Тема урока: Осип Мандельштам. Высокие художественные искания и трагизм творческой судьбы поэта.
Цель урока:
1. Изучить жизнь и творчество поэта; особенности становления поэта, формирование основ мировоззрения и художественные искания поэта: освоение нового языка поэзии, трагедия судьбы поэта в эпоху тоталитарного режима.;
- Развитие осознанного отношения к личности поэта; формирование особого взгляда на личность и творчество поэта;
- уважение к личности поэта; осознание трагичности судьбы человека в эпоху тоталитарного режима.
Осип Эмильевич Мандельштам.
3 (15) января 1891,
Варшава — 27 декабря 1938
Русский поэт, прозаик, переводчик, эссеист. Начинал как представитель акмеизма.
Репрессирован, реабилитирован посмертно.
«Я не помну никого, кто бы так полно вытравил в себе романтика, не затронув в то же время поэта» Н.Гумилев. «Мандельштама так заманчиво понимать – и так трудно толковать» С.Аверинцев. Мандельштам принес из 19 века свой музыкальный стих… Приравненные друг к другу единой, хорошо знакомой мелодией, слова окрашиваются одной эмоцией, и их странный порядок, их иерархия делаются обязательными. Каждая перестройка мелодии у Мандельштама – это прежде всего смена смыслового строя. Ю.Тынянов.
Мандельштам знал подлинную цену своему поэтическому дарованию. В письме к Юрию Тынянову от 21 января 1937 года он писал : « Вот уже четверть века, как я, мешая важное с пустяками, наплывал на русскую поэзию, но вскоре стихи мои сольются с ней, кое – что изменив в ее строении и составе»
Биография
- Осип Мандельштам родился 3 января ( 15 января по новому стилю) 1891 года в Варшаве . Отец, Эмилий Вениаминович (Эмиль, Хаскл, Хацкель Бениаминович) Мандельштам (1856—-1938), был мастером перчаточного дела, состоял в купцах первой гильдии , что давало ему право жить вне черты оседлости , несмотря на еврейское происхождение. Мать, Флора Осиповна Вербловская, была музыкантом.
- В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург . Осип получил образование в Тенишевском училище (с 1900 по 1907 годы), одном из наиболее прогрессивных учебных заведений того времени. С детства находился под впечатлением архитектурно-исторического облика Петербурга , его стройного «миража», воспринимаемого по контрасту с родовыми чертами быта и религиозного ритуала еврейской диаспоры. В 1908 — 1910 годы Мандельштам учился в Сорбонне и в Гейдельбергском университете . В 1911 году для того, чтобы облегчить поступление в Петербургский университет Мандельштам перешёл в лютеранскую веру, которую, однако, не практиковал. [1] 10 сентября того же года он был зачислен на романо-германское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета, где обучался с перерывами до 1917 года .
Первые поэтические опыты.
- Начинал поэтическую карьеру как символист , последователь прежде всего Поля Верлена и Фёдора Сологуба , а также предтечи символистов — Фёдора Ивановича Тютчева . В конце 1912 года вошёл в группу акмеистов . В акмеизме он увидел, в первую очередь, апологию органического единения хаоса (природа) и жёстко организованного космоса (архитектура) в противовес размытости и иррациональности символизма. Дружбу с акмеистами ( Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым ) считал одной из главных удач своей жизни. Поэтические поиски этого периода отразила дебютная книга стихов « Камень » (три издания: 1913, 1916 и 1922).
- 1. Вспомните основные критерии поэтов –акмеистов. Как вы думаете, почему Мандельштам выбрал для себя именно акмеистическое направление в поэзии?
1. Вспомните основные критерии поэтов –акмеистов. Как вы думаете, почему Мандельштам выбрал для себя имено акмеистическое направление в поэзии?
Поэт и революция.
Первую мировую войну Мандельштам сначала приветствует, потом развенчивает («Зверинец»); отношение к октябрю 1917 как к катастрофе сменяется надеждой на то, что новое «жестоковыйное» государство может быть гуманизовано хранителями старой культуры, которые вдохнут в его нищету домашнее, «эллинское» тепло человеческого слова. Об этом — его лирические статьи. В 1919-20 (и позднее, в 1921-22) он уезжает из голодного Петербурга на юг (Украина, Крым, Кавказ:) но от эмиграции отказывается; в 1922 поселяется в Москве с молодой женой Н. Я. Хазиной (Н. Я. Мандельштам), которая станет его опорой на всю жизнь, а после гибели героически спасёт его наследие.
К 1923 надежды на гуманизацию нового общества иссякают, Мандельштам чувствует себя отзвуком старого века в пустоте нового и после 1925 на пять лет перестаёт писать стихи; только в 1928 выходят итоговый сборник «Стихотворения» и прозаическая повесть «Египетская марка» (тем же отрывисто-ассоциативным стилем) о судьбе маленького человека в провале двух эпох.
- Первую мировую войну Мандельштам сначала приветствует, потом развенчивает («Зверинец»); отношение к октябрю 1917 как к катастрофе сменяется надеждой на то, что новое «жестоковыйное» государство может быть гуманизовано хранителями старой культуры, которые вдохнут в его нищету домашнее, «эллинское» тепло человеческого слова. Об этом — его лирические статьи. В 1919-20 (и позднее, в 1921-22) он уезжает из голодного Петербурга на юг (Украина, Крым, Кавказ:) но от эмиграции отказывается; в 1922 поселяется в Москве с молодой женой Н. Я. Хазиной (Н. Я. Мандельштам), которая станет его опорой на всю жизнь, а после гибели героически спасёт его наследие. К 1923 надежды на гуманизацию нового общества иссякают, Мандельштам чувствует себя отзвуком старого века в пустоте нового и после 1925 на пять лет перестаёт писать стихи; только в 1928 выходят итоговый сборник «Стихотворения» и прозаическая повесть «Египетская марка» (тем же отрывисто-ассоциативным стилем) о судьбе маленького человека в провале двух эпох.
Поэт и революция.
Вызов власти
- С 1924 Мандельштам живет в Ленинграде, с 1928 в Москве, бездомно и безбытно, зарабатывая изнурительными переводами: «чувствую себя должником революции, но приношу ей дары, в которых она не нуждается». Он принимает идеалы революции, но отвергает власть, которая их фальсифицирует. В 1930 он пишет «Четвёртую прозу», жесточайшее обличение нового режима, а в 1933 — стихотворную инвективу («эпиграмму») против Сталина ( «Мы живём, под собою не чуя страны...» ). Этот разрыв с официальной идеологией даёт ему силу вернуться к творчеству (за редкими исключениями, «в стол», не для печати): его стихи — о чести и совести, завещанных революционными «разночинцами», о новой человеческой культуре, которая должна рождаться из земной природы, как биологическое или геологическое явление («Сохрани мою речь...», «За гремучую доблесть грядущих веков...» , «Армения», очерки «Путешествие в Армению»). Ассоциативный стиль его стихов становится всё более резким, порывистым, тёмным.
Ссылка и гибель.
- В мае 1934 Мандельштам арестован (за «эпиграмму» и другие стихи), сослан в Чердынь на Северном Урале, после приступа душевной болезни и попытки самоубийства переведён в Воронеж. Там он отбывает ссылку до мая 1937, живёт почти нищенски, сперва на мелкие заработки, потом на скудную помощь друзей. Мандельштам ждал расстрела: неожиданная мягкость приговора вызвала в нём душевное смятение, вылившееся в ряд стихов с открытым приятием советской действительности и с готовностью на жертвенную смерть («Стансы» 1935 и 1937, так называемая «ода» Сталину 1937 и др.); впрочем, многие исследователи видят в них лишь самопринуждение или «эзопов язык». Центральное произведение воронежских лет — «Стихи о неизвестном солдате», самое тёмное из сочинений Мандельштама,с картиной революционной войны за выживание человечества и его мирового разума. Мандельштам то надеялся, что «ода» спасёт его, то говорил, что «это была болезнь», и хотел её уничтожить. После Воронежа он живёт год в окрестностях Москвы, «как в страшном сне» (А. Ахматова). В мае 1938 его арестовывают вторично — «за контрреволюционную деятельность» — и направляют на Колыму. Он умер в пересыльном лагере, в состоянии, близком к сумасшествию, по официальному заключению — от паралича сердца.
- Имя его оставалось в СССР под запретом около 20 лет.
Ссылка и гибель.
Он хотел… и не его вина в том, что не мог – вписаться в этот мир, о котором сказал : « Я в мир вхожу, и люди хороши». И не его вина в том, что этот порыв оставался безответным и приходилось констатировать: « Я – непризнанный брат, Отщепенец в народной семье…» Но с ролью жертвы века Мандельштам не собирался соглашаться. И на сыпавшиеся в его адрес обвинения отвечал, едва заметно иронизируя над своими оппонентами: «… Ну, что ж, я, извиняюсь, Но в глубине души ничуть не изменяюсь…»
Увековечивание памяти поэта.
- С 60-х годов Мандельштам упоминается в мемуарах и критических статьях, появляются редкие публикации стихов в журналах (преимущественно периферийных). Объявленный в планах на 1959г. том произведений Мандельштама в серии «Библиотека поэта» был издан только в 1973г. очень малым тиражом.
Мандельштам — юбилейная открытка с оригинальной маркой. СССР, 1991
В 2001 году во Владивостоке был открыт памятник Осипу Эмильевичу Мандельштаму,
автор памятника
Ненаживин Валерий
Произведения поэта
- Сборники «Камень» (1913), «Tristia» (1922), цикл «Воронежские тетради» (опубликован 1966). Книга «Разговор о Данте» (опубликована 1967), автобиографическая проза, статьи о поэзии.
Ленинград
- Ленинград
- Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
- До прожилок, до детских припухлых желёз.
- Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
- Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
- Узнавай же скорее декабрьский денёк,
- Где к зловещему дёгтю подмешан желток.
- Петербург! я ещё не хочу умирать!
- У тебя телефонов моих номера.
- Петербург! У меня ещё есть адреса,
- По которым найду мертвецов голоса.
- Я на лестнице чёрной живу, и в висок
- Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
- И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
- Шевеля кандалами цепочек дверных.
- Декабрь 1930
- Прочитайте стихотворение О.Мандельштама. Какие чувства вызывает в вас это произведение?
- Как автор относится сам к родному городу?
- Довольно кукситься!
- Бумаги в стол засунем!
- Я нынче славным бесом обуян,
- Как будто в корень голову шампунем
- Мне вымыл парикмахер Франсуа.
- Держу пари, что я ещё не умер,
- И, как жокей, ручаюсь головой,
- Что я ещё могу набедокурить
- На рысистой дорожке беговой.
- Держу в уме, что нынче тридцать первый
- Прекрасный год в черёмухах цветёт,
- Что возмужали дождевые черви
- И вся Москва на яликах плывёт.
- Не волноваться.
- Нетерпенье - роскошь,
- Я постепенно скорость разовью –
- Холодным шагом выйдем на дорожку –
- Я сохранил дистанцию мою.
- 7 июня 1931
- Прочитайте стихотворение. Какова интонация этого произведения?
Жизненный принцип поэта
- За гремучую доблесть грядущих веков,
- За высокое племя людей
- Я лишился и чаши на пире отцов,
- И веселья, и чести своей.
- Мне на плечи кидается век-волкодав,
- Но не волк я по крови своей,
- Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
- Жаркой шубы сибирских степей.
- Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
- Ни кровавых кровей в колесе,
- Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
- Мне в своей первобытной красе,
- Уведи меня в ночь, где течёт Енисей
- И сосна до звезды достаёт,
- Потому что не волк я по крови своей
- И меня только равный убьёт.
- 17-28 марта 1931, конец 1935 г.
- Прочитайте стихотворение поэта? Что говорит поэт о том времени в котором живет?
- Какие строчки стихотворение могут стать выбором жизненного принципа самого поэта?
Из « Воронежских тетрадей»
- Пусти меня, отдай меня, Воронеж! Уронишь ты меня иль проворонишь, Ты выронишь меня или вернёшь, - Воронеж - блажь,
- Воронеж - ворон, нож.
- Апрель 1935
- Какие чувства вызывает в вас это стихотворение? Какие сочетание букв встречаются часто? Как вы думаете почему?
Эпиграмма Сталину
Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову, куёт за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него - то малина
И широкая грудь осетина.
Ноябрь 1933 года
Прочитайте стихотворение. Как вы думаете почему это стихотворение стало причиной ареста Мандельштама?
Век
- Узловатых дней колена
- Нужно флейтою связать.
- Это век волну колышет
- Человеческой тоской,
- И в траве гадюка дышит
- Мерой века золотой.
- И ещё набухнут почки,
- Брызнет зелени побег,
- Но разбит твой позвоночник,
- Мой прекрасный жалкий век!
- И с бессмысленной улыбкой
- Вспять глядишь, жесток и слаб,
- Словно зверь, когда-то гибкий,
- На следы своих же лап.
- Кровь-строительница хлещет
- Горлом из земных вещей,
- И горячей рыбой мечет
- В берег тёплый хрящ морей.
- И с высокой сетки птичьей,
- От лазурных влажных глыб
- Льётся, льётся безразличье
- На смертельный твой ушиб.
- 1922
- Прочитайте стихотворение. Каковы ваши впечатления от прочитанного? Как выразил автор свое отношение ко времени, в котором живет?
- Век мой, зверь мой, кто сумеет
- Заглянуть в твои зрачки
- И своею кровью склеит
- Двух столетий позвонки?
- Кровь-строительница хлещет
- Горлом из земных вещей,
- Захребетник лишь трепещет
- На пороге новых дней.
- Тварь, покуда жизнь хватает,
- Донести хребет должна,
- И невидимым играет
- Позвоночником волна.
- Словно нежный хрящ ребёнка
- Век младенческой земли -
- Снова в жертву, как ягнёнка,
- Темя жизни принесли.
- Чтобы вырвать век из плена,
- Чтобы новый мир начать,
- Узловатых дней колена
- Нужно флейтою связать.
- Это век волну колышет
- Человеческой тоской,
- И в траве гадюка дышит
- Мерой века золотой.
Из прозы Осипа Мандельштама.
«Странно подумать, что наша жизнь — это повесть без фабулы и героя, сделанная из пустоты и стекла, из горячего лепета одних отступлений, из петербургского инфлуенцного бреда».
- Выразите свое мнение о жизни и творчестве поэта?
- Понравились ли вам его стихотворения? Почему?
Выводы:
- Мандельштам знал над собой одну лишь власть- власть поэзии и никогда не изменял ей ( т.е. самому себе)
- Но как всякий живущий на земле, он сполна испытывал на себе и силу другой власти- власти времени, эпохи.
- Отделять свою судьбу от судьбы народа, страны, наконец, от судьбы своих современников поэт не хотел.
- Поэт был искренен и тогда когда называл век зверем, и тогда, когда признавался в любви к своему времени.
- Оплаченные такой ценой стихи, в течение десятилетий не печатавшиеся, жестоко преследуемые , остались жить - и теперь входят в наше сознание как высокие образцы достоинства и силы человеческого гонения.
Тесты к теме урока.
1.Назовите дату рождения Осипа Мандельштама?
a) 5 января 1895г
b) 15 января 1891г
c) 25 января 1896г.
2. Назовите место рождения поэта?
а ) Москва
b) Варшава
С)Петербург
3. С каким городом связано детство и юность поэта?
а ) Москва
b) Петербург
c) Киев
4. В каком образовательном учреждении учился Мандельштам?
а ) Московский университет
b) Петербургский университет
c) Киевский университет
1.К группе поэтов какого направления относится Мандельштам?
a) символизм
b) имажинизм
c) акмеизм
- Назовите стихотворение, которое стало основной причиной ареста Мандельштама?
a) « Воронежские тетради»
b) « Мы живем под собою не чуя страны»
c) «Мне стало страшно жизнь отжить»
- В каком городе установлен памятник поэту?
a) Владивосток
b) Москва
с) Таганрог
- С каким из названных поэтов был дружен Мандельштам?
a) Блок
b) Маяковский
с) Гумилев
9. Определите год гибели поэта.
a) 1938г.
b) 1939г.
с) 1936г.
10. Как называлась первая книга стихов О.Мандельштама?
a) «Камень»
b) « Булыжник»
с) « Галька»
Ответы к тестам.
- 1. b
- 2 b
- 3 b
- 4 b
- 5 c
- 6 b
- 7 a
- 8 b c
- 9 a
- 10 а