СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку истории "Культура Руси в IX - начала XII века". 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку истории "Культура Руси в IX - начала XII века". 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку истории "Культура Руси в IX - начала XII века". 6 класс»

Культура Руси  IX – начала XII века

Культура Руси IX – начала XII века

Устное народное творчество Былины Легенды Сказки

Устное

народное

творчество

Былины

Легенды

Сказки

Устное народное творчество Былины древнерусские сказания о подвигах героев (богатырей) Легенды поэтические предания о каком-нибудь историческом событии Сказки народно-поэтическое произведения о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Устное народное творчество

Былины

древнерусские сказания о подвигах героев (богатырей)

Легенды

поэтические предания о каком-нибудь историческом событии

Сказки

народно-поэтическое произведения о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Поединок богатыря Добрыни Никитича со змеем

Поединок богатыря Добрыни Никитича со змеем

Богатыри

Богатыри

Своеобразие русских былин ... Ведь европейское средневековье — время не только появления русских былин, но и «Беовульфа» в Англии, «Песни о Роланде» и «Песни о Гильоме Оранжском» — во Франции, «Песни о нибелунгах» — в Германии, «Песни о Сиде» — в Испании, «Старшей Эдды» — в Исландии. Конечно, общность средневековой жизни порождала общие сюжеты и темы в русском и западноевропейском эпосе. Но налицо и существенные различия. И здесь и там фольклорным героям приходится бороться с иноплеменниками и иноверцами.  Но при этом основная идея былины и древнерусских летописных повестей — освобождение, рыцарских хроник — завоевание, крещение иноверцев. Идея религиозной войны полностью отсутствует в русском эпосе, точно так же, как отсутствует идея религиозной или расовой непримиримости, вражды. «Кто не убит в бою, тот окрещен» — таков девиз крестовых походов. Вы постойте-тко за веру, за отечество, Вы постойте-тко за славный стольный Киев-град.

Своеобразие русских былин

... Ведь европейское средневековье — время не только появления русских былин, но и «Беовульфа» в Англии, «Песни о Роланде» и «Песни о Гильоме Оранжском» — во Франции, «Песни о нибелунгах» — в Германии, «Песни о Сиде» — в Испании, «Старшей Эдды» — в Исландии. Конечно, общность средневековой жизни порождала общие сюжеты и темы в русском и западноевропейском эпосе. Но налицо и существенные различия. И здесь и там фольклорным героям приходится бороться с иноплеменниками и иноверцами. Но при этом основная идея былины и древнерусских летописных повестей — освобождение, рыцарских хроник — завоевание, крещение иноверцев. Идея религиозной войны полностью отсутствует в русском эпосе, точно так же, как отсутствует идея религиозной или расовой непримиримости, вражды. «Кто не убит в бою, тот окрещен» — таков девиз крестовых походов.

Вы постойте-тко за веру, за отечество,

Вы постойте-тко за славный стольный

Киев-град.

Своеобразие русских былин  Вот «символы веры» русских богатырей: только защита и только освобождение . В отличие от западноевропейского, в русском эпосе ни борьба за славу и драгоценности, ни верность вождю, ни кровавая месть не стали определяющими темами.  Все это не значит, конечно  что русский эпос в чем-то превосходит западноевропейский. Речь не о превосходстве, не о противопоставлении, а только о сравнении, которое, как уже отмечалось, дает возможность выделить не общие... а самобытные, наиболее характерные черты, отличающие русский эпос от западноевропейского. Такие отличия есть в эпосе любого народа, в этих отличиях, а не совпадениях, проявляются национальные черты народа   СВ. Бушуев, Г.Е. Миронов. История государства российского. Историко-библиографические очерки. Кн. 1. М., 1991. С.

Своеобразие русских былин

Вот «символы веры» русских богатырей: только защита и только освобождение . В отличие от западноевропейского, в русском эпосе ни борьба за славу и драгоценности, ни верность вождю, ни кровавая месть не стали определяющими темами. Все это не значит, конечно что русский эпос в чем-то превосходит западноевропейский. Речь не о превосходстве, не о противопоставлении, а только о сравнении, которое, как уже отмечалось, дает возможность выделить не общие... а самобытные, наиболее характерные черты, отличающие русский эпос от западноевропейского. Такие отличия есть в эпосе любого народа, в этих отличиях, а не совпадениях, проявляются национальные черты народа

СВ. Бушуев, Г.Е. Миронов. История государства российского. Историко-библиографические очерки. Кн. 1. М., 1991. С.

Письмен- ные  источники Рукопись Жития святых Хождения Поучения Летопись

Письмен-

ные

источники

Рукопись

Жития

святых

Хождения

Поучения

Летопись

Письменные источники Рукопись Подлинник или копия текста, написанные от руки Летопись записи событий русской истории, расположенные по годам. Жития святых литературное описание жизни людей, причисленных православ-ной церковью к лику святых Хождения описание путешествий Поучения наставление, назидательный совет.

Письменные источники

Рукопись

Подлинник или копия текста, написанные от руки

Летопись

записи событий русской истории, расположенные по годам.

Жития святых

литературное описание жизни людей, причисленных православ-ной церковью к лику святых

Хождения

описание путешествий

Поучения

наставление, назидательный совет.

Берестяная  грамота

Берестяная грамота

Нестор. «Повесть временных лет»

Нестор. «Повесть временных лет»

«Слово о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве»

Искусство Зодчество  Архитектура Изобрази- тельное искусство Прикладное  искусство Скульптура  Иконопись  Миниатюра Фреска Мозаика

Искусство

Зодчество

Архитектура

Изобрази-

тельное

искусство

Прикладное

искусство

Скульптура

Иконопись

Миниатюра

Фреска

Мозаика

Искусство Зодчество искусство постройки зданий из дерева Архитектура искусство постройки каменных сооружений Иконопись вид религиозной живописи - писание икон

Искусство

Зодчество

искусство постройки зданий из дерева

Архитектура

искусство постройки каменных сооружений

Иконопись

вид религиозной живописи - писание икон

Искусство Фреска картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке Мозаика картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальтой)

Искусство

Фреска

картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

Мозаика

картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальтой)

Искусство Миниатюра художественное произведение, обычно живописное, малых размеров Скульптура Искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки или отливки, ковки, чеканки.

Искусство

Миниатюра

художественное произведение, обычно живописное, малых размеров

Скульптура

Искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки или отливки, ковки, чеканки.

Зодчество

Зодчество

Строительство Десятинной церкви В год 6497 (989). Владимир задумал создать церковь пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами, и поручил ее Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней корсунских священников, дав ей все, что взял перед этим в Корсуни: иконы, сосуды и кресты. В год 6504 (996). Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: «Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради пречистой Богородицы». И, помолившись Богу, сказал: «Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». И дал десятую часть Анастасу Корсунянину. И устроил в тот день праздник великий боярам и старцам градским, а бедным роздал много богатства. («Повесть временных лет»)

Строительство Десятинной церкви

В год 6497 (989). Владимир задумал создать церковь пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами, и поручил ее Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней корсунских священников, дав ей все, что взял перед этим в Корсуни: иконы, сосуды и кресты.

В год 6504 (996). Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: «Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради пречистой Богородицы». И, помолившись Богу, сказал: «Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». И дал десятую часть Анастасу Корсунянину. И устроил в тот день праздник великий боярам и старцам градским, а бедным роздал много богатства. («Повесть временных лет»)

Храм Св. Софии в Киеве. 1037 г.

Храм Св. Софии

в Киеве.

1037 г.

Софийский собор в Новгороде XI .

Софийский собор в Новгороде XI .

Главы собора Св. Софии в Новгороде

Главы собора Св. Софии в Новгороде

Церковь Иоанна Предтечи на Опоках в Новгороде XII в.

Церковь Иоанна Предтечи на Опоках в Новгороде XII в.

Георгиевский собор Юрьевского монастыря в Новгороде XII в.

Георгиевский собор Юрьевского монастыря

в Новгороде

XII в.

Спасо-Преображенс-кий собор в Переяславле-Залесском. XII в.

Спасо-Преображенс-кий собор в Переяславле-Залесском.

XII в.

Церковь Михаила Архангела в Смоленске XII в.

Церковь Михаила Архангела в Смоленске

XII в.

Богоматерь Владимирская Икона XII в.

Богоматерь Владимирская Икона XII в.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!