-учитель:  взаимодействие, равноправие с наставником в процессе обучения самостоятельность в принятии решений гибкое реагирование на вызовы динамично изменяющегося мира  смелость в принятии личной ответственности за совершенные поступки

Роль учителя и ученика в процессе применения АМО

Учитель для ученика - консультант, наставник, старший партнер

Ученик-учитель:

  • взаимодействие, равноправие с наставником в процессе обучения
  • самостоятельность в принятии решений гибкое реагирование на вызовы динамично изменяющегося мира
  • смелость в принятии личной ответственности за совершенные поступки

Принципы применения АМО практическая направленность (создание)  реального объекта, творческого продукта (метод проектов); игровое действие  творческий характер обучения  интерактивность  разнообразные коммуникации,например развитие навыков работы в группе (метод проектов);  диалог и полилог  разнообразные формы  организации  работы  деятельностный подход к обучению  рефлексия

Принципы применения АМО

  • практическая направленность (создание) реального объекта, творческого продукта (метод проектов);
  • игровое действие
  • творческий характер обучения
  • интерактивность
  • разнообразные коммуникации,например развитие навыков работы в группе (метод проектов);
  • диалог и полилог
  • разнообразные формы

организации работы

  • деятельностный подход к обучению
  • рефлексия
Схема урока с описанием АМО Название метода  Цели и задачи метода  Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода Предварительная подготовка (если требуется) Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) Варианты проведения метода  Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный)  Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО.

Схема урока с описанием АМО

  • Название метода
  • Цели и задачи метода
  • Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
  • Предварительная подготовка (если требуется)
  • Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся
  • Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
  • Варианты проведения метода
  • Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный)
  • Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО.
Каждому этапу урока – свои АМО АМО начала урока, выяснение целей, ожиданий и опасений; АМО проверки домашнего задания; АМО презентации учебного материала; АМО организации самостоятельной работы над темой; АМ релаксации; АМ подведения итогов урока (рефлексия)

Каждому этапу урока – свои АМО

АМО начала урока, выяснение целей, ожиданий и опасений; АМО проверки домашнего задания; АМО презентации учебного материала; АМО организации самостоятельной работы над темой; АМ релаксации; АМ подведения итогов урока (рефлексия)

АМО начала урока, выяснение ожиданий и опасений от урока АМО проверки домашнего задания Нестандартный вход в урок. Упражнение «Поздоровайся глазами» Метод –Настроение, Счастливая рука Метод»Вкусная конфета» Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»   « Найди цифру» «Верно-неверно» «Да-Нет» « Мозговой штурм».  Метод «Кубирование». Метод «Творческая работа» Творческий проект Исследовательская работа «Учитель-ученик»

АМО начала урока, выяснение ожиданий и опасений от урока

АМО проверки домашнего задания

Нестандартный вход в урок.

Упражнение «Поздоровайся глазами»

Метод –Настроение, Счастливая рука

Метод»Вкусная конфета»

Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»

« Найди цифру»

«Верно-неверно»

«Да-Нет»

« Мозговой штурм».

Метод «Кубирование».

Метод «Творческая работа»

Творческий проект

Исследовательская работа

«Учитель-ученик»

АМО выяснение целей (целеполагание) АМ презентации учебного материала  Обсуждение и решение проблем Отсроченная отгадка. Необъявленная тема Черный ящик Цепочка признаков Да - нет. (Игра «Верно ли это?») Шаг за шагом. Вопросительные слова Согласен - не согласен На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов

АМО выяснение целей (целеполагание)

АМ презентации учебного материала Обсуждение и решение проблем

Отсроченная отгадка.

Необъявленная тема

Черный ящик

Цепочка признаков

Да - нет. (Игра «Верно ли это?»)

Шаг за шагом.

Вопросительные слова

Согласен - не согласен

  • На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов
АМ организации самостоятельной работы над темой  Решение учебных (ситуационных задач)  АМО для систематизации, обобщения полученных знаний  «Модульное обучение:входной,основной, выходной модули»с возможностью рефлексии на каждом этапе.; творческие задания, такие как: исправить ошибки в научном тексте, придумать сказку на определенную тему и прочие;работа в малых группах, где группа занимается решением ситуационных задач с использованием конструктора Ильюшина;проблемное обучение;соревнования, например, викторины, игра «Дальше, дальше» и другие игры;интерактивная лекция;ученик в роли учителя; проектный и исследовательский метод)  Приём “Создай паспорт ” - Метод«Автобусная остановка» Метод «Мне это пригодиться» «Похлопаем, помашем» «Кепка лидера»

АМ организации самостоятельной работы над темой Решение учебных (ситуационных задач)

АМО для систематизации, обобщения полученных знаний

  • «Модульное обучение:входной,основной, выходной модули»с возможностью рефлексии на каждом этапе.; творческие задания, такие как: исправить ошибки в научном тексте, придумать сказку на определенную тему и прочие;работа в малых группах, где группа занимается решением ситуационных задач с использованием конструктора Ильюшина;проблемное обучение;соревнования, например, викторины, игра «Дальше, дальше» и другие игры;интерактивная лекция;ученик в роли учителя; проектный и исследовательский метод)

Приём “Создай паспорт ” -

Метод«Автобусная остановка»

Метод «Мне это пригодиться»

«Похлопаем, помашем»

«Кепка лидера»

АМО на этапе контроля знаний, обратная связь АМ релаксации  Метод «Выдумщик» - домашнее задание: придумать новые упражнения, которые будут как полезными, так и необычными, метод «Паровозик». Цель: представление нового материала, структурирование материала, привлечение внимания учащихся Метод «Земля, воздух, огонь и вода» Дыхательная гимнастика Физкультминутки Мышечная релаксация

АМО на этапе контроля знаний, обратная связь

АМ релаксации

  • Метод «Выдумщик» - домашнее задание: придумать новые упражнения, которые будут как полезными, так и необычными, метод «Паровозик». Цель: представление нового материала, структурирование материала, привлечение внимания учащихся

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Дыхательная гимнастика

Физкультминутки

Мышечная релаксация

АМО Рефлексия «Телеграмма» Мысли во времени. ЗХУ Приём

АМО Рефлексия

«Телеграмма»

Мысли во времени.

ЗХУ

Приём "Инсерт".

«Правило трех карандашей»

АМО рефлексии

«Мишень»

«Наполни рюкзак»

Эффекты АМО

Недостатки применения АМО

  • Даже активные методы обучения не способны преодолеть нежелания ребёнка участвовать в процессе обучения.
  • Для некоторых детей активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт.
  • Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.
  • Для некоторых детей работа в команде с использованием активных методов – только способ ничего не делать.
  • Если учитель в должной мере не владеет инновационной методикой , то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.
  • И, наконец, не нужно забывать о том, что увлечение активными методами может увести от главного на уроке – получение знаний по конкретному вопросу
  • АМО формируют положительную учебную мотивацию;
  • повышают познавательную активность обучающихся;
  • активно вовлекают всех школьников в образовательный процесс;
  • стимулируют самостоятельную деятельность;
  • помогают эффективно усваивать большой объем учебной информации;
  • развивают творческие способности, нестандартность мышления, коммуникативно-эмоциональную сферу обучающегося;
  • раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося и определяют условия для их проявления и развития.
  • В тоже время не надо использовать эти методы без поиска ответа на вопрос : для чего их используем и какие в результате этого могут быть последствия (как для учителя, так и для учеников ).
  • Применять данные методики не обязательно все на одном уроке.
 Подводя итоги… Мы можем констатировать, что степень активности учащихся на уроке является реакцией на методы и приемы работы учителя Благоприятный вариант личностного развития, способствующий самореализации ребенка, предполагает его активное участие в различных сферах жизнедеятельности, при котором самореализация осуществляется в различных областях деятельности посредством собственных усилий, содеятельности и сотворчества. Широкое внедрение АМО в школьный образовательный процесс является стратегической задачей сегодняшнего дня.

Подводя итоги…

  • Мы можем констатировать, что степень активности учащихся на уроке является реакцией на методы и приемы работы учителя
  • Благоприятный вариант личностного развития, способствующий самореализации ребенка, предполагает его активное участие в различных сферах жизнедеятельности, при котором самореализация осуществляется в различных областях деятельности посредством собственных усилий, содеятельности и сотворчества.

Широкое внедрение АМО в школьный образовательный процесс является стратегической задачей сегодняшнего дня.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!