СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку «Исследование зависимости силы тока от напряжения и сопротивления . Закон Ома для участка цепи.»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока

ЭТАПЫ УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент

 

Учитель математики

И

Физики

 

 

 

 

 

 

 

Учитель математики

 

На практике мы часто встречаемся с зависимостями между различными величинами. Например:

-площадь фигуры зависит от его радиуса;

-масса бруска зависит от его плотности и объема;

- объем куба от его стороны;

- путь, пройденный автомобилем зависит от его скорости и времени.

 

Различные зависимости встречаются как в математике, так и в физике. Поэтому мы решили провести совместный ( интегрированный) урок, чтобы еще раз убедиться в связи изучаемых предметов.

- Мы вас заинтересовали? Напугали? Обрадовали?

По предложенным цветам( Слайд 1) отразите свое настроение соответствующим цветом и покажите нам .

-В вашем рабочем листе отметьте ваш цвет.

 

Слушают, участвуют в разговоре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показывают карточку .

 

 

 

Отмечают.

Учитель физики

Повторение.

Постановка задачи урока (беседа).

Изучая тему “электрические явления”, вы знаете на данном этапе основные величины, характеризующие электрические цепи.

Дайте небольшую характеристику каждой из этих величин по плану:

( Слайд 2,3)

  1. Назвать величину;

  2. Что характеризует данная величина?;

  3. Как обозначается?;

  4. В каких единицах измеряется?

У каждого на столе лежит рабочий лист. Укажите фамилию. Заполните таблицу.

Проведем самопроверку.

( Слайд 4)

-Вы уже получили навыки работы с электрическими приборами, уверена вам это пригодится в жизни. Быть может кто-то станет хорошим электромонтером и не оставит нас без света после очередного ремонта.

А чтобы этого не произошло, недостаточно знать только в отдельности физические величины, характеризующие электрические цепи, их надо рассматривать во взаимозависимости.

- Какова же цель нашего урока? ( Слайд 5)

Сегодня мы перед собой поставим основную цель: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Они связаны между собой законом, который нам предстоит сформулировать.

- Запишем тему урока

« Исследование зависимости силы тока от напряжения и сопротивления» ( Слайд 6)

 

- Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Почему он взят? ( Слайд7 )

 

 

Сила тока, напряжение, сопротивление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Работают с таблицами)

 

 

Проверяют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Установить зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пишут тему урока

 

 

 

 

-Наши гипотезы можно проверить экспериментально.

Учитель математики

 

  • Прежде чем приступить к выполнению экспериментов, повторим те математические понятия, которые вам потребуются на уроке.

 

Выполните задание 1.(слайд №8)

Один килограмм товара стоит 200 рублей. Составьте формулу , выражающую зависимость между Y- стоимостью товара, ценой одного килограмма товара и количеством X , купленного товара.

Вопросы по заданию:

 

  1. определите по формуле стоимость 2 кг 500 г, 4 кг

  2. Определите по формуле количество товара , которое можно купить на 100 рублей , на 1200 рублей?

Как изменяется стоимость товара в зависимости от изменения количества товара?

 

 

Задача 2:(слайд№9)

 

Тело движется равномерно со скоростью 4 км в час. Запишите формулу зависимости S от t. Заполните таблицу значений S при t, равном 0;1;2;3;4

  1. Как называется зависимость когда при увеличении одной переменной в несколько раз вторая переменная увеличивается во столько же раз?

  2. Что является графиком прямой пропорциональности?

Задача 3:(слайд №10)

 

 

Изображен график функции у=2х

- по графику проследить происходит ли увеличение переменной у при увеличении переменной х

 

 

Итак :прямая пропорциональная зависимость-это функция вида у=кх ( слайд №11).

теперь проводите эксперементы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают в тетрадь формулу Y=200X.

 

 

 

 

 

Запись в тетрадях один ученик на доске.

 

Если х=2,5 то у=500

если х=4 то у= 200*4=800

 

 

у=100 при х=0,5

у=1200 прих=6

 

 

 

 

 

 

 

S=4t

 

 

 

 

ребята в тетради заполняют таблицу

t

0

1

2

3

4

S

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик у доски доказывает , что такое происходит.

 

 

 

 

 

Учитель физики

Выявление имеющихся знаний

 

На экране цепь, состоящая из источника питания, лампочки, амперметра и вольтметра. ( Слайд12 )

  1. Назовите элементы цепи.

2 Для чего служит амперметр и вольтметр?

3 Как подключаются эти приборы?

 

-Найдите ошибки, допущенные в цепи. ( Слайд 13)

 

 

 

 

Называют.

 

-Для измерения силы тока и напряжения.

-Амперметр – последовательно, вольтметр – параллельно участку цепи.

Повторение

теоретических

положении.

  • Что показывает сила тока?

-Что заставляет частицы двигаться по проводнику упорядоченно?

Какая физическая величина характеризует эл. поле?

- Суммарный заряд, прошедший по проводнику за 1 с.

 

-Электрическое поле.

-Напряжение

Выдвижение гипотезы.

Какое предположение можно выдвинуть на основании этого?

( Слайд 14)

Сила тока должна зависеть от напряжения.

 

Перед важной и трудной работой давайте немного расслабимся.

Физкультминутка!!!

 

Экспериментальная проверки гипотезы.

Вывод:

При работе с электрооборудованием не забываем о технике безопасности ( Слайд15 )

Собетите цепь по схеме( Слайд 16)

Проводим измерения силы тока, меняя напряжение в цепи при постоянном сопротивлении.

  • Какой вывод можно сделать'?

  • ( Слайд 17-18)

 

 

Собирают цепь, проводят измерения, делают записи в тетрадях.

 

 

- Сила тока зависит от напряжения прямо пропорционально.

Учитель

математики.

Актуализация

математических

знаний.

 

Сопоствим полученный график с графиком рассмотренным ранее.

( Слайд 19)

Объясните почему у вас получился луч?

 

Но зависимость одной величины от другой может быть и обратно пропорциональной. Например:(слайд № 20)

Школьный автобус для доставки детей в школу каждое утро совершает рейс Усть-Калманка — Ельцовка и Ельцовка — Усть-Калманка, всего 24 км. Как будет зависеть время, затраченное на этот путь от скорости автобуса?

Задайте формулой зависимость t от V если путь равен 24 км?

( Слайд 21)

 

Что является графиком?

Вспомните зрительно( слайд№22)

Сделайте вывод( Слайд23 )

Предлагаю продолжить работу по проведению эксперементов

Ребята сопоставляют графики и объясняют , что в конкретной физической задаче положительные значения величин.

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают что чем больше скорость, тем меньше времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t=24/v- обратная пропорциональная зависимость

 

 

 

Учитель физики.

Выдвижение

гипотезы.

 

План эксперимента

 

. Эксперимент.

Итак, чтобы изменить силу тока в цепи, нужно изменить напряжение на концах участка цепи А всегда ли это удобно и возможно? Нет, не всегда Например, к домам всегда подведено напряжение 220 В и изменить его мы не можем Давайте вместе подумаем, что еще может влиять на силу тока в цепи

А из чего состоят потребители и приборы?

  • Какой же вывод?

  • Как проверить?

 

 

  • А какое условие при этом необходимо соблюдать? ( U - const)( Слайд 24)

  •  

Включаем в цепь различные проводники при неизменном напряжении и измеряем силу тока( Слайд 25)

  • Какой вывод можно сделать?

( Слайд 26)

Возможные ответы потребители, приборы, соединительные провода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Из проводников

  • На силу тока, возможно, влияют еще проводники

  • Включить разные проводники

  •  

_ Постоянное напряжение

Собирают цепь, проводят измерения, делают записи в тетрадях

Сила тока зависит от свойств проводника, т.е. от сопротивления. Это обратная зависимость.

Учитель

математики.

(анализ

результатов по плану учителя)

Сравните графики( Слайд 27)

Предположительные ответы учеников

  • Сопротивление - аргумент, сила тока - функция

  • Во сколько раз увеличивается сопротивление, во столько раз уменьшается сила тока

  • Обратно пропорциональной гипербола

Строят график в тетрадях

Учитель физики.

Применение полученных знаний

Решение задач (устно). Таблица заготовлена на внутренней доске

Объединив обе зависимости,получим формулу I= U/R. ( Слайд 28)

  • Эту зависимость установил немецкий ученый Георг Ом.Он сформулировал свой закон так ( Слайд 29)

  • Немного интересного об ученом приготовили ребята. ( Слайд 30-33)

  • Чтобы легче запомнить закон, предлагаю вспомнить магический треугольник. ( Слайд34)

  • Часто нужно уметь выразить одну величинну через другие величины. Поработаем с треугольником. ( Слайд 35-39)

 

  • Что же дает нам это

  • знание9 Какая от этого нам польза9

  • Как же можно увеличить силу тока9

А уменьшить9

 

 

Давайте поработаем устно с таблицей. ( Слайд 40-44)

U,В

100

 

6

 

20

9

I,А

20

10

 

40

2,5

 

R,Ом

 

3

2

0.5

 

1.5

Используя закон Ома для участка цепи, заполнить пустые клетки таблицы

 

Слушают.Записывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проговаривают и записывают формулы.

 

- Мы узнали, какими способами можно изменять силу тока в цепи и тем самым регулировать его действия Увеличивая напряжение или уменьшая сопротивление Уменьшая напряжение или увеличивая силу тока

 

 

При решении ученики проговаривают как найти неизвестную величину.

Учитель физики

Решите интерактивную задачу по этой теме ( смотри Классная физика-интерактивная задача)1http://class-fizika.narod.ru/

выполняют

 

Самостоятельно оформите и решите по вариантам на рабочих листах задачи. ( Слайд 45)

Обменяйтесь листами и проведите взаимопроверку. ( Слайд 46)

А теперь итоговый тест. ( Слайд 48-52) Выполняем на рабочих листах. В соответствующей колонке.

Молодцы!

Решают.

 

Проверяют, ставят оценку.

Выполняют.Сдают.

Организация работы дома.

Все задания комментируют учитель физики и математики ( Слайд 53

§ 42 - 44. упр.21 (1-4).

творческое задание.

Рефлексия

В вашем рабочем листе отметьте ваш цвет на конец урока.. Соответствует ли он началу урока? Я увижу это при проверке.

( Слайд 52)

Помог ли сегодня на уроке каждый из вас : учителю? Другому ученику?

Я рада за тех ребят, которым было сегодня комфортно на уроке, многое понятно и кто помог мне и соседу по парте.

Итоговые оценки вы увидите на рабочих листах.

До встречи!

 

 

Отмечают.

 

 

Сдают рабочие листы.

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!