СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Дополнение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация урока по теме "Дополнение" для учащихся 8 класса казахской школы

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Дополнение"»

Второстепенные члены предложения Дополнение: прямое и косвенное

Второстепенные члены предложения

Дополнение: прямое и косвенное

Содержание этапов урока: Организационный момент. Мотивационное начало урока. Постановка цели. Проверка д/з. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования, упражнение на их основе и закрепление. Этап информации домашнего задания.

Содержание этапов урока:

  • Организационный момент.
  • Мотивационное начало урока. Постановка цели. Проверка д/з.
  • Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.
  • Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования, упражнение на их основе и закрепление.
  • Этап информации домашнего задания.

Этап проверки домашнего задания. Работа в малых группах. 1-группа. Карточка-1. 2-группа. Карточка-2. 3-группа. Опорная схема.

Этап проверки домашнего задания. Работа в малых группах.

  • 1-группа. Карточка-1.
  • 2-группа. Карточка-2.
  • 3-группа. Опорная схема.

К-1  Вставить вместо вопросов местоимение «ты» в нужном падеже.  Письмо Н.Островского, матери .  Милая мама! Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил (кому?) радость. Я хочу (с кем?)серьезно поговорить. Я прошу (кого?), чтобы (кто?) не выполняла тяжелую работу. Не лучше ли (кому?) поехать в санаторий? Подумай и напиши. Обнимаю (кого?) Твой Коля.

К-1

  • Вставить вместо вопросов местоимение «ты» в нужном падеже.

  • Письмо Н.Островского, матери .

Милая мама! Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил (кому?) радость. Я хочу (с кем?)серьезно поговорить. Я прошу (кого?), чтобы (кто?) не выполняла тяжелую работу. Не лучше ли (кому?) поехать в санаторий? Подумай и напиши. Обнимаю (кого?)

Твой Коля.

К-2 Определить падеж существительного Родина . В роли члена предложения он выступает?   Любить Родину- значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у Родины праздник и страдать, когда Родине тяжело. И главное – гордиться Родиной, беречь Родину, не давать в обиду врагам, которые идут на нее с оружием. Не давать в обиду тем, кто думает только о себе и забывает о Родине.  Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и ее народ, и ее земля, и ее история, и ее завтрашний день. Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом! (ПО Ю.Яковлеву.)

К-2

  • Определить падеж существительного Родина . В роли члена предложения он выступает?

  • Любить Родину- значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у Родины праздник и страдать, когда Родине тяжело. И главное – гордиться Родиной, беречь Родину, не давать в обиду врагам, которые идут на нее с оружием. Не давать в обиду тем, кто думает только о себе и забывает о Родине.

Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и ее народ, и ее земля, и ее история, и ее завтрашний день. Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом!

(ПО Ю.Яковлеву.)

Второстепенные члены предложения      Обозначают:       Вопросы:  Выражаются:

Второстепенные члены предложения

Обозначают:

Вопросы:

Выражаются:

Способы выражения дополнения Чем выражено дополнение Часть речи Примеры  Форма Имя существительное Местоимение Прилагательные и причастия в значении существительных. Сочетание числительного с существительным.  Косвенные падежи с предлогами и без предлогов  Ученик читает книгу. Ученик склонился над книгой . Прохожие оглядывались на  него . Никто не видел его . Он встретил своих знакомых в театре. Он встретился со своими знакомыми в театре. Товарищ купил два билета . У него не хватило денег на два билета.

Способы выражения дополнения

Чем выражено дополнение

Часть речи

Примеры

Форма

  • Имя существительное
  • Местоимение
  • Прилагательные и причастия в значении существительных.
  • Сочетание числительного с существительным.

Косвенные падежи с предлогами и без предлогов

Ученик читает книгу. Ученик склонился над книгой .

Прохожие оглядывались на него . Никто не видел его .

Он встретил своих знакомых в театре. Он встретился со своими знакомыми в театре.

Товарищ купил два билета . У него не хватило денег на два билета.

Изучение нового материала. Работа над словосочетаниями. Работа с таблицей. Закрепление теоретической информаций о прямом и косвенном дополнении. Выполнение творческой и письменной работы.

Изучение нового материала.

  • Работа над словосочетаниями.
  • Работа с таблицей.
  • Закрепление теоретической информаций о прямом и косвенном дополнении.
  • Выполнение творческой и письменной работы.
Прочитайте.  Главные члены предложения, второстепенные члены предложения; подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение; прямое дополнение, косвенное дополнение; дополнение в форме винительного падежа без предлога, дополнение в форме творительного падежа, дополнение в форме винительного падежа с предлогом; переходный глагол, непереходный глагол, относится только к переходному глаголу.

Прочитайте.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения; подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение; прямое дополнение, косвенное дополнение; дополнение в форме винительного падежа без предлога, дополнение в форме творительного падежа, дополнение в форме винительного падежа с предлогом; переходный глагол, непереходный глагол, относится только к переходному глаголу.

Глаголы делятся на переходные и непереходные. Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога, например, читать газету, купить цветы, любить музыку, выполнить упражнение . Все остальные глаголы – глаголы непереходные, например, гулять в парке, улететь на юг, грозить неприятелю, идти по улице.

Глаголы делятся на переходные и непереходные.

  • Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога, например, читать газету, купить цветы, любить музыку, выполнить упражнение .
  • Все остальные глаголы – глаголы непереходные, например, гулять в парке, улететь на юг, грозить неприятелю, идти по улице.
Работа с таблицей ( упр. 2, стр. 72) Игра «Лучший комментатор» с выполнением задания: сделать самостоятельный вывод: что такое прямое дополнение? Что такое косвенное дополнение? Составить лучший комментарий к содержанию таблицы и выступить перед одноклассниками. Право присвоения звания «Лучший комментатор» предоставляется классу.

Работа с таблицей ( упр. 2, стр. 72)

  • Игра «Лучший комментатор» с выполнением задания: сделать самостоятельный вывод: что такое прямое дополнение? Что такое косвенное дополнение? Составить лучший комментарий к содержанию таблицы и выступить перед одноклассниками.
  • Право присвоения звания «Лучший комментатор» предоставляется классу.
Дополнение Без  предлога С предлогом В винительном В других значениях (достичь цели, лишить свободы ) В значении «часть от целого» (выпил чаю, купил хлеба) При переходном глаголе с отрицанием В родительном В дательном В творительном Любая падежная форма Прямое  Косвенное

Дополнение

Без предлога

С предлогом

В винительном

В других значениях (достичь цели, лишить свободы )

В значении «часть от целого» (выпил чаю, купил хлеба)

При переходном глаголе с отрицанием

В родительном

В дательном

В творительном

Любая падежная форма

Прямое

Косвенное

Вывод: Различают прямые и косвенные дополнения. Прямые дополнения выражаются: 1) формой винительного падежа без предлога (Он построил дом ); 2) формой родительного падежа при глаголе с отрицательной частицей не (Он не достроил дом ). Косвенные дополнения выражаются всеми остальными косвенными падежами, в том числе винительным падежом с предлогами.

Вывод:

  • Различают прямые и косвенные дополнения.
  • Прямые дополнения выражаются: 1) формой винительного падежа без предлога (Он построил дом ); 2) формой родительного падежа при глаголе с отрицательной частицей не (Он не достроил дом ).
  • Косвенные дополнения выражаются всеми остальными косвенными падежами, в том числе винительным падежом с предлогами.
Выберите примеры для подтверждения своих выводов о прямом дополнении, потом о косвенном дополнении.   1. Моя бабушка любит собирать лекарственные растения . 2. Моя искренность поразила  Пугачёва . 3. Дай мне, пожалуйста, молока . 4. Сынок, купи в магазине хлеба . 5.Сказали, в течение дня не будет воды . 6. Я не люблю  шуток твоих. 7. Чтобы достичь  цели , надо много трудиться. 8. Больной лишился сна . 9. Многие композиторы отдали музыке всю свою жизнь. 10. Я  никому  не позволю себя обманывать. 12. Старик ловил неводом рыбу. 13. Из газет и журналов я узнавал о  жизни других городов, других народов. 14. Без музыки  и песен  не проходит ни один праздник . 15. Я ездила в город с  подругой . 16. Дулат хорошо играет в шахматы .

Выберите примеры для подтверждения своих выводов о прямом дополнении, потом о косвенном дополнении.

1. Моя бабушка любит собирать лекарственные растения . 2. Моя искренность поразила Пугачёва . 3. Дай мне, пожалуйста, молока . 4. Сынок, купи в магазине хлеба . 5.Сказали, в течение дня не будет воды . 6. Я не люблю шуток твоих. 7. Чтобы достичь цели , надо много трудиться. 8. Больной лишился сна . 9. Многие композиторы отдали музыке всю свою жизнь. 10. Я никому не позволю себя обманывать. 12. Старик ловил неводом рыбу. 13. Из газет и журналов я узнавал о жизни других городов, других народов. 14. Без музыки и песен не проходит ни один праздник . 15. Я ездила в город с подругой . 16. Дулат хорошо играет в шахматы .

Мукагали Макатаев (1931-1976) « Я – ровесник поколения ХХI века, а может быть ровесник еще дальних поколений». Он оставил после себя незабвенный памятник – свою поэзию.

Мукагали Макатаев (1931-1976)

  • « Я – ровесник поколения ХХI века, а может быть ровесник еще дальних поколений».
  • Он оставил после себя незабвенный памятник – свою поэзию.
Словарь урока: Без музыки и песен Обсуждали –(обсуждать) – талкылады (талкылау) Влияние – ыкпал ету Легенды (легенда) – аныздар (аныз)

Словарь урока:

  • Без музыки и песен
  • Обсуждали –(обсуждать) – талкылады (талкылау)
  • Влияние – ыкпал ету
  • Легенды (легенда) – аныздар (аныз)
Задание классу. Задание I группе . Прочитайте текст. Составьте к тексту простой план в виде вопросительных предложений, перескажите текст. Задание II группе. Спишите второй абзац текста. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу и дополнения. Определите, какие это дополнения (прямые или косвенные), на какие вопросы отвечают, что обозначают, чем выражены, к какому члену предложения относятся. Задание III группе . Просклоняйте устно большое влияние , устная поэзи я, народная легенда .

Задание классу.

  • Задание I группе . Прочитайте текст. Составьте к тексту простой план в виде вопросительных предложений, перескажите текст.
  • Задание II группе. Спишите второй абзац текста. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу и дополнения. Определите, какие это дополнения (прямые или косвенные), на какие вопросы отвечают, что обозначают, чем выражены, к какому члену предложения относятся.
  • Задание III группе . Просклоняйте устно большое влияние , устная поэзи я, народная легенда .

Пётр Ильич Чайковский П.И.Чайковский стал композитором с мировым именем. Музыку его знают и любят во всех странах мира.

Пётр Ильич Чайковский

  • П.И.Чайковский стал композитором с мировым именем. Музыку его знают и любят во всех странах мира.
Автобиография В автобиографии автор в хронологическом порядке описывает события своей жизни. В ней должны быть указаны название документа, содержание, подпись и дата.

Автобиография

  • В автобиографии автор в хронологическом порядке описывает события своей жизни. В ней должны быть указаны название документа, содержание, подпись и дата.
Домашнее задание. Напишите по аналогии автобиографию или биографию любимого писателя (поэта, композитора), употребляя прямые и косвенные дополнения. Упр. 6, стр. 79-80.

Домашнее задание.

  • Напишите по аналогии автобиографию или биографию любимого писателя (поэта, композитора), употребляя прямые и косвенные дополнения.
  • Упр. 6, стр. 79-80.
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы СШ № 47  г. Семей  Кудайбергенова  Жанат Базаровна

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы СШ № 47 г. Семей Кудайбергенова Жанат Базаровна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!