ЭТАПЫ УРОКА
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
Оргмомент
Учитель математики
И
Физики
Учитель математики
|
На практике мы часто встречаемся с зависимостями между различными величинами. Например:
-площадь фигуры зависит от его радиуса;
-масса бруска зависит от его плотности и объема;
- объем куба от его стороны;
- путь, пройденный автомобилем зависит от его скорости и времени.
Различные зависимости встречаются как в математике, так и в физике. Поэтому мы решили провести совместный ( интегрированный) урок, чтобы еще раз убедиться в связи изучаемых предметов.
- Мы вас заинтересовали? Напугали? Обрадовали?
По предложенным цветам( Слайд 1) отразите свое настроение соответствующим цветом и покажите нам .
-В вашем рабочем листе отметьте ваш цвет.
|
Слушают, участвуют в разговоре.
Показывают карточку .
Отмечают.
|
Учитель физики
Повторение.
Постановка задачи урока (беседа).
|
Изучая тему “электрические явления”, вы знаете на данном этапе основные величины, характеризующие электрические цепи.
Дайте небольшую характеристику каждой из этих величин по плану:
( Слайд 2,3)
-
Назвать величину;
-
Что характеризует данная величина?;
-
Как обозначается?;
-
В каких единицах измеряется?
У каждого на столе лежит рабочий лист. Укажите фамилию. Заполните таблицу.
Проведем самопроверку.
( Слайд 4)
-Вы уже получили навыки работы с электрическими приборами, уверена вам это пригодится в жизни. Быть может кто-то станет хорошим электромонтером и не оставит нас без света после очередного ремонта.
А чтобы этого не произошло, недостаточно знать только в отдельности физические величины, характеризующие электрические цепи, их надо рассматривать во взаимозависимости.
- Какова же цель нашего урока? ( Слайд 5)
Сегодня мы перед собой поставим основную цель: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Они связаны между собой законом, который нам предстоит сформулировать.
- Запишем тему урока
« Исследование зависимости силы тока от напряжения и сопротивления» ( Слайд 6)
- Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Почему он взят? ( Слайд7 )
|
Сила тока, напряжение, сопротивление.
(Работают с таблицами)
Проверяют.
-Установить зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением.
Пишут тему урока
-Наши гипотезы можно проверить экспериментально.
|
Учитель математики
|
Выполните задание 1.(слайд №8)
Один килограмм товара стоит 200 рублей. Составьте формулу , выражающую зависимость между Y- стоимостью товара, ценой одного килограмма товара и количеством X , купленного товара.
Вопросы по заданию:
-
определите по формуле стоимость 2 кг 500 г, 4 кг
-
Определите по формуле количество товара , которое можно купить на 100 рублей , на 1200 рублей?
Как изменяется стоимость товара в зависимости от изменения количества товара?
Задача 2:(слайд№9)
Тело движется равномерно со скоростью 4 км в час. Запишите формулу зависимости S от t. Заполните таблицу значений S при t, равном 0;1;2;3;4
-
Как называется зависимость когда при увеличении одной переменной в несколько раз вторая переменная увеличивается во столько же раз?
-
Что является графиком прямой пропорциональности?
Задача 3:(слайд №10)
Изображен график функции у=2х
- по графику проследить происходит ли увеличение переменной у при увеличении переменной х
Итак :прямая пропорциональная зависимость-это функция вида у=кх ( слайд №11).
теперь проводите эксперементы.
|
Дети записывают в тетрадь формулу Y=200X.
Запись в тетрадях один ученик на доске.
Если х=2,5 то у=500
если х=4 то у= 200*4=800
у=100 при х=0,5
у=1200 прих=6
S=4t
ребята в тетради заполняют таблицу
Один ученик у доски доказывает , что такое происходит.
|
Учитель физики
Выявление имеющихся знаний
|
На экране цепь, состоящая из источника питания, лампочки, амперметра и вольтметра. ( Слайд12 )
-
Назовите элементы цепи.
2 Для чего служит амперметр и вольтметр?
3 Как подключаются эти приборы?
-Найдите ошибки, допущенные в цепи. ( Слайд 13)
|
Называют.
-Для измерения силы тока и напряжения.
-Амперметр – последовательно, вольтметр – параллельно участку цепи.
|
Повторение
теоретических
положении.
|
-Что заставляет частицы двигаться по проводнику упорядоченно?
Какая физическая величина характеризует эл. поле?
|
- Суммарный заряд, прошедший по проводнику за 1 с.
-Электрическое поле.
-Напряжение
|
Выдвижение гипотезы.
|
Какое предположение можно выдвинуть на основании этого?
( Слайд 14)
|
Сила тока должна зависеть от напряжения.
|
|
Перед важной и трудной работой давайте немного расслабимся.
Физкультминутка!!!
|
|
Экспериментальная проверки гипотезы.
Вывод:
|
При работе с электрооборудованием не забываем о технике безопасности ( Слайд15 )
Собетите цепь по схеме( Слайд 16)
Проводим измерения силы тока, меняя напряжение в цепи при постоянном сопротивлении.
|
Собирают цепь, проводят измерения, делают записи в тетрадях.
- Сила тока зависит от напряжения прямо пропорционально.
|
Учитель
математики.
Актуализация
математических
знаний.
|
Сопоствим полученный график с графиком рассмотренным ранее.
( Слайд 19)
Объясните почему у вас получился луч?
Но зависимость одной величины от другой может быть и обратно пропорциональной. Например:(слайд № 20)
Школьный автобус для доставки детей в школу каждое утро совершает рейс Усть-Калманка — Ельцовка и Ельцовка — Усть-Калманка, всего 24 км. Как будет зависеть время, затраченное на этот путь от скорости автобуса?
Задайте формулой зависимость t от V если путь равен 24 км?
( Слайд 21)
Что является графиком?
Вспомните зрительно( слайд№22)
Сделайте вывод( Слайд23 )
Предлагаю продолжить работу по проведению эксперементов
|
Ребята сопоставляют графики и объясняют , что в конкретной физической задаче положительные значения величин.
Дети отвечают что чем больше скорость, тем меньше времени
t=24/v- обратная пропорциональная зависимость
|
Учитель физики.
Выдвижение
гипотезы.
План эксперимента
. Эксперимент.
|
Итак, чтобы изменить силу тока в цепи, нужно изменить напряжение на концах участка цепи А всегда ли это удобно и возможно? Нет, не всегда Например, к домам всегда подведено напряжение 220 В и изменить его мы не можем Давайте вместе подумаем, что еще может влиять на силу тока в цепи
А из чего состоят потребители и приборы?
-
Какой же вывод?
-
Как проверить?
Включаем в цепь различные проводники при неизменном напряжении и измеряем силу тока( Слайд 25)
( Слайд 26)
|
Возможные ответы потребители, приборы, соединительные провода
-
Из проводников
-
На силу тока, возможно, влияют еще проводники
-
Включить разные проводники
-
_ Постоянное напряжение
Собирают цепь, проводят измерения, делают записи в тетрадях
Сила тока зависит от свойств проводника, т.е. от сопротивления. Это обратная зависимость.
|
Учитель
математики.
(анализ
результатов по плану учителя)
|
Сравните графики( Слайд 27)
|
Предположительные ответы учеников
-
Сопротивление - аргумент, сила тока - функция
-
Во сколько раз увеличивается сопротивление, во столько раз уменьшается сила тока
-
Обратно пропорциональной гипербола
Строят график в тетрадях
|
Учитель физики.
Применение полученных знаний
Решение задач (устно). Таблица заготовлена на внутренней доске
|
Объединив обе зависимости,получим формулу I= U/R. ( Слайд 28)
-
Эту зависимость установил немецкий ученый Георг Ом.Он сформулировал свой закон так ( Слайд 29)
-
Немного интересного об ученом приготовили ребята. ( Слайд 30-33)
-
Чтобы легче запомнить закон, предлагаю вспомнить магический треугольник. ( Слайд34)
-
Часто нужно уметь выразить одну величинну через другие величины. Поработаем с треугольником. ( Слайд 35-39)
А уменьшить9
Давайте поработаем устно с таблицей. ( Слайд 40-44)
U,В
|
100
|
|
6
|
|
20
|
9
|
I,А
|
20
|
10
|
|
40
|
2,5
|
|
R,Ом
|
|
3
|
2
|
0.5
|
|
1.5
|
Используя закон Ома для участка цепи, заполнить пустые клетки таблицы
|
Слушают.Записывают.
Проговаривают и записывают формулы.
- Мы узнали, какими способами можно изменять силу тока в цепи и тем самым регулировать его действия Увеличивая напряжение или уменьшая сопротивление Уменьшая напряжение или увеличивая силу тока
При решении ученики проговаривают как найти неизвестную величину.
|
Учитель физики
|
Решите интерактивную задачу по этой теме ( смотри Классная физика-интерактивная задача)1http://class-fizika.narod.ru/
|
выполняют
|
|
Самостоятельно оформите и решите по вариантам на рабочих листах задачи. ( Слайд 45)
Обменяйтесь листами и проведите взаимопроверку. ( Слайд 46)
А теперь итоговый тест. ( Слайд 48-52) Выполняем на рабочих листах. В соответствующей колонке.
Молодцы!
|
Решают.
Проверяют, ставят оценку.
Выполняют.Сдают.
|
Организация работы дома.
|
Все задания комментируют учитель физики и математики ( Слайд 53
|
§ 42 - 44. упр.21 (1-4).
творческое задание.
|
Рефлексия
|
В вашем рабочем листе отметьте ваш цвет на конец урока.. Соответствует ли он началу урока? Я увижу это при проверке.
( Слайд 52)
Помог ли сегодня на уроке каждый из вас : учителю? Другому ученику?
Я рада за тех ребят, которым было сегодня комфортно на уроке, многое понятно и кто помог мне и соседу по парте.
Итоговые оценки вы увидите на рабочих листах.
До встречи!
|
Отмечают.
Сдают рабочие листы.
|