СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку химии в 9 классе "Предельные (насыщенные) углеводороды на примере метана"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация урока химии на тему "Предельные (насыщенные) углеводороды на примере метана" поможет учителю в проведении урока. Демонстрация слайдов содержит все этапы урока, в том числе первичный контроль усвоения знаний (тестовые задания) с последующей самопроверкой по ключу. Материал состоит из 22  слайдов.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку химии в 9 классе "Предельные (насыщенные) углеводороды на примере метана"»

Уголь лихо били пики,  Рокотали молотки,  И мерцали на них лики,  Как на солнце лепестки.   И работа текла гладко,  Но не спал в пласте …,  И готовился украдкой  Брызнуть в лаву, как фонтан.   Оставался час до смены,  И потом шабаш – домой,  Но … внёс перемены,  Вспышкой грозной огневой

Уголь лихо били пики, Рокотали молотки, И мерцали на них лики, Как на солнце лепестки. И работа текла гладко, Но не спал в пласте …, И готовился украдкой Брызнуть в лаву, как фонтан. Оставался час до смены, И потом шабаш – домой, Но … внёс перемены, Вспышкой грозной огневой

ПРЕДЕЛЬНЫЕ (НАСЫЩЕННЫЕ) УГЛЕВОДОРОДЫ  НА ПРИМЕРЕ МЕТАНА

ПРЕДЕЛЬНЫЕ (НАСЫЩЕННЫЕ) УГЛЕВОДОРОДЫ НА ПРИМЕРЕ МЕТАНА

Дорогу осилит идущий! Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей,- Пока идёшь за кем- то в след, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется.

Дорогу осилит идущий!

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идёшь за кем- то в след,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Понятие  о предельных углеводородах  Алканы – углеводороды, в молекуле которых атомы углерода связаны между собой одинарными связями, а состав выражается общей формулой: C n H 2n+2

Понятие о предельных углеводородах

Алканы – углеводороды, в молекуле которых атомы углерода связаны между собой одинарными связями, а состав выражается общей формулой:

C n H 2n+2

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Подчеркните формулы алканов:  C 6 H 6 ; C 5 H 10 ; C 7 H 16 ; CH 4 ; C 6 H 10 ; C 10 H 22

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

  • Подчеркните формулы алканов:
  • C 6 H 6 ; C 5 H 10 ; C 7 H 16 ; CH 4 ; C 6 H 10 ; C 10 H 22
Метан –  представитель предельных углеводородов Задание группе № 1 Задание группе № 2  Почему в природе так много метана?  Каковы важнейшие химические свойства метана?   Составьте схему « Источники метана»  Ответ подтвердите уравнениями химических реакций. Задание группе № 3  Рассмотрите предложенные схемы .  Составьте рассказ о применение метана и его производных

Метан представитель предельных углеводородов

  • Задание группе № 1
  • Задание группе № 2

Почему в природе так много метана?

Каковы важнейшие химические свойства метана?

Составьте схему « Источники метана»

Ответ подтвердите уравнениями химических реакций.

  • Задание группе № 3

Рассмотрите предложенные схемы .

Составьте рассказ о применение метана и его производных

Нахождение в природе Встречается в заболоченных водоемах; Скапливается в каменноугольных шахтах; Его называют «болотным» газом; Является основным компонентом природного газа (80-97%).

Нахождение в природе

  • Встречается в заболоченных водоемах;
  • Скапливается в каменноугольных шахтах;
  • Его называют «болотным» газом;
  • Является основным компонентом природного газа (80-97%).

CH 4 + 2O 2 → CO 2 + 2H 2 O + 890 кДж ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Горение метана

CH 4 + 2O 2 → CO 2 + 2H 2 O + 890 кДж

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Горение метана

«Врата ада» - искусственного происхождения кратер Дарваза в Туркменистане.  В 1971 году советские геологи в наткнулись на скопление подземного газа. В результате раскопок и бурения разведочной скважины геологи наткнулись на подземную пустоту, из-за чего земля провалилась и образовалась большая дыра, наполненная газом, в которую улетела буровая вышка со всем оборудованием и транспортом. Люди, к счастью, не пострадали. Чтобы вредные для людей и скота газы не выходили наружу, их решили поджечь. Геологи рассчитывали, что пожар через несколько дней потухнет, но ошиблись: природный газ, выходящий из кратера, непрерывно горит днём и ночью уже более сорока лет.

«Врата ада» - искусственного происхождения кратер Дарваза в Туркменистане.

В 1971 году советские геологи в наткнулись на скопление подземного газа. В результате раскопок и бурения разведочной скважины геологи наткнулись на подземную пустоту, из-за чего земля провалилась и образовалась большая дыра, наполненная газом, в которую улетела буровая вышка со всем оборудованием и транспортом. Люди, к счастью, не пострадали. Чтобы вредные для людей и скота газы не выходили наружу, их решили поджечь. Геологи рассчитывали, что пожар через несколько дней потухнет, но ошиблись: природный газ, выходящий из кратера, непрерывно горит днём и ночью уже более сорока лет.

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Под действием света реагирует с хлором hv  CH 4 + Cl 2 → CH 3 Cl + HCl хлорметан  CH 3 Cl + Cl 2 → CH 2 Cl 2 + HCl дихлорметан CH 2 Cl 2 + Cl 2 → CHCl 3 + HCl трихлорметан  CHCl 3 + Cl 2 → CCl 4 + HCl тетрахлорметан

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

  • Под действием света реагирует с хлором

hv

CH 4 + Cl 2 → CH 3 Cl + HCl

хлорметан

CH 3 Cl + Cl 2 → CH 2 Cl 2 + HCl

дихлорметан

CH 2 Cl 2 + Cl 2 → CHCl 3 + HCl

трихлорметан

CHCl 3 + Cl 2 → CCl 4 + HCl

тетрахлорметан

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАНА Хлорметан – используется в качестве хладагента в холодильных установках; Дихлорметан, трихлорметан и тетрахлорметан – используются в качестве растворителей; Тетрахлорметан (хлороформ) – используется в медицине.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАНА

  • Хлорметан – используется в качестве хладагента в холодильных установках;
  • Дихлорметан, трихлорметан и тетрахлорметан – используются в качестве растворителей;
  • Тетрахлорметан (хлороформ) – используется в медицине.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1) Формула газа, который образуется в болотах, накапливается в каменноугольных шахтах  1. CO 2 2. CO 3. CH 4 4.C 2 H 4 2)Общая формула предельных углеводородов  1. C n H 2n 2. C n H 2n-2 3.  C n H 2n+2 4. C n H 2n-6 3) Не является предельным углеводородом  1.C 2 H 6 2.C 3 H 8 3. C 5 H 10 4.C 6 H 14 5. CH 4 4) Какой объём кислорода необходим для сжигания метана количеством вещества 2 моль  1. 22,4 л 2. 4,48 л 3. 44, 8 л 4. 112 л 5) Выберите три верных утверждения 1.Метан – газ без цвета и запаха 2. Предельные углеводороды могут вступать в реакции присоединения 3.Метан используют как топливо 4. Для метана и его гомологов характерны реакции замещения 5. Природный газ имеет резкий неприятный запах 6. Вещество, структурная формула которого CH 3 -CH=CH-CH 3 , относится к классу Алканы

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1) Формула газа, который образуется в болотах, накапливается в каменноугольных шахтах

1. CO 2 2. CO 3. CH 4 4.C 2 H 4

2)Общая формула предельных углеводородов

1. C n H 2n 2. C n H 2n-2 3.  C n H 2n+2 4. C n H 2n-6

3) Не является предельным углеводородом

1.C 2 H 6 2.C 3 H 8 3. C 5 H 10 4.C 6 H 14 5. CH 4

4) Какой объём кислорода необходим для сжигания метана количеством вещества 2 моль

1. 22,4 л 2. 4,48 л 3. 44, 8 л 4. 112 л

5) Выберите три верных утверждения

1.Метан – газ без цвета и запаха 2. Предельные углеводороды могут вступать в реакции присоединения

3.Метан используют как топливо 4. Для метана и его гомологов характерны реакции замещения

5. Природный газ имеет резкий неприятный запах

6. Вещество, структурная формула которого CH 3 -CH=CH-CH 3 , относится к классу Алканы

Проверь и оцени себя 1 2 3 3 2 4  5 5 3 1,3,4 Задания № 1 -3 – 0,5 б. Задание № 4 – 2 б. Задание № 5 – 2 б., если допущена одна ошибка – 1 б., две и более – 0 б.

Проверь и оцени себя

1

2

3

3

2

4

5

5

3

1,3,4

  • Задания № 1 -3 – 0,5 б.
  • Задание № 4 – 2 б.
  • Задание № 5 – 2 б., если допущена одна ошибка – 1 б., две и более – 0 б.
    5,5 – 5 б. – Вы молодец! Предельные углеводороды и их значение - не тайна для вас!  4,5 - 3,5 б. – Вы хорошо потрудились, но вам ещё придётся приложить усилия, чтобы овладеть прочными знаниями по данной теме.     3 б. и меньше - Ваши знания о предельных углеводородах и их простейшем представителе – метане на данный момент недостаточны!

5,5 – 5 б. – Вы молодец! Предельные углеводороды и

их значение - не тайна для вас!

4,5 - 3,5 б. – Вы хорошо потрудились, но вам ещё придётся приложить усилия, чтобы овладеть прочными знаниями по данной теме.

3 б. и меньше - Ваши знания о предельных углеводородах и их простейшем представителе – метане на данный момент недостаточны!

Подумайте и объясните   «Если вы почувствовали запах газа, звоните по телефону 104».  Какие особенности метана обусловили необходимость такого предупреждения?» В каменноугольных шахтах обязательно используют датчики, которые фиксируют концентрацию метана в воздухе.  Почему их устанавливают под самой кровлей забоя?

Подумайте и объясните

  • «Если вы почувствовали запах газа, звоните по телефону 104».

Какие особенности метана обусловили необходимость такого предупреждения?»

  • В каменноугольных шахтах обязательно используют датчики, которые фиксируют концентрацию метана в воздухе.

Почему их устанавливают под самой кровлей забоя?

Работаем у доски Составьте структурные формулы  пропана и бутана Составьте уравнения реакций А) горение этана; Б) горения пропана; В) хлорирование этана

Работаем у доски

  • Составьте структурные формулы

пропана и бутана

  • Составьте уравнения реакций

А) горение этана;

Б) горения пропана;

В) хлорирование этана

РАБОТА В ГРУППАХ  Задание: Определить плюсы и минусы свойств метана при использовании его человеком. Метан – ценное химическое сырье – его жалко сжигать; В соответствии с уравнением реакции смеси метана с кислородом в соотношении 1:2 и с воздухом (1:10) взрывоопасны; Сгорает без образования золы; Метан оказывает слабое наркотическое действие на организм, угнетает нервную систему; Выделяет при сгорании большое количество теплоты.

РАБОТА В ГРУППАХ

Задание: Определить плюсы и минусы свойств метана при использовании его человеком.

  • Метан – ценное химическое сырье – его жалко сжигать;
  • В соответствии с уравнением реакции смеси метана с кислородом в соотношении 1:2 и с воздухом (1:10) взрывоопасны;
  • Сгорает без образования золы;
  • Метан оказывает слабое наркотическое действие на организм, угнетает нервную систему;
  • Выделяет при сгорании большое количество теплоты.
ВЕК ЖИВИ – ВЕК УЧИСЬ! 1. Составить краткий конспект § 52 2.Задания на выбор: № 2, № 4, тестовые задания стр.183   3.Для тех, кто хочет знать больше : используя электронное приложение, ознакомьтесь с дополнительным материалом и выполните тесты   4. Творческие задания (по желанию):   подготовьте устное сообщение на одну из тем:  « Роль метана в создании парникового эффекта»  «Канарейки – живые датчики метана»  

ВЕК ЖИВИ – ВЕК УЧИСЬ!

  • 1. Составить краткий конспект § 52
  • 2.Задания на выбор: № 2, № 4, тестовые задания стр.183

 

  • 3.Для тех, кто хочет знать больше : используя электронное приложение, ознакомьтесь с дополнительным материалом и выполните тесты
  •  
  • 4. Творческие задания (по желанию):   подготовьте устное сообщение на одну из тем:

« Роль метана в создании парникового эффекта»

«Канарейки – живые датчики метана»

 

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ  Если Вы были не очень активны на уроке и плохо выполнили тестовые задания – хлопните 1 раз в ладоши  Если Вы были довольно активны во время урока, но есть ещё много «белых пятен» в этой теме для вас и пока что не всё у вас получается – хлопните 2 раза в ладоши.  Если Вы были активны во время урока и внесли весомый вклад в выполнение заданий в группе, справились с тестовыми заданиями – хлопните 3 раза в ладоши.   А теперь давайте похлопаем друг другу

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Если Вы были не очень активны на уроке и плохо выполнили тестовые задания – хлопните 1 раз в ладоши

Если Вы были довольно активны во время урока, но есть ещё много «белых пятен» в этой теме для вас и пока что не всё у вас получается – хлопните 2 раза в ладоши.

Если Вы были активны во время урока и внесли весомый вклад в выполнение заданий в группе, справились с тестовыми заданиями – хлопните 3 раза в ладоши.

  А теперь давайте похлопаем друг другу


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!