Размножение рыб
Подготовила учитель высшей категории МКОУ СОШ №8 с. Ульяновка
2015 - 2016
Цели урока: показать особенности размножения
рыб, раскрыть разнообразные формы
заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида;
развивать умение анализировать информацию;
расширять кругозор учащихся и воспитывать бережное отношение к природе .
Первый вопрос
II вариант
1. Центральная нервная
система рыб состоит из:
А) Головного мозга и спинного мозга
Б) Среднего и продолговатого мозга
В) Спинного и переднего мозга
I вариант
1. Число отделов головного мозга рыб равно:
А) 4
Б) 3
В) 5
Г) 6
Второй вопрос
II вариант
2. Температура тела рыб:
А)Постоянная и не зависит от внешней среды
Б)Непостоянная, но от темп. внешней среды
не зависит
В) Непостоянная и зависит от температуры среды.
I вариант
2. Органами выделения рыб служат:
А) Зелёные железы
Б) Мальпигиевы сосуды
В) Почки
Третий вопрос
II вариант
3 . Роль кислорода в организме заключается в том, что при его участии:
А) Синтезируются новые вещества.
Б) Извлекается энергия из пищи
В) Образуется мочевина
I вариант
3. Газообмен между кровью и внешней средой происходит:
А) В жаберных артериях
Б) В жаберных венах
В) В жаберных капиллярах
Четвёртый вопрос(общий) Выбрать правильное утверждение.
- Рыбы видят близко расположенные предметы
- У рыб нет органов слуха.
- По чешуе можно узнать возраст рыб.
- Орган боковой линии есть только у пресноводных рыб.
- Имеются рыбы у которых хорда сохраняется
всю жизнь.
- Нервная система состоит из головного мозга и брюшной
нервной цепочки.
- Спинной мозг рыб расположен в позвоночном канале.
- Рыбы не способны к образованию условных рефлексов.
- Рёбра прикрепляются к дугам туловищных позвонков.
- Кровеносная система замкнута.
Ответы.
I вариант
1. В) 5
2. В) Почки
3. В) В жаберных капиллярах
II вариант
1.А) Головного мозга и спинного мозга.
2.В) Непостоянная и зависит от температуры среды.
3.Б) Извлекается энергия из пищи
4. (общий) 1 3 5 7 9 10
Обыкновенный угорь.
Распространен в реках
Западной Европы и
бассейнах Балтийского моря
Вышедшие из икринок личинки около 3-х лет живут в открытом океане и пассивно , увлекаемые Гольфстримом , дрейфуют к берегам Европы. Близ устьев рек, очевидно под влиянием меньшей солености воды , личинки превращаются в маленьких угрят, и в таком виде входят в реки.
Самка окуня выметывает склеенную в виде лент икру на водные растения
Каждая из лент содержит огромное множество икринок
Самцы в это время извергают молоки. Подвижные сперматозоиды подплывают к икринкам и проникают в них
яйцеклетка
сперматозоид
Оплодотворенная икринка начинает делиться и образуется многоклеточный зародыш.
Личинка питается и растет, и становится похожей на взрослую рыбу. Её называют мальком.
Зародыш растет и вскоре покидает оболочку икринки, превращаясь в личинку.
Он растет сравнительно быстро: примерно через 2 месяца тело его бывает длиной 2 см, а через год молодой окунь вырастает до 10 см.
Горбуша серебрянка половой диморфизм (самка и самец)
Судак обыкновенный от любви окраска самца приобретает голубой оттенок
Яйцовая капсула китовой акулы состоит из кератина .
Сельдевая акула живородящая
Луна-рыба
до 300 млн. икринок
Треска, угорь
Кета
10 млн. икринок
Осетровые
Икринки свободно плавают в толще или на поверхности воды
Скаты, акулы
3-4 тыс.
до 1,5 млн.
Горбуша
Судак, сазан
Липкая икра, которую приклеивают к растениям или на грунт
Одиночные яйца в капсулах
1-2 тыс.
Окунь
до 1 млн.
Икра в ямках, засыпанных галькой
Колюшка
?
100 икринок
Тщательная защита потомства
Сомик ариевый
до 900 тыс.
Толстолобик
свыше 500 тыс.
10-3 икринок и т.д.
Сом
?
Свыше 450 тыс.
Щука
свыше 200тыс. и т.д.
Миграции- перемещения рыб
Нерест- сложное инстинктивное поведение рыб во время размножения
Луна-рыба откладывает до 300 млн. икринок, весит около 700 кг
Колюшка трехиглая заботливый отец не только не оставляет гнездо с икрой, но и освежает воду в нем.
Тиляпия вынашивает икринки во рту
Сомик ариевый обитает в Атлантическом океане. 30 см. Самец вынашивает икринки во рту. В этот перид он не питается. Вылупившиеся мальки в случае опасности прячутся во рту у отца.
Сиамский петушок самец выдувает пузырьки воздуха и строит из них гнездо.
Морской конек икринки развиваются в кожистой складке на брюшке самца.
Что нового и интересного я узнал сегодня на уроке? Какой мой самый большой успех сегодня на уроке? Какие трудности у меня были и как я с ними боролся? Пожелания себе и другим!
Домашнее задание §33, подготовить сообщение о рыбах