СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к урокам по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации дана история имён персонажей романа: Воланда и его свиты.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к урокам по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".»

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Значение имён и прототипические источники некоторых персонажей в романе

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Значение имён и прототипические источники некоторых персонажей в романе

«… ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы…»  (Из романа «Мастер и Маргарита»)

«… ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы…» (Из романа «Мастер и Маргарита»)

Многочисленные персонажи  романа принадлежат к разным мирам Мир современной действительности (1929 год) Роман -миф Мир евангельского прошлого (29 год) Мир двух влюблённых – Мастера и Маргариты Мир Воланда с его сатирико-философской задачей постичь человечество

Многочисленные персонажи романа принадлежат к разным мирам

Мир современной действительности (1929 год)

Роман -миф

Мир евангельского прошлого (29 год)

Мир двух влюблённых – Мастера и Маргариты

Мир Воланда с его сатирико-философской задачей постичь человечество

Воланд и его свита Воланд – одно из имён дьявола в немецком языке. Означает «обманщик», «лукавый».

Воланд и его свита

Воландодно из имён дьявола в немецком языке. Означает «обманщик», «лукавый».

Воланд Безусловно, главным прототипом Воланда является Мефистофель Гете. Не даром даже эпиграфом к роману является цитата из «Фауста». Да и само имя Воланд взято из поэмы Гёте, где оно упоминается лишь однажды и в русских переводах обычно опускается. Так называет себя Мефистофель в сцене Вальпургиевой ночи, требуя от нечисти дать дорогу:  «Дворянин Воланд идет!»

Воланд

Безусловно, главным прототипом Воланда является Мефистофель Гете. Не даром даже эпиграфом к роману является цитата из «Фауста». Да и само имя Воланд взято из поэмы Гёте, где оно упоминается лишь однажды и в русских переводах обычно опускается. Так называет себя Мефистофель в сцене Вальпургиевой ночи, требуя от нечисти дать дорогу:

«Дворянин Воланд идет!»

Портрет Воланда показан перед началом Великого бала: « Два глаза упёрлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый - пустой и чёрный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут к низу, на высоком облысевшим лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто навеки сжёг загар».

Портрет Воланда показан перед началом Великого бала:

« Два глаза упёрлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый - пустой и чёрный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут к низу, на высоком облысевшим лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто навеки сжёг загар».

 Свита Воланда Кот Бегемот Азазелло Коровьев – Фагот Гелла 3

Свита Воланда

Кот Бегемот

Азазелло

Коровьев – Фагот

Гелла

3

Коровьев- Фагот Старший из подчиненных Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора.  По мнению разных исследователей,  в фамилии  Коровьев  можно найти ассоциации с господином Коровкиным из повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». А также с мерзким статским советником Теляевым из повести Алексея Толстого «Упырь», который оказывается рыцарем Амвросием и вампиром.

Коровьев- Фагот

Старший из подчиненных Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора. По мнению разных исследователей,

в фамилии  Коровьев  можно найти ассоциации с господином Коровкиным из повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». А также с мерзким статским советником Теляевым из повести Алексея Толстого «Упырь», который оказывается рыцарем Амвросием и вампиром.

Вторую же часть имени -  Фагот  многие считают названием музыкального инструмента. Мол похож герой на фагот - высокий, худой и узкоплечий. Однако есть более изящная версия. Имя «Фагот» было связано не столько с музыкальным инструментом, сколько со словом «еретик»: Булгаков соединил в нем два разноязычных слова: русское «фагот» и французское «fagot», а в числе значений французской лексемы «fagot» (связка веток) она называет такой фразеологизм, как «sentir le fagot» («отдавать ересью», то есть отдавать костром, связками веток для костра).  3

Вторую же часть имени -  Фагот  многие считают названием музыкального инструмента.

Мол похож герой на фагот - высокий, худой и узкоплечий. Однако есть более изящная версия. Имя «Фагот» было связано не столько с музыкальным инструментом, сколько со словом «еретик»: Булгаков соединил в нем два разноязычных слова: русское «фагот» и французское «fagot», а в числе значений французской лексемы «fagot» (связка веток) она называет такой фразеологизм, как «sentir le fagot» («отдавать ересью», то есть отдавать костром, связками веток для костра). 

3

             Кот-оборотень Бегемот    Бегемот самый очаровательный и смешной из персонажей романа. Собственно ему и положено быть таким, ведь он не только паж рыцаря Коровьева, но еще и шут Воланда.

Кот-оборотень Бегемот

Бегемот самый очаровательный и смешной из персонажей романа. Собственно ему и положено быть таким, ведь он не только паж рыцаря Коровьева, но еще и шут Воланда.

Сведения о Бегемоте Булгаков почерпнул из книги М.А. Орлова «История отношений человека с дьяволом» (1904г.), выписки из которой сохранились в булгаковском архиве.  Само же имя кота-оборотня пришло из Книги Еноха.  Этот бес изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени. Бегемот наделяет людей звериными наклонностями. 3

Сведения о Бегемоте Булгаков почерпнул из книги М.А. Орлова «История отношений человека с дьяволом» (1904г.), выписки из которой сохранились в булгаковском архиве.

Само же имя кота-оборотня пришло из Книги Еноха.

Этот бес изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени.

Бегемот наделяет людей звериными наклонностями.

3

Бегемот в демонологической традиции - это демон желаний желудка. Отсюда его необычайное обжорство, особенно в Торгсине, когда он без разбора заглатывает всё съестное.   3

Бегемот в демонологической традиции - это демон желаний желудка. Отсюда его необычайное обжорство, особенно в Торгсине, когда он без разбора заглатывает всё съестное.

3

Азазелло Демон безводной пустыни, демон-убийца. Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Предание об Азазеле как об одном из падших ангелов возникло довольно поздно (не ранее III века до н. э.) в еврейском фольклоре и зафиксировано, в частности, в известной апокрифической Книге Еноха. (Апокриф – текст, не вошедший в библейский канон).  В Книге Еноха Азазель — предводитель допотопных гигантов, восставших против Бога. Он научил мужчин воевать, а женщин — искусству обмана, совратил людей в безбожие и научил их разврату. В конце концов он был привязан, по повелению Бога, к пустынной скале.   3

Азазелло

Демон безводной пустыни, демон-убийца. Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Предание об Азазеле как об одном из падших ангелов возникло довольно поздно (не ранее III века до н. э.) в еврейском фольклоре и зафиксировано, в частности, в известной апокрифической Книге Еноха. (Апокриф – текст, не вошедший в библейский канон).

В Книге Еноха Азазель — предводитель допотопных гигантов, восставших против Бога. Он научил мужчин воевать, а женщин — искусству обмана, совратил людей в безбожие и научил их разврату. В конце концов он был привязан, по повелению Бога, к пустынной скале.

3

Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и к убийству.  Именно за коварного обольстителя принимает Азазелло Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду. 

Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и к убийству. Именно за коварного обольстителя принимает Азазелло Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду. 

Гелла Гелла является членом свиты Воланда, женщина-вампир: « Служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать».   Имя «Гелла» Булгаков почерпнул из статьи «Чародейство» Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где отмечалось, что на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами.

Гелла

Гелла является членом свиты Воланда, женщина-вампир:

« Служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать».

Имя «Гелла» Булгаков почерпнул из статьи «Чародейство» Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где отмечалось, что на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами.

Михаил Берлиоз Однофамилец знаменитого композитора, известного прежде всего своей «Фантастической симфонией». Последние части симфонии изображают шествие Христа на казнь и адский шабаш (у Булгакова Бал у Сатаны), куда попадает душа Иисуса после казни.  Таким образом, с именем Берлиоза в романе связана тема искупления, казни, судного дня, реализующаяся в сцене бала у Воланда, где над Берлиозом произносится окончательный приговор. 3

Михаил Берлиоз

Однофамилец знаменитого композитора, известного прежде всего своей «Фантастической симфонией». Последние части симфонии изображают шествие Христа на казнь и адский шабаш (у Булгакова Бал у Сатаны), куда попадает душа Иисуса после казни.

Таким образом, с именем Берлиоза в романе связана тема искупления, казни, судного дня, реализующаяся в сцене бала

у Воланда, где над Берлиозом произносится окончательный приговор.

3

Понтий Пилат Средневековая легенда гласит, что отцом Пилата был германский король Ат, умевший определять по звёздам судьбу людей. Будучи на охоте, он прочёл по звёздам, что если сейчас же от него зачнёт женщина, то ребёнок вырастет могущественным и знаменитым. Из женщин поблизости оказалась лишь дочь мельника Пила – она и стала матерью будущего прокуратора Иудеи, имя которого образовалось путём соединения имён родителей.

Понтий Пилат

Средневековая легенда гласит, что отцом Пилата был германский король Ат, умевший определять по звёздам судьбу людей. Будучи на охоте, он прочёл по звёздам, что если сейчас же от него зачнёт женщина, то ребёнок вырастет могущественным и знаменитым. Из женщин поблизости оказалась лишь дочь мельника Пила – она и стала матерью будущего прокуратора Иудеи, имя которого образовалось путём соединения имён родителей.

Иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита» Павел Оринянский

Иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита»

Павел Оринянский

Портрет Булгакова в окружении героев романа «Никогда не разговаривайте с неизвестными»

Портрет Булгакова в окружении героев романа

«Никогда не разговаривайте с неизвестными»

Понтий Пилат

Понтий Пилат

3

3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!