СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации используются задания, которые будут интересны для учащихся 5 класса (кроссворд, юмористический рассказ, рисунки).

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"»

Урок русского языка в 5 классе По теме: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова»

Урок русского языка в 5 классе

По теме: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова»

Знать : способ выбора  о - ё в корнях слов после шипящих . Уметь : обосновывать выбор о - ё в корнях слов после шипящих.
  • Знать : способ выбора

о - ё в корнях слов после шипящих .

  • Уметь : обосновывать выбор о - ё в корнях слов после шипящих.
 В чем особенность  шипящих звуков?

В чем особенность шипящих звуков?

Что общего между словами?  Пчёлка, шёлковый, шорты, анчоус, жёсткий, пчела, шелковистый, щёчка, шоу, боржоми, молодожёны, щётка, причёска, чёлка, шёпот, шорох, капюшон, крыжовник, зачёркивать. Можно ли слова пчела, шелковистый назвать лишними ? Разбейте слова на две группы, рядом с каждым напишите однокоренные.

Что общего между словами?

  • Пчёлка, шёлковый, шорты, анчоус, жёсткий, пчела, шелковистый, щёчка, шоу, боржоми, молодожёны, щётка, причёска, чёлка, шёпот, шорох, капюшон, крыжовник, зачёркивать.
  • Можно ли слова пчела, шелковистый назвать лишними ?
  • Разбейте слова на две группы, рядом с каждым напишите однокоренные.
Анчоус –мелкая морская рыбка  Шоу – представление  Боржоми – город в Грузии  Найдите существенный признак, определяющий условия разного написания.  Сделайте вывод, сформулируйте правило.   Сравните с правилом в учебнике.

Анчоус –мелкая морская рыбка Шоу – представление Боржоми – город в Грузии

Найдите существенный признак, определяющий условия разного написания.

Сделайте вывод, сформулируйте правило.

Сравните с правилом в учебнике.

1. Где корень? 2. Где орфограмма? 3. Можно ли изменить звук о ?  Если можно – пишем ё ,  Если нельзя – пишем – о .
  • 1. Где корень?
  • 2. Где орфограмма?
  • 3. Можно ли изменить звук о ?

Если можно – пишем ё ,

Если нельзя – пишем – о .

Практические задания: Составьте словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму: Поч…тный _______, _______ш…рстка, ч…рствый________,________ш…в, ________печ…нка, зач…ркивать______, ________ш…рохи, ________ш…потом, по _______трущ…бам, ______беч…вка.

Практические задания:

  • Составьте словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму:

Поч…тный _______, _______ш…рстка,

ч…рствый________,________ш…в,

________печ…нка, зач…ркивать______,

________ш…рохи, ________ш…потом,

по _______трущ…бам, ______беч…вка.

1. Место соединения сшитых кусков. 2. Глухой звук, шуршание. 3. Наездник на скачках. 4. Водитель автомобиля. 5. Мощёная щебнем или асфальтированная дорога. 6. Мастер по изготовлению ременной упряжи. 7. Стержень для чистки и смазки ствола оружия. 8. Презрительное название ненасытного человека. 9. Цирковой артист. 10. Накидка на голову. 11. Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зеленого цвета. 1 О 2 О О 3 О 4 О 5 О 6 7 О О 8 О 9 О 10 11 О

1. Место соединения сшитых кусков.

2. Глухой звук, шуршание.

3. Наездник на скачках.

4. Водитель автомобиля.

5. Мощёная щебнем или асфальтированная дорога.

6. Мастер по изготовлению ременной упряжи.

7. Стержень для чистки и смазки ствола оружия.

8. Презрительное название ненасытного человека.

9. Цирковой артист.

10. Накидка на голову.

11. Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зеленого цвета.

1

О

2

О

О

3

О

4

О

5

О

6

7

О

О

8

О

9

О

10

11

О

1. Шов 2. Шорох 3. Жокей 4. Шофёр 5. Шоссе 6. Шорник 7. Обжора 8. Шомпол 9. Жонглёр 10. Капюшон 11. Крыжовник

1. Шов

2. Шорох

3. Жокей

4. Шофёр

5. Шоссе

6. Шорник

7. Обжора

8. Шомпол

9. Жонглёр

10. Капюшон

11. Крыжовник

  Прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 18 слов-исключений.   По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад , жонглёр  жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол .  Жокей с шорником договаривались о новых шорах  для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры . Все были шокированы  происшедшим.

Прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 18 слов-исключений.

  • По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры . Все были шокированы происшедшим.
Восстановите юмористический рассказ, вставляя нужные слова. По ….. мчалась машина. В кабине сидел ……. , а в кузове тряслись …………………. , …………. , ………… , ………. и ………. . Каждый был занят своим делом. ……… ел ………… , …………  ……………. ……………. , нанизывая его на ………… .  ……….. .. …………….. договаривались о новых ………..  для лошади. ………….. …………. молчал, надвинув на глаза …………. . Настроение у всех было ……………… . Будто ехали они на веселое …………. . Вдруг послышался ………… . Это лопнул ………. …… ………. ………………. . Все были ………………  происшедшим.

Восстановите юмористический рассказ, вставляя нужные слова.

  • По ….. мчалась машина. В кабине сидел ……. , а в кузове тряслись …………………. , …………. , ………… , ………. и ………. . Каждый был занят своим делом. ……… ел ………… , ………… ……………. ……………. , нанизывая его на ………… . ……….. .. …………….. договаривались о новых ……….. для лошади. ………….. …………. молчал, надвинув на глаза …………. . Настроение у всех было ……………… . Будто ехали они на веселое …………. . Вдруг послышался ………… . Это лопнул ………. …… ………. ………………. . Все были ……………… происшедшим.
Использованная литература: 1.Ларионова Л.Г. /Сборник упражнений по орфографии: 5 кл.: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2001, с. 112. Интернет – ресурсы.

Использованная литература:

  • 1.Ларионова Л.Г. /Сборник упражнений по орфографии: 5 кл.: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2001, с. 112.
  • Интернет – ресурсы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!