Активизация познавательной деятельности учащихся младшей школы
Учитель начальных классов
І категории
Донецкой ОШ № 104
Новикова Людмила Стефановна
2016 г.
«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» (Плутарх )
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики, так как учение – ведущий вид деятельности школьника, в процессе которого решаются главные задачи школы: подготовить подрастающее поколение к жизни, труду, развить умение самостоятельно решать проблемы, обеспечить самоопределение личности, создать условия для её самореализации.
Учитель начальных классов должен, прежде всего, научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.
Цель учителя - повышение активности детей в учебном процессе
Задачи учителя
- сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для освоения наук;
- изыскать пути, условия, системы дидактических приёмов и методов обучения;
- использовать имеющиеся стремления ребёнка к знаниям, формировать и укреплять познавательные интересы;
- создать условия для повышения общей познавательной активности учащихся начальных классов, для роста самосознания, творчества каждого ученика;
- формировать положительное отношение к учению, воспитывать самостоятельность и работоспособность.
Сущность понятия «активизация познавательной деятельности»
Активизация познавательной деятельности – совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективной учебной деятельности
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ
Система требований для эффективного управления процессом обучения (согласно общей теории управления)
«Учиться можно только весело… Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять её; а здоровая, живая любознательность бывает только при хорошем настроении. Когда же насильно забивают голову знаниями, они только гнетут и засоряют ум. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» (Анатоль Франс)
Мотивы учения – внутренние побуждения, которыми руководствуется ученик, совершая те или иные учебные действия, либо длительный процесс деятельности в целом
Этапы усвоения знаний
ЦИКЛ ОБУЧЕНИЯ
Приёмы, способствующие активизации процесса восприятия
Приёмы, способствующие активизации запоминания
Дидактическая игра «Теремок»
5 * 6 + 64 : 8
7 * х = 490
590 + 50
Дидактическая игра «Поймай рыбку»
374 + 579
24 х 8 + 336 : 6 + 88
Игра «Кто быстрее?»
81 : 9
7 х 8
9 х 4
100-9х8
8
9
43
56
55
64 : 8
24
х 2
: 3
: 4
7
5
2
4
3
4
6
9
6
7
6
8
5
3
2
9
8
6
Из какой сказки слова: «… а дорога – далека, а корзина – нелегка. Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок?»
«Три медведя» - 156 «Маша и медведь» - 172 «Медведь» - 130
- 5 6
+ 32
х 12
8
+
х 10
+ 34
- 14
Как связаны числа и рисунки, находящиеся между ними
144
125
284
36
?
25
?
126
25 ∙ 3 − 9 ∙ 6
?
135
(8 + 17) ∙ 4 − 68
3 ∙ 15 − 3 ∙ 3
7
21
16
? + 13
?
(23 + 37) : 15 + 44
?
14
6
Виды поощрений по средствам выражения
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.
17
Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы