Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Дополнение"»
Второстепенные члены предложения
Дополнение: прямое и косвенное
Содержание этапов урока:
- Организационный момент.
- Мотивационное начало урока. Постановка цели. Проверка д/з.
- Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.
- Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования, упражнение на их основе и закрепление.
- Этап информации домашнего задания.
Этап проверки домашнего задания. Работа в малых группах.
- 1-группа. Карточка-1.
- 2-группа. Карточка-2.
- 3-группа. Опорная схема.
К-1
- Вставить вместо вопросов местоимение «ты» в нужном падеже.
- Письмо Н.Островского, матери .
Милая мама! Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил (кому?) радость. Я хочу (с кем?)серьезно поговорить. Я прошу (кого?), чтобы (кто?) не выполняла тяжелую работу. Не лучше ли (кому?) поехать в санаторий? Подумай и напиши. Обнимаю (кого?)
Твой Коля.
К-2
- Определить падеж существительного Родина . В роли члена предложения он выступает?
- Любить Родину- значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у Родины праздник и страдать, когда Родине тяжело. И главное – гордиться Родиной, беречь Родину, не давать в обиду врагам, которые идут на нее с оружием. Не давать в обиду тем, кто думает только о себе и забывает о Родине.
Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и ее народ, и ее земля, и ее история, и ее завтрашний день. Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом!
(ПО Ю.Яковлеву.)
Второстепенные члены предложения
Обозначают:
Вопросы:
Выражаются:
Способы выражения дополнения
Чем выражено дополнение
Часть речи
Примеры
Форма
- Имя существительное
- Местоимение
- Прилагательные и причастия в значении существительных.
- Сочетание числительного с существительным.
Косвенные падежи с предлогами и без предлогов
Ученик читает книгу. Ученик склонился над книгой .
Прохожие оглядывались на него . Никто не видел его .
Он встретил своих знакомых в театре. Он встретился со своими знакомыми в театре.
Товарищ купил два билета . У него не хватило денег на два билета.
Изучение нового материала.
- Работа над словосочетаниями.
- Работа с таблицей.
- Закрепление теоретической информаций о прямом и косвенном дополнении.
- Выполнение творческой и письменной работы.
Прочитайте.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения; подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение; прямое дополнение, косвенное дополнение; дополнение в форме винительного падежа без предлога, дополнение в форме творительного падежа, дополнение в форме винительного падежа с предлогом; переходный глагол, непереходный глагол, относится только к переходному глаголу.
Глаголы делятся на переходные и непереходные.
- Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога, например, читать газету, купить цветы, любить музыку, выполнить упражнение .
- Все остальные глаголы – глаголы непереходные, например, гулять в парке, улететь на юг, грозить неприятелю, идти по улице.
Работа с таблицей ( упр. 2, стр. 72)
- Игра «Лучший комментатор» с выполнением задания: сделать самостоятельный вывод: что такое прямое дополнение? Что такое косвенное дополнение? Составить лучший комментарий к содержанию таблицы и выступить перед одноклассниками.
- Право присвоения звания «Лучший комментатор» предоставляется классу.
Дополнение
Без предлога
С предлогом
В винительном
В других значениях (достичь цели, лишить свободы )
В значении «часть от целого» (выпил чаю, купил хлеба)
При переходном глаголе с отрицанием
В родительном
В дательном
В творительном
Любая падежная форма
Прямое
Косвенное
Вывод:
- Различают прямые и косвенные дополнения.
- Прямые дополнения выражаются: 1) формой винительного падежа без предлога (Он построил дом ); 2) формой родительного падежа при глаголе с отрицательной частицей не (Он не достроил дом ).
- Косвенные дополнения выражаются всеми остальными косвенными падежами, в том числе винительным падежом с предлогами.
Выберите примеры для подтверждения своих выводов о прямом дополнении, потом о косвенном дополнении.
1. Моя бабушка любит собирать лекарственные растения . 2. Моя искренность поразила Пугачёва . 3. Дай мне, пожалуйста, молока . 4. Сынок, купи в магазине хлеба . 5.Сказали, в течение дня не будет воды . 6. Я не люблю шуток твоих. 7. Чтобы достичь цели , надо много трудиться. 8. Больной лишился сна . 9. Многие композиторы отдали музыке всю свою жизнь. 10. Я никому не позволю себя обманывать. 12. Старик ловил неводом рыбу. 13. Из газет и журналов я узнавал о жизни других городов, других народов. 14. Без музыки и песен не проходит ни один праздник . 15. Я ездила в город с подругой . 16. Дулат хорошо играет в шахматы .
Мукагали Макатаев (1931-1976)
- « Я – ровесник поколения ХХI века, а может быть ровесник еще дальних поколений».
- Он оставил после себя незабвенный памятник – свою поэзию.
Словарь урока:
- Без музыки и песен
- Обсуждали –(обсуждать) – талкылады (талкылау)
- Влияние – ыкпал ету
- Легенды (легенда) – аныздар (аныз)
Задание классу.
- Задание I группе . Прочитайте текст. Составьте к тексту простой план в виде вопросительных предложений, перескажите текст.
- Задание II группе. Спишите второй абзац текста. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу и дополнения. Определите, какие это дополнения (прямые или косвенные), на какие вопросы отвечают, что обозначают, чем выражены, к какому члену предложения относятся.
- Задание III группе . Просклоняйте устно большое влияние , устная поэзи я, народная легенда .
Пётр Ильич Чайковский
- П.И.Чайковский стал композитором с мировым именем. Музыку его знают и любят во всех странах мира.
Автобиография
- В автобиографии автор в хронологическом порядке описывает события своей жизни. В ней должны быть указаны название документа, содержание, подпись и дата.
Домашнее задание.
- Напишите по аналогии автобиографию или биографию любимого писателя (поэта, композитора), употребляя прямые и косвенные дополнения.
- Упр. 6, стр. 79-80.
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы СШ № 47 г. Семей Кудайбергенова Жанат Базаровна