Урок литературы в 7 классе.
Учитель русского языка и литературы Гимназии г. Малоярославца Бахтина С.В.
Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»
- познакомиться с творчеством Ю.Казакова;
- совершенствовать навыки анализа текста;
- воспитать желание помогать друг другу.
Что такое взаимопомощь?
Взаимопомощью, или взаимной помощью, принято называть сотрудничество двух и более людей, направленное на оказание помощи друг другу в какой-то деятельности. С давних времен взаимопомощь была присуща человеческому обществу, так как обеспечивала его выживаемость в суровых условиях.
Что такое взаимовыручка?
Взаимовыручка (по Ефремовой)- взаимная, обоюдная помощь,
выручка в каком-л. деле.
Казаков Юрий Павлович – русский писатель-прозаик ( 1927-1982 )
В ЭТОМ ДОМЕ НА АРБАТЕ РОДИЛСЯ Ю. П. КАЗАКОВ
Но уже в 1952 Казакова увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения и круто меняет свою жизнь.
1953- 1958 – обучение в литературном институте им. М. Горького.
.
С момента окончания института появляются удивительно музыкальные , точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю.П.Казакова.
В 1956 г. Казаков впервые поехал на Белое море и с тех пор “заболел” Севером .
В 1969 выходит сборник рассказов «Осень в дубовых лесах», в 1977 – «Во сне ты горько плакал».
29 ноября 1982 в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался. Посмертно была издана его книга "Две ночи" ("Разлучение душ"), в которой были собраны еще не опубликованные произведения, в том числе и незаконченные
На доме, где родился Ю. П. Казаков, установлена мемориальная доска
Верные утверждения. + 1. Юрий Павлович Казаков родился в Москве. 3. Казаков играл на виолончели и контрабасе. 5. Ю.П.Казаков учился в литературном институте им. М.Горького. 6. Ю.П.Казаков написал книги “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др. 9. Любимый жанр Юрия Казакова – рассказ. 10. Юрий Казаков очень любил русский Север. 11. После смерти Юрия Казакова продолжали печатать его книги.
Проблемный вопрос:
смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию ?
Групповая работа.
Группа №1. «Прекрасное утро», «Яшка будит Володю».
Какое настроение было у Яшки утром, и что его разозлило. Как при этом ведет себя Володя? Найдите слова, передающие состояние героев (стр. 188,189,190).
Группа №2. «У колодца» .
Как и почему стало меняться отношение Яшки к Володе? Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? (Стр.190, 191). Найдите слова, передающие состояние героев
Группа №3. « По дороге на рыбалку» .
Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей и как слушал его Володя? Найдите слова, передающие состояние героев. (Стр.192)
Группа №4. «Омут» .
Найдите описание реки и омута (укажите ключевые слова). Какое настроение оно создает у героев? (Стр.193 -194).
И.Левитан «У омута».
Значение слова «омут»:
- по Ефремовой: Омут - 1. Глубокая яма на дне реки или озера. 2. Быстрина, водоворот, вымывающие на дне реки, озера яму. 3. перен. Обстановка, среда, которая затягивает, засасывает человека, делает безвольным, безличным.
- по Ожегову: Омут - Глубокая яма на дне реки, озера.
Группа №5. "Рыбалка" .
Каковы настроения мальчиков во время рыбалки? Как ведет себя Володя, глядя на Яшку, пытавшегося безуспешно вытянуть рыбу. Найдите слова, передающие состояние героев. (Стр. 195-196).
Группа №6. «Володя тонет» .
Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет, и почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что,
« убежать никак нельзя»? Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно. Каково состояние Володи? (Стр. 197-198)
Как помочь утопающему?
Какое главное правило должен знать спасающий? (Никогда не подплывать к утопающему спереди, не давать ему схватиться руками!) - В этой драматической ситуации Володя становится случайной жертвой, а Яша, подчиняясь природному инстинкту самосохранения, сначала бежит с места происшествия. Только лишь страх владеет мальчиком в эти минуты. Но другое безотчетное чувство заставляет его вернуться к гибельному месту. Что это за чувство?
Группа №7. «Спасение Володи».
« Истинная любовь».
Почему Яшка плачут мальчики? Из-за слабости? (Стр.200)
Возвращаемся к проблемному вопросу!
- Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека.
- Попробуем заглянуть в будущее героев. Станут ли они друзьями? Почему вы так думаете?
(Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным)
Домашнее задание.
Продолжите письмо: "Здравствуй, дорогой друг! Знаешь ли ты, что такое взаимопомощь? Встречалась ли тебе такая помощь в жизни? Может быть, ты читал какие-либо произведения, рассказывающие об этом?
- Из рассказа "Тихое утро" Ю.П.Казакова я понял, что это... Это понятие в произведении раскрывается так..."
Прием «Колесо проблем»
Благодарю за внимание!
Желаю чувствовать помощь других и помогать самим!