СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к урокам литературы по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза " (9 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к урокам по повести Карамзина "Бедная Лиза" (рассчитана на 2 урока).

Просмотр содержимого документа
«Презентация к урокам литературы по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза " (9 класс)»

Н. М. Карамзин.   «Бедная Лиза»  как  произведение сентиментализма

Н. М. Карамзин.

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма

Симбирская губерния Родовитая, но небогатая дворянская семья Светское образование Знание иностранных языков Н.М.Карамзин Путешествие по Европе Военная служба Увлечение масонством Занятие литературой Изучение истории Смерть отца Отставка Симбирск

Симбирская губерния

Родовитая, но небогатая

дворянская семья

Светское образование

Знание иностранных

языков

Н.М.Карамзин

Путешествие

по Европе

Военная служба

Увлечение масонством

Занятие литературой

Изучение истории

Смерть отца

Отставка

Симбирск

Сентиментализм Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков.  От англ. SENTIMENTAL – чувствительный.  «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский)

Сентиментализм

  • Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков.
  • От англ. SENTIMENTAL – чувствительный.
  • «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский)
Сравнительная таблица  Классицизм Воспитание человека в духе верности государству, культ разума Линия сравнения Гражданская, общественная  Сентиментализм Основная идея Стремление представить человеческую личность в движениях души Основная тематика Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность Любовная Герои и характеры Вспомогательная, условная Трагедия, ода, эпопея, комедия, басня, сатира Роль пейзажа Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям Средство психологической характеристики героев Основные жанры Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

Сравнительная таблица

Классицизм

Воспитание человека в духе верности государству, культ разума

Линия сравнения

Гражданская, общественная

Сентиментализм

Основная идея

Стремление представить человеческую личность в движениях души

Основная тематика

Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность

Любовная

Герои и

характеры

Вспомогательная, условная

Трагедия, ода, эпопея, комедия, басня, сатира

Роль пейзажа

Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям

Средство психологической характеристики героев

Основные жанры

Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

История создания повести Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой.

История создания повести

Повесть

«Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой.

Эпигонство Эпигонство (от древнегреческого – «родившееся после») - нетворческое следование традиционным образам и назойливое повторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов, мотивов , в частности — подражание писателям.

Эпигонство

Эпигонство (от древнегреческого – «родившееся после») - нетворческое следование традиционным образам и назойливое повторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов, мотивов , в частности — подражание писателям.

Литературные реминисценции   Сентиментальная повесть «Несчастная Лиза» неизвестного автора (опубликована в журнале «Аглая» в 1810 году). Сюжет «Бедной Лизы» явно отражён в повестях  А. С. Пушкина  « Барышня-крестьянка » и «Станционный смотритель», причём в первом случае история отношений крестьянки и барина раскрывается как «комедия», во втором — как «трагедия». История Эраста и Лизы обыграна в именах героев и сюжете романов Бориса Акунина «Азазель», «Весь мир театр».

Литературные реминисценции

  • Сентиментальная повесть «Несчастная Лиза» неизвестного автора (опубликована в журнале «Аглая» в 1810 году).
  • Сюжет «Бедной Лизы» явно отражён в повестях  А. С. Пушкина  « Барышня-крестьянка » и «Станционный смотритель», причём в первом случае история отношений крестьянки и барина раскрывается как «комедия», во втором — как «трагедия».
  • История Эраста и Лизы обыграна в именах героев и сюжете романов Бориса Акунина «Азазель», «Весь мир театр».
Почему повесть современна? Лучшие инсценировки: 1989 — мюзикл «Бедная Лиза» — театр «У Никитских ворот», режиссёр Марк Розовский. Камерная опера «Бедная Лиза» —Государственный театр наций, режиссёр Алла Сигалова, композитор Леонид Десятников, в ролях Чулпан Хаматова, Андрей Меркурьев.

Почему повесть современна?

Лучшие инсценировки:

  • 1989 — мюзикл «Бедная Лиза» — театр «У Никитских ворот», режиссёр Марк Розовский.
  • Камерная опера «Бедная Лиза» —Государственный театр наций, режиссёр Алла Сигалова, композитор Леонид Десятников, в ролях Чулпан Хаматова, Андрей Меркурьев.
Почему повесть современна? Лучшие экранизации: 1967 — «Бедная Лиза» (телеспектакль), режиссёр Наталья Баринова, Давид Ливнев, в ролях: Анастасия Вознесенская, Андрей Мягков. 1978 — «Бедная Лиза», режиссёр Идея Гаранина, композитор Алексей Рыбников. 1998 — «Бедная Лиза», режиссёр Слава Цукерман, в ролях Ирина Купченко, Михаил Ульянов.

Почему повесть современна?

Лучшие экранизации:

  • 1967 — «Бедная Лиза» (телеспектакль), режиссёр Наталья Баринова, Давид Ливнев, в ролях: Анастасия Вознесенская, Андрей Мягков.
  • 1978 — «Бедная Лиза», режиссёр Идея Гаранина, композитор Алексей Рыбников.
  • 1998 — «Бедная Лиза», режиссёр Слава Цукерман, в ролях Ирина Купченко, Михаил Ульянов.
Заочная экскурсия по окрестностям Москвы «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам».

Заочная экскурсия

по окрестностям Москвы

«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам».

 Симонов монастырь «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря».

Симонов монастырь

«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря».

Москва-река «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».

Москва-река

«На другой стороне реки видна дубовая роща,

подле которой пасутся многочисленные стада:

там молодые пастухи, сидя под тенью дерев,

поют простые, унылые песни и сокращают тем

летние дни, столь для них однообразные».

Данилов монастырь «…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь».

Данилов монастырь

«…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь».

Воробьёвы горы «…ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».

Воробьёвы горы

«…ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».

Село Коломенское «… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим» .

Село Коломенское

«… вдали село Коломенское

с высоким дворцом своим» .

Роль пейзажа в повести Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души» (впервые в русской литературе!). Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.

Роль пейзажа в повести

Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души» (впервые в русской литературе!).

Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.

Образ рассказчика (повествователя) в повести Рассказчик является полноценным героем повести (впервые в русской литературе!). Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом.  Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю.

Образ рассказчика (повествователя) в повести

  • Рассказчик является полноценным героем повести (впервые в русской литературе!).
  • Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом.
  • Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю.
Герои повести Эраст Лиза автор мать Лизы подружка Анюта богатая вдова

Герои повести

Эраст

Лиза

автор

мать Лизы

подружка Анюта

богатая вдова

Почему автор настойчиво называет Лизу Социальное положение Отношение автора небогатая, живущая в бедности несчастная, горемычная, её жалко

Почему автор настойчиво называет Лизу

Социальное положение

Отношение автора

небогатая, живущая в бедности

несчастная, горемычная,

её жалко

Сопоставление героев Лиза Эраст Имя Елизавета означает «почитающая Бога». Прекрасная душой и телом, «редкой красоты», «трудилась день и ночь», любезная и нежная …крестьянка. Имя Эраст означает «возлюбленный». «Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии…» Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.

Сопоставление героев

Лиза

Эраст

Имя Елизавета означает «почитающая Бога».

Прекрасная душой и телом, «редкой красоты», «трудилась день и ночь», любезная и нежная …крестьянка.

Имя Эраст означает «возлюбленный».

«Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии…»

Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.

Мотив белизны, чистоты и свежести В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком , наливая его из « чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе». Художник Кипренский  «Бедная Лиза»

Мотив белизны, чистоты и свежести

В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком , наливая его из « чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».

Художник Кипренский

«Бедная Лиза»

Первая встреча «…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек». – «Это слишком дешево…….»

Первая встреча

«…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек». – «Это слишком дешево…….»

Мотив денег  При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек ; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены »; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег »; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».

Мотив денег

При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек ; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены »; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег »; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».

Лиза кормилица милая трудолюбивая отрада старости Божеская милость нежная любезная

Лиза

кормилица

милая

трудолюбивая

отрада старости

Божеская милость

нежная

любезная

трудолюбивая любила матушку прелестная Лиза робкая чистая услужливая радостная душа самоотверженная

трудолюбивая

любила матушку

прелестная

Лиза

робкая

чистая

услужливая

радостная душа

самоотверженная

«Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».  Сцена расставания героев

«Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её —

она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».

Сцена расставания героев

Причины самоубийства Лизы Любовь к Эрасту Обманутое доверие Легкомыслие Эраста Потеря смысла жизни Измена Эраста

Причины самоубийства Лизы

Любовь к Эрасту

Обманутое доверие

Легкомыслие Эраста

Потеря смысла жизни

Измена Эраста

В чем смысл слов повествователя?    «…Теперь, может быть, они уже примирились!»

В чем смысл слов повествователя? «…Теперь, может быть, они уже примирились!»

Подведем итоги… Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью? Как вы понимаете значение слов Карамзина:  «И крестьянки любить умеют» ?  Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? Как проявляются в повести черты сентиментализма? Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными? В чем смысл заглавия? Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина?

Подведем итоги…

  • Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
  • Как вы понимаете значение слов Карамзина:

«И крестьянки любить умеют» ?

  • Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю?
  • Как проявляются в повести черты сентиментализма?
  • Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?
  • В чем смысл заглавия?
  • Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина?
Домашнее задание Письменно ответить на вопрос: «Какие нравственные уроки могут извлечь из повести Карамзина современные молодые люди?»

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос:

«Какие нравственные уроки могут извлечь из повести Карамзина современные молодые люди?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!