Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку биологии "Организм – целостная саморегулирующаяся система"»
Конспект урока по биологии 9 класс Учитель – Майко Е.А.
Дата: 13.09.2017г. Тема: Организм – целостная саморегулирующаяся система. Цель урока: формирование понятий об организме как биологической системе
Задачи: на основе актуализации знаний из ранее изученных разделов биологии систематизировать знания о многообразии организмов и из роли в природе; развивать умения обобщать и систематизировать информацию; прививать экологическую грамотность; убежденность в необходимости владения биологическими знаниями для сохранения целостности природных систем.
Оборудование: ИКТ Понятия: принцип саморегуляции, гомеостаз.
Структура урока: 1. Организация 2. Целевая установка 3. Актуализация опорных знаний 4. Изучение новой темы 5. Итоговое закрепление 6. Домашнее задание 7. Комментирование оценок
13.09.2017г.
Тема: Организм – целостная саморегулирующаяся система.
Цель урока: формирование понятий об организме как биологической системе
В основе строения организмов лежит клетка – элементарная живая система.
У высокоорганизованных растений и животных строение клеток, входящих в состав тканей, соответствует выполнению определенных функций. Клетки действуют согласованно и не могут существовать вне организма.
У низших многоклеточных организмов клетки менее специализированы.
Биологический смысл любого организма – оставить потомство.
При половом размножении проявляются свойства организма – наследственность и изменчивость. Все многоклеточные организмы проходят путь индивидуального развития.
Из внешней среды в организм поступают необходимые для жизни вещества и энергия. Поэтому ему важно получать сведения о внешней среде, чтобы реагировать на изменение условий.
Информация поступает в организм в форме сигналов (запах, прикосновение, свет, звук, изменение температуры). Сигналы воспринимаются рецепторами. Рецепторы преобразуют их в нервные импульсы, которые по чувствительным нейронам достигают ЦНС. Там происходит их обработка и формируется ответная реакция. По двигательным нейронам импульсы от ЦНС направляются к исполнительному органу, деятельность которого изменяется (сокращаются мышцы, вырабатываются гормоны).
На протяжении всей жизни организма действует принцип саморегуляции. Он заключается в том, что при изменении относительного постоянства внутренней среды организма – гомеостаза – ЦНС рефлекторно, без участия сознания, включает механизмы нервной или гуморальной регуляции.
В результате, деятельность одной из систем направляется на восстановление константы, например температуры тела, давления, частоты сердечных сокращений. Если этого оказывается недостаточно, организм включает осознанные поведенческие реакции на базе условных рефлексов. Так, в жаркую погоду многие животные прячутся в тень, в норы, заходят в водоемы.
Поведение организма направлено на получение желаемого результата – удовлетворение потребностей. Биологические потребности (пищевая, защитно-оборонительная, двигательная, половая) у животных и человека обеспечиваются за счет безусловных рефлексов .
Человек также имеет не только биологические, но и социальные потребности , формирующиеся под влиянием социальной среды в процессе обучения и воспитания. В их основе лежат приобретенные формы поведения – разнообразные условные рефлексы .
Домашнее задание: П. 3 – учить, отв. на ?