Учитель биологии: Майко Екатерина Александровна
Дата: 14.11.2016г. Тема урока: Болото как экосистема Цели урока: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях сфагновых мхов, расширить знания о болоте как экосистеме, развивать понятие об особенностях строения мхов, их многообразии, практическом значении и применении.
Задачи:
1.Образовательные – сформировать понятие «экосистема» раскрыть особенности взаимоотношений организмов. Составляющих природное сообщество. Формировать умение составлять пищевые связи, пользуясь материалами учебника, таблицами. Личными знаниями.
2.Развивающие: - формировать умение сравнивать, описывать, давать характеристику. Развивать умение работать с учебником, обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы.
3.Воспитательные: - воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Формировать навыки коммуникативного общения. Понятия: болото, торф, сфагновые мхи. Структура урока: 1. Организация 2.Целевая установка 3.Актуализация опорных знаний 4.Изучение нового 5.Итоговое закрепление 6.Комментирование оценок 7.Домашнее задание
Болото – экосистема с избыточным увлажнением.
Экосистема – природное сообщество и компоненты неживой природы, связанные круговоротом веществ.
Широко распространены на болотах сфагновые мхи.
Стебель сфагнума, в отличие от стебля мха кукушкин лён, сильно ветвится. Его тонкие листья состоят из клеток двух типов. Одни из них мелкие, живые, содержат хлоропласты, в них идёт фотосинтез. Другие клетки — крупные, прозрачные. Они мёртвые, пустые и имеют стенки с порами. Через поры клетки впитывают огромное количество воды (в 20-25 раз больше собственного веса). Это свойство отражено в названии мхов (греч. - губка).
Сфагновые мхи не имеют ризоидов.
Свойство сфагновых мхов впитывать большое количество влаги даже из воздуха приводит к образованию болот.
Мхи затрудняют возобновление леса – образуют мощный моховой покров, и семена не могут прорасти.
Дерновины мхов впитывают и удерживают воду, захватывают питательные вещества у деревьев. Лес заболачивается и погибает.
Болота не прогреваются лучами солнца – мхи плохо проводят тепло.
Вода в болотах холодная и медленно поступает в корни растений.
В болоте мало кислорода - растения имеют карликовую форму.
Болота создают благоприятные условия для жизни насекомых, лягушек. Птицы находят здесь пищу, строят гнезда, выводят птенцов.
Многие болота охраняются, т.к. на них встречаются редкие растения и животные.
Искусственное осушение болот приводит к нарушению водного режима – мелеют реки, засыхают леса.
Болота играют роль фильтра – ручьи, проходящие через болота, очищены от ядовитых примесей.
Мхи выделяют некоторые кислоты. В следствии того, что большое количество кислот в воде, недостаточно кислорода, низкие температуры – мхи не разлагаются, растительные остатки не гниют, а консервируются, уплотняются и образуют торф.
1 см торфа=10 лет
Торф обладает антисептическими свойствами: в его толще сохраняются кости вымерших животных, листья, плоды и пыльца исчезнувших растений.
При геологических изменениях торфяные болота покрываются отложениями глины и песка. Под их давлением торф уплотняется и медленно разлагается. В результате образуется бурый уголь, используемый как топливо. Торф ценен как удобрение и сырьё для промышленности. Из него получают древесный спирт, пластмассы, воск, парафин.
Домашнее задание: П. 14 – учить, пересказывать