Урок обобщения знаний по теме «Насекомые»
Цель: Данная презентация подготовлена для обобщающего урока темы «Насекомые». При создании учитывались возрастные особенности восьмиклассников, их активность и готовность включаться в разные виды деятельности, выявлять свои способности, наличие интереса ко всему новому, яркому, броскому. При этом проверяется и оценивается не столько знание фактов, сколько овладение системой понятий, умением устанавливать связи между понятиями, обобщать, применять биологические знания и теории. Для данного урока используется игровая форма моделирования образовательной среды. За основу берется модель – сказка К. И. Чуковского, « Муха –Цокотуха», перед учащимися ставится вопрос: « где научная правда, а где художественный вымысел ?»
Рассмотрим сюжет сказки с точки зрения энтомолога. Наука энтомология изучает насекомых, а главные герои сказки насекомые. Перед вами стоит задача проанализировать, где в произведении правда, а где художественный вымысел .
Муха, Муха, Цокотуха, Позолоченное брюхо!
Почему автор назвал муху- Цокотухой ?
Вторая пара крыльев у мух редуцирована, она превратилась в особый орган равновесия ЖУЖЖАЛЬЦА.
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар и купила самовар.
1 рубль
Как муха обнаружила денежку, и почему купила самовар ?
Глаза мух точно засекают предметы во время полёта.
Муха не различает красные и фиолетовые цвета, любимый цвет желтый . Зрение у насекомых называется –ФАСЕТОЧНЫМ ИЛИ МОЗАИЧНЫМ.
« Приходите тараканы, я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали, все стаканы выпивали, а букашки по три чашки с молоком и крендельком: нынче Муха-Цокотуха именинница .
Грызущий ротовой аппарат тараканов
Определите среди этих насекомых-паразитов БЛОХ !
1
3
4
2
Приходили к мухе блошки, приносили ей сапожки, а сапожки не простые в них застёжки золотые.
Почему автор связал два понятия БЛОШКИ-САПОЖКИ ?
- Ходильные
- Прыгательные
- Копательные
- Плавательные
- Хватательные
Приходила к мухе бабушка Пчела, Мухе-Цокотухе мёду принесла.
Расскажите о жизнедеятельности пчелиной семьи.
Бабочка-Красавица, кушайте варенье!
Или вам не нравится наше угощение?
Чем питаются бабочки? Строение ротового аппарата бабочки?
Почему бабочки-красавицы?
Лабораторная работа «Строение крыла бабочки».
- Рассмотрите два микропрепарата с крыльями насекомых.
- Запишите № микропрепарата с фрагментом крыла бабочки в исследовательский лист.
- Сделайте вывод: почему бабочки относятся к отряду чешуекрылых?
Вдруг, какой-то старичок Паучок нашу Муху в уголок поволок, хочет бедную убить Цокотуху погубить! «Дорогие гости помогите, Паука злодея зарубите!
…… ..А злодей-то не шутит, руки-ноги он Мухе верёвками крутит, зубы острые в самое сердце вонзает и кровь у неё выпивает.
Вспомните как охотится паук, объясните неточности с точки зрения энтомолога?
Вдруг откуда-то летит маленький Комарик, и в руке его горит маленький фонарик. «Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей!». Подлетает к пауку, саблю вынимает и ему на всём скаку голову срубает! Муху за руку берёт и к окошечку ведёт: «Я злодея зарубил, я тебя освободил. И теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться!»
Чем питаются комары? Строение ротового аппарата у комаров?
САМЦЫ-ВЕГЕТАРИАНЦЫ
САМКИ-КРОВОПИЙЦЫ
САМЦЫ-ВЕГЕТАРИАНЦЫ
Сделайте вывод много ли ошибок допустил Корней Иванович Чуковский в своей сказке с точки зрения энтомологии?
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЛАССА НАСЕКОМЫХ
ОССОБЕННОСТИ (ПРИЗНАКИ)
КЛАССА НАСЕКОМЫХ.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ПРИЗНАКА
- Наличие крыльев и трёх пар ходильных ног.
- Разнообразное строение ротовых органов.
- Наличие развитых органов чувств.
- Небольшие размеры.
- Усложнение нервной системы
МОЖНО ЛИ КЛАСС НАСЕКОМЫХ НАЗВАТЬ ГОСПОДСТВУЮЩИМ И ПОЧЕМУ