ГУ «ЛУВК ШДУУДС №31»
Урок литературного чтения
Тема: Чарушин Е.И. «Кабан»
4 класс
Учитель: Шевченко Лариса Витальевна
2016-2017 уч.год
Тема: Е. И. Чарушин «Кабан»
Цели: пробудить интерес к личности и творчеству Е. И. Чарушина;
познакомить с содержанием произведения Е.И. Чарушина «Кабан» ;
учить чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения, выразительные средства, создающие художественный
образ; расширять словарный запас; закреплять умение прогнозировать
и анализировать; отрабатывать навыки беглого , осознанного,
выразительного чтения; развивать память, речь, мышление ;
развивать умение определять авторское и своё отношение к героям,
их поступкам и разбираться в мотивах их поведения;
воспитывать бережное отношение к животным, интерес к изучению при-
роды, волевые черты характера.
Планируемые результаты:
Предметные: умения прогнозировать содержание произведения,увеличивать
темп чтения вслух, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение.
Личностные: эмоционально проживать текст ,выражать эмоции, понимать эмоции других, сопереживать, высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения, их поступкам.
Метапредметные
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать свое предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, оценивать свои достижения; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре, в группе,
формулировать свою позицию.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать
новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: презентация к произведению Е.И. Чарушина, выставка его книг, карточки с заданиями; учебник «Литературное чтение» 4 класс (составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.).
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап .
-Посмотрите в окно .
-Какая погода?
-Какое настроение она у вас вызывает?
-Что нужно сделать ,чтобы настроение улучшилось?
-Чтобы у всех было хорошее настроение?
-Давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям.
2-.Ваши ожидания от нашего сегодняшнего урока?
3. «Вы талантливые, дети!- сказал Ж.-Ж.Руссо. И я позволю себе присоединиться к этому высказыванию.-
Когда-нибудь вы сами приятно удивитесь, какие вы …умные, как хорошо умеете….работать, если будете постоянно перед собой ставить новые …цели, стремиться к их достижению…
-Сегодня мы будем ставить перед собой новые цели? Будем стремиться тх достичь?
11.Актуализация знаний
1) Продолжим наш урок речевой разминкой.
Мы весенним теплым днём
В зоопарк гулять идём.
Посмотреть хотим скорей
Мы на всяческих зверей.
-Прочитайте с интонацией удивления, восхищения, шёпотом, выразительно.
2)Разгадайте кроссворд (Работа в парах)
Кроссворд
1. Автор произведения «Выскочка».
2. Имя старика из произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш».
3. Как называл старик лебедя из произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка?
4. Автор произведения «Барбос и Жулька».
5. Имя собаки. «Благодаря длинной, чуть-чуть вьющейся шерсти в нём замечалось отдалённое сходство с белым пуделем, к которому никогда не
прикасались ни мыло, ни гребень, ни ножницы»(А.И.Куприн).
6. Какие были отношения между Соболько и Приёмышем?
7. Какой породы была собака Вьюшка из произведения М.М.Пришвина
«Выскочка»?
П р и ш в и н
Т а р а с
П р и ё м ы ш
К у п р и н
Б а р б о с
д р у ж б а
л а й к а
-Проверьте себя. Какое слово у вас получилось?(Самопроверка, самооценка)
-Какой раздел литературного чтения мы сейчас изучаем?
111.Проблемное объяснение нового материала
1. Сообщение темы и постановка целей урока
-Глаза закройте, пожалуйста. Откройте.
-Кого вы видите?(Иллюстрации Е. Чарушина к книгам)
-Что можете сказать об этих животных? Какие они? (Смешные, добрые, пушистые…)
-Предположите, какой человек мог нарисовать таких интересных животных?(Добрый, наблюдательный, внимательный..)
-Рассмотрите картинку. Какие из этих животных встречаются в нашем крае?
-Составьте слово из первых букв названий животных, цифры помогут расположить буквы по порядку, и вы узнаете фамилию человека, автора эти иллюстраций.
Чарушин Евгений Иванович(слайд)
(запись на доске)
- Евгений Иванович не только художник, он ещё и интересный писатель.
-Какие рассказы Чарушина вы читали? О чём они?(О животных, о природе.)
-Что мы можем узнать, прочитав рассказ о животных ?(Повадки, чем питаются, где живут…)
-Прочитайте высказывание.
«Входи в мир природы. Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя Родиной.»
Чарушин Е.И.
-К кому обращены эти строки? (К нам. К детям и взрослым)
-Природа говорит с нами на особом языке, и понять её могут только те, кто знает законы этого удивительного мира и умеет наблюдать за жизнью вокруг себя.
-Найдите слово, спрятавшееся среди данных букв.
-Так называется рассказ, который мы будем читать сегодня на уроке.
ъ ю ж г о ь щ ф и
с ю к а б а н д е
б р о в а х щ т у
Чарушин Евгений Иванович
Кабан
(запись на доске)
В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока.
-Познакомиться с писателем Е.И.Чарушиным, прочитать произведение «Кабан»,анализировать его.
2.Физкультминутка
Глазки видят всё вокруг: ВВЕРХ,ВНИЗ,1-2, ВВЕРХ,ВНИЗ 1-2.
Обведу я ими круг(обводим в одну сторону, в другую).
Глазкам видеть всё дано :ВВЕРХ,ВНИЗ,1-2, ВВЕРХ,ВНИЗ 1-2.
Где окно? А где кино? ВВЕРХ,ВНИЗ, ВВЕРХ, ВНИЗ.
3.Знакомство с писателем
(Приложение )
-Читать будем с пометами.
V-- уже знал
+-- узнал новое
? -- это меня заинтересовало, хочу узнать больше
-Если кто-то закончил чтение, вы можете вступать со мной в диалог.
-Что уже знали?
- Что новое для вас?
- А кого из вас заинтересовала какая-то информация и вы хотели бы узнать больше?
- Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер?(наблюдательным)
4. Работа с текстом до чтения.
- Ребята, вы видите слово – «кабан» . Что вы сразу себе представляете? Подумайте, пожалуйста, что вам известно о кабанах, как думают и говорят о них люди, в каких условиях они живут.
- Можно только добавлять информацию, не повторяться.
(Кабан – это крупное хищное животное, обитающее в лесах. Их тело покрыто густой щетиной, щеткой. На голове мощные клыки. Продвигаются по лесу гуськом: впереди самый сильный. Летом по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях, а зимой наоборот ….)
- О чем, по вашему мнению, будет рассказ «Кабан»? Начните так: «Я думаю, что рассказ будет о…»
- А иллюстрация подтверждает это?(с.99)
-Что теперь вы можете предположить?
-Как нам проверить свои предположения?
-Конечно, прочитать
5. Работа с текстом во время чтения.
-Читать будем с остановками. Читаем.Будьте внимательны.
-Чтение учителем и учениками.
-Выяснение значений непонятных слов: студень, унимать, сшибить, гуськом, небоскрёб по ходу чтения.
- Понравился ли вам рассказ?
- Подтвердились наши предположения о событиях в этом рассказе?
-Отправляемся в зоосад и мы.
6.Физкультминутка
Мы шагаем в зоосад,
Побывать там каждый рад!
Там медведи и пингвины,
Попугаи и павлины.
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.
А вот добрый, умный слон.
Посылает всем поклон.
Он кивает головой
И знакомится с тобой.
Вот и вечер наступает,
Зоосад наш отдыхает.
-А мы продолжаем нашу работу.
1V.Первичное закрепление
1.Работа с текстом после чтения
( Работа по группам дифференцированно).
1группа
-Составить кластер «Олень»
-Какое художественное средство использует автор при описании оленя?
2группа
-Найти в тексте и подготовить рассказ о том, чем занимаются звери утром в зоосаду.
.- Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных?
3 группа
-Найти в тексте описания кабанов и их действия.
- Какой литературный прием использует автор при описании кабанов?
-Составить синквейн «Кабаны»
Индивидуальное задание.- Приготовить сообщение о серых журавлях. (Работа с энциклопедией)
2.Проверка выполненной работы.
3.Беседа
- Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так? (после встречи с кабанами автор пережил эмоциональное потрясение)
- Почему автор их испугался?
- Кабан – страшный зверь?
-Послушайте сообщение о кабанах.
- Как вы думаете, прослушав рассказ , была ли у автора серьёзная причина испугаться кабанов?
-Правильно ли поступил автор, забравшись на забор?
-Как вы считаете, действительно ли нужно испытывать стыд в такой ситуации? ( Конечно, нет. Как бы вы не любили животных, всегда нужно соблюдать меры предосторожности.)
-А может быть опасен ваш домашний питомец: кошечка или собачка?
(Когда играешь с домашними животными, нужно также быть осторожным и внимательным)
Вывод: В незнакомой ситуации надо быть осторожным и предпринять все меры безопасности, чтобы не навредить себе и окружающим.
V. Домашнее задание
1. Обязательное.
Пересказать рассказ от имени автора.
2.По выбору:
1) «Я – писатель». Вспомнить и описать случай ,когда вы вели себя, как автор.
2) «Я – художник – анималист».Нарисовать любое животное, передать его характер на рисунке.
V1. Рефлексия
– Продолжите предложения.
* Сегодня на уроке я узнал …
* На этом уроке я похвалил бы себя за …
* После урока мне захотелось …
* Сегодня я сумел …
* Интересно было узнать, что..
* Меня удивило…
* Я понял, что…
* Было трудно…
V11. Подведение итогов урока
Работа с листом самооценки.
-Я посмотрю, как вы оценили свою работу, сравню со своей оценкой .Потом выставлю итоговую отметку в дневник.
-Сегодня активно работали….
- Как вы думаете, с каким чувством автор вспоминает эту историю? (добродушно – насмешливым, с юмором).
-Для чего автор рассказал нам эту историю? (Чтобы мы были осторожными в незнакомой ситуации, не поддавались страху. Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко.)
-Оправдались ли ваши ожидания от урока?
-Составление синквейна «Мальчик-художник» .
-Вы талантливые, дети! Вы поставили сегодня цели перед собой и стремились к их достижению. Спасибо вам за сотрудничество и сотворчество.
Приложение
Кабан (дикая свинья) - это серьезный, умный и сообразительный зверь.
Он всегда готов постоять за себя и при этом бывает очень опасен.
Во внешнем облике кабана явно просматривается приспособленность к жизни в густых лесных чащах. Крупная клиновидная голова,
занимающая почти треть всего туловища, массивная шея и мощное, сжатое с боков туловище, позволяют ему в случае опасности бежать в непролазных лесных заломах и через заросли колючих кустарников с поразительной быстротой.
Убегая от опасности, кабан способен развивать скорость до 40 км/час, делать прыжки до 4 метров в длину, до 1,5 метров в высоту, бежать без отдыха 10-15 километров.
Он быстро и легко плавает, справляясь с довольно сильным течением, уверенно ходит по болотам, поднимается на крутые склоны.
Кабан только кажется грузным и неповоротливым. На самом деле он быстр, проворен.
Взрослый кабан достигает внушительных размеров. При высоте 120 см его длина иногда превышает 2 метра, а вес доходит до 300 кг и более. Он прекрасно "вооружен". У него хорошо развиты клыки. Они так велики, что торчат наружу. Клыки верхней челюсти тупые и короткие, выходя из десен, загибаются кверху. Клыки нижней челюсти очень острые, растут у самцов в течение всей жизни и к 7 годам достигают длины 8-10
сантиметров. Именно нижними клыками кабан "делает чудеса: ими он ломает, колет, порет и сечет". Недаром самцов кабана часто называют «секачами».
Самка хотя и имеет клыки, но они у нее значительно меньше, чем у самцов, и наружу не выступают. А потому она и не так опасна.
Задания группам
1группа
-Составить кластер «Олень»
-Какое художественное средство использует автор при описании оленя?
2группа
-Найти в тексте и подготовить рассказ о том, чем занимаются звери утром в зоосаду.
1.Ягуар
2.Медведь-губач
3.Слон.
4.Волки.
5.Журавли-красавки.
6.Серый журавль.
.- Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных?
3 группа
-Найти в тексте описания кабанов и их действия.
- Какой литературный прием использует автор при описании кабанов?
-Составить синквейн «Кабаны»
Индивидуальное задание.- Приготовить сообщение о серых журавлях. (Работа с энциклопедией)
Лист самооценки
1.Кроссворд Оценка
2.Какое утверждение является верным по отношению к тебе? Поставь знак +
- я узнал много нового, активно работал в течение всего урока;
- я узнал много нового, активно работал на отдельных этапах урока;
- я кое – что узнал нового, иногда активно работал;
- я ничего не узнал нового на уроке, я ничего не делал.
Кроссворд
1. Автор произведения «Выскочка».
2. Имя старика из произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш».
3. Как называл старик лебедя из произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка?
4. Автор произведения «Барбос и Жулька».
5. Имя собаки. «Благодаря длинной, чуть-чуть вьющейся шерсти в нём замечалось отдалённое сходство с белым пуделем, к которому никогда не
прикасались ни мыло, ни гребень, ни ножницы»(А.И.Куприн).
6. Какие были отношения между Соболько и Приёмышем?
7. Какой породы была собака Вьюшка из произведения М.М.Пришвина
«Выскочка»?
П р и ш в и н
Т а р а с
П р и ё м ы ш
К у п р и н
Б а р б о с
д р у ж б а
л а й к а
О писателе
Много лет назад в старинном городе Вятка жил маленький мальчик Женя. Дом, где родился и вырос будущий писатель, был наполнен любовью к животным. У Чарушина в доме водились кошки, собаки, кролики, козлята. Мать с детства прививала ему любовь к животным. Вместе с ней он выкармливал уток и кроликов, лечил зверей. . В доме у них жил трёхногий пёс Бобка.
Ни одного дня Женя не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны.
Плавать научился в 11 лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Волгу, держась за коровий хвост.
На день рождения отец дарил ему книги о природе – «Атлас птиц в картинках», «Приключения юного натуралиста в Южной Америке», «Жизнь животных». Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым учёным и бесстрашным предводителем индейцев.
Отец Жени Чарушина был архитектором - художником. Ватман, тушь, краски - всё это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. В отличие от своего отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.
Изучая природу и животный мир, Чарушин попытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах. Чарушин сам писал для детей и сам иллюстрировал свои книги. Первые рассказы Чарушина: «Щур», «Птенцы», «Волчишко» .
Е. И. Чарушин не только писатель, но и художник – анималист. Слово «анималист» означает «рисующий животных». С большой охотой Чарушин рисует образы молодых зверей и птиц. Чарушин рисовал иллюстрации к книжкам В.Бианки, М.Пришвина,С.Маршака. Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей.
Е.И. Чарушин был разносторонне одарённый человек. Он играл на скрипке, изобретал, увлекался актёрством, занимался живописью, скульптурой.