СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Нет повести ПРЕКРАСНЕЕ на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте" Анализ трагедии Шекспира в 8 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация создана на основе урока Исаевой Е., помещенного в журнале "Литература" (Издательский дом "Первое сентября").

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 8 классе "Нет повести ПРЕКРАСНЕЕ на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте" Анализ трагедии Шекспира в 8 классе»

  “ Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…”   Анализ пьесы Шекспира в 8-м классе.

Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…”

Анализ пьесы Шекспира в 8-м классе.

Любовь всегда прекрасна и желанна,  Особенно, когда она нежданна.  (У.Шекспир) Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И.С. Тургенев)

Любовь всегда прекрасна и желанна, Особенно, когда она нежданна. (У.Шекспир)

Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И.С. Тургенев)

В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной,
  • В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной,
  • В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной,
  • В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной,
  • В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной,
  • В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной,
  • В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной,
  • В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной,
  • В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной,
  • В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной,
дала жизнь балету Сергея Прокофьева, Танец рыцарей

дала жизнь балету Сергея Прокофьева,

Танец рыцарей

опере Шарля Гуно,

опере Шарля Гуно,

множеству рисунков.

множеству рисунков.

Сюжет её был переосмыслен чешским писателем Карелом Чапеком в его рассказе «Ромео и Джульетта» в сборнике «Апокрифы»,

Сюжет её был переосмыслен чешским писателем Карелом Чапеком в его рассказе «Ромео и Джульетта» в сборнике «Апокрифы»,

стихотворение о героях трагедии создала русская поэтесса XX века Маргарита Алигер,
  • стихотворение о героях трагедии создала русская поэтесса XX века Маргарита Алигер,
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА Высокочтимые Капулетти, глубокоуважаемые Монтекки, мальчик и девочка - это дети, В мире прославили вас навеки! Не родовитость и не заслуги, Не звонкое злато, не острые шпаги, не славные предки, не верные слуги, а любовь, исполненная отваги. Вас прославила вовсе другая победа, другая мера, цена другая... Или все-таки тот, кто об этом поведал, безвестный поэт из туманного края? Хотя говорят, что того поэта вообще на земле никогда не бывало... Но ведь был же Ромео, была Джульетта, страсть, полная трепета и накала. И так Ромео пылок и нежен, так растворилась в любви Джульетта, что жил на свете Шекспир или не жил, честное слово, неважно и это! Мир добрый, жестокий, нежный, кровавый, залитый слезами и лунным светом, поэт не ждет ни богатства, ни славы, он просто не может молчать об этом. Ни о чем с человечеством не условясь, ничего не спросив у грядущих столетий, он просто живет и живет, как повесть, которой печальнее нет на свете.   Маргарита Алигер. Стихотворения и поэмы в 2-х т. Москва: Художественная литература, 1970.

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Высокочтимые Капулетти,

глубокоуважаемые Монтекки,

мальчик и девочка - это дети,

В мире прославили вас навеки!

Не родовитость и не заслуги,

Не звонкое злато, не острые шпаги,

не славные предки, не верные слуги,

а любовь, исполненная отваги.

Вас прославила вовсе другая победа,

другая мера, цена другая...

Или все-таки тот, кто об этом поведал,

безвестный поэт из туманного края?

Хотя говорят, что того поэта

вообще на земле никогда не бывало...

Но ведь был же Ромео, была Джульетта,

страсть, полная трепета и накала.

И так Ромео пылок и нежен,

так растворилась в любви Джульетта,

что жил на свете Шекспир или не жил,

честное слово, неважно и это!

Мир добрый, жестокий, нежный, кровавый,

залитый слезами и лунным светом,

поэт не ждет ни богатства, ни славы,

он просто не может молчать об этом.

Ни о чем с человечеством не условясь,

ничего не спросив у грядущих столетий,

он просто живет и живет, как повесть,

которой печальнее нет на свете.

 

Маргарита Алигер. Стихотворения и поэмы в 2-х т.

Москва: Художественная литература, 1970.

существует ряд экранизаций трагедии, одна из самых красочных принадлежит итальянскому режиссёру Франко Дзефирелли…

существует ряд экранизаций трагедии, одна из самых красочных принадлежит итальянскому режиссёру Франко Дзефирелли…

У.Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы.
  • У.Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы.
В написанной в 1 веке н.э. древнеримским писателем Овидием поэме

В написанной в 1 веке н.э. древнеримским писателем Овидием поэме "Метаморфозы" рассказывается история живших в Вавилоне возлюбленных - Пирама и Фисбы . Родители Пирама и Фисбы были против их отношений, и возлюбленные решили встретиться тайком ночью. Фисба пришла к месту свидания первой и увидала льва с окровавленной мордой, который только что вернулся с охоты на быков. Фисба убежала и уронила платок, который лев разорвал. Вскоре пришел Пирам, увидел окроваленный платок Фисбы и, решив, что его возлюбленная мертва, закололся мечом. Фисба вернулась и увидела, что Пирам умирает. Тогда она тоже бросилась на меч. Шекспир был знаком с историей Пирама и Фисбы.

Произведения о двух погибших влюблённых: история Пирама и Фисбы древнеримского поэта Овидия (2-8 гг н.э.); новелла итальянского писателя Луиджи да Порто (1524 г.); новелла итальянского писателя Маттео Банделло (1532 г.); трагедия Шекспира (1592-1594гг.)

Произведения о двух погибших влюблённых:

  • история Пирама и Фисбы древнеримского поэта Овидия (2-8 гг н.э.);
  • новелла итальянского писателя Луиджи да Порто (1524 г.);
  • новелла итальянского писателя Маттео Банделло (1532 г.);
  • трагедия Шекспира (1592-1594гг.)
1. С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам это удивительным? В прологе на сцену выходит хор и в своей речи кратко сообщает сюжет всей пьесы. В древности в античных трагедиях был такой персонаж — хор, состоявший из группы актёров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события. Шекспир использовал этот приём древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию.

1. С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам это удивительным?

В прологе на сцену выходит хор и в своей речи кратко сообщает сюжет всей пьесы.

В древности в античных трагедиях был такой персонаж — хор, состоявший из группы актёров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события. Шекспир использовал этот приём древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию.

2. Определите тему трагедии «Ромео и Джульетта».   Это произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении юных героев.

2. Определите тему трагедии «Ромео и Джульетта».

Это произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении юных героев.

3. Где происходит действие? События разворачиваются в Италии, в Вероне и Мантуе.

3. Где происходит действие?

События разворачиваются в Италии, в Вероне и Мантуе.

4. Что мы узнаём о жизни Вероны в самом начале произведения?   В этом городе многие годы длится вражда двух семейств, причина её давно забыта, правителю Вероны и жителям это противостояние уже давно надоело, так как оно приносит много бед, но по-прежнему льётся кровь.

4. Что мы узнаём о жизни Вероны в самом начале произведения?

В этом городе многие годы длится вражда двух семейств, причина её давно забыта, правителю Вероны и жителям это противостояние уже давно надоело, так как оно приносит много бед, но по-прежнему льётся кровь.

В чём необычность ситуации, которая предстаёт перед нами в пьесе?   Монтекки Капулетти

В чём необычность ситуации, которая предстаёт перед нами в пьесе?

Монтекки

Капулетти

Вспомните, что такое сюжет, и выделите его элементы в трагедии У.Шекспира. Установите соответствие эпизодов.   Встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и рождение любви.  Столкновения Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти.   Венчание и прощание.  Рассказ брата Лоренцо и примирение семей.  Сцена в склепе. Сюжет — система событий в произведении. Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка

Вспомните, что такое сюжет, и выделите его элементы в трагедии У.Шекспира. Установите соответствие эпизодов.

Встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и рождение любви.

Столкновения Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти.

Венчание и прощание.

Рассказ брата Лоренцо и примирение семей.

Сцена в склепе.

Сюжет — система событий в произведении.

Экспозиция

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?   Способом характеристики персонажей драматического произведения являются их монологи и диалоги , поступки, отзывы о них других героев и авторские ремарки — пояснения автора к тексту, касающиеся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.

Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?

  • Способом характеристики персонажей драматического произведения являются их монологи и диалоги , поступки, отзывы о них других героев и авторские ремарки — пояснения автора к тексту, касающиеся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.
Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой?   Что есть любовь? Безумье от угара,  Игра огнём, ведущая к пожару,  Воспламенившееся море слёз,  Раздумье — необдуманности ради,  Смешенье яда и противоядья.  (Акт I. Сцена 1) Пустая тягость, тяжкая забава,  Нестройное собранье стройных форм,  Холодный жар, смертельное здоровье,  Бессонный сон, который глубже сна.  Вот какова, и хуже льда и камня,  Моя любовь, которая тяжка мне.  (Акт I. Сцена 1)

Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой?

  • Что есть любовь? Безумье от угара, Игра огнём, ведущая к пожару, Воспламенившееся море слёз, Раздумье — необдуманности ради, Смешенье яда и противоядья. (Акт I. Сцена 1)
  • Пустая тягость, тяжкая забава, Нестройное собранье стройных форм, Холодный жар, смертельное здоровье, Бессонный сон, который глубже сна. Вот какова, и хуже льда и камня, Моя любовь, которая тяжка мне. (Акт I. Сцена 1)

  Почему герой так отзывается о любви? В чём дело? Ромео признаётся, что влюблён в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.

  Почему герой так отзывается о любви? В чём дело?

  • Ромео признаётся, что влюблён в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.

Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чём идёт речь? Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на графа Париса, на  что Джульетта отвечает: Ещё не знаю. Надо сделать пробу. Но это лишь единственно для вас.  (Акт I. Сцена 3)  Юная героиня ещё не думала о любви, о браке, она спокойна.

Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чём идёт речь?

Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на графа Париса, на

что Джульетта отвечает:

Ещё не знаю. Надо сделать пробу.

Но это лишь единственно для вас. (Акт I. Сцена 3)

Юная героиня ещё не думала о любви, о браке, она спокойна.

  Вспомните, сколько лет Джульетте?   Как вы думаете, почему автор делает героиней такую молодую девушку?  Может быть, драматург желал подчеркнуть, что любовь может прийти в любом возрасте, главное, чтобы человек был готов любить. Он выбирает юную героиню, чтобы показать силу чувства: Джульетта ведёт себя смело и решительно.
  •   Вспомните, сколько лет Джульетте?
  •   Как вы думаете, почему автор делает героиней такую молодую девушку?

  • Может быть, драматург желал подчеркнуть, что любовь может прийти в любом возрасте, главное, чтобы человек был готов любить. Он выбирает юную героиню, чтобы показать силу чувства: Джульетта ведёт себя смело и решительно.
Как и где вспыхивает чувство юных героев?

Как и где вспыхивает чувство юных героев?

Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Они оценивают друг друга не по имени, а по качествам. “Когда Ромео не звался бы Ромео, он хранил бы все милые достоинства свои…” — говорит Джульетта. Им не понятна вражда, которая мешает соединению.

Как юные герои относятся к вражде своих семейств?

Они оценивают друг друга не по имени, а по качествам. “Когда Ромео не звался бы Ромео, он хранил бы все милые достоинства свои…” — говорит Джульетта.

Им не понятна вражда, которая мешает соединению.

Почему Лоренцо соглашается обвенчать Ромео и Джульетту? Лоренцо соглашается, рассчитывая, что союз Ромео и Джульетты положит конец вражде двух семейств.

Почему Лоренцо соглашается обвенчать Ромео и Джульетту?

Лоренцо соглашается, рассчитывая, что союз Ромео и Джульетты положит конец вражде двух семейств.

Какое событие сыграло роковую роль в судьбе героев?   Из-за грубости и кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга Ромео — Меркуцио, герой оказывается изгнанным из Вероны. Меркуцио Тибальт

Какое событие сыграло роковую роль в судьбе героев?

Из-за грубости и кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга Ромео — Меркуцио, герой оказывается изгнанным из Вероны.

Меркуцио

Тибальт

Какие эпизоды показаны в кадрах фильма?

Какие эпизоды показаны в кадрах фильма?

Родители Джульетты говорят ей, что она должна стать супругой …., и не желают слушать её возражений. Джульетта в отчаянии. Она готова даже принять …., но Лоренцо предлагает ей выпить …., которое …, чтобы все…, что …..

Родители Джульетты говорят ей, что она должна стать супругой …., и не желают слушать её возражений. Джульетта в отчаянии. Она готова даже принять …., но Лоренцо предлагает ей выпить …., которое …, чтобы все…, что …..

. Ромео возвращается в …, чтобы проститься с любимой. При виде …, не зная о том, что она …, Ромео …, не в силах представить себе….. Джульетта …., когда Ромео ….. Она в отчаянии ….
  • . Ромео возвращается в …, чтобы проститься с любимой.
  • При виде …, не зная о том, что она …, Ромео …, не в силах представить себе….. Джульетта …., когда Ромео ….. Она в отчаянии ….
  Почему погибают герои?   Мир, в котором они живут, ещё не готов к гармонии, примирению, доброте и любви. Чтение монолога Лоренцо

  Почему погибают герои?

  • Мир, в котором они живут, ещё не готов к гармонии, примирению, доброте и любви.
  • Чтение монолога Лоренцо
Есть ли смысл в гибели героев?   После смерти юных супругов враждующие семьи примиряются. Гибель детей убеждает родителей в том, что их вражда — страшный пережиток времени и они наказаны за зло.

Есть ли смысл в гибели героев?

После смерти юных супругов враждующие семьи примиряются. Гибель детей убеждает родителей в том, что их вражда — страшный пережиток времени и они наказаны за зло.

Трагедия — это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, отстаивая свой идеал. По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу представляют так: Нет повести печальнее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте.

Трагедия — это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, отстаивая свой идеал.

По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу представляют так:

Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте.

Мы можем предложить свой вариант заключительной строки, ведь история юных героев живёт в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности. Нет повести прекраснее на свете,  Чем повесть о Ромео и Джульетте.

Мы можем предложить свой вариант заключительной строки, ведь история юных героев живёт в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.

Нет повести прекраснее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте.

Домашняя работа  (выбор ) 1. Написать отзыв о трагедии Шекспира. 2. Составить кроссворд по творчеству Шекспира. 3. Трагедия Шекспира в мировом кинематографе, музыке, изобразительном искусстве.

Домашняя работа (выбор )

  • 1. Написать отзыв о трагедии Шекспира.
  • 2. Составить кроссворд по творчеству Шекспира.
  • 3. Трагедия Шекспира в мировом кинематографе, музыке, изобразительном искусстве.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!