Проектно- исследовательская работа : « Мотивация учения- основное условие успешного обучения. »
Работу выполнила: Крысова С.М.
Проблема: в последние годы вырос процент детей, имеющих низкую мотивацию к обучению.
Широко известна максима: «Хорошо учится тот, кто хочет учиться». Учителя говорят: «Дайте нам тех, кто хочет учиться, — мы научим их всему!». Беда в том, что желающих учиться год от года становится, увы, меньше, а не больше. По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе эту тягу к знаниям имел, в первом полугодии, к декабрю, мы теряем еще 20%. Правда, нужно сделать одно уточнение — ребята не просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как им предлагают это делать сегодня в большинстве государственных образовательных учреждениях. Возникает резонный вопрос: почему не хотят? Учителя, пытаясь ответить на этот вопрос, называют обычно: перегрузка, неинтересно, телевидение — круче, просто лень; трудно, не умеют, не понимают, зачем им это надо; проблемы со здоровьем.
Безусловно, перечень можно продолжить. Понятно, что причин много, они разные. Однако важно, что на некоторые из них мы можем-таки повлиять. Попробуем разобраться, что здесь в наших силах, что нам необходимо учесть, чтобы сделать учебную ситуацию действительно мотивирующей к учению.
Гипотеза : в классе сидят дети с разными способностями, поэтому особое желание выполнять те или иные действия возникает у них только тогда, когда они могут соответствовать ожиданиям учителя и есть гарантия успешно справиться с предложенной задачей.
Цель: изучить проблему мотивации среди учащихся школы
Задачи:
- Изучить мотивационную сферу учения.
- Рассмотреть способы формирования мотивации.
- Определить уровень мотивации у учащихся.
- Выявить пути разрешения проблемы мотивации.
Содержание:
1.Понятие мотива и мотивации. Способы их формирования.
2. Виды мотивации ( внешние, внутренние)
3.Результаты диагностики.
4.Пути разрешения проблемы низкой мотивации у учащихся.
5.Рекомендации участникам образовательного процесса по повышению мотивации к обучению.
6. Источники информации.
- Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать.
- Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
- Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.
Вспомним, что же такое "мотив" и "мотивация":
«Мотив- сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект» (Е.П. Ильин)
Эмоции
Постановка целей
Смысл учения
Интересы
Мотив учения
Реакция
ребёнка на
воздействие
внешних и
внутренних
раздражителей
Познавательно-эмоциональное отношение школьника
учению
Внутреннее
Направленность ученика на выполнение действий
отношение
ученика
к учению
Побудительная
причина
к действию
Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:
По данным психолого- педагогических исследований, ведущим мотивом прихода в школу у 60% учащихся является мотив страха. Страхи самые разные: боязнь вызвать неудовольствие учителя, родителей, страх получить не ту оценку, боязнь не попасть в нужный класс, страх возможных насмешек в случае ошибок и оплошностей… Ребята учатся не потому, что хотят познавать новое, а во избежание множества неприятностей.
М О Т И В А Ц И О Н Н А Я С Ф Е Р А У Ч Е Н И Я
«Высокая мотивация
«Мотивация
может компенсировать
гораздо больше,
чем способности
низкий уровень
определяет поведение,
способностей».
действия человека».
Т.Д. Дубовицкая
Дж.Равен
Мотивация ответственна за активную позицию
ребёнка в обучении и личностном развитии.
Внутренние мотивы в обучении:
Внешние мотивы в обучении:
- Отметки;
- Вынужденный долг;
- Учёба ради престижа, лидерства,
материального вознаграждения;
деятельности;
- Прямой результат деятельности;
- Стремление к успеху,
- Понимание необходимости
для жизни;
- Учение как возможность общения.
Читать слайд
Результаты диагностики школьной мотивации по Н.Луксановой.
Уровень мотивации
1-4
Высокий
классы
80%
Средний
5-8 классы
Низкий
10%
50%
9-11 классы
65%
10%
30%
30%
20%
5%
Проанализировав результаты диагностики был выявлен низкий процент мотивации к обучению среди учащихся среднего звена. Рекомендуем следующие пути разрешения проблемы мотивации.
Пути разрешения проблемы мотивации
- Максимизировать то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию учащихся.
- Выяснить основные причины нежелания учиться и постараться их минимизировать
В поисках способов разрешения проблемы мотивации можно идти двумя путями:
Отрицательное отношение
Слабая нацеленность на оценку
Бедность и узость мотивов
Неумение ставить цели, преодолевать трудности
Слабая заинтересованность в успехах
Отрицательное отношение к школе, учителям
Причины мотивационного кризиса учащихся.
- колоссальная избыточность учебного материала, его приоритетная ориентация на день завтрашний;
- отсутствие уверенности у детей в сохранении собственной психологической безопасности (страх и стресс как доминирующие условия образования);
- все в порядке с «кнутом», недостаточно того, что называется «пряником» (поэтому столь интересны изыскания педагогики успеха);
- в классе сидят дети с разными способностями, поэтому особое желание выполнять те или иные действия возникает у них только тогда, когда они могут соответствовать ожиданиям учителя и есть гарантия успешно справиться с предложенной задачей.
Причины снижения мотивации,
зависящие от ученика:
реже - несложившиеся отношения с классом
низкий уровень знаний
несформированность учебной деятельности, и прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний
в единичных случаях -задержки развития, аномальное развитие
Причины снижения мотивации,
зависящие от учителя:
неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом
неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся
не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием
особенности личности учителя, ( не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся)
Способы повышения внутренней мотивации.
- По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.
- Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.
- Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
- Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
- Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.
- Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка. Регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.
- Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
- Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения .
Важным условием успешного обучения является внутренняя мотивация. Но как быть, если она отсутствует, а единственным привлекательным моментом школьной жизни является долгожданная переменка или веселая прогулка? Многие учителя считают, что, сформировав у ребенка "необходимый" мотив, можно добиться высоких результатов и таким образом решить многие учебные проблемы. Но, тем не менее, мнение о том, что можно извне сформировать мотив, является ошибочным. "Мотив — сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект" (Е.П.Ильин). Учитель может только способствовать этому процессу.
Следует отметить, что существует целый ряд научно разработанных способов повышения внутренней мотивации в учебном процессе, используя которые можно избежать многих трудностей, о которых говорилось в самом начале. Для этого как учителям, так и родителям необходимо придерживаться следующих требований:
Мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если учащимся предложены:
- значимый, интересный для них материал ;
- задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;
- положительная обратная связь, организованная по правилу «пилюли»;
- предлагаются задания с очевидным результатом;
- возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельных действий у учащихся;
- продумать «изюминку» урока.
Сегодня учителя вынуждены тратить больше времени на мотивацию, поскольку мотивированными должны быть действия учащихся в ходе всего урока, всей дидактической цепочки, особенно на таких непривлекательных её этапах, как закрепление, повторение, обобщение, где минимум внимания встречается чаще из-за непривлекательности учебный действий при решении дидактических задач, нет задора, нет желания, которые необходимы для результативных действий учащихся. Поскольку мозг не в состоянии обращать внимание на всё, неинтересные, скучные или эмоционально- тоскливые уроки он просто не запоминает. Учитель практически вынужден значительное время на уроке уделять пробуждению, а точнее, реанимации желания познавать. В условиях избыточной информации, когда у детей начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу, в котором конкретной пользы для себя они не видят, учителя вынуждены научиться убеждать ребят в актуальности и полезности предлагаемого учебного содержания, а значит, так подавать эту информацию, чтобы она была востребована и воспринята учащимися. На сегодняшнем этапе для педагога становится важно овладение искусством рекламной упаковки учебной информации. Ведь основные элементы рекламы — привлечь внимание, возбудить интерес, пробудить желание и побудить к действию — во многом совпадают с ключевыми задачами урока.
Подводя итог разговору о мотивирующей учебной ситуации, следует выделить его основные моменты. Мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если учащимся предложены:
интересоваться делами, учёбой ребёнка
помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность
чаще хвалить детей за их успехи, тем самим давать стимул двигаться дальше
Влияние родителей на мотивацию
объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то не доучил, не доработал
Памятка учителю.
• Учитель учит внешним видом, делом, словом.
• Требуешь от детей — будь образцом во всем.
• Не кричи, а учи!
• Познай каждого ученика.
• Учитель учится всегда.
• Доводи любое дело до конца, делай его только хорошо.
• Помни истоки свои, учи детей любить отчий край.
• Дети — зеркало нравственной жизни взрослых.
20
Памятка Начни урок, как песню
• Начинай урок со звонком.
• Радуйся встрече с классом.
• Организуй погружение в свой предмет.
• Используй доску как информационное табло.
• Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание.
• Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности класса.
• Снимай трудности, предотвращай ошибки.
• Слушай внимательно ответы, не перебивай.
• Люби детей и себя.
20
Выводы:
- На уровень мотивации учащихся влияет множество факторов.
- С целью повышения мотивации все участники образовательного процесса должны обладать определенными знаниями и применять их в своей деятельности.
Источники информации:
- 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы/Серия « Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
- Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании. М.: 1992.