Добрый день.
Громко вновь звенит звонок
Нам пора начать урок
Все волнения отбросьте-
Не забыли о нас гости!
Оглянитесь, улыбнитесь,
Тихо по местам садитесь.
Двадцать первое декабря.
Классная работа.
Я в языке одни предметы называю,
Запомните, друзья, – вот главный мой секрет:
Когда процесс и признак я обозначаю,
То их всегда представлю как предмет.
(Имя существительное)
-Что необходимо сделать, чтобы начать строительство?
- Как нам найти людей?
- Люди каких профессий нам понадобятся?
«ТРЕБУЮТСЯ РАБОЧИЕ!»
груз…ик , кранов…ик
Суффиксы -ЧИК-, -ЩИК- груз…ик , кранов…ик
образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий
-Можно определить по произношению нужную букву в суффиксе?
- Какую орфографическую проблему мы обнаружили?
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и опорные слова.
Познакомиться с ….
Выяснить …
Тема «Буквы ч и щ в суффиксе –чик(-щик)»
Познакомиться с суффиксами –чик(-щик)
Выяснить, в каких случаях пишется суффикс –чик-, в каких –щик-.
Исследование
Зака з чик Сма з чик
Подпи с чик Разно с чик
Укла д чик Укла д чик
Парке т чик Буфе т чик
Перебе ж чик
Камен щик
Компьютер щик
Бетон щик
-от чего зависит написание согласных ч и щ в суффиксах –чик ( -щик )?
-Сформулируйте правило
Алгоритм действия:
1.Выделить суффикс.
2. Обратить внимание на букву, которая стоит перед суффиксом.
ВЫВОД: Перед суффиксом стоят буквы д-т, з-с, ж, значит надо писать суффикс – чик.
Обратите внимание!
Крове л ь щик ; стеко л ь щик ; плате л ь щик ; пряди л ь щик ; пи л ь щик .
НО: крано вщ ик, бето нщ ик, электросва рщ ик
«ТРЕБУЮТСЯ РАБОЧИЕ!»
Груз…ик
Кранов..ик
Физкультминутка
Определите,
соответствует ли указанному правилу написание данных слов?
1. Руб чик , рукав чик , тюльпан чик .
2. Ключ ик , кирпич ик , кузнеч ик .
3. Фонар щик , барабан щик , набор щик .
Игра «Кто я такой?»
1. Работник, который занимается приемом чего-нибудь-
Приём ..ик
2. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь издание-
Подпис ..ик
3. Рабочий, работающий по сменно с другим-
Смен ..ик
4. Рабочий, который замешивает бетон -
Бетон ..ик
Работать гру з чик ом;
Являться расска з чик ом;
Юный барабан щик ;
Опытный ре з чик ;
Буду подпи с чик ом;
Строгий зака з чик .
ПРОВЕРИМ:
1-в 2-в
- - А 1.- Г
- - Г 2.- А
- - А 3.- А,В
- - Г 4. -А
- - Г 5.- Б
Материал параграфа 52 (выучить правило.)
А) составить связный рассказ
на тему «Рабочие на стройке», употребив существительные, обозначающие людей по профессии.
Б) придумать и записать лингвистическую сказку о суффиксах -чик-щик-.
РЕФЛЕКСИЯ
− Какую цель мы ставили на уроке?
− Достигли её?
− В чем вы испытали затруднения?
− Что вам помогло их преодолеть?
Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:
Я узнал…
Мне понравилось…
Я открыл для себя…