Сочинение по личным наблюдениям «Вот опять окно…»
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
8 КЛАСС
МОУ Лучинниковская оош
Презентацию подготовила Смирнова Ольга Алексеевна
2015г
Цель:
- На основе анализа текстов, рецензирования работ товарищей по классу учиться выражать собственные мысли и чувства, находить различные подходы к раскрытию одной и той же темы.
- Учиться письменно излагать свои мысли.
Бывают в жизни минуты острого ощущения одиночества, грусти, даже отчаянья…
Ничто меня не радует –
От грусти не уйдёшь…
Иду. А с неба падает
Последний летний дождь.
И на плечи, и на руки,
Смывает пыль с лица.
И надо мной фонарики
Покачиваются.
Я многое предчувствовала,
И кажется, беду.
Но до сих пор без устали
Иду, иду, иду.
И дождь ложится на руки,
Смывает пыль с лица.
А желтые фонарики
Покачиваются…
…
И вдруг ловишь себя на ощущении, что тебя окружает не только мрак и сырость. Откуда-то идут волны пусть не понимания и сочувствия, но тепла и надежды… И ты не сразу понимаешь, что это протянуло тебе луч света окно в ночи..
Марина Цветаева «Вот опять окно»
Романс исполняет Елена Камбурова
Итак, ОКНО.
Подберите ассоциации к слову.
Какой картине соответствует настроение стихотворения Новеллы Матвеевой?
Окно открыто в сад весенний и дневной.
Блеск подоконника разглажен тишиной.
Толчками, точками - в окно влетают пчелы...
В нем гибко сцеплены жасмин, горошек, мак...
От пламенности дня в глазах веселый мрак -
Секунда слабости веселой.
До красных кирпичей дотронулся вьюнок,
Как тонкое жабо до грубых красных щек.
В тени камней стены еще дымится влага...
Окно не высоко, и есть упор для ног,
А там - прогретый путь и долгий день для шага…
Взгляд из окна – это путь в широкий мир, это символ свободы…
А взгляд на окно?
А взгляд на окно?
Тысяча окон!
А смотрят на одного меня,
Вольно им озирать меня свысока.
Я поглядел, а под ними – туч беготня,
Страшно взглянуть на теснящиеся облака.
Тысяча окон –
Тысяча светлых ночей
Разом зажженные в небе мелькают огни,
И замерцали вокруг отблески жарких очей
Башни хрустальные вдруг озарили они.
Эти хрустальные стены
Построены храбрецом.
Тысяча окон!... Да что там, их тысячи тысяч горят,
Словно огромное солнце к тебе повернулось лицом,
Новое, что встречаешь ты, новый Арбат?
Тысячи окон –
Манящие всплески огня.
Что звездочетам лишь тысяча звезд в вышине!
Тысяча окон. А глядят на одного меня…
Так что, пожалуй, и вовсе не страшно мне.
А взгляд на окно – отражение настроения смотрящего .
Взгляд в окно – это взгляд в неведомый мир человеческих отношений, судеб.
- Словарно-орфографическая работа. Облокотиться на подоко(н, нн)ик, ра(с,сс)тилается за окном, тенистая а(л,лл)ея, каме(н,нн)ая лестница, предра(сс)ветный час, непо(д,дд)ельная радость, внимательно ра(с,сс)матривать, бе(з,зв)ездная бе(с,сс)оная ночь, неи(с,сс)якаеиый источник вдохновения.
.
Композиция сочинения
- Для того, чтобы сочинение удалось, надо описывать только то, что представляется важным, интересным, удивительным в соответствии с основной мыслью. Будьте внимательны
- . Ведь в чем секрет счастливого человека?
- Важно развивать в себе способность наблюдать и находить для всего виденного, для своих впечатлений названия, слова.
- 3 части.
- 1) Вступление, в котором говорится о цели описания, о том, где находится его автор.
- 2) Главная часть, где последовательно описывается то, что видит наблюдатель, и выражается его отношение к описываемому.
- 3) Заключение, в котором подводится итог впечатлениям от всего виденного.
Выбор жанра
Эссе – жанр художественно-публицистической литературы, сочетающий индивидуальную позицию с непринужденным изложением.
Новелла – небольшой рассказ, отличающийся острым сюжетом, композиционной строгостью, поэтизацией какого-то случая из жизни.
Коллективная работа с текстом
Вопросы и задания к тексту.
- 1. Какое значение у слова вежды?
- 2. О чем хотел поведать читателю поэт?
- 3. Каким чувством пронизано это стихотворение?
- 4. С помощью каких художественно-изобразительных средств автор передает свое настроение?
- 5. Найдите сравнения, эпитеты, найти интересные синтаксические конструкции.
Ночью как-то вольнее дышать мне,
Как-то просторней…
Даже в столице не тесно!
Окна растворишь:
Тихо и чутко
Плывет прохладный воздух
А небо? А месяц?
О этот месяц – волшебник!
Как будто бы кровли
Покрыты зеркальным стеклом,
Шпили и кресты – бриллианты;
А там за луной – небосклон-
Чем дальше – светлей и прозрачней…
Вместе с зарею и сон налетает на вежды,
Светел, как призрак
Голову клонит,- а жаль от окна оторваться!
Рефлексия. Написание синквейна.
- С какой бы стороны вы сейчас ни попытались осветить тему «Вот опять окно», я желаю вам заинтересованности и творчества. Те, у кого опыт наблюдений оказался мал, могут обратиться к репродукциям картин, использовать материалы урока. Итак, работаем с черновиками.
.
Окна
Темные и яркие.
Светятся, зовут, манят.
Тебя, наверное, ждут дома.
Надежда.
- Основой урока является конспект из журнала «Русский язык в школе» за 1996 год.
- Картинки из интернета.