Просмотр содержимого документа
«Презентация к педагогическому проекту «Интеллектуальная игра как средство развития познавательной деятельности учащихся начальных классов».»
Педагогический проект «Интеллектуальная игра как средство развития познавательной деятельности учащихся начальных классов».
Выполнила: учитель начальных классов
МБОУ «Ларинская СОШ»
Приданникова Е.В.
2014 год
«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Актуальность
- Возникает потребность в расширении методического потенциала и в активных формах обучения.
- Развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, то есть мыслительных операций, гибкости мышления.
- Востребованность современным обществом личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
« Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.)».
Классификация игровых технологий Г.К.Селевко.
Вопрос №1: " Какое место занимает игра в развитии личности ребёнка".
главное
5
36 %
не самое главное
4
29 %
второсте-
пенное
1
7 %
никакого места не занимает
-
не задумы-
вался над этим
4
29 %
не знаю
-
Вопрос №2: " Вы в своей педагогической практике много времени отводите интеллектуальной игре в учебном процессе?"
много
1
7 %
не очень много
8
57 %
только на уроках:
информатики – 1- 7 %
русского языка – 1- 7 %
английского языка- 1- 7 %
окружающего мира, литературного чтения, русского языка – 1- 7 %
биологии – 1- 7 %
5
36 %
сегодня это никому не нужно
не задумывался над этим
-
-
не знаю
-
Вопрос № 3 «Какие трудности испытываете в проведении интеллектуальной игры?»
отсутствие в школе необходимых условий
2
14 %
равнодушие детей
1
7 %
не задумывались над этим
5
36 %
не знаю
1
7%
Нет трудностей
3
21%
С каким настроением учащиеся идут на игру
Положительные моменты игры.
- Перерыв в повседневности
- Выход в другое состояние души.
- Порядок
- Создает гармонию.
- Увлеченность
- Возможность создать и сплотить коллектив
- Элемент неопределенности
- Понятие о чести
- Компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности.
10. Возможность проявить или
совершенствовать свои творческие навыки
11. Развитие воображения
12. Интерес к литературе .
13. Возможность развить свой ум .
14. Развитие остроумия .
15. Развитие психологической пластичности .
16. Радость общения с единомышленниками.
17. Умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях
Методика организации интеллектуальной игры на уроках по закреплению изученного материала Цель создания и использования интеллектуальных игр
- расширяют кругозор ребенка;
- закрепляют знания;
- развивают находчивость, смекалку;
- пробуждают интерес к различным областям науки, техники, искусства;
Задачи интеллектуальных игр:
- развитие творческих способностей детей;
- развитие любознательности и познавательного интереса;
- развитие художественно-эстетического вкуса;
- развитие умения применять на практике полученные знания;
- воспитание чувства коллективизма, атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности;
- развитие коммуникационных способностей;
- формирование навыков исследовательской и проектной деятельности
Сфера применения
интеллектуальных игр
- урок-обобщение (повторение);
- предметные недели;
- внеклассное мероприятие;
- тематический классный час; занятие дополнительного образования; тематический вечер;
- тематический классный час;
- занятие дополнительного образования;
- тематический вечер;
Информационные источники
- Антоненко Л.А. «Интеллектуальная игра «Кто хочет стать знатоком литературы», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 3, 2005 г.
- Бекиш Н.А. «Игровые приемы на уроках и во внеурочное время», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 12, 2011 г.
- Брунчукова Н.М. «Использование игр – телепередач на уроках математики», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 6, 2010 г.
- Гришкова Г.Н., Юсубова И.Б. «Развитие познавательной самостоятельности школьника в игровой деятельности», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 11, 2004 г.
- Жукова З.Л. «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 5, 2006 г.
- Кузьмина Н.М. «Нестандартные формы обучения в курсе природоведения», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 9, 2003.
- Логинова И.Л., Светлова С.В. «Играем, как в телещоу», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 5, 2004 г.
Информационные источники
- Лебедева А.В. «Роль познавательного интереса младших школьников в учебном процессе», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 3, 2010 г.
- Мутик М.А. «Поле чудес», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 5, 2002 г.
- Небосова Н.В. «Формы организации познавательной деятельности младших школьников», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 5, 2011 г.
- Педагогический поиск/ Сост. И. Н. Баженова. – М.: педагогика, 1987.
- Рожина В.А. «Интеллектуальный марафон как средство формирования индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 5, 2010 г.
- Сидорова С.А. «Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 1, 2009 г.
- Слимак Н.И. «Интеллектуально – познавательная игра «Что? Где? Когда?», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 12, 2011 г.
- Табакова Г.Н. «Интеллектуально – творческие игры», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 5, 2005 г.
- Хилалутдинова А.М. «Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 7, 2008 г.
- Шаповалов В.В. «О познавательном интересе и приемах его активизации», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 7, 2009 г.
- Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателей детского сада: Из опыта работы/ под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988.
Интернет – ресурсы:
- Федеральный портал «Российское образование» h ttp :// www . edu . ru /
- Федеральные Государственные Образовательные Стандарты http :/ www . standart . edu . ru
- Фестиваль «Открытый урок» http :/ festival .1 september . ru /