Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо?»
Боркивец Любовь Сергеевна
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МАОУ СШ «Земля родная» город Новый Уренгой.
2018год
Г.Г. Мясоедова «Косцы»
… Петровки. Время жаркое . В разгаре сенокос…
- Прокосы широчайшие!...
- Здесь богатырь народ!
Душа страны – народ, Душа народа – вера. Иеромонах Роман, 2003г
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Сформулируйте цель урока.
Цель урока:
Раскрыть богатство, сложность , противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест, глубину поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности.
Собирательный образ русского народа в поэме складывается из вполне конкретных образов крестьян .
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости
Из смежных деревень-
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.
Алгоритм создания художественного образа
- Первым шагом этого алгоритма является портретная характеристика героев . (Разный тип людей, объединённых принадлежностью к крестьянскому сословию).
- Вторым шагом алгоритма является речевая характеристика героев. (Сказочность речи).
- Третьим шагом является художественная деталь. ( Дорога).
- Четвёртым шагом- взаимодействие с другими персонажами. (Спор).
- Итогом алгоритма является конкретный образ с определёнными чертами, раскрывающими его характер. (Странники).
Народная жизнь Некрасовым изображена глазами самого народа.
Душа страны – народ,
Душа народа – вера.
Иеромонах Роман, 2003г.
Народ освобождён, но духовно счастлив ли народ?
Глава «Сельская ярмонка»
Обратите внимание на богатство красок (пестро, красно кругом; рубахи всех цветов; платья красные; косы с лентами). Безудержная веселость, жизнерадостность, царящие на ярмонке («играет солнце вешнее, хмельно, горласто, празднично»)
глаголы: шумит, поет..., передающие поведение народа на празднике; сравнения (не ветры воют буйные, не мать-земля колышется) заставляют почувствовать размах, удаль, силу молодецкую, проявляющуюся даже в гульбе.
отметим художественные детали (песня хором грянула, согласная, складная, и катится она «широко», «вольно»…). Эти детали говорят о талантливости, эстетической чуткости и душевной силе народа.
— Как отнеслись крестьяне к поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки?
Найдите и зачитайте эпизоды, передающие как веселье перешло в ничем не сдерживаемое пьянство.
Вывод
Сознание народное — сложное и противоречивое:
Таким образом, все высказывания из толпы (в главе «Пьяная ночь») свидетельствуют о темноте, невежестве, терпении и смирении народа. Однако есть и другие реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить свое положение.
Народ суеверен
В них звучит несогласие с пореформенными порядками, скептическая оценка проведенной реформы :
На баб нарядных глядючи
Добра ты царска грамота,
Старообрядка злющая
Да не про нас написана...
Товарке говорит:
Быть голоду! быть голоду!
В семье деспотизм
Другая: «Врешь, в моем дому
Похуже твоего!
Мне старший зять
ребро сломал!...»
К пьянству пристрастие
Расхвастался Вавилушка,
И старому, и малому
Подарков насулил.
А пропился до грошика!
Глава «Пьяная ночь» образ Якима Нагого
В деревне Босове
Яким Нагой живёт,
Он до смерти работает,
До полусмерти пьёт !..
Яким понимает, что крестьянство - великая сила; он горд своей принадлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость “крестьянской души”.
Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения - необходимость работать на “дольщиков”. Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он “живал когда-то в Питере”, но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, “как липочка ободранный” и “за соху взялся”.
В поэме описан эпизод, который кажется очень странным и вызывает живейшее удивление читателя. Яким купил для своего сына красивые картины и повесил их на стене в избе. Но вдруг загорелась вся деревня, и Якиму было необходимо спасти своё немудренное богатство. Но он в первую очередь начал снимать картины. Его жена бросилась снимать иконы.
Человек в первую очередь во время пожара спасает то, что ему дороже всего.
Ермила Гирин
Автор наделяет его неподкупной честностью и природным умом. Крестьяне уважают его за то, что он
В семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
В семь лет не тронул правого,
Не попустил виновного,
Душой не покривил...
Гирин - человек удивительный: он долгое время работал писарем, помогал всем, ничего не требуя взамен:
Лет двадцать было малому.
Какая воля писарю?
Однако для крестьянина
И писарь человек.
К нему подходишь к первому,
А он и посоветует
И справку наведёт;
Где хватит силы - выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмёт!
Савелий – богатырь святорусский
Этот образ Некрасов поставил в центре эпопеи, человека огромных сил, как бы созданного для революционной борьбы
С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно как из лесу,
Согнувшись, выходил…
Да распрямиться дедушка
Не мог: ему уж стукнуло,
По сказкам, сто годов.
Дед жил в особой горнице,
Семейки недолюбливал.
В свой угол не пускал;
Образ Савелия внутренне соотносится с образом Святогора и со всем русским крестьянством. Образ Святогора помогает донести мысль не только о могучей силе, но и о слабости героя-богатыря. Он один из самых сильных, но и один из самых неподвижных героев богатырского эпоса. Так и народ русский и силен, и бессилен одновременно
Так в образе Савелия обнажается сила и бессилие русского крестьянина, противоречивость его сознания. С одной стороны, могучая, несгибаемая мощь , понимание бесполезности терпения, неутихающий гневный протест, с другой — незнание, как надо завоевать себе свободу. А отсюда— ноты отчаяния, чувство безысходности, неверие в возможность изменить свою судьбу).
Матрена Тимофеевна
Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький,
Да серп через плечо.
Матрена Тимофеевна — представительница новой эпохи и нового поколения коржцев, в ее душе растет протест против угнетения. Это женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая, решительная.
«Крестьянка» - единственная часть поэмы, написанная от первого лица, Матрена Тимофеевна сама рассказывает о своей судьбе. Речь ее насыщена пословицами, поговорками, песнями, легендами, плачами и причитаниями, что свидетельствует о творческом складе ее души. Эта женщина не только сильная духом, но и одаренная, талантливая.
Закончить мысль и записать в тетради
1.Н. А. Некрасов, создавая образы крестьян, хотел донести до читателя мысль о том, что… ( главное богатство России- народ).
2.Проявления величия русской души поэт отразил в… ( силе духа, свободолюбии, долготерпении, доброте и справедливости).
3.Какая почва добрая-
Душа народа русского…,- писал Н.А. Некрасов, а мы убеждаемся в…( глубине и духовной мощи русского народа).
Домашнее задание
Ответить на вопросы:
— В чем увидел Некрасов сущность характера, миросозерцания народа?
— Перечитать все части до «Пира на весь мир» выделить все эпизоды, в которых дается ответ на вопрос о счастье.
— Что нового внесли поиски счастливого странниками правдоискателями в спор о счастье, вспыхнувший в «Прологе». (Письменный ответ).
Рефлексия
Душа страны – народ,
Душа народа – вера.
Иеромонах Роман
Яким Нагой
Савелий- богатырь святорусский
Матрёна Т.
Ермил Гирин
Составить синквейны по образам героев, используя таблицу «Образы крестьян»
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Спасибо за внимание!