СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к обощению опыта работы "Технология проблемного обучения на уроках литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к обобщению опыта работы "Технология проблемного обучения на уроках литературы"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к обощению опыта работы "Технология проблемного обучения на уроках литературы"»

Технология  проблемного обучения  на уроках литературы Баталова Анжелика Александровна,  учитель русского языка и литературы  МОУ СОШ №2.

Технология проблемного обучения на уроках литературы

Баталова Анжелика Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2.

 «Мир полон проблем,  ищущих свои решения».  Р.Эванс.

«Мир полон проблем,

ищущих свои решения».

Р.Эванс.

 На уроках литературы я стараюсь воспитывать такие важнейшие качества, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду.   Для меня урок — это прежде всего общение, совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве, поэтому я иду к ребятам не только с темой, но и с жгучей проблемой, которую они должны решить .

На уроках литературы я стараюсь воспитывать такие важнейшие качества, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду.

Для меня урок — это прежде всего общение, совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве, поэтому я иду к ребятам не только с темой, но и с жгучей проблемой, которую они должны решить .

А у традиционной технологии за годы работы я выявила массу недостатков: 1. Шаблонное построение, однообразие. 2. Сообщение готовых знаний. 3. Нерациональное распределение времени урока. 4. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентация в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания. 5. Учащиеся изолируются от общения друг с другом. 6. Отсутствие самостоятельности. 7. Пассивность или видимость активности учащихся. 8. Слабая речевая деятельность. 9. Слабая обратная связь. 10. Отсутствие индивидуального обучения. 11. Ориентация на среднего ученика.

А у традиционной технологии за годы работы я выявила массу недостатков:

1. Шаблонное построение, однообразие.

2. Сообщение готовых знаний.

3. Нерациональное распределение времени урока.

4. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентация в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания.

5. Учащиеся изолируются от общения друг с другом.

6. Отсутствие самостоятельности.

7. Пассивность или видимость активности учащихся.

8. Слабая речевая деятельность.

9. Слабая обратная связь.

10. Отсутствие индивидуального обучения.

11. Ориентация на среднего ученика.

 Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения её соответствия вызовам XXI века, запросам личности, общества, государства. Формула модернизации: «доступность-качество-эффективность».

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения её соответствия вызовам XXI века, запросам личности, общества, государства.

Формула модернизации:

«доступность-качество-эффективность».

 Проблемное обучение позволяет за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся, реализовать познавательные интересы школьников, активизировать познавательную деятельность и способствовать развитию личности в целом.

Проблемное обучение позволяет за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся, реализовать познавательные интересы школьников, активизировать познавательную деятельность и способствовать развитию личности в целом.

Цели школьного образования: Цель Компетенция Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности.  Психологическая основа «знать», «делать» (познавательная деятельность) Научить объяснять явления действительности. «уметь» (практическая деятельность) мыслительные операции Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни. «уметь», «делать» (практическая деятельность) Научить решать аксиологические проблемы. «уметь» (творческая деятельность) Научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей. «делать» (коммуникативная деятельность)

Цели школьного образования:

Цель

Компетенция

Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности.

Психологическая основа

«знать», «делать»

(познавательная деятельность)

Научить объяснять явления действительности.

«уметь»

(практическая деятельность)

мыслительные операции

Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни.

«уметь», «делать»

(практическая деятельность)

Научить решать аксиологические проблемы.

«уметь»

(творческая деятельность)

Научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей.

«делать»

(коммуникативная деятельность)

Перед современной школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, а значит педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.   Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Важнейшей характеристикой новой школы является проблемное обучение. Очевидно, что ЗУНы не могут быть единственной педагогической целью: школа должна развивать познавательные и творческие возможности учеников и действенно, а не на словах, воспитывать взрослеющую личность. Значит, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания. А в методике в первую очередь следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Проблемное обучение- будущее нашего образования!

Перед современной школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, а значит педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.

Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Важнейшей характеристикой новой школы является проблемное обучение. Очевидно, что ЗУНы не могут быть единственной педагогической целью: школа должна развивать познавательные и творческие возможности учеников и действенно, а не на словах, воспитывать взрослеющую личность. Значит, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания. А в методике в первую очередь следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Проблемное обучение- будущее нашего образования!

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога  Джона Дьюи (1859—1952 г.), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Значительный вклад в раскрытие технологии проблемного обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская и др.

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога  Джона Дьюи (1859—1952 г.), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.

Значительный вклад в раскрытие технологии проблемного обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская и др.

Тип нововведения: По отношению к той или иной части образовательного процесса:  в организации, содержании, формах, методах, средствах УВП. По масштабу: предметное. По инновационному потенциалу: радикальное.

Тип нововведения:

По отношению к той или иной части образовательного процесса:

в организации, содержании, формах, методах, средствах УВП.

По масштабу: предметное.

По инновационному потенциалу: радикальное.

Цель: С пособствовать развитию всех компетенций обучающихся , их мыслительных и творческих способностей. Задачи: Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития обучающихся Стимулировать творческую деятельность Разработать и поэтапно внедрять методы проблемного преподавания литературы Обеспечить фундаментальную подготовку обучающихся Создать условия обучающимся для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности Сроки реализации: 5 лет (2006-2011гг) Классы: 2006-2007 гг – 7, 8 классы 2007-2008 гг – 8,9 классы 2008-2009 гг – 9,10 классы 2009-2010 гг – 10,11 классы 2010-2011 гг – 11 класс

Цель:

С пособствовать развитию всех компетенций обучающихся , их мыслительных и творческих способностей.

Задачи:

Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития обучающихся

Стимулировать творческую деятельность

Разработать и поэтапно внедрять методы проблемного преподавания литературы

Обеспечить фундаментальную подготовку обучающихся

Создать условия обучающимся для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности

Сроки реализации:

5 лет (2006-2011гг)

Классы:

2006-2007 гг – 7, 8 классы

2007-2008 гг – 8,9 классы

2008-2009 гг – 9,10 классы

2009-2010 гг – 10,11 классы

2010-2011 гг – 11 класс

Этапы: Подготовительный: 2005-2007 гг – изучение классов, изучение и разработка теоретических и психолого-педагогических аспектов технологии. Этап внедрения: 2007-2008 гг – внедрение элементов технологии 2008-2009 гг – дополнение технологии кейс-методом 2009-2010 гг – системное внедрение технологии  Заключительный: 2010-2011 гг - подведение итогов

Этапы:

Подготовительный:

2005-2007 гг – изучение классов, изучение и разработка теоретических и психолого-педагогических аспектов технологии.

Этап внедрения:

2007-2008 гг – внедрение элементов технологии

2008-2009 гг – дополнение технологии кейс-методом

2009-2010 гг – системное внедрение технологии

Заключительный:

2010-2011 гг - подведение итогов

 Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.  Проблема - это осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами имеющегося знания и опыта

Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблема - это осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами имеющегося знания и опыта

Проблемный вопрос Подобные вопросы стимулируют мысль, активизируют мышление, заставляют человека думать.

Проблемный вопрос

  • Подобные вопросы стимулируют мысль, активизируют мышление, заставляют человека думать.
Проблемная задача  предполагает ряд действий, для ее решения ученику нужно самостоятельно провести частичный поиск. Проблемная ситуация это психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними знакомыми ему способами и должен найти новый.

Проблемная задача

предполагает ряд действий, для ее решения ученику нужно самостоятельно провести частичный поиск.

Проблемная ситуация

это психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними знакомыми ему способами и должен найти новый.

Проблемные ситуации   по содержанию неизвестного ( X ) X – цель X – объект деятельности X – способ деятельности X – условие выполнения деятельности

Проблемные ситуации по содержанию неизвестного ( X )

X – цель

X – объект деятельности

X – способ деятельности

X – условие выполнения деятельности

Проблемные ситуации  по уровню проблемности    Возникающие независимо от приемов. Вызываемые и разрешаемые учителем. Вызываемые учителем, разрешаемые учеником. Самостоятельное формирование проблемы и решения.

Проблемные ситуации по уровню проблемности

  • Возникающие независимо от приемов.
  • Вызываемые и разрешаемые учителем.
  • Вызываемые учителем, разрешаемые учеником.
  • Самостоятельное формирование проблемы и решения.
Проблемные ситуации   по виду рассогласования информации Несоответствия между старыми знаниями и новыми фактами, между житейскими и научными знаниями и т.д. Неопределенности (необходимость многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимого) Неожиданности Конфликта Предположения Опровержения

Проблемные ситуации по виду рассогласования информации

  • Несоответствия между старыми знаниями и новыми фактами, между житейскими и научными знаниями и т.д.
  • Неопределенности (необходимость многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимого)
  • Неожиданности
  • Конфликта
  • Предположения
  • Опровержения
Проблемные ситуации   по методическим особенностям непреднамеренные целевые проблемное изложение эвристическая беседа проблемные демонстрации исследовательские работы проблемный фронтальный эксперимент мысленный проблемный эксперимент проблемное решение задач проблемные задания игровые проблемные ситуации

Проблемные ситуации по методическим особенностям

  • непреднамеренные
  • целевые
  • проблемное изложение
  • эвристическая беседа
  • проблемные демонстрации
  • исследовательские работы
  • проблемный фронтальный эксперимент
  • мысленный проблемный эксперимент
  • проблемное решение задач
  • проблемные задания
  • игровые проблемные ситуации
Уровни проблемности в обучении Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает при активном слушании и обсуждении обучающимися (проблемное изложение). Учитель ставит проблему, обучающиеся самостоятельно или под руководством решают ее (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений. Обучающийся ставит проблему, учитель помогает ее решить. Обучающийся сам ставит проблему и сам ее решает. Третий и четвертый уровни — это исследовательский метод.

Уровни проблемности в обучении

  • Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает при активном слушании и обсуждении обучающимися (проблемное изложение).
  • Учитель ставит проблему, обучающиеся самостоятельно или под руководством решают ее (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений.
  • Обучающийся ставит проблему, учитель помогает ее решить.
  • Обучающийся сам ставит проблему и сам ее решает.

Третий и четвертый уровни — это исследовательский метод.

Девиз ПО  «открывать знания вместе с детьми»

Девиз ПО

«открывать знания

вместе с детьми»

Ресурсная база. Комплексно-целевая программа «Интеллект» Учебный план Приказы Программа Диагностические и методические материалы Психологические данные Мониторинг

Ресурсная база.

  • Комплексно-целевая программа «Интеллект»
  • Учебный план
  • Приказы
  • Программа
  • Диагностические и методические материалы
  • Психологические данные
  • Мониторинг
Ожидаемый результат Формирование морально активной личности, способной творчески мыслить, принимать правильные моральные решения  Приобщение школьников к опыту творческой деятельности  Формирование морально-этическое мышления, способности руководствоваться знаниями в процессе выбора своего поведения в различных жизненных ситуациях

Ожидаемый результат

  • Формирование морально активной личности, способной творчески мыслить, принимать правильные моральные решения
  • Приобщение школьников к опыту творческой деятельности
  • Формирование морально-этическое мышления, способности руководствоваться знаниями в процессе выбора своего поведения в различных жизненных ситуациях
Возможные риски и компенсационные меры по их устранению Риски Компенсационные меры Психологические проблемы, связанные с адаптацией учащихся Организация деятельности службы сопровождения для поддержки ученика. Использование вариативных моделей организации учебного процесса. Учебные трудности Расширение спектра методов технологии проблемного обучения. Активное использование ИКТ и кейс-метода «Уход в сторону», увлечение творческой деятельностью и упущение сущности изучаемых явлений Разработка системы поэлементного контроля

Возможные риски и компенсационные меры по их устранению

Риски

Компенсационные меры

Психологические проблемы, связанные с адаптацией учащихся

Организация деятельности службы сопровождения для поддержки ученика. Использование вариативных моделей организации учебного процесса.

Учебные трудности

Расширение спектра методов технологии проблемного обучения. Активное использование ИКТ и кейс-метода

«Уход в сторону», увлечение творческой деятельностью и упущение сущности изучаемых явлений

Разработка системы поэлементного контроля

Финансово-экономическое обоснование Действия Сроки Обновление фонда учебно-методической литературы Приобретение учебно-наглядных пособий для кабинета Источники финансирования постоянно Приобретение электронных учебников Личные средства Бюджетные и личные средства Оснащение кабинета мультимедиапроектором 2010-2011 Оснащение кабинета ПК и интерактивной доской с комплектующими Бюджетные средства 2010-2011 Повышение квалификации 2007 Целевые средства Бюджетные средства

Финансово-экономическое обоснование

Действия

Сроки

Обновление фонда учебно-методической литературы

Приобретение учебно-наглядных пособий для кабинета

Источники финансирования

постоянно

Приобретение электронных учебников

Личные средства

Бюджетные и личные средства

Оснащение кабинета мультимедиапроектором

2010-2011

Оснащение кабинета ПК и интерактивной доской с комплектующими

Бюджетные средства

2010-2011

Повышение квалификации

2007

Целевые средства

Бюджетные средства

Содержание деятельности и методы реализации технологии

Содержание деятельности и методы реализации технологии

1) организовать основную часть учебного материла от общего к частному; 2) начинать обучение с актуализации с помощью создания проблемной ситуации путём введения новой информации; 3) новые понятия вводить как через деятельность учащихся по решению учебных проблем, так и через объяснение их сущности; 4) добиваться усвоения понятий и способов умственной деятельности через анализ информации, решение учебных проблем и классификацию конкретных объектов; 5) формировать у учащихся систему приемов и способов умственной деятельности для различных типов проблемных ситуаций; 6) обеспечить ученика текущей информацией о результатах его собственных действий, необходимой для оценки и самооценки; 7) предоставлять ученику необходимые источники информации и управлять ходом её анализа, систематизации и обобщения

1) организовать основную часть учебного материла от общего к частному;

2) начинать обучение с актуализации с помощью создания проблемной ситуации путём введения новой информации;

3) новые понятия вводить как через деятельность учащихся по решению учебных проблем, так и через объяснение их сущности;

4) добиваться усвоения понятий и способов умственной деятельности через анализ информации, решение учебных проблем и классификацию конкретных объектов;

5) формировать у учащихся систему приемов и способов умственной деятельности для различных типов проблемных ситуаций;

6) обеспечить ученика текущей информацией о результатах его собственных действий, необходимой для оценки и самооценки;

7) предоставлять ученику необходимые источники информации и управлять ходом её анализа, систематизации и обобщения

монологический рассуждающий диалогический эвристический исследовательский кейс-метод
  • монологический
  • рассуждающий
  • диалогический
  • эвристический
  • исследовательский
  • кейс-метод
Монологический метод  Учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов; даёт учащимся готовые выводы науки, но делается это в условиях проблемной ситуации.

Монологический метод

Учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов; даёт учащимся готовые выводы науки, но делается это в условиях проблемной ситуации.

Рассуждающий метод  Первый вариант – создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.  Второй вариант – излагая тему, учитель идёт путём поиска и открытия учёного, т. е. создаёт искусственную логику научного поиска путём построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса.

Рассуждающий метод

Первый вариант – создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

Второй вариант – излагая тему, учитель идёт путём поиска и открытия учёного, т. е. создаёт искусственную логику научного поиска путём построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса.

Диалогический метод  Представляет диалог учителя с коллективом учащихся.  Учащиеся участвуют в постановке проблемы, выдвижении предположений и доказательстве гипотез.

Диалогический метод

Представляет диалог учителя с коллективом учащихся.

Учащиеся участвуют в постановке проблемы, выдвижении предположений и доказательстве гипотез.

Эвристический метод  Открытие нового совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя.

Эвристический метод

Открытие нового совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя.

Исследовательский метод  Организуется учителем путём постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.

Исследовательский метод

Организуется учителем путём постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.

Кейс-метод Метод решения сложных, слабоструктурированных проблем.  Главный акцент при использовании метода конкретной ситуации ставится не столько на развитие навыков решения проблемы , сколько на развитие аналитического мышления, которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки принятия решения.

Кейс-метод

Метод решения сложных, слабоструктурированных проблем.

Главный акцент при использовании метода конкретной ситуации ставится не столько на развитие навыков решения проблемы , сколько на развитие аналитического мышления, которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки принятия решения.

I. Организационный момент  1. Включение детей в деятельность  2. Выделение содержательной области II. Актуализация знаний  1. Воспроизведение понятий, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания  2. Фиксирование затруднения в деятельности по известной норме

I. Организационный момент

1. Включение детей в деятельность

2. Выделение содержательной области

II. Актуализация знаний

1. Воспроизведение понятий, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания

2. Фиксирование затруднения в деятельности по известной норме

III. Постановка учебной проблемы  1. Определение затруднения и его место  2. Определение необходимости нового знания IV. «Открытие» учащимися нового знания  1. Выдвижение гипотезы  2. Проверка гипотезы V. Первичное закрепление VI. Самостоятельная работа VII. Повторение  1. Включение нового материала в систему знаний  2. Решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала VIII. Итог урока  1. Рефлексия деятельности на уроке

III. Постановка учебной проблемы

1. Определение затруднения и его место

2. Определение необходимости нового знания

IV. «Открытие» учащимися нового знания

1. Выдвижение гипотезы

2. Проверка гипотезы

V. Первичное закрепление

VI. Самостоятельная работа

VII. Повторение

1. Включение нового материала в систему знаний

2. Решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала

VIII. Итог урока

1. Рефлексия деятельности на уроке

Тема урока, новое знание (и его тип). Постановка проблемы. Поиск решения. Продуктивные задания на воспроизведение знаний. Систематизация.
  • Тема урока, новое знание (и его тип).
  • Постановка проблемы.
  • Поиск решения.
  • Продуктивные задания на воспроизведение знаний.
  • Систематизация.

 Путь к учебной проблеме лежит в создании проблемной ситуации. Типы проблемной ситуации: 1. « Затруднение» 2. « Удивление»

Путь к учебной проблеме лежит в создании проблемной ситуации.

Типы проблемной ситуации:

1. « Затруднение»

2. « Удивление»

 Побуждающий диалог  Подводящий диалог

  • Побуждающий диалог
  • Подводящий диалог
Побуждающий диалог – это «бульдозер». Он подталкивает к прыжку через пропасть к неизвестному. Это рискованно, легко сбиться с курса и попасть не туда. Его признаки: догадка; скачок к неизвестному; переживание учеником риска; неожиданные ответы; диалог может быть прекращён с появлением нужной мысли ученика.

Побуждающий диалог – это «бульдозер». Он подталкивает к прыжку через пропасть к неизвестному. Это рискованно, легко сбиться с курса и попасть не туда. Его признаки:

  • догадка;
  • скачок к неизвестному;
  • переживание учеником риска;
  • неожиданные ответы;
  • диалог может быть прекращён с появлением нужной мысли ученика.
Подводящий диалог – это «локомотив», который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения.  Его признаки: жёсткий пошаговый ход; переживание учеником открытия в итоговой стадии; отсутствие неожиданных ответов; диалог идёт до конца.

Подводящий диалог – это «локомотив», который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения. Его признаки:

  • жёсткий пошаговый ход;
  • переживание учеником открытия в итоговой стадии;
  • отсутствие неожиданных ответов;
  • диалог идёт до конца.
Типы продуктивных заданий: 1 тип.  На формулирование (темы, вопросов) 2 тип . На составление опорного сигнала (схемы, таблицы) 3 тип . На выражение нового знания в художественной форме (метафоры, загадки, стихотворения)

Типы продуктивных заданий:

1 тип. На формулирование (темы, вопросов)

2 тип . На составление опорного сигнала (схемы, таблицы)

3 тип . На выражение нового знания в художественной форме (метафоры, загадки, стихотворения)

Динамика результатов  обучения

Динамика результатов

обучения

Олимпиады, конкурсы: 2008-2009 гг – областная олимпиада по литературе, 3 место – Минькина Анна; 8 место – Гилёва Анна. 2009-2010 гг – областной конкурс эссе «Формирование толерантности в молодёжной среде: проблемы и практика». 2009-2010 гг – участие в районном конкурсе научно-исследовательских работ (группа обучающихся 10 класса).

Олимпиады, конкурсы:

2008-2009 гг – областная олимпиада по литературе, 3 место – Минькина Анна; 8 место – Гилёва Анна.

2009-2010 гг – областной конкурс эссе «Формирование толерантности в молодёжной среде: проблемы и практика».

2009-2010 гг – участие в районном конкурсе научно-исследовательских работ (группа обучающихся 10 класса).

Мелал ю бушу угбешить, Вызалой дизнию богить К жабвеньи флик бругей Тизувшей икабши хаей.

Мелал ю бушу угбешить,

Вызалой дизнию богить

К жабвеньи флик бругей

Тизувшей икабши хаей.

Диагностика поведения обучающихся в проблемной ситуации

Диагностика поведения обучающихся в проблемной ситуации

Мнения учеников: «Какие формы работы на уроках литературы вас больше всего интересуют и почему?»   Худякова А. «Мне нравятся уроки — диспуты тем, что можно поспорить с другими противоположными мнениями, ища истину. Такие уроки проходят быстро и надолго запоминаются.» Ковалёв М. «Классно, когда поднимаются какие-нибудь проблемы, возникают споры, я люблю доказывать своё мнение» Никитина Е. «Я люблю уроки, на которых завязывается спор, во время которого учишься правильно, убедительно говорить, спокойно держаться... Такие споры, по-моему, очень полезны.»

Мнения учеников:

«Какие формы работы на уроках литературы вас больше всего интересуют и почему?»  

Худякова А. «Мне нравятся уроки — диспуты тем, что можно поспорить с другими противоположными мнениями, ища истину. Такие уроки проходят быстро и надолго запоминаются.»

Ковалёв М. «Классно, когда поднимаются какие-нибудь проблемы, возникают споры, я люблю доказывать своё мнение»

Никитина Е. «Я люблю уроки, на которых завязывается спор, во время которого учишься правильно, убедительно говорить, спокойно держаться... Такие споры, по-моему, очень полезны.»

1. Пригодились ли Вам навыки полученные на уроках проблемного обучения? Да 22 Нет —2 2. Вы используете их в общении с Друзьями 15 Учителями 22 С младшими школьниками 20 В семье 17 3. Какие навыки Вы приобрели благодаря проблемным урокам? Аргументировано высказывать свое мнение 22 Говорить ясно, просто, четко 20 Отстаивать свою точку зрения 17 Уважать мнение собеседника 21 Умение признавать ошибочность своих суждений 18 Спокойно, тактично вести диалог 19 Перекрикивать собеседника 1 Принимать обоснованное решение при возникновении той или иной проблемы 17

1. Пригодились ли Вам навыки полученные на уроках проблемного обучения?

  • Да 22
  • Нет —2

2. Вы используете их в общении с

  • Друзьями 15
  • Учителями 22
  • С младшими школьниками 20
  • В семье 17

3. Какие навыки Вы приобрели благодаря проблемным урокам?

  • Аргументировано высказывать свое мнение 22
  • Говорить ясно, просто, четко 20
  • Отстаивать свою точку зрения 17
  • Уважать мнение собеседника 21
  • Умение признавать ошибочность своих суждений 18
  • Спокойно, тактично вести диалог 19
  • Перекрикивать собеседника 1
  • Принимать обоснованное решение при возникновении той или иной проблемы 17
Рейтинг интереса к предметам:

Рейтинг интереса к предметам:

Развитие мыслительных процессов

Развитие мыслительных процессов

Степень выраженности познавательного интереса к предмету

Степень выраженности познавательного интереса к предмету

Развитие творческих способностей Разнообразие Независимость

Развитие творческих способностей

Разнообразие

Независимость

Приспособляемость Любознательность

Приспособляемость

Любознательность

Здравствуйте, Родион.

Моё письмо опоздало с "отзывом" на полторы сотни лет. Вы, господин Раскольников, вряд ли нуждаетесь в каких-либо советах и критике, сотворив все то, за что собственно и "имеете весть находиться на каторге".

Вы - Убийца. Убийца, который лично у меня никаких положительных чувств не вызвал, равно как и отрицательных. Человек- воздух. Я не признаю тот факт, что должен вас жалеть, как утверждают многие. А за что жалеть-то?!

Равно как и Вы, я могу создать теорию, по которой все люди, пользующиеся ватными палочками, должны быть истреблены, как неспособные к жизни существа. Но смысл?!

Вы всего лишь один из...

Будучи студентом, уже в то время вы готовы были убить: если не бедную старуху с ее хлопушей -Лизаветой, то первого встречного. И эта ваша теория...Право, если у теории нет практического подтверждения, то она переходит в ранг гипотез. Хотели выглядеть в своих глазах благородно: Вон, как я изобрел "Новый принцип жизни"?!

С должной апатией готов написать, что ваша теория для меня сравнима с орешками М&М'з серого цвета, т.е. о них много говорят, но показать их не может никто - все так жуют ядовито-красные и ярко-оранжевые шарики.

Вы не выглядите в моих глазах настолько сильным, чтобы я мог испытывать к Вам уважение. Да. вы заступились за Дуню, прочтя письмо, но, чувствую, мой старший брат сделал бы так же.

Что вы сделали с деньгами?!

..."Там, в самом углу, внизу, в одном месте были разодраны отставшие от стен обои: тотчас же он начал все запихивать в эту дыру, под бумагу, "Вошло!"...

Господин Раскольников, ваши чувства напомнили мне стадо гиен. Вы были таким решительным, когда вольготно рассуждали о том, кому стоит жить, а кого - "по голове топориком - тюк!". Интересно куда подевались ваши амбиции, когда все дошло до дела?

Мучались? Да, не без этого... А вы на что рассчитывали: люди просто так языками почешут и все, что ли?!

Вы – трус, господин Раскольников, и в моих глазах им и останетесь.

Искренне, из XXI века, ученик 11 класса Балаганский Денис.

Самым трудным оказалось…  начать работу; найти свободное время; уметь самостоятельно организовывать свою работу; разобраться в большом количестве информации; проанализировать полученные результаты.

Самым трудным оказалось…

  • начать работу;
  • найти свободное время;
  • уметь самостоятельно организовывать свою работу;
  • разобраться в большом количестве информации;
  • проанализировать полученные результаты.
Самым интересным оказалось… проведение исследования; соотнесение теории с практикой; увидеть результаты работы; делать самостоятельно выводы; узнавать новое.

Самым интересным оказалось…

  • проведение исследования;
  • соотнесение теории с практикой;
  • увидеть результаты работы;
  • делать самостоятельно выводы;
  • узнавать новое.
Открыла в себе… Открыла в других… способность достигать поставленные цели; способность решать возникающие трудности; взаимопомощь со стороны коллег; самообладание и творческий подход; энтузиазм и большой запас терпения; желание общаться со мной. кучу отрицательных качеств, мешающих заниматься делом;

Открыла в себе…

Открыла в других…

  • способность достигать поставленные цели;
  • способность решать возникающие трудности;
  • взаимопомощь со стороны коллег;
  • самообладание и творческий подход;
  • энтузиазм и большой запас терпения;
  • желание общаться со мной.
  • кучу отрицательных качеств, мешающих заниматься делом;
Методическая копилка: Различные типы проблемных ситуаций Разработки проблемных уроков Кейс-ситуации Алгоритм для обучающихся при проведении исследования Проблемные уроки с ИКТ … .

Методическая копилка:

  • Различные типы проблемных ситуаций
  • Разработки проблемных уроков
  • Кейс-ситуации
  • Алгоритм для обучающихся при проведении исследования
  • Проблемные уроки с ИКТ
  • … .
Решение проблемной ситуации: взаимодействие сторон Действия учителя Действия обучающегося Постановка наводящих вопросов, помогающих обучающимся осознать существо проблемы Осознание проблемной ситуации, актуализация усвоенных знаний Направляющие указания Анализ исходных данных; формулирование проблемы Постановка наводящих вопросов, сообщение необходимой информации Выдвижение гипотезы, ее обоснование Направляющие указания Проверка гипотезы, решение проблемы Постановка контрольных вопросов, уточнения, исправления Проверка решения, сопоставления его с исходными данными Анализ действий ученика в ходе решения Анализ хода решения; анализ ошибок Включение результатов решения в последующую учебную деятельность Обобщение и переход к новому учебному материалу

Решение проблемной ситуации: взаимодействие сторон

Действия учителя

Действия обучающегося

Постановка наводящих вопросов, помогающих обучающимся осознать существо проблемы

Осознание проблемной ситуации, актуализация усвоенных знаний

Направляющие указания

Анализ исходных данных; формулирование проблемы

Постановка наводящих вопросов, сообщение необходимой информации

Выдвижение гипотезы, ее обоснование

Направляющие указания

Проверка гипотезы, решение проблемы

Постановка контрольных вопросов, уточнения, исправления

Проверка решения, сопоставления его с исходными данными

Анализ действий ученика в ходе решения

Анализ хода решения; анализ ошибок

Включение результатов решения в последующую учебную деятельность

Обобщение и переход к новому учебному материалу

Один в поле – не воин!

Один в поле – не воин!

Литература:

  • Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970.
  • Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург, 2000.
  • Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.
  • Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к занятиям и потребности к самообразованию. М., 1985.
  • Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемного обучения. М., 1983.
  • Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  • Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М., 1999.
  • Дусавицкий А.К. Формула интереса. М., 1989.
  • Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. СПб., 2006.
  • Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985.
  • Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации. СПб., 2005.
  • Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000.
  • Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. М., 2003.
  • Коротаева Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики. Екатеринбург, 2005.
  • Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2003.
  • Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Л.,1973.
  • Махмутов М.И. Организация проблемного обучения . М. , 1977.
  • Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  • Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980.
«Решением всякой проблемы служит новая проблема» И.В.Гете

«Решением всякой проблемы служит новая проблема»

И.В.Гете


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!