СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к проектно- исследовательской работе: «Мотивация учения - основное условие успешного обучения»».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к  проектно- исследовательской работе: «Мотивация учения - основное условие успешного обучения»». В данной работе рассмотрены основные причины низкой мотивации учеников к учебе.  Рассмотрены  пути решения данной проблемы. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к проектно- исследовательской работе: «Мотивация учения - основное условие успешного обучения»».»

Проектно- исследовательская работа : « Мотивация учения- основное условие успешного обучения. »  Работу выполнила: Крысова С.М.

Проектно- исследовательская работа : « Мотивация учения- основное условие успешного обучения. »

Работу выполнила: Крысова С.М.

Проблема: в последние годы вырос процент детей, имеющих низкую мотивацию к обучению.

Широко известна максима: «Хорошо учится тот, кто хочет учиться». Учителя говорят: «Дайте нам тех, кто хочет учиться, — мы научим их всему!». Беда в том, что желающих учиться год от года становится, увы, меньше, а не больше. По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе эту тягу к знаниям имел, в первом полугодии, к декабрю, мы теряем еще 20%. Правда, нужно сделать одно уточнение — ребята не просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как им предлагают это делать сегодня в большинстве государственных образовательных учреждениях. Возникает резонный вопрос: почему не хотят? Учителя, пытаясь ответить на этот вопрос, называют обычно: перегрузка, неинтересно, телевидение — круче, просто лень; трудно, не умеют, не понимают, зачем им это надо; проблемы со здоровьем.

Безусловно, перечень можно продолжить. Понятно, что причин много, они разные. Однако важно, что на некоторые из них мы можем-таки повлиять. Попробуем разобраться, что здесь в наших силах, что нам необходимо учесть, чтобы сделать учебную ситуацию действительно мотивирующей к учению.

 Гипотеза : в классе сидят дети с разными способностями, поэтому особое желание выполнять те или иные действия возникает у них только тогда, когда они могут соответствовать ожиданиям учителя и есть гарантия успешно справиться с предложенной задачей.

Гипотеза : в классе сидят дети с разными способностями, поэтому особое желание выполнять те или иные действия возникает у них только тогда, когда они могут соответствовать ожиданиям учителя и есть гарантия успешно справиться с предложенной задачей.

Цель: изучить проблему мотивации среди учащихся школы Задачи: Изучить мотивационную сферу учения. Рассмотреть способы формирования мотивации. Определить уровень мотивации у учащихся. Выявить пути разрешения проблемы мотивации.

Цель: изучить проблему мотивации среди учащихся школы

Задачи:

  • Изучить мотивационную сферу учения.
  • Рассмотреть способы формирования мотивации.
  • Определить уровень мотивации у учащихся.
  • Выявить пути разрешения проблемы мотивации.
Содержание: 1.Понятие мотива и мотивации. Способы их формирования. 2. Виды мотивации ( внешние, внутренние) 3.Результаты диагностики. 4.Пути разрешения проблемы низкой мотивации у учащихся. 5.Рекомендации участникам образовательного процесса по повышению мотивации к обучению. 6. Источники информации.

Содержание:

1.Понятие мотива и мотивации. Способы их формирования.

2. Виды мотивации ( внешние, внутренние)

3.Результаты диагностики.

4.Пути разрешения проблемы низкой мотивации у учащихся.

5.Рекомендации участникам образовательного процесса по повышению мотивации к обучению.

6. Источники информации.

Мотив  (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивация  -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность. Вспомним, что же такое
  • Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать.
  • Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
  • Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

Вспомним, что же такое "мотив" и "мотивация":

«Мотив- сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект» (Е.П. Ильин) Эмоции Постановка целей Смысл учения Интересы Мотив учения Реакция  ребёнка на  воздействие внешних и  внутренних  раздражителей Познавательно-эмоциональное отношение школьника  учению Внутреннее Направленность ученика на выполнение действий отношение  ученика к учению Побудительная  причина  к действию Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:   По данным психолого- педагогических исследований, ведущим мотивом прихода в школу у 60% учащихся является мотив страха. Страхи самые разные: боязнь вызвать неудовольствие учителя, родителей, страх получить не ту оценку, боязнь не попасть в нужный класс, страх возможных насмешек в случае ошибок и оплошностей… Ребята учатся не потому, что хотят познавать новое, а во избежание множества неприятностей. М О Т И В А Ц И О Н Н А Я С Ф Е Р А У Ч Е Н И Я

«Мотив- сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект» (Е.П. Ильин)

Эмоции

Постановка целей

Смысл учения

Интересы

Мотив учения

Реакция

ребёнка на

воздействие

внешних и

внутренних

раздражителей

Познавательно-эмоциональное отношение школьника

учению

Внутреннее

Направленность ученика на выполнение действий

отношение

ученика

к учению

Побудительная

причина

к действию

Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:

  По данным психолого- педагогических исследований, ведущим мотивом прихода в школу у 60% учащихся является мотив страха. Страхи самые разные: боязнь вызвать неудовольствие учителя, родителей, страх получить не ту оценку, боязнь не попасть в нужный класс, страх возможных насмешек в случае ошибок и оплошностей… Ребята учатся не потому, что хотят познавать новое, а во избежание множества неприятностей.

М О Т И В А Ц И О Н Н А Я С Ф Е Р А У Ч Е Н И Я

«Высокая мотивация «Мотивация может компенсировать гораздо больше, чем способности низкий уровень определяет поведение, способностей». действия человека». Т.Д. Дубовицкая Дж.Равен Мотивация ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личностном развитии. Внутренние мотивы в обучении: Внешние мотивы в обучении: Отметки; Вынужденный долг; Учёба ради престижа, лидерства, Удовлетворение от самой материального вознаграждения; деятельности; Избегание наказания. Прямой результат деятельности; Стремление к успеху, Понимание необходимости для жизни; Учение как возможность общения. Читать слайд

«Высокая мотивация

«Мотивация

может компенсировать

гораздо больше,

чем способности

низкий уровень

определяет поведение,

способностей».

действия человека».

Т.Д. Дубовицкая

Дж.Равен

Мотивация ответственна за активную позицию

ребёнка в обучении и личностном развитии.

Внутренние мотивы в обучении:

Внешние мотивы в обучении:

  • Отметки;
  • Вынужденный долг;
  • Учёба ради престижа, лидерства,
  • Удовлетворение от самой

материального вознаграждения;

деятельности;

  • Избегание наказания.
  • Прямой результат деятельности;
  • Стремление к успеху,
  • Понимание необходимости

для жизни;

  • Учение как возможность общения.

Читать слайд

Результаты диагностики школьной мотивации по Н.Луксановой. Уровень мотивации 1-4 Высокий классы 80% Средний 5-8 классы Низкий 10% 50% 9-11 классы 65% 10% 30% 30% 20% 5%

Результаты диагностики школьной мотивации по Н.Луксановой.

Уровень мотивации

1-4

Высокий

классы

80%

Средний

5-8 классы

Низкий

10%

50%

9-11 классы

65%

10%

30%

30%

20%

5%

 Проанализировав результаты диагностики был выявлен низкий процент мотивации к обучению среди учащихся среднего звена. Рекомендуем следующие пути разрешения проблемы мотивации.

Проанализировав результаты диагностики был выявлен низкий процент мотивации к обучению среди учащихся среднего звена. Рекомендуем следующие пути разрешения проблемы мотивации.

Пути разрешения проблемы мотивации Максимизировать то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию учащихся. Выяснить основные причины нежелания учиться и постараться их минимизировать В поисках способов разрешения проблемы мотивации можно идти двумя путями:

Пути разрешения проблемы мотивации

  • Максимизировать то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию учащихся.
  • Выяснить основные причины нежелания учиться и постараться их минимизировать

В поисках способов разрешения проблемы мотивации можно идти двумя путями:

Отрицательное отношение Слабая нацеленность на оценку Бедность и узость мотивов Неумение ставить цели, преодолевать трудности Слабая заинтересованность в успехах Отрицательное отношение к школе, учителям

Отрицательное отношение

Слабая нацеленность на оценку

Бедность и узость мотивов

Неумение ставить цели, преодолевать трудности

Слабая заинтересованность в успехах

Отрицательное отношение к школе, учителям

Причины мотивационного кризиса учащихся. колоссальная избыточность учебного материала, его приоритетная ориентация на день завтрашний; отсутствие уверенности у детей в сохранении собственной психологической безопасности (страх и стресс как доминирующие условия образования); все в порядке с «кнутом», недостаточно того, что называется «пряником» (поэтому столь интересны изыскания педагогики успеха); в классе сидят дети с разными способностями, поэтому особое желание выполнять те или иные действия возникает у них только тогда, когда они могут соответствовать ожиданиям учителя и есть гарантия успешно справиться с предложенной задачей.

Причины мотивационного кризиса учащихся.

  • колоссальная избыточность учебного материала, его приоритетная ориентация на день завтрашний;
  • отсутствие уверенности у детей в сохранении собственной психологической безопасности (страх и стресс как доминирующие условия образования);
  • все в порядке с «кнутом», недостаточно того, что называется «пряником» (поэтому столь интересны изыскания педагогики успеха);
  • в классе сидят дети с разными способностями, поэтому особое желание выполнять те или иные действия возникает у них только тогда, когда они могут соответствовать ожиданиям учителя и есть гарантия успешно справиться с предложенной задачей.

Причины снижения мотивации,  зависящие от ученика: реже - несложившиеся отношения с классом низкий уровень знаний несформированность учебной деятельности, и прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний  в единичных случаях -задержки развития, аномальное развитие

Причины снижения мотивации,

зависящие от ученика:

реже - несложившиеся отношения с классом

низкий уровень знаний

несформированность учебной деятельности, и прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний

в единичных случаях -задержки развития, аномальное развитие

Причины снижения мотивации,  зависящие от учителя: неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием особенности личности учителя, ( не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся)

Причины снижения мотивации,

зависящие от учителя:

неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом

неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся

не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием

особенности личности учителя, ( не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся)

Способы повышения внутренней мотивации.

  • По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.
  • Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.
  • Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
  • Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
  • Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.
  • Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка. Регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.
  • Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
  • Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения .

Важным условием успешного обучения является внутренняя мотивация. Но как быть, если она отсутствует, а единственным привлекательным моментом школьной жизни является долгожданная переменка или веселая прогулка? Многие учителя считают, что, сформировав у ребенка "необходимый" мотив, можно добиться высоких результатов и таким образом решить многие учебные проблемы. Но, тем не менее, мнение о том, что можно извне сформировать мотив, является ошибочным. "Мотив — сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект" (Е.П.Ильин). Учитель может только способствовать этому процессу.

Следует отметить, что существует целый ряд научно разработанных способов повышения внутренней мотивации в учебном процессе, используя которые можно избежать многих трудностей, о которых говорилось в самом начале. Для этого как учителям, так и родителям необходимо придерживаться следующих требований:

Мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если учащимся предложены:

  • значимый, интересный для них материал ;
  • задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;
  • положительная обратная связь, организованная по правилу «пилюли»;
  • предлагаются задания с очевидным результатом;
  • возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельных действий у учащихся;
  • продумать «изюминку» урока.

Сегодня учителя вынуждены тратить больше времени на мотивацию, поскольку мотивированными должны быть действия учащихся в ходе всего урока, всей дидактической цепочки, особенно на таких непривлекательных её этапах, как закрепление, повторение, обобщение, где минимум внимания встречается чаще из-за непривлекательности учебный действий при решении дидактических задач, нет задора, нет желания, которые необходимы для результативных действий учащихся. Поскольку мозг не в состоянии обращать внимание на всё, неинтересные, скучные или эмоционально- тоскливые уроки он просто не запоминает. Учитель практически вынужден значительное время на уроке уделять пробуждению, а точнее, реанимации желания познавать. В условиях избыточной информации, когда у детей начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу, в котором конкретной пользы для себя они не видят, учителя вынуждены научиться убеждать ребят в актуальности и полезности предлагаемого учебного содержания, а значит, так подавать эту информацию, чтобы она была востребована и воспринята учащимися. На сегодняшнем этапе для педагога становится важно овладение искусством рекламной упаковки учебной информации. Ведь основные элементы рекламы — привлечь внимание, возбудить интерес, пробудить желание и побудить к действию — во многом совпадают с ключевыми задачами урока.

Подводя итог разговору о мотивирующей учебной ситуации, следует выделить его основные моменты. Мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если учащимся предложены:

интересоваться делами, учёбой ребёнка помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность чаще хвалить детей за их успехи, тем самим давать стимул двигаться дальше Влияние родителей на мотивацию объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то не доучил, не доработал

интересоваться делами, учёбой ребёнка

помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность

чаще хвалить детей за их успехи, тем самим давать стимул двигаться дальше

Влияние родителей на мотивацию

объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то не доучил, не доработал

Памятка учителю. • Учитель учит внешним видом, делом, словом. • Требуешь от детей — будь образцом во всем. • Не кричи, а учи! • Познай каждого ученика. • Учитель учится всегда. • Доводи любое дело до конца, делай его только хорошо. • Помни истоки свои, учи детей любить отчий край. • Дети — зеркало нравственной жизни взрослых. 20

Памятка учителю.

Учитель учит внешним видом, делом, словом.

• Требуешь от детей — будь образцом во всем.

• Не кричи, а учи!

• Познай каждого ученика.

• Учитель учится всегда.

• Доводи любое дело до конца, делай его только хорошо.

• Помни истоки свои, учи детей любить отчий край.

• Дети — зеркало нравственной жизни взрослых.

20

Памятка  Начни урок, как песню • Начинай урок со звонком. • Радуйся встрече с классом. • Организуй погружение в свой предмет. • Используй доску как информационное табло. • Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание. • Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности класса. • Снимай трудности, предотвращай ошибки. • Слушай внимательно ответы, не перебивай. • Люби детей и себя. 20

Памятка Начни урок, как песню

• Начинай урок со звонком.

• Радуйся встрече с классом.

• Организуй погружение в свой предмет.

• Используй доску как информационное табло.

• Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание.

• Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности класса.

• Снимай трудности, предотвращай ошибки.

• Слушай внимательно ответы, не перебивай.

• Люби детей и себя.

20

Выводы: На уровень мотивации учащихся влияет множество факторов. С целью повышения мотивации все участники образовательного процесса должны обладать определенными знаниями и применять их в своей деятельности.

Выводы:

  • На уровень мотивации учащихся влияет множество факторов.
  • С целью повышения мотивации все участники образовательного процесса должны обладать определенными знаниями и применять их в своей деятельности.
Источники информации: 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. Истратова О.Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы/Серия « Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании. М.: 1992.

Источники информации:

  • 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
  • Истратова О.Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы/Серия « Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
  • Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании. М.: 1992.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!