Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы по рассказу А.П. Чехова " Толстый и тонкий"»
РАССКАЗ А.П. ЧЕХОВА « ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»
ПРОБЛЕМА ЧИНОПОЧИТАНИЯ
И
ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ.
Лексическая работа
- Чинопочитание - почитание старших по чину, по служебному положению.
- Лицемерие - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. («Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова)
- Как вы оцениваете поведение толстого и тонкого в первые минуты встречи? - Почему меняется отношение тонкого к школьному товарищу? Какие проблемы затрагивает рассказ?
?
Работа с текстом
- Прочитайте выразительно эпизод встречи на вокзале толстого и тонкого от начала рассказа до слов «...его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын».
- - На каких деталях, характеризующих внешность героев, А.П. Чехов заостряет наше внимание? О чем свидетельствуют портретные характеристики?
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ
- Искусство писателя проявилось в умении дать характеристику одной фразой, одним сравнением. Характеры героев, их социальный статус преданы емко и лаконично. Толстый описан так: «губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни», «пахло от него хересом и флердоранжем», а тонкий так: «пахло от него ветчиной и кофейной гущей».
-
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ
- - О чем свидетельствуют следующие детали?
- Толстый обеспечен, доволен жизнью, он только что хорошо пообедал с дорогим вином. Путешествие его в вагоне первого класса было легким и приятным.
- Обед тонкого был вовсе не изысканным, а путешествие не столь приятным, да и комплекция свидетельствует о том, что жизнь героя суетлива и беспокойна.
-
РАБОТА С ТЕКСТОМ
- Выразительное чтение по ролям от слов «Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого...» до слов «Две звезды имею».
- - Какие чувства испытывают герои? Найдите слова, передающие эти эмоции.
- «Восторженно глядя на друга», «устремили друг на друга глаза, полные слёз», «оба были приятно ошеломлены»...
РАБОТА С ТЕКСТОМ
- - Что мы узнаем о прошлом героев из их диалога?
- Школьные прозвища героев — Герострат и Эфиальт; в юности толстый был «красавцем», «душонком» и «щеголем».
- - О чем свидетельствуют прозвища героев?
-
Герострат . Грек из г. Эфес, который, желая обессмертить свое имя, в 356 г. до н. э. поджег храм Артемиды Эфесской, выгоревший дотла. Суд приговорил Герострата к смерти и, главное, к забвению. Но древнегреческий историк Феокомп (IV в. до н. э.), рассказавший о преступлении Герострата, сохранил для потомков его имя. Таким образом, Герострат добился своего: приобрел бессмертную, пусть и позорную, славу — славу Герострата.
Эфиальт — малиец, изменнически указавший обход в ущелье через Каллидром (тропинка называется теперь Монопати), по которому часть персидского войска попала в тыл спартанцев, вследствие чего они погибли, окруженные с двух сторон неприятелем
Прозвища немало рассказали о героях.
- По ним можно судить о независимости характера толстого, проявлявшейся в молодые годы (несмотря на запреты начальства, он курил папироски); о склонности к приспособленчеству тонкого, докладывающего начальству о шалостях товарищей, видимо, имевшему за эти «заслуги» какие-то привилегии.
-
Каково социальное положение героев?
- Приватный, тайный советник, коллежский асессор, столоначальник.
- Тайный советник - гражданский чин 3-го класса по Табели о рангах. Титуловался "ваше превосходительство".
- Колле́жский асе́ссор —гражданский чин, занявший с 1722 года место VIII класса в Табели о рангах.
- Столонача́льник — в 1811—1917 должностное лицо, возглавлявшее так называемый стол — низшую структурную часть центральных и местных государственных учреждений. Обычно были чиновниками VII класса. Официальное обращение: «Ваше высокоблагородие».
- Императорский и царский орден Святого Станислава - орден Российской империи с 1815до1917г. Самый младший по старшинству в иерархии государственных наград, главным образом для отличия чиновников.
Выразительное чтение от слов «Тонкий вдруг побледнел, окаменел…» до конца рассказа.
- - Назовите глаголы, передающие эмоциональное состояние тонкого в тот момент, когда он услышал, что его друг занимает высокую должность.
- .
- - Замените глагол окаменел другими словами или синонимичными выражениями.
Самостоятельная исследовательская работа в группах.
- 1 группа.
- - Сопоставьте речь тонкого в первой и второй частях диалога.
- 2 группа.
- - Сопоставьте речь толстого в первой и второй частях диалога.
- - Заполните таблицу и озвучьте результаты своих исследований в классе.
ВЗАИМОПРОВЕРКА
Толстый
1 часть диалога
2 часть диалога
Ты ли это?
Тонкий
Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!
Голубчик мой!
1 часть диалога
2 часть диалога
Сколько зим, сколько лет!
_ Батюшки! – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся, милый мой! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь!
Ну, как живёшь, друг?
Я, ваше превосходительство…
Очень приятно-с! Хи-хи-с.
Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с!
Помилуйте… Что вы-с…
РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
- Речь толстого не изменилась; речь тонкого различна в первой и второй частях: появились вводные слова, просторечные выражения («Откуда ты взялся?» заменены штампами официальных обращений к вышестоящим: «Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги...»
- - Как меняет смысловое наполнение фразы включение вводных слов?
- Фраза «Друг детства», расчлененная вводным «можно сказать», в сочетании с обращением «ваше превосходительство» и почтительным «-с» приобретает интонацию неуверенности, растерянной угодливости.
- - Что означает «-с» в сочетании со словами?
ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА
- Словерс (словоер, словоерик) — название частицы - с, прибавляемой к концу слов в определенных ситуациях:
- • в XIX в. — в знак почтения к собеседнику;
- • в конце XIX в. прибавилось значение демонстративного самоунижения;
- • в XX в. словоерс используется для выделения особо значимых высказываний, также для подчеркивания иронии.
- Вначале употреблялось как сокращение от слова сударь, государь . Произносилось, когда было уместно: вместо извольте, сударь — извольте-с. Обычное место словоерса — после «да» и «нет» («да-с» и «нет-с»), после глалов (извольте-с), а также после любого значимого слова.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
- Почему тонкий в третий раз повторяет: «Это вот, превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...»
- - Какова реакция жены и сына? Найдите в тексте цитаты, позволяющие судить об эмоциях членов семейства тонкого.
- - Какова роль рассказчика в произведении?
- - К каким произведениям — юмористическим или сатирическим — правомерно отнести рассказ А.П.Чехова? Докажите.
- Что означает знаменитая фраза А.П. Чехова: «Выдавливает из себя по каплям раба»?
- «Выдавливать из себя по каплям раба» — значит неустанно трудиться над собой, совершенствоваться, противостоять искушению приспосабливаться к обстоятельствам, пройти мимо пошлости, глупости, грубости, низости человеческой.
- Чехов ставит в центр своего произведения один эпизод, в котором, как в капле воды, отражаются все противоречия действительности. Его рассказ должен воздействовать на читателя энергично, быстро, как вспышка; яркая фигура рассказчика утяжелила бы произведение, ослабила бы эффект. Возникает особая сатира: без образа страстного обличителя-сатирика, без ярко выраженной язвительной интонации.
-