СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку Е.Чарушин."Кабан"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку Е.Чарушин"Кабан"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку Е.Чарушин."Кабан"»

ГУ «ЛУВК ШДУУДС №31»

Урок литературного чтения

Тема: Чарушин Е.И. «Кабан»

4 класс

Учитель: Шевченко Лариса Витальевна

2016-2017 уч.год


Тема: Е. И. Чарушин «Кабан»

Цели: пробудить интерес к личности и творчеству Е. И. Чарушина;

познакомить с содержанием произведения Е.И. Чарушина «Кабан» ;

учить чувствовать и понимать образный язык художественного

произведения, выразительные средства, создающие художественный

образ; расширять словарный запас; закреплять умение прогнозировать

и анализировать; отрабатывать навыки беглого , осознанного,

выразительного чтения; развивать память, речь, мышление ;

развивать умение определять авторское и своё отношение к героям,

их поступкам и разбираться в мотивах их поведения;

воспитывать бережное отношение к животным, интерес к изучению при-

роды, волевые черты характера.

Планируемые результаты:

Предметные: умения прогнозировать содержание произведения,увеличивать

темп чтения вслух, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение.

Личностные: эмоционально проживать текст ,выражать эмоции, понимать эмоции других, сопереживать, высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения, их поступкам.

Метапредметные

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать свое предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, оценивать свои достижения; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре, в группе,

формулировать свою позицию.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний:

отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать

новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация к произведению Е.И. Чарушина, выставка его книг, карточки с заданиями; учебник «Литературное чтение» 4 класс (составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.).

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап .

-Посмотрите в окно .

-Какая погода?

-Какое настроение она у вас вызывает?

-Что нужно сделать ,чтобы настроение улучшилось?

-Чтобы у всех было хорошее настроение?

-Давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям.

2-.Ваши ожидания от нашего сегодняшнего урока?

3. «Вы талантливые, дети!- сказал Ж.-Ж.Руссо. И я позволю себе присоединиться к этому высказыванию.-

Когда-нибудь вы сами приятно удивитесь, какие вы …умные, как хорошо умеете….работать, если будете постоянно перед собой ставить новые …цели, стремиться к их достижению…

-Сегодня мы будем ставить перед собой новые цели? Будем стремиться тх достичь?

11.Актуализация знаний

1) Продолжим наш урок речевой разминкой.

Мы весенним теплым днём

В зоопарк гулять идём.

Посмотреть хотим скорей

Мы на всяческих зверей.

-Прочитайте с интонацией удивления, восхищения, шёпотом, выразительно.

2)Разгадайте кроссворд (Работа в парах)

Кроссворд

1. Автор произведения «Выскочка».

2. Имя старика из произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш».

3. Как называл старик лебедя из произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка?

4. Автор произведения «Барбос и Жулька».

5. Имя собаки. «Благодаря длинной, чуть-чуть вьющейся шерсти в нём замечалось отдалённое сходство с белым пуделем, к которому никогда не

прикасались ни мыло, ни гребень, ни ножницы»(А.И.Куприн).

6. Какие были отношения между Соболько и Приёмышем?

7. Какой породы была собака Вьюшка из произведения М.М.Пришвина

«Выскочка»?

П р и ш в и н

Т а р а с

П р и ё м ы ш

К у п р и н

Б а р б о с

д р у ж б а

л а й к а

-Проверьте себя. Какое слово у вас получилось?(Самопроверка, самооценка)

-Какой раздел литературного чтения мы сейчас изучаем?

111.Проблемное объяснение нового материала

1. Сообщение темы и постановка целей урока

-Глаза закройте, пожалуйста. Откройте.

-Кого вы видите?(Иллюстрации Е. Чарушина к книгам)

-Что можете сказать об этих животных? Какие они? (Смешные, добрые, пушистые…)

-Предположите, какой человек мог нарисовать таких интересных животных?(Добрый, наблюдательный, внимательный..)

-Рассмотрите картинку. Какие из этих животных встречаются в нашем крае?

-Составьте слово из первых букв названий животных, цифры помогут расположить буквы по порядку, и вы узнаете фамилию человека, автора эти иллюстраций.

Чарушин Евгений Иванович(слайд)

(запись на доске)

- Евгений Иванович не только художник, он ещё и интересный писатель.

-Какие рассказы Чарушина вы читали? О чём они?(О животных, о природе.)

-Что мы можем узнать, прочитав рассказ о животных ?(Повадки, чем питаются, где живут…)

-Прочитайте высказывание.

«Входи в мир природы. Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя Родиной.»

Чарушин Е.И.

-К кому обращены эти строки? (К нам. К детям и взрослым)

-Природа говорит с нами на особом языке, и понять её могут только те, кто знает законы этого удивительного мира и умеет наблюдать за жизнью вокруг себя.

-Найдите слово, спрятавшееся среди данных букв.

-Так называется рассказ, который мы будем читать сегодня на уроке.

ъ ю ж г о ь щ ф и

с ю к а б а н д е

б р о в а х щ т у

Чарушин Евгений Иванович

Кабан

(запись на доске)

В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока.

-Познакомиться с писателем Е.И.Чарушиным, прочитать произведение «Кабан»,анализировать его.

2.Физкультминутка

Глазки видят всё вокруг: ВВЕРХ,ВНИЗ,1-2, ВВЕРХ,ВНИЗ 1-2.

Обведу я ими круг(обводим в одну сторону, в другую).

Глазкам видеть всё дано :ВВЕРХ,ВНИЗ,1-2, ВВЕРХ,ВНИЗ 1-2.

Где окно? А где кино? ВВЕРХ,ВНИЗ, ВВЕРХ, ВНИЗ.

3.Знакомство с писателем

(Приложение )

-Читать будем с пометами.

V-- уже знал

+-- узнал новое

? -- это меня заинтересовало, хочу узнать больше

-Если кто-то закончил чтение, вы можете вступать со мной в диалог.

-Что уже знали?

- Что новое для вас?

- А кого из вас заинтересовала какая-то информация и вы хотели бы узнать больше?

- Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер?(наблюдательным)

4. Работа с текстом до чтения.

- Ребята, вы видите слово – «кабан» . Что вы сразу себе представляете? Подумайте, пожалуйста, что вам известно о кабанах, как думают и говорят о них люди, в каких условиях они живут.

- Можно только добавлять информацию, не повторяться.

(Кабан – это крупное хищное животное, обитающее в лесах. Их тело покрыто густой щетиной, щеткой. На голове мощные клыки. Продвигаются по лесу гуськом: впереди самый сильный. Летом по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях, а зимой наоборот ….)

- О чем, по вашему мнению, будет рассказ «Кабан»? Начните так: «Я думаю, что рассказ будет о…»

- А иллюстрация подтверждает это?(с.99)

-Что теперь вы можете предположить?

-Как нам проверить свои предположения?

-Конечно, прочитать

5. Работа с текстом во время чтения.

-Читать будем с остановками. Читаем.Будьте внимательны.

-Чтение учителем и учениками.

-Выяснение значений непонятных слов: студень, унимать, сшибить, гуськом, небоскрёб по ходу чтения.

- Понравился ли вам рассказ?

- Подтвердились наши предположения о событиях в этом рассказе?

-Отправляемся в зоосад и мы.

6.Физкультминутка

Мы шагаем в зоосад,

Побывать там каждый рад!

Там медведи и пингвины,

Попугаи и павлины.

Там жирафы и слоны,

Обезьяны, тигры, львы.

А вот добрый, умный слон.

Посылает всем поклон.

Он кивает головой

И знакомится с тобой.

Вот и вечер наступает,

Зоосад наш отдыхает.

-А мы продолжаем нашу работу.


1V.Первичное закрепление

1.Работа с текстом после чтения

( Работа по группам дифференцированно).

1группа

-Составить кластер «Олень»

-Какое художественное средство использует автор при описании оленя?

2группа

-Найти в тексте и подготовить рассказ о том, чем занимаются звери утром в зоосаду.

.- Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных?

3 группа

-Найти в тексте описания кабанов и их действия.

- Какой литературный прием использует автор при описании кабанов?

-Составить синквейн «Кабаны»

Индивидуальное задание.- Приготовить сообщение о серых журавлях. (Работа с энциклопедией)

2.Проверка выполненной работы.

3.Беседа

- Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так? (после встречи с кабанами автор пережил эмоциональное потрясение)

- Почему автор их испугался?

- Кабан – страшный зверь?

-Послушайте сообщение о кабанах.

- Как вы думаете, прослушав рассказ , была ли у автора серьёзная причина испугаться кабанов?

-Правильно ли поступил автор, забравшись на забор?

-Как вы считаете, действительно ли нужно испытывать стыд в такой ситуации? ( Конечно, нет. Как бы вы не любили животных, всегда нужно соблюдать меры предосторожности.)

-А может быть опасен ваш домашний питомец: кошечка или собачка?

(Когда играешь с домашними животными, нужно также быть осторожным и внимательным)

Вывод: В незнакомой ситуации надо быть осторожным и предпринять все меры безопасности, чтобы не навредить себе и окружающим.

V. Домашнее задание

1. Обязательное.

Пересказать рассказ от имени автора.

2.По выбору:

1) «Я – писатель». Вспомнить и описать случай ,когда вы вели себя, как автор.

2) «Я – художник – анималист».Нарисовать любое животное, передать его характер на рисунке.

V1. Рефлексия

– Продолжите предложения.

* Сегодня на уроке я узнал …

* На этом уроке я похвалил бы себя за …

* После урока мне захотелось …

* Сегодня я сумел …

* Интересно было узнать, что..

* Меня удивило…

* Я понял, что…

* Было трудно…


V11. Подведение итогов урока

Работа с листом самооценки.

-Я посмотрю, как вы оценили свою работу, сравню со своей оценкой .Потом выставлю итоговую отметку в дневник.

-Сегодня активно работали….

- Как вы думаете, с каким чувством автор вспоминает эту историю? (добродушно – насмешливым, с юмором).

-Для чего автор рассказал нам эту историю? (Чтобы мы были осторожными в незнакомой ситуации, не поддавались страху. Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко.)

-Оправдались ли ваши ожидания от урока?

-Составление синквейна «Мальчик-художник» .

-Вы талантливые, дети! Вы поставили сегодня цели перед собой и стремились к их достижению. Спасибо вам за сотрудничество и сотворчество.
















Приложение

Кабан (дикая свинья) - это серьезный, умный и сообразительный зверь.

Он всегда готов постоять за себя и при этом бывает очень опасен.

Во внешнем облике кабана явно просматривается приспособленность к жизни в густых лесных чащах. Крупная клиновидная голова,

занимающая почти треть всего туловища, массивная шея и мощное, сжатое с боков туловище, позволяют ему в случае опасности бежать в непролазных лесных заломах и через заросли колючих кустарников с поразительной быстротой.

Убегая от опасности, кабан способен развивать скорость до 40 км/час, делать прыжки до 4 метров в длину, до 1,5 метров в высоту, бежать без отдыха 10-15 километров.

Он быстро и легко плавает, справляясь с довольно сильным течением, уверенно ходит по болотам, поднимается на крутые склоны.

Кабан только кажется грузным и неповоротливым. На самом деле он быстр, проворен.

Взрослый кабан достигает внушительных размеров. При высоте 120 см его длина иногда превышает 2 метра, а вес доходит до 300 кг и более. Он прекрасно "вооружен". У него хорошо развиты клыки. Они так велики, что торчат наружу. Клыки верхней челюсти тупые и короткие, выходя из десен, загибаются кверху. Клыки нижней челюсти очень острые, растут у самцов в течение всей жизни и к 7 годам достигают длины 8-10

сантиметров. Именно нижними клыками кабан "делает чудеса: ими он ломает, колет, порет и сечет". Недаром самцов кабана часто называют «секачами».

Самка хотя и имеет клыки, но они у нее значительно меньше, чем у самцов, и наружу не выступают. А потому она и не так опасна.

















Задания группам

1группа

-Составить кластер «Олень»

-Какое художественное средство использует автор при описании оленя?

2группа

-Найти в тексте и подготовить рассказ о том, чем занимаются звери утром в зоосаду.

1.Ягуар

2.Медведь-губач

3.Слон.

4.Волки.

5.Журавли-красавки.

6.Серый журавль.

.- Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных?


3 группа

-Найти в тексте описания кабанов и их действия.

- Какой литературный прием использует автор при описании кабанов?

-Составить синквейн «Кабаны»


Индивидуальное задание.- Приготовить сообщение о серых журавлях. (Работа с энциклопедией)


Лист самооценки

1.Кроссворд Оценка

2.Какое утверждение является верным по отношению к тебе? Поставь знак +

- я узнал много нового, активно работал в течение всего урока;

- я узнал много нового, активно работал на отдельных этапах урока;

- я кое – что узнал нового, иногда активно работал;

- я ничего не узнал нового на уроке, я ничего не делал.












Кроссворд

1. Автор произведения «Выскочка».

2. Имя старика из произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш».

3. Как называл старик лебедя из произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка?

4. Автор произведения «Барбос и Жулька».

5. Имя собаки. «Благодаря длинной, чуть-чуть вьющейся шерсти в нём замечалось отдалённое сходство с белым пуделем, к которому никогда не

прикасались ни мыло, ни гребень, ни ножницы»(А.И.Куприн).

6. Какие были отношения между Соболько и Приёмышем?

7. Какой породы была собака Вьюшка из произведения М.М.Пришвина

«Выскочка»?

П р и ш в и н

Т а р а с

П р и ё м ы ш

К у п р и н

Б а р б о с

д р у ж б а

л а й к а



























О писателе

Много лет назад в старинном городе Вятка жил маленький мальчик Женя. Дом, где родился и вырос будущий писатель, был наполнен любовью к животным. У Чарушина в доме водились кошки, собаки, кролики, козлята. Мать с детства прививала ему любовь к животным. Вместе с ней он выкармливал уток и кроликов, лечил зверей. . В доме у них жил трёхногий пёс Бобка.

Ни одного дня Женя не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны.

Плавать научился в 11 лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Волгу, держась за коровий хвост.

На день рождения отец дарил ему книги о природе – «Атлас птиц в картинках», «Приключения юного натуралиста в Юж­ной Америке», «Жизнь животных». Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешествен­ником, знаменитым учёным и бесстрашным предводителем индейцев.

Отец Жени Чарушина был архитектором - художником. Ватман, тушь, краски - всё это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. В отличие от своего отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.

Изучая природу и животный мир, Чарушин попытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах. Чарушин сам писал для детей и сам иллюстрировал свои книги. Первые рассказы Чарушина: «Щур», «Птенцы», «Волчишко» .

Е. И. Чарушин не только писатель, но и художник – анималист. Слово «анималист» означает «рисующий животных». С большой охотой Чарушин рисует образы молодых зверей и птиц. Чарушин рисовал иллюстрации к книжкам В.Бианки, М.Пришвина,С.Маршака. Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей.

Е.И. Чарушин был разносторонне одарённый человек. Он играл на скрипке, изобретал, увлекался актёрством, занимался живописью, скульптурой.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!