Тема:
Гласные после шипящих «Ж» и «Ш».
Тип урока: Открытие новых знаний.
Дидактическая цель урока:
Формирование у учащихся способности к рефлексии и реализации коррекционной нормы(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения)
Методические задачи урока:
Обучающие:
Учить детей делать выводы
Учить оценивать знания и сравнивать с эталоном
Обогащать словарный запас
Развивающие:
Развивать универсальное учебное действие учащихся
Развивать монологическую речь учащихся
Развивать умение работать в парах, группах, самостоятельно, делать выводы
Развивать умение контролировать деятельность, работая в парах и группах
Развивать произвольное вынимание, память, воображение
Развивать интерес к изучению окружающего мира
Воспитывающие:
Основные дидактические методы:
Проблемный
Частично – поисковый
Практический
Форма организации познавательной деятельности:
Коллективная
Индивидуальная
Работа в парах
Работа в группах
Место данного урока в системе уроков по теме:
Второй урок в теме «Шипящие согласные звуки»
Оборудование и используемые учебные пособия:
Технические средства:
Магнитофон для организации эмоциональных пауз и физкультминуток
Комментарии:
Универсальные учебные действия:
Личностные:
Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению окружающего мира
Иметь представления о моральных нормах поведения
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения
Понимать выделенные учителем ориентиры в учебном материале
Выполнять учебные действия в устной и письменной речи
Познавательные:
Коммуникативные:
Сценарий урока
Самоопределение к деятельности
Урок с улыбки начинаем
Успех всех ждет,
Мы точно знаем
Актуализация и пробное учебные действие.
Мыши, ежики, ужи,
Лыжи, лужи, камыши.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши, и моржи;
Кружи, дружи, служи, спеши –
Запомни слоги жи и ши.
Учитель: О чем сегодня будем говорить на уроке?
(О словах с сочетаниями жи и ши)
Учитель: Какая цель нашего урока?
(Открытие нового знания)
Учитель: Как будете работать на уроке?
(Старательно, внимательно, активно)
В начале урока группа учеников – исследователей проверит и найдет, где в школе есть слова с сочетаниями «жи – ши».
На доске карточки с обозначением букв: «А», «Я», «У», «Ю», «Ы», «И», «Ж», «Ш», «Ч», «Щ».
Учитель: На какие две группы можно разделить эти буквы?
(Например: гласные и согласные, буквы 2 элемента при написании и буквы где 3 элемента при написании. Ученики могут найти несколько вариантов ответа).
Учитель: Сгруппируйте эти буквы: первая группа – буквы, обозначающие гласные звуки; вторая группа – буквы, обозначающие согласные звуки.
Ученики распределяют буквы на 2 группы. Первая: «А», «Я», «У», «Ю», «Ы», «И»; вторая : «Ж», «Ш», «Ч», «Щ».
Учитель: Как мы произносим гласные звуки?
(Воздух проходит свободно, не встречая преграды)
Учитель: Как мы произносим согласные звуки?
(При произношении согласных звуков воздух встречает преграду)
Учитель: Что общего в произношении звуков «Ж», «Ш», «Ч», «Щ»?
(Это буквы ,обозначающие шипящие звуки)
Локализация индивидуальных затруднений
Учитель: Мы попадаем в сказочный город, в котором живут наши буквы, стоят они у ворот, торопятся, домиков остается мало. В какие домики они заселятся? С кем по соседству будут жить буквы «Ж» и «Ш»?
(Они будут жить по соседству с буквой, обозначающий звук «И»)
Учитель: Почему они будут жить по соседству с этой буквой?
(Потому что «Ж» и «Ш» не имеют пары по мягкости, а обозначают всегда твердый согласный звук)
Учитель: Давайте пройдем по улицам этого сказочного города. Первая улица называется Подскажи словечко.
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе … (живот)
Вяжет мама длинный шарф
Потому что сын … (жираф)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (машина)
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут … (мыши)
По полям бегут ручьи
На дорогах … (лужи)
Скоро выйдут муравьи
После зимней … (стужи)
Учитель: А теперь мы шагаем дальше по нашему сказочному городу. Мы пришли на театральную площадь, где идет сказка «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными».
Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, И, Ы, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие , с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Учитель: Мы приходим в переулок Предложений. Вам надо составить предложение из слов: жил, у, кот, Маши, рыжий. И записать его в тетрадь.
(Рыжий кот жил у Маши)
Построение проекта выхода из затруднения
Учитель: Из экспедиции возвратилась группа исследователей, они обнаружили следующие слова: широкий коридор, большие цветы, чужие люди, свежий воздух. Запишите в тетрадь слова и объясните, какое правило нужно применить, чтобы это слова были записаны без ошибок.
(Ученики записывают слова широкий, большие, чужие, свежий и комментируют их)
Физкультминутка
Дети ритмично двигаются под музыку.
Реализация построения проекта
Игра «Кто где живет?» Соединить линиями, кто, где живет.
Ежи…в поле.
Мыши …в болоте.
Ужи …в лесу.
Составить предложения с данными словами.
(Ежи живут в лесу. Мыши живут в поле. Ужи живут в болоте.)
7.Обобщение затруднений во внешней речи.
Учитель: Мы попадаем на улицу Пословиц. Работаем в группах.
Учитель: Мы попадаем на вторую улицу – улицу Пословиц. Работаем в группах. Из слов составить пословицы и объяснить их значения. Записать понравившуюся пословицу в тетрадь.
Учитель: Вставьте в пословицы пропущенные слова и объясните их смысл.
Не … языком – торопись делом
Кулаком … одного, а умом тысячи
Ум за морем не …, если его дома нет
… людей …
Слова для справок: купишь, насмешишь, победишь, поспешишь, спеши.
Проверка
У учащихся на партах лежат сигнальные кружочки.
Учитель: Кружочки поднимают те, кто не сделал ни одной ошибки.
Учитель: Кружочки поднимают те, кто сделал одну ошибку.
Учитель: Кружочки поднимают те, кто сделал больше одной ошибки.
Включение в систему знаний и повторение
Учитель: Назовите согласные, которые обозначают шипящие звуки.
(Ж,Ш, Ч, Щ)
Учитель: Над каким правилом мы сегодня работали?
Лыжи, мыши и ужи
Шины, ежики, чижи
В сочетаниях Ши – Жи
Только И всегда пиши.
Рефлексия учебной деятельности
Учитель: Какая цель была поставлена? Что было легко, а что было трудно? Можно ли сказать что попали в цель?
Оценка урока
Учитель: На белом кружочке нарисуйте, какое настроение было на уроке.