СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П.Казакова "Тихое утро"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к авторскому интегрированному уроку открытия нового знания комбинированного типа с применением технологии проблемного обучения по программе В.Я.Коровиной.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 7 классе "Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П.Казакова "Тихое утро"»

Урок литературы  в 7 классе. Учитель русского языка и литературы Гимназии г. Малоярославца Бахтина С.В.

Урок литературы в 7 классе.

Учитель русского языка и литературы Гимназии г. Малоярославца Бахтина С.В.

   Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»

Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»

. Задачи урока: познакомиться с творчеством Ю.Казакова; совершенствовать навыки анализа текста; воспитать желание помогать друг другу.
  • . Задачи урока:
  • познакомиться с творчеством Ю.Казакова;
  • совершенствовать навыки анализа текста;
  • воспитать желание помогать друг другу.
Что такое взаимопомощь?  Взаимопомощью, или взаимной помощью, принято называть сотрудничество двух и более людей, направленное на оказание помощи друг другу в какой-то деятельности. С давних времен взаимопомощь была присуща человеческому обществу, так как обеспечивала его выживаемость в суровых условиях.

Что такое взаимопомощь?

Взаимопомощью, или взаимной помощью, принято называть сотрудничество двух и более людей, направленное на оказание помощи друг другу в какой-то деятельности. С давних времен взаимопомощь была присуща человеческому обществу, так как обеспечивала его выживаемость в суровых условиях.

Что такое взаимовыручка? Взаимовыручка (по Ефремовой)- взаимная, обоюдная помощь,  выручка в каком-л. деле.

Что такое взаимовыручка?

Взаимовыручка (по Ефремовой)- взаимная, обоюдная помощь,

выручка в каком-л. деле.

Казаков Юрий Павлович – русский писатель-прозаик  ( 1927-1982 )

Казаков Юрий Павлович – русский писатель-прозаик ( 1927-1982 )

В ЭТОМ  ДОМЕ НА  АРБАТЕ  РОДИЛСЯ  Ю. П.  КАЗАКОВ

В ЭТОМ ДОМЕ НА АРБАТЕ РОДИЛСЯ Ю. П. КАЗАКОВ

Но уже в 1952 Казакова увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения и круто меняет свою жизнь.

Но уже в 1952 Казакова увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения и круто меняет свою жизнь.

 1953- 1958 – обучение в литературном  институте им. М. Горького.

1953- 1958 – обучение в литературном институте им. М. Горького.

. С момента окончания института появляются удивительно музыкальные , точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю.П.Казакова.

.

С момента окончания института появляются удивительно музыкальные , точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю.П.Казакова.

В 1956 г. Казаков впервые поехал на Белое море и с тех пор “заболел” Севером .

В 1956 г. Казаков впервые поехал на Белое море и с тех пор “заболел” Севером .

В 1969 выходит сборник рассказов «Осень в дубовых лесах», в 1977 – «Во сне ты горько плакал».

В 1969 выходит сборник рассказов «Осень в дубовых лесах», в 1977 – «Во сне ты горько плакал».

29 ноября 1982 в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался. Посмертно была издана его книга

29 ноября 1982 в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался. Посмертно была издана его книга "Две ночи" ("Разлучение душ"), в которой были собраны еще не опубликованные произведения, в том числе и незаконченные

На доме, где родился Ю. П.  Казаков, установлена мемориальная доска

На доме, где родился Ю. П. Казаков, установлена мемориальная доска

     Верные утверждения. +   1. Юрий Павлович Казаков родился в Москве.    3. Казаков играл на виолончели и контрабасе.   5. Ю.П.Казаков учился в литературном институте  им. М.Горького.   6. Ю.П.Казаков написал книги “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др.    9. Любимый жанр Юрия Казакова – рассказ.   10. Юрий Казаков очень любил русский Север.    11. После смерти Юрия Казакова продолжали печатать его книги.            

Верные утверждения. + 1. Юрий Павлович Казаков родился в Москве.   3. Казаков играл на виолончели и контрабасе.  5. Ю.П.Казаков учился в литературном институте им. М.Горького.  6. Ю.П.Казаков написал книги “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др.   9. Любимый жанр Юрия Казакова – рассказ.  10. Юрий Казаков очень любил русский Север.   11. После смерти Юрия Казакова продолжали печатать его книги.      

Проблемный вопрос: смогут  ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти  к  взаимопониманию ?

Проблемный вопрос:

смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию ?

Групповая работа.  Группа №1. «Прекрасное утро», «Яшка будит Володю».  Какое настроение было у Яшки утром, и что его разозлило. Как при этом ведет себя Володя? Найдите слова, передающие состояние героев (стр. 188,189,190).

Групповая работа.

Группа №1. «Прекрасное утро», «Яшка будит Володю».

Какое настроение было у Яшки утром, и что его разозлило. Как при этом ведет себя Володя? Найдите слова, передающие состояние героев (стр. 188,189,190).

Группа №2.  «У колодца» .  Как и почему стало меняться отношение Яшки к Володе? Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? (Стр.190, 191). Найдите слова, передающие состояние героев

Группа №2. «У колодца» .

Как и почему стало меняться отношение Яшки к Володе? Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? (Стр.190, 191). Найдите слова, передающие состояние героев

 Группа №3. « По дороге на рыбалку» .     Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей и как слушал его Володя? Найдите слова, передающие состояние героев. (Стр.192)

Группа №3. « По дороге на рыбалку» .

Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей и как слушал его Володя? Найдите слова, передающие состояние героев. (Стр.192)

 Группа №4.  «Омут» .     Найдите описание реки и омута (укажите ключевые слова). Какое настроение оно создает у героев? (Стр.193 -194).

Группа №4. «Омут» .

Найдите описание реки и омута (укажите ключевые слова). Какое настроение оно создает у героев? (Стр.193 -194).

И.Левитан «У омута».

И.Левитан «У омута».

Значение слова «омут»: по Ефремовой:  Омут - 1. Глубокая яма на дне реки или озера.  2. Быстрина, водоворот, вымывающие на дне реки, озера яму.  3. перен. Обстановка,  среда, которая затягивает, засасывает человека, делает безвольным, безличным.  по Ожегову:  Омут - Глубокая яма на дне реки, озера.

Значение слова «омут»:

  • по Ефремовой: Омут - 1. Глубокая яма на дне реки или озера. 2. Быстрина, водоворот, вымывающие на дне реки, озера яму. 3. перен. Обстановка, среда, которая затягивает, засасывает человека, делает безвольным, безличным.
  • по Ожегову: Омут - Глубокая яма на дне реки, озера.
Группа №5.

Группа №5. "Рыбалка" .

Каковы настроения мальчиков во время рыбалки? Как ведет себя Володя, глядя на Яшку, пытавшегося безуспешно вытянуть рыбу. Найдите слова, передающие состояние героев. (Стр. 195-196).

Группа №6. «Володя тонет» .     Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет, и почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что, « убежать никак нельзя»? Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно. Каково состояние Володи?  (Стр. 197-198)

Группа №6. «Володя тонет» .

Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет, и почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что,

« убежать никак нельзя»? Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно. Каково состояние Володи?  (Стр. 197-198)

Как помочь утопающему?

Как помочь утопающему?

 Какое главное правило должен знать спасающий? (Никогда не подплывать к утопающему спереди, не давать ему схватиться руками!)  - В этой драматической ситуации Володя становится случайной жертвой, а Яша, подчиняясь природному инстинкту самосохранения, сначала бежит с места происшествия. Только лишь страх владеет мальчиком в эти минуты. Но другое безотчетное чувство заставляет его вернуться к гибельному месту. Что это за чувство?

Какое главное правило должен знать спасающий? (Никогда не подплывать к утопающему спереди, не давать ему схватиться руками!) - В этой драматической ситуации Володя становится случайной жертвой, а Яша, подчиняясь природному инстинкту самосохранения, сначала бежит с места происшествия. Только лишь страх владеет мальчиком в эти минуты. Но другое безотчетное чувство заставляет его вернуться к гибельному месту. Что это за чувство?

Группа №7. «Спасение Володи».   « Истинная любовь».  Почему Яшка плачут мальчики? Из-за слабости? (Стр.200)  

Группа №7. «Спасение Володи».

« Истинная любовь».

Почему Яшка плачут мальчики? Из-за слабости? (Стр.200)

 

Возвращаемся к проблемному вопросу!  - Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека.  - Попробуем заглянуть в будущее героев. Станут ли они друзьями? Почему вы так думаете?  (Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным)  

Возвращаемся к проблемному вопросу!

- Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека.

- Попробуем заглянуть в будущее героев. Станут ли они друзьями? Почему вы так думаете?

(Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным)

 

Домашнее задание.    Продолжите письмо:

Домашнее задание.

  •  

Продолжите письмо: "Здравствуй, дорогой друг! Знаешь ли ты, что такое взаимопомощь? Встречалась ли тебе такая помощь в жизни? Может быть, ты читал какие-либо произведения, рассказывающие об этом?

  • Из рассказа "Тихое утро" Ю.П.Казакова я понял, что это... Это понятие в произведении раскрывается так..."
Прием «Колесо проблем»

Прием «Колесо проблем»

Благодарю за внимание!  Желаю чувствовать помощь других и помогать самим!

Благодарю за внимание!

Желаю чувствовать помощь других и помогать самим!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!