СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы по рассказу А.П. Чехова " Толстый и тонкий"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к рассказу А.П.Чехова поможет раскрыть смысл и название произведения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы по рассказу А.П. Чехова " Толстый и тонкий"»

РАССКАЗ А.П. ЧЕХОВА  « ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»    ПРОБЛЕМА ЧИНОПОЧИТАНИЯ  И ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ.

РАССКАЗ А.П. ЧЕХОВА « ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»

ПРОБЛЕМА ЧИНОПОЧИТАНИЯ

И

ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ.

Лексическая работа Чинопочитание - почитание старших по чину, по служебному положению.  Лицемерие - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. («Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова)

Лексическая работа

  • Чинопочитание - почитание старших по чину, по служебному положению.

  • Лицемерие - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. («Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова)
- Как вы оцениваете поведение толстого и тонкого в первые минуты встречи?  - Почему меняется отношение тонкого к школьному товарищу? Какие проблемы затрагивает рассказ?   -? ?

- Как вы оцениваете поведение толстого и тонкого в первые минуты встречи? - Почему меняется отношение тонкого к школьному товарищу? Какие проблемы затрагивает рассказ?

  • -?

?

Работа с текстом Прочитайте выразительно эпизод встречи на вокзале толстого и тонкого от начала рассказа до слов «...его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын».  - На каких деталях, характеризующих внешность героев, А.П. Чехов заостряет наше внимание? О чем свидетельствуют портретные характеристики?

Работа с текстом

  • Прочитайте выразительно эпизод встречи на вокзале толстого и тонкого от начала рассказа до слов «...его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын».
  • - На каких деталях, характеризующих внешность героев, А.П. Чехов заостряет наше внимание? О чем свидетельствуют портретные характеристики?
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ Искусство писателя проявилось в умении дать характеристику одной фразой, одним сравнением. Характеры героев, их социальный статус преданы емко и лаконично. Толстый описан так: «губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни», «пахло от него хересом и флердоранжем», а тонкий так: «пахло от него ветчиной и кофейной гущей».  

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ

  • Искусство писателя проявилось в умении дать характеристику одной фразой, одним сравнением. Характеры героев, их социальный статус преданы емко и лаконично. Толстый описан так: «губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни», «пахло от него хересом и флердоранжем», а тонкий так: «пахло от него ветчиной и кофейной гущей».
  •  
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ - О чем свидетельствуют следующие детали? Толстый обеспечен, доволен жизнью, он только что хорошо пообедал с дорогим вином. Путешествие его в вагоне первого класса было легким и приятным. Обед тонкого был вовсе не изысканным, а путешествие не столь приятным, да и комплекция свидетельствует о том, что жизнь героя суетлива и беспокойна.  

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ

  • - О чем свидетельствуют следующие детали?
  • Толстый обеспечен, доволен жизнью, он только что хорошо пообедал с дорогим вином. Путешествие его в вагоне первого класса было легким и приятным.
  • Обед тонкого был вовсе не изысканным, а путешествие не столь приятным, да и комплекция свидетельствует о том, что жизнь героя суетлива и беспокойна.
  •  
РАБОТА С ТЕКСТОМ Выразительное чтение по ролям от слов «Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого...» до слов «Две звезды имею». - Какие чувства испытывают герои? Найдите слова, передающие эти эмоции. «Восторженно глядя на друга», «устремили друг на друга глаза, полные слёз», «оба были приятно ошеломлены»...

РАБОТА С ТЕКСТОМ

  • Выразительное чтение по ролям от слов «Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого...» до слов «Две звезды имею».
  • - Какие чувства испытывают герои? Найдите слова, передающие эти эмоции.
  • «Восторженно глядя на друга», «устремили друг на друга глаза, полные слёз», «оба были приятно ошеломлены»...
РАБОТА С ТЕКСТОМ - Что мы узнаем о прошлом героев из их диалога? Школьные прозвища героев — Герострат и Эфиальт; в юности толстый был «красавцем», «душонком» и «щеголем». - О чем свидетельствуют прозвища героев?  

РАБОТА С ТЕКСТОМ

  • - Что мы узнаем о прошлом героев из их диалога?
  • Школьные прозвища героев — Герострат и Эфиальт; в юности толстый был «красавцем», «душонком» и «щеголем».
  • - О чем свидетельствуют прозвища героев?
  •  
Герострат . Грек из г. Эфес, который, желая обессмертить свое имя, в 356 г. до н. э. поджег храм Артемиды Эфесской, выгоревший дотла.  Суд приговорил Герострата к смерти и, главное, к забвению. Но древнегреческий историк Феокомп (IV в. до н. э.), рассказавший о преступлении Герострата, сохранил для потомков его имя. Таким образом, Герострат добился своего: приобрел бессмертную, пусть и позорную, славу — славу Герострата.

Герострат . Грек из г. Эфес, который, желая обессмертить свое имя, в 356 г. до н. э. поджег храм Артемиды Эфесской, выгоревший дотла. Суд приговорил Герострата к смерти и, главное, к забвению. Но древнегреческий историк Феокомп (IV в. до н. э.), рассказавший о преступлении Герострата, сохранил для потомков его имя. Таким образом, Герострат добился своего: приобрел бессмертную, пусть и позорную, славу — славу Герострата.

Эфиальт — малиец, изменнически указавший обход в ущелье через Каллидром (тропинка называется теперь Монопати), по которому часть персидского войска попала в тыл спартанцев, вследствие чего они погибли, окруженные с двух сторон неприятелем

Эфиальт — малиец, изменнически указавший обход в ущелье через Каллидром (тропинка называется теперь Монопати), по которому часть персидского войска попала в тыл спартанцев, вследствие чего они погибли, окруженные с двух сторон неприятелем

Прозвища немало рассказали о героях.  По ним можно судить о независимости характера толстого, проявлявшейся в молодые годы (несмотря на запреты начальства, он курил папироски); о склонности к приспособленчеству тонкого, докладывающего начальству о шалостях товарищей, видимо, имевшему за эти «заслуги» какие-то привилегии.  

Прозвища немало рассказали о героях.

  • По ним можно судить о независимости характера толстого, проявлявшейся в молодые годы (несмотря на запреты начальства, он курил папироски); о склонности к приспособленчеству тонкого, докладывающего начальству о шалостях товарищей, видимо, имевшему за эти «заслуги» какие-то привилегии.
  •  
Каково социальное положение героев? Приватный, тайный советник, коллежский асессор, столоначальник. Тайный советник - гражданский чин 3-го класса по Табели о рангах. Титуловался

Каково социальное положение героев?

  • Приватный, тайный советник, коллежский асессор, столоначальник.
  • Тайный советник - гражданский чин 3-го класса по Табели о рангах. Титуловался "ваше превосходительство".
  • Колле́жский асе́ссор —гражданский чин, занявший с 1722 года место VIII класса в Табели о рангах.
  • Столонача́льник — в 1811—1917 должностное лицо, возглавлявшее так называемый стол — низшую структурную часть центральных и местных государственных учреждений. Обычно были чиновниками VII класса. Официальное обращение: «Ваше высокоблагородие».
  • Императорский и царский орден Святого Станислава - орден Российской империи с 1815до1917г. Самый младший по старшинству в иерархии государственных наград, главным образом для отличия чиновников.
Выразительное чтение от слов «Тонкий вдруг побледнел, окаменел…» до конца рассказа.   - Назовите глаголы, передающие эмоциональное состояние тонкого в тот момент, когда он услышал, что его друг занимает высокую должность. . - Замените глагол окаменел другими словами или синонимичными выражениями.

Выразительное чтение от слов «Тонкий вдруг побледнел, окаменел…» до конца рассказа.

  • - Назовите глаголы, передающие эмоциональное состояние тонкого в тот момент, когда он услышал, что его друг занимает высокую должность.
  • .
  • - Замените глагол окаменел другими словами или синонимичными выражениями.
Самостоятельная исследовательская работа в группах.   1 группа. -  Сопоставьте речь тонкого в первой и второй частях диалога.  2 группа. - Сопоставьте речь толстого в первой и второй частях диалога. - Заполните таблицу и озвучьте результаты своих исследований в классе.

Самостоятельная исследовательская работа в группах.

  • 1 группа.
  • - Сопоставьте речь тонкого в первой и второй частях диалога.
  • 2 группа.
  • - Сопоставьте речь толстого в первой и второй частях диалога.
  • - Заполните таблицу и озвучьте результаты своих исследований в классе.
ВЗАИМОПРОВЕРКА Толстый 1 часть диалога 2 часть диалога Ты ли это? Тонкий Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание! Голубчик мой! 1 часть диалога 2 часть диалога Сколько зим, сколько лет! _ Батюшки! – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся, милый мой! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ну, как живёшь, друг? Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Хи-хи-с. Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Помилуйте… Что вы-с…

ВЗАИМОПРОВЕРКА

Толстый

1 часть диалога

2 часть диалога

Ты ли это?

Тонкий

Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!

Голубчик мой!

1 часть диалога

2 часть диалога

Сколько зим, сколько лет!

_ Батюшки! – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся, милый мой! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь!

Ну, как живёшь, друг?

Я, ваше превосходительство…

Очень приятно-с! Хи-хи-с.

Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с!

Помилуйте… Что вы-с…

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Речь толстого не изменилась; речь тонкого различна в первой и второй частях: появились вводные слова, просторечные выражения («Откуда ты взялся?» заменены штампами официальных обращений к вышестоящим: «Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги...» - Как меняет смысловое наполнение фразы включение вводных слов? Фраза «Друг детства», расчлененная вводным «можно сказать», в сочетании с обращением «ваше превосходительство» и почтительным «-с» приобретает интонацию неуверенности, растерянной угодливости. - Что означает «-с» в сочетании со словами?

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

  • Речь толстого не изменилась; речь тонкого различна в первой и второй частях: появились вводные слова, просторечные выражения («Откуда ты взялся?» заменены штампами официальных обращений к вышестоящим: «Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги...»
  • - Как меняет смысловое наполнение фразы включение вводных слов?
  • Фраза «Друг детства», расчлененная вводным «можно сказать», в сочетании с обращением «ваше превосходительство» и почтительным «-с» приобретает интонацию неуверенности, растерянной угодливости.
  • - Что означает «-с» в сочетании со словами?
ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА Словерс (словоер, словоерик) — название частицы - с, прибавляемой к концу слов в определенных ситуациях: •   в XIX в. — в знак почтения к собеседнику; •  в конце XIX в. прибавилось значение демонстративного самоунижения; •  в XX в. словоерс используется для выделения особо значимых высказываний, также для подчеркивания иронии. Вначале употреблялось как сокращение от слова сударь, государь . Произносилось, когда было уместно: вместо извольте, сударь — извольте-с. Обычное место словоерса — после «да» и «нет» («да-с» и «нет-с»), после глалов (извольте-с), а также после любого значимого слова.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

  • Словерс (словоер, словоерик) — название частицы - с, прибавляемой к концу слов в определенных ситуациях:
  • • в XIX в. — в знак почтения к собеседнику;
  • • в конце XIX в. прибавилось значение демонстративного самоунижения;
  • • в XX в. словоерс используется для выделения особо значимых высказываний, также для подчеркивания иронии.
  • Вначале употреблялось как сокращение от слова сударь, государь . Произносилось, когда было уместно: вместо извольте, сударь — извольте-с. Обычное место словоерса — после «да» и «нет» («да-с» и «нет-с»), после глалов (извольте-с), а также после любого значимого слова.
РАБОТА С ТЕКСТОМ Почему тонкий в третий раз повторяет: «Это вот, превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...» - Какова реакция жены и сына? Найдите в тексте цитаты, позволяющие судить об эмоциях членов семейства тонкого. - Какова роль рассказчика в произведении? - К каким произведениям — юмористическим или сатирическим — правомерно отнести рассказ А.П.Чехова? Докажите.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

  • Почему тонкий в третий раз повторяет: «Это вот, превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...»
  • - Какова реакция жены и сына? Найдите в тексте цитаты, позволяющие судить об эмоциях членов семейства тонкого.
  • - Какова роль рассказчика в произведении?
  • - К каким произведениям — юмористическим или сатирическим — правомерно отнести рассказ А.П.Чехова? Докажите.
- Что означает знаменитая фраза А.П. Чехова: «Выдавливает из себя по каплям раба»?   «Выдавливать из себя по каплям раба» — значит неустанно трудиться над собой, совершенствоваться, противостоять искушению приспосабливаться к обстоятельствам, пройти мимо пошлости, глупости, грубости, низости человеческой. Чехов ставит в центр своего произведения один эпизод, в котором, как в капле воды, отражаются все противоречия действительности. Его рассказ должен воздействовать на читателя энергично, быстро, как вспышка; яркая фигура рассказчика утяжелила бы произведение, ослабила бы эффект. Возникает особая сатира: без образа страстного обличителя-сатирика, без ярко выраженной язвительной интонации.  

- Что означает знаменитая фраза А.П. Чехова: «Выдавливает из себя по каплям раба»?

  • «Выдавливать из себя по каплям раба» — значит неустанно трудиться над собой, совершенствоваться, противостоять искушению приспосабливаться к обстоятельствам, пройти мимо пошлости, глупости, грубости, низости человеческой.
  • Чехов ставит в центр своего произведения один эпизод, в котором, как в капле воды, отражаются все противоречия действительности. Его рассказ должен воздействовать на читателя энергично, быстро, как вспышка; яркая фигура рассказчика утяжелила бы произведение, ослабила бы эффект. Возникает особая сатира: без образа страстного обличителя-сатирика, без ярко выраженной язвительной интонации.
  •  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!