СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы в 5 классе "И.А.Крылов и его басни"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 5 классе "И.А.Крылов и его басни" позволяет познакомиться с биографией писателя, вспомнить героев его басен, послушать выразительное чтение некоторых из них, запомнить литературные терминами.

Просмотр содержимого презентации
«ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ»

Урок литературы в 5 классе по теме:     « Иван Андреевич Крылов  и его басни»

Урок литературы

в 5 классе

по теме:

« Иван Андреевич Крылов

и его басни»

Цель урока :   знакомство с писателем  и понятием «басня». Задачи урока :  - получить представление о личности И.А. Крылова; - узнать, что такое и как устроена басня; - развивать навыки выразительного чтения; - расширять кругозор учащихся через знакомство с неизвестными баснями Крылова и иллюстрированный рассказ о первом баснописце Эзопе.

Цель урока :

знакомство с писателем

и понятием «басня».

Задачи урока :

- получить представление

о личности И.А. Крылова;

- узнать, что такое и как устроена басня;

- развивать навыки выразительного чтения;

- расширять кругозор учащихся через знакомство с неизвестными баснями Крылова и иллюстрированный рассказ о первом баснописце Эзопе.

Крылов Иван Андреевич 1769 -1844  Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней.  Со школьной партой с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова.   М.Исаковский

Крылов

Иван Андреевич

1769 -1844

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной партой с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М.Исаковский

Продолжите «крылатые слова»: Ты все пела? Это дело...   Кукушка хвалит петуха...    Ай, Моська! Знать, она сильна,…    А Васька слушает … А вы, друзья, как ни садитесь,..  Так поди же попляши .  «Стрекоза и Муравей»  За то, что хвалит он Кукушку.   «Кукушка и Петух» коль лает на Слона!  «Слон и Моська». да ест.   «Кот и повар».  всё в музыканты не годитесь!   «Квартет».

Продолжите «крылатые слова»:

Ты все пела? Это дело...

Кукушка хвалит петуха...

Ай, Моська! Знать, она

сильна,…

А Васька слушает …

А вы, друзья, как ни садитесь,..

Так поди же попляши .

«Стрекоза и Муравей»

За то, что хвалит он Кукушку.

«Кукушка и Петух»

коль лает на Слона!

«Слон и Моська».

да ест.

«Кот и повар».

всё в музыканты не годитесь!

«Квартет».

План урока: знакомство  с биографией писателя; изучение основных компонентов басни ; физкультминутка; литературная игра на знание басен Крылова; выразительное чтение ; подведение итогов урока ; дифференцированное домашнее задание .

План урока:

  • знакомство с биографией писателя;
  • изучение основных компонентов басни ;
  • физкультминутка;
  • литературная игра на знание басен Крылова;
  • выразительное чтение ;
  • подведение итогов урока ;
  • дифференцированное домашнее задание .

Биография И.А.Крылова Родился 2 февраля в Москве, много читал и считался одним из самых просвещенных людей своего времени.  Из-за бедности семьи Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. В 11 лет написал первую басню.  С 1786 года пишет пьесы, издаёт сатирический журнал «Почта духов», но басни—главные произведения писателя. Девять книг включают более 200 басен.  В 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.  9 ноября 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге. Памятник И.А. Крылову в Санкт-Петербурге

Биография И.А.Крылова

  • Родился 2 февраля в Москве, много читал и считался одним из самых просвещенных людей своего времени.
  • Из-за бедности семьи Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. В 11 лет написал первую басню.
  • С 1786 года пишет пьесы, издаёт сатирический журнал «Почта духов», но басни—главные произведения писателя. Девять книг включают более 200 басен.
  • В 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.
  • 9 ноября 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.

Памятник И.А. Крылову в Санкт-Петербурге

Басня — это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей: 1. Основное повествование. Здесь в аллегорической ( иносказательной) форме показана жизнь. Герои—животные и люди. Присутствуют сатира ,  олицетворение , эзопов язык. 2. Мораль. Поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни. Цель басни – осмеяние человеческих недостатков. Басенные персонажи символизируют нравственные качества людей. Нравоучительный вывод (мораль) содержит главную мысль произведения.

Басня — это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей:

1. Основное повествование.

Здесь в аллегорической ( иносказательной) форме показана жизнь. Герои—животные и люди. Присутствуют сатира , олицетворение ,

эзопов язык.

2. Мораль.

Поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.

Цель басни осмеяние человеческих недостатков.

Басенные персонажи символизируют нравственные качества людей.

Нравоучительный вывод (мораль) содержит главную мысль произведения.

Аллегория —иносказание—изображение отвлечённого понятия через конкретный образ. Например, в народной сказке хитрость изображена через образ лисы. Сатира —злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить. Например, И.А.Крылов через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят. Олицетворение —наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы, Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева оживают времена года: Зима недаром злится. Прошла её пора.  Весна в окно стучится и гонит со двора…  Эзопов язык  —умение замаскировать главную мысль ( по имени греческого баснописца Эзопа)

Аллегория —иносказание—изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Например, в народной сказке хитрость изображена через образ лисы.

Сатира —злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.

Например, И.А.Крылов через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят.

Олицетворение —наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,

Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева оживают времена года:

Зима недаром злится. Прошла её пора.

Весна в окно стучится и гонит со двора…

Эзопов язык —умение замаскировать главную мысль

( по имени греческого баснописца Эзопа)

История басни как жанра Эзоп - родоначальник жанра басни.  Легенды говорят, что Эзоп жил в Древней Греции на острове Самос в 6 веке до н.э. Он был рабом, безобразным горбуном. Но, благодаря своему уму, Эзоп добился свободы. Он написал много сборников, тексты их видоизменились и свободно перерабатывались, до нас дошло свыше 100 рукописей.

История басни как жанра

  • Эзоп - родоначальник жанра басни.

Легенды говорят, что Эзоп жил в Древней Греции на острове Самос в 6 веке до н.э. Он был рабом, безобразным горбуном. Но, благодаря своему уму, Эзоп добился свободы. Он написал много сборников, тексты их видоизменились и свободно перерабатывались, до нас дошло свыше 100 рукописей.

ВОРОНА  И  ЛИСИЦА Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близёхонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие пёрышки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, — Ведь ты б у нас была царь-птица!» Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье спёрло, — И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во всё воронье горло: Сыр выпал—с ним была плутовка такова.

ВОРОНА

И

ЛИСИЦА

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, —

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло, —

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:

Сыр выпал—с ним была плутовка такова.

Ребята, берегите зрение!

Ребята, берегите зрение!

Ребята, берегите зрение!

Ребята, берегите зрение!

Литературная игра 1. Назовите басню. Квартет Стрекоза и Муравей Лебедь, Щука и Рак Мартышка и Очки Слон и Моська Ворона и Лисица Волк на псарне

Литературная игра

1. Назовите басню.

Квартет

Стрекоза и Муравей

Лебедь, Щука и Рак

Мартышка и Очки

Слон и Моська

Ворона и Лисица

Волк на псарне

Узнайте героя по реплике! «Кумушка, мне странно это:  Да работала ль ты в лето?»   «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» «Вот то-то мне и духу придает,  Что я, совсем без драки,  Могу попасть в большие забияки.»  «А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всём лесу у нас такой певицы нет!» «Я удавилась бы с тоски, Когда б на неё хоть чуть была похожа»

Узнайте героя по реплике!

«Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?»

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»

«Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки.»

«А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всём лесу у нас такой певицы нет!»

«Я удавилась бы с тоски,

Когда б на неё хоть чуть была похожа»

Из каких басен эти строки? «Мартышка и очки» 1) Как под каждым ей листком  Был готов и стол, и дом.  «Стрекоза и Муравей» 2) Мартышка к старости слаба глазами стала «Свинья под дубом» 3)А воз и ныне там. «Лебедь, Щука и Рак » 4) Лишь были б жёлуди: Ведь я от них жирею.

Из каких басен эти строки?

«Мартышка и очки»

1) Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом.

«Стрекоза и Муравей»

2) Мартышка к старости слаба глазами стала

«Свинья под дубом»

3)А воз и ныне там.

«Лебедь, Щука и Рак »

4) Лишь были б жёлуди:

Ведь я от них жирею.

Выразительное чтение басни. Слушаем басни!

Выразительное чтение басни.

Слушаем басни!

Ворона и Лисица. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близёхонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие пёрышки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, — Ведь ты б у нас была царь-птица!» Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье спёрло, — И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во всё воронье горло: Сыр выпал—с ним была плутовка такова.

Ворона и Лисица.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, —

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло, —

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:

Сыр выпал—с ним была плутовка такова.

Квартет.

Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки, — Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. «Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!» Расселись, начали Квартет; Он все-таки на лад нейдёт. «Постойте ж, я сыскал секрет? — Кричит Осёл, — мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем». Послушались Осла: уселись чинно в ряд; А все-таки Квартет нейдёт на лад. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть. Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье. «Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть, Скажи лишь, как нам сесть!» — «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, — Им отвечает Соловей, — А вы, друзья, как ни садитесь; Всё в музыканты не годитесь».

Слон и Моська.  По улицам Слона водили, Как видно, напоказ. Известно, что Слоны в диковинку у нас, Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши Слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться; Ну так и лезет в драку с ним.

Слон и Моська.

По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ.

Известно, что Слоны в диковинку у нас,

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться;

Ну так и лезет в драку с ним.

"Соседка, перестань срамиться, -

Ей Шавка говорит, - тебе ль с

Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет

Вперед

И лаю твоего совсем не примечает.

"Эх, эх! - ей Моська отвечает, -

Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

"Ай, Моська! знать, она сильна,

Что лает на Слона!"

Проверь себя! 1.С каким писателем познакомились? Что узнали о его жизни?  2. Каковы по жанру его главные произведения?  3. Кто первым начал писать басни ещё в Древней Греции?  4. Что такое басня? Как она устроена?  5. Назовите известные вам басни Крылова.

Проверь себя!

1.С каким писателем познакомились? Что узнали о его жизни?

2. Каковы по жанру его главные произведения?

3. Кто первым начал писать басни ещё в Древней Греции?

4. Что такое басня? Как она устроена?

5. Назовите известные вам басни Крылова.

"Кто может вполне изучить русский язык,

тот должен познакомиться с баснями Крылова".

В. Г. Белинский

Домашнее задание: Рассказ об И.А.Крылове (тетрадь + стр.86 - 87) Выразительное чтение наизусть одной из басен (стр.88-92) - индивидуально  или  мини-спектакль по любимой басне с костюмами, декорациями - в группе

Домашнее задание:

  • Рассказ об И.А.Крылове (тетрадь + стр.86 - 87)
  • Выразительное чтение наизусть одной из басен (стр.88-92) - индивидуально

или

  • мини-спектакль по любимой басне с костюмами, декорациями - в группе

Использованные материалы: Литература 1. С. Коваленко. Крылатые строки русской поэзии.— Москва, Современник, 1989. 2. Н.Яновский-Максимов. Сердцу дорогие приметы.— Москва, Просвещение,1972. 3. Русская литература 19-20 веков. Пособие для абитуриентов.— Москва, Русское слово, 2004. 4. История русской литературы 19 века. 1800-1830-е годы.— Москва, Просвещение, 1989.  Информационные сайты: www.arttrans.com.ua www.childhoodbooks.ru http://www.krylov.net.ru/ http://www.krugosvet.ru/articles/104/1010420/1010420a1.htm http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/ivan_krylov/index1.html  Сканированные иллюстрации из детских книг «Басни Крылова»  

Использованные материалы:

Литература

1. С. Коваленко. Крылатые строки русской поэзии.— Москва, Современник, 1989.

2. Н.Яновский-Максимов. Сердцу дорогие приметы.— Москва, Просвещение,1972.

3. Русская литература 19-20 веков. Пособие для абитуриентов.— Москва, Русское слово, 2004.

4. История русской литературы 19 века. 1800-1830-е годы.— Москва, Просвещение, 1989.

Информационные сайты:

www.arttrans.com.ua

www.childhoodbooks.ru

http://www.krylov.net.ru/

http://www.krugosvet.ru/articles/104/1010420/1010420a1.htm

http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/ivan_krylov/index1.html

Сканированные иллюстрации из детских книг «Басни Крылова»

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!