СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы по теме "Духовная мощь русского народа в поэме Н.А.Некрасова « Кому на Руси жить хорошо"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление образного ряда поэмы через художественные полотна.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы по теме "Духовная мощь русского народа в поэме Н.А.Некрасова « Кому на Руси жить хорошо"»

Поэма-эпопея   «Кому на Руси жить хорошо?»   Боркивец Любовь Сергеевна учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МАОУ СШ «Земля родная» город Новый Уренгой. 2018год

Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо?»

Боркивец Любовь Сергеевна

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МАОУ СШ «Земля родная» город Новый Уренгой.

2018год

Г.Г. Мясоедова «Косцы»  … Петровки. Время жаркое . В разгаре сенокос… Прокосы широчайшие!... Здесь богатырь народ!

Г.Г. Мясоедова «Косцы»

… Петровки. Время жаркое . В разгаре сенокос…

  • Прокосы широчайшие!...
  • Здесь богатырь народ!
Душа страны – народ,  Душа народа – вера.   Иеромонах Роман, 2003г Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте цель урока.

Душа страны – народ, Душа народа – вера. Иеромонах Роман, 2003г

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Сформулируйте цель урока.

Цель урока: Раскрыть богатство, сложность , противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест, глубину поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности.

Цель урока:

Раскрыть богатство, сложность , противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест, глубину поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности.

Собирательный образ русского народа в поэме складывается из вполне конкретных образов крестьян . Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости Из смежных деревень- Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож.

Собирательный образ русского народа в поэме складывается из вполне конкретных образов крестьян .

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости

Из смежных деревень-

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова,

Неурожайка тож.

Алгоритм создания художественного образа Первым шагом этого алгоритма является портретная характеристика героев . (Разный тип людей, объединённых принадлежностью к крестьянскому сословию). Вторым шагом алгоритма является речевая характеристика героев. (Сказочность речи). Третьим шагом является художественная деталь. ( Дорога). Четвёртым шагом- взаимодействие с другими персонажами. (Спор). Итогом алгоритма является конкретный образ с определёнными чертами, раскрывающими его характер. (Странники).

Алгоритм создания художественного образа

  • Первым шагом этого алгоритма является портретная характеристика героев . (Разный тип людей, объединённых принадлежностью к крестьянскому сословию).
  • Вторым шагом алгоритма является речевая характеристика героев. (Сказочность речи).
  • Третьим шагом является художественная деталь. ( Дорога).
  • Четвёртым шагом- взаимодействие с другими персонажами. (Спор).
  • Итогом алгоритма является конкретный образ с определёнными чертами, раскрывающими его характер. (Странники).
Народная жизнь Некрасовым изображена глазами самого народа. Душа страны – народ, Душа народа – вера.   Иеромонах Роман, 2003г.  Народ освобождён, но духовно счастлив ли народ?

Народная жизнь Некрасовым изображена глазами самого народа.

Душа страны – народ,

Душа народа – вера.

Иеромонах Роман, 2003г.

Народ освобождён, но духовно счастлив ли народ?

Глава «Сельская ярмонка»    Обратите внимание на богатство красок (пестро, красно кругом; рубахи всех цветов; платья красные; косы с лентами). Безудержная веселость, жизнерадостность, царящие на ярмонке («играет солнце вешнее, хмельно, горласто, празднично»)

Глава «Сельская ярмонка»

Обратите внимание на богатство красок (пестро, красно кругом; рубахи всех цветов; платья красные; косы с лентами). Безудержная веселость, жизнерадостность, царящие на ярмонке («играет солнце вешнее, хмельно, горласто, празднично»)

глаголы: шумит, поет..., передающие поведение народа на празднике; сравнения (не ветры воют буйные, не мать-земля колышется) заставляют почувствовать размах, удаль, силу молодецкую, проявляющуюся даже в гульбе.

глаголы: шумит, поет..., передающие поведение народа на празднике; сравнения (не ветры воют буйные, не мать-земля колышется) заставляют почувствовать размах, удаль, силу молодецкую, проявляющуюся даже в гульбе.

отметим художественные детали (песня хором грянула, согласная, складная, и катится она «широко», «вольно»…). Эти детали говорят о талантливости, эстетической чуткости и душевной силе народа.

отметим художественные детали (песня хором грянула, согласная, складная, и катится она «широко», «вольно»…). Эти детали говорят о талантливости, эстетической чуткости и душевной силе народа.

— Как отнеслись крестьяне к поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки?

— Как отнеслись крестьяне к поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки?

Найдите и зачитайте эпизоды, передающие как веселье перешло в ничем не сдерживаемое пьянство.

Найдите и зачитайте эпизоды, передающие как веселье перешло в ничем не сдерживаемое пьянство.

Вывод Сознание народное — сложное и противоречивое: Таким образом, все высказывания из толпы (в главе «Пьяная ночь») свидетельствуют о темноте, невежестве, терпении и смирении народа. Однако есть и другие реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить свое положение. Народ суеверен В них звучит несогласие с пореформенными порядками, скептическая оценка проведенной реформы : На баб нарядных глядючи Добра ты царска грамота, Старообрядка злющая Да не про нас написана... Товарке говорит: Быть голоду! быть голоду! В семье деспотизм Другая: «Врешь, в моем дому Похуже твоего! Мне старший зять ребро сломал!...» К пьянству пристрастие  Расхвастался Вавилушка, И старому, и малому Подарков насулил. А пропился до грошика!

Вывод

Сознание народное — сложное и противоречивое:

Таким образом, все высказывания из толпы (в главе «Пьяная ночь») свидетельствуют о темноте, невежестве, терпении и смирении народа. Однако есть и другие реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить свое положение.

Народ суеверен

В них звучит несогласие с пореформенными порядками, скептическая оценка проведенной реформы :

На баб нарядных глядючи

Добра ты царска грамота,

Старообрядка злющая

Да не про нас написана...

Товарке говорит:

Быть голоду! быть голоду!

В семье деспотизм

Другая: «Врешь, в моем дому

Похуже твоего!

Мне старший зять

ребро сломал!...»

К пьянству пристрастие

Расхвастался Вавилушка,

И старому, и малому

Подарков насулил.

А пропился до грошика!

Глава «Пьяная ночь» образ Якима Нагого В деревне Босове Яким Нагой живёт, Он до смерти работает, До полусмерти пьёт !..

Глава «Пьяная ночь» образ Якима Нагого

В деревне Босове

Яким Нагой живёт,

Он до смерти работает,

До полусмерти пьёт !..

 Яким понимает, что крестьянство - великая сила; он горд своей принадлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость “крестьянской души”.  Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения - необходимость работать на “дольщиков”. Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он “живал когда-то в Питере”, но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, “как липочка ободранный” и “за соху взялся”.  В поэме описан эпизод, который кажется очень странным и вызывает живейшее удивление читателя.  Яким купил для своего сына красивые картины и повесил их на стене в избе. Но вдруг загорелась вся деревня, и Якиму было необходимо спасти своё немудренное богатство. Но он в первую очередь начал снимать картины. Его жена бросилась снимать иконы.  Человек в первую очередь во время пожара спасает то, что ему дороже всего.

Яким понимает, что крестьянство - великая сила; он горд своей принадлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость “крестьянской души”.

Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения - необходимость работать на “дольщиков”. Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он “живал когда-то в Питере”, но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, “как липочка ободранный” и “за соху взялся”.

В поэме описан эпизод, который кажется очень странным и вызывает живейшее удивление читателя. Яким купил для своего сына красивые картины и повесил их на стене в избе. Но вдруг загорелась вся деревня, и Якиму было необходимо спасти своё немудренное богатство. Но он в первую очередь начал снимать картины. Его жена бросилась снимать иконы.

Человек в первую очередь во время пожара спасает то, что ему дороже всего.

Ермила Гирин Автор наделяет его неподкупной честностью и природным умом. Крестьяне уважают его за то, что он В семь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал, В семь лет не тронул правого, Не попустил виновного, Душой не покривил...

Ермила Гирин

Автор наделяет его неподкупной честностью и природным умом. Крестьяне уважают его за то, что он

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновного,

Душой не покривил...

 Гирин - человек удивительный: он долгое время работал писарем, помогал всем, ничего не требуя взамен:  Лет двадцать было малому. Какая воля писарю? Однако для крестьянина И писарь человек. К нему подходишь к первому, А он и посоветует И справку наведёт; Где хватит силы - выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмёт!

Гирин - человек удивительный: он долгое время работал писарем, помогал всем, ничего не требуя взамен:

Лет двадцать было малому.

Какая воля писарю?

Однако для крестьянина

И писарь человек.

К нему подходишь к первому,

А он и посоветует

И справку наведёт;

Где хватит силы - выручит,

Не спросит благодарности,

И дашь, так не возьмёт!

Савелий – богатырь святорусский Этот образ Некрасов поставил в центре эпопеи, человека огромных сил, как бы созданного для революционной борьбы С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет не стриженной,  С большущей бородой, Дед на медведя смахивал, Особенно как из лесу, Согнувшись, выходил…  Да распрямиться дедушка Не мог: ему уж стукнуло, По сказкам, сто годов.  Дед жил в особой горнице, Семейки недолюбливал.  В свой угол не пускал;

Савелий – богатырь святорусский

Этот образ Некрасов поставил в центре эпопеи, человека огромных сил, как бы созданного для революционной борьбы

С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет не стриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал,

Особенно как из лесу,

Согнувшись, выходил…

Да распрямиться дедушка

Не мог: ему уж стукнуло,

По сказкам, сто годов.

Дед жил в особой горнице,

Семейки недолюбливал.

В свой угол не пускал;

Образ Савелия внутренне соотносится с образом Святогора и со всем русским крестьянством. Образ Святогора помогает донести мысль не только о могучей силе, но и о слабости героя-богатыря. Он один из самых сильных, но и один из самых неподвижных героев богатырского эпоса. Так и народ русский и силен, и бессилен одновременно   Так в образе Савелия обнажается сила и бессилие русского крестьянина, противоречивость его сознания. С одной стороны, могучая, несгибаемая мощь , понимание бесполезности терпения, неутихающий гневный протест, с другой — незнание, как надо завоевать себе свободу. А отсюда— ноты отчаяния, чувство безысходности, неверие в возможность изменить свою судьбу).

Образ Савелия внутренне соотносится с образом Святогора и со всем русским крестьянством. Образ Святогора помогает донести мысль не только о могучей силе, но и о слабости героя-богатыря. Он один из самых сильных, но и один из самых неподвижных героев богатырского эпоса. Так и народ русский и силен, и бессилен одновременно

Так в образе Савелия обнажается сила и бессилие русского крестьянина, противоречивость его сознания. С одной стороны, могучая, несгибаемая мощь , понимание бесполезности терпения, неутихающий гневный протест, с другой — незнание, как надо завоевать себе свободу. А отсюда— ноты отчаяния, чувство безысходности, неверие в возможность изменить свою судьбу).

Матрена Тимофеевна Матрена Тимофеевна Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми. Красива; волос проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. На ней рубаха белая, Да сарафан коротенький, Да серп через плечо.

Матрена Тимофеевна

Матрена Тимофеевна

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький,

Да серп через плечо.

Матрена Тимофеевна — представительница новой эпохи и нового поколения коржцев, в ее душе растет протест против угнетения. Это женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая, решительная.  «Крестьянка» - единственная часть поэмы, написанная от первого лица, Матрена Тимофеевна сама рассказывает о своей судьбе. Речь ее насыщена пословицами, поговорками, песнями, легендами, плачами и причитаниями, что свидетельствует о творческом складе ее души. Эта женщина не только сильная духом, но и одаренная, талантливая.

Матрена Тимофеевна — представительница новой эпохи и нового поколения коржцев, в ее душе растет протест против угнетения. Это женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая, решительная.

«Крестьянка» - единственная часть поэмы, написанная от первого лица, Матрена Тимофеевна сама рассказывает о своей судьбе. Речь ее насыщена пословицами, поговорками, песнями, легендами, плачами и причитаниями, что свидетельствует о творческом складе ее души. Эта женщина не только сильная духом, но и одаренная, талантливая.

Закончить мысль и записать в тетради    1.Н. А. Некрасов, создавая образы крестьян, хотел донести до читателя мысль о том, что… ( главное богатство России- народ).  2.Проявления величия русской души поэт отразил в… ( силе духа, свободолюбии, долготерпении, доброте и справедливости).   3.Какая почва добрая- Душа народа русского…,- писал Н.А. Некрасов, а мы убеждаемся в…( глубине и духовной мощи русского народа).

Закончить мысль и записать в тетради

1.Н. А. Некрасов, создавая образы крестьян, хотел донести до читателя мысль о том, что… ( главное богатство России- народ).

2.Проявления величия русской души поэт отразил в… ( силе духа, свободолюбии, долготерпении, доброте и справедливости).

3.Какая почва добрая-

Душа народа русского…,- писал Н.А. Некрасов, а мы убеждаемся в…( глубине и духовной мощи русского народа).

Домашнее задание Ответить на вопросы: — В чем увидел Некрасов сущность характера, миросозерцания народа? — Перечитать все части до «Пира на весь мир» выделить все эпизоды, в которых дается ответ на вопрос о счастье. — Что нового внесли поиски счастливого странниками правдоискателями в спор о счастье, вспыхнувший в «Прологе». (Письменный ответ).

Домашнее задание

Ответить на вопросы:

— В чем увидел Некрасов сущность характера, миросозерцания народа?

— Перечитать все части до «Пира на весь мир» выделить все эпизоды, в которых дается ответ на вопрос о счастье.

— Что нового внесли поиски счастливого странниками правдоискателями в спор о счастье, вспыхнувший в «Прологе». (Письменный ответ).

Рефлексия Душа страны – народ, Душа народа – вера.  Иеромонах Роман Яким Нагой Савелий- богатырь святорусский   Матрёна Т.   Ермил Гирин     Составить синквейны по образам героев, используя таблицу «Образы крестьян» Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Рефлексия

Душа страны народ,

Душа народа вера.

Иеромонах Роман

Яким Нагой

Савелий- богатырь святорусский

 

Матрёна Т.

 

Ермил Гирин

 

 

Составить синквейны по образам героев, используя таблицу «Образы крестьян»

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!