УРОК МАТЕМАТИКИ. 5 КЛАСС. УРОК ПУТЕШЕСТВИЕ: ПО ТЕМЕ: СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ»
ЦЕЛИ УРОКА:
- Образовательная : о бобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме; усиление практической направленности обучения; применение знаний в незнакомой и несколько измененной ситуации; формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
- Развивающая: Формирование умения осуществлять взаимоконтроль; рационально планировать работу; развивать самостоятельность, внимание и логического мышления.
- Воспитательная: в оспитывать сосредоточенность, положительное отношение к учебе.
- Тип урока: контрольно-обобщающий
- Вид : урок с применением игровой технологии
- Оборудование урока: распечатки с тестами, карточки с индивидуальными заданиями, заданиями для самостоятельной работы, карточки для оформления доски, диапроектор, экран
- Приемы: создание на уроке ситуации занимательности, удивления, успеха, поощрениея за успешное выполнение заданий; оперативный контроль за выполнением требований.
- Мотивация урока : стимулировать интерес к изучению математики.
ПЛАН УРОКА
№
Этапы урока
1
Ориентировочное время (мин.)
Орг. Момент. Мотивационное начало урока, постановка цели.
2
Фронтальный опрос
3
3
4
10
1 остановка: «Порт исторический»
2 остановка: «Порт посчитай-ка»
4
5
10
3 остановка: «Порт загадочный»
6
4 остановка: «Порт мыслительный»
6
7
4
Выполнение теста с последующей самопроверкой
8
Подведение итогов урока. Рефлексия.
6
2
КРОСС - ОПРОС
- Работа обучающихся по индивидуальным карточкам (3 обучающихся).
Образец:
КАРТОЧКА 1
Собственная скорость катера 15 км/ч, а скорость течения реки 3,5км/ч. Найти скорость катера по течению реки и против течения реки.
2.Вычисли :
А) 6,2 + 4,7 =__________________
Б) 41,29 – 18,32=_______________________________
В) 7 – 6,92=_________________________________
КРОСС- ОПРОС
- Какие числа называются десятичными дробями?
- Прочитать десятичные дроби: 131,5; 0,126; 17,29; 1269, 567; 13, 3791.
- Как можно изменить в десятичной дроби количество знаков после запятой?
- Можно ли натуральное число представить в виде десятичной дроби?
- Как сложить десятичные дроби?
- Сформулируйте правило вычитания десятичных дробей.
КРОСС - ОПРОС
5,1 + 3,6 ; 7,5 + 8,2 ; 8 + 2,6 ; 4,7 + 16 ;
7,9 – 5,6 ; 8,4 – 8,1
- Какие способы сравнения десятичных дробей вы знаете?
- Сравнить числа:
43,5 и 43,12
21,83 и 20,83
1,6 и 1,589
0,26 и 0,278
- На доске расположены числа: 3,28; 17 ; 5,2; 137 ; 0,139; 3,45;164,46.
- Из этих дробей отбросьте обыкновенные дроби.
- Оставшиеся десятичные дроби расположите в порядке возрастания.
ОПРЕДЕЛИТЬ СКОРОСТЬ, С КОТОРОЙ МЫ БУДЕМ ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ПО ТЕЧЕНИЮ И ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ РЕКИ, ЕСЛИ СОБСТВЕННАЯ СКОРОСТЬ БАРЖИ 5,5 КМ/Ч, А СКОРОСТЬ ТЕЧЕНИЯ РЕКИ 3,2 КМ/Ч.
2
« ПОРТ ИСТОРИЧЕСКИЙ »
Правила действий с десятичными дробями впервые описал знаменитый ученый средневековья аль – Каши – Джемшид Ибн Масуд в начале 5 века.
В записи десятичных чисел он целую часть выделял красными чернилами или отделял от дробной вертикальной чертой. Например: 125 42 или 125 42
В Европе десятичные дроби были изобретены заново через 150 лет фламандским инженером Симоном Стевином. Однако их запись отличалась сложностью.
Судите сами, например число 24,56 выглядело так:
24 5 6 или
012
2456 ( вместо запятой 0 в кружочке или над целой частью, цифрами 1,2,3 … помечалось положение остальных знаков).
0
1
2
« ПОРТ ПОСЧИТАЙ-КА »
- Какие ошибки были допущены в примерах:
- А) 45,34 б) 13 8
- + 73,5 - 3,5
- 526,9 10,3
- в) 450,2
- - 20,01
- 430,21
- Б) Индивидуальная работа по карточкам
- ( на 10 вариантов)
СОДЕРЖАНИЕ КАРТОЧЕК
1 вариант
2 вариант
1,1 + 8,9= ___
___- 4,4= ___
___- 5,4= ___
___+0,15=___
___- 0,25=___
3 вариант
2,2 + 1,8 = ___
___+ 2,3 = ___
___- 6,06= ___
___- 0,19= ___
___+0,15= ___
4 вариант
3,3 + 2,7= ___
___- 1,2= ___
___- 4,4= ___
___+0,05=___
___- 0,15=___
5 вариант
4,4 + 4,6= ___
___- 6,4= ___
___- 2 = ___
___+0,05=___
___- 0,25=___
5,5 + 1,5 = ___
___+0,34= ___
___- 7,04= ___
___- 0,05= ___
___+0,25= ___
«ПОРТ ЗАГАДОЧНЫЙ»
- Что легче: 0,3 кг железа или 0,3 кг ваты?
- Три друга – Коля, Витя и Миша – решили купить шайбу, которая стоит 100 руб. У Коли и Вити было по 37,3 рубля, а у Миши – 24,6 руб . Будут ли они вечером играть в хоккей?
«ПОРТ МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ»
Задание : Кто является автором высказывания «Число, выраженное десятичным знаком, прочтет и немец, и русский, и араб, и янки одинаково».
Возможные варианты ответов : 1,3 – Р. Декарт ,
3,6 – Л. Эйлер, 2,3 – Менделеев Д.И.
Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907)
- Д.И. Менделеев родился в г. Тобольске в семье директора гимназии. Окончил Петербургский педагогический институт с золотой медалью. Научное и педагогическое наследие огромно- полное собрание сочинений из 25 томов.
- Круг интересов Д.И. Менделеева был весьма разнообразен. К числу крупнейших работ относятся исследования в области физики, химии, метрологии, воздухоплавания, сельского хозяйства, экономики и других областях науки и техники.
- Всемирную славу и признание многих ученых мира принесло открытие в
1869 г. Периодического закона и создание Периодической системы химических элементов.
- Был избран почетным членом многих зарубежных академий, доктором ряда университетов и членом научных обществ.
ТЕСТИРОВАНИЕ
1 вариант
1.Вычислить: 2,83 + (7,35 + 8,77)
А) 11,6; б) 18,95; в) 17,95; г) 16, 195
2. Решите уравнение: 17 – х = 0,87
А) 17,87; б) 1613; в) 16,27; г) 16,13
3. Представьте число 25,6 в виде суммы двух чисел:
А) 13,6 и 13; б) 12,1 и 12,5; в) 11,27 и 14,13 г) 13,135 и 12,465
4 . Какое число не является результатом ни одного из действий:
20,01 – 11,1
49 + 17,8
73 – 6,3
А) 67,7; б) 66,8; в) 8,91; г) 66,7
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
- 1 вариант 1б, 2г, 3г, 4а
- 2 вариант 1б, 2а,3б, 4б
- 3 вариант 1б, 2в, 3в,4в
- 4 вариант 1б, 2а, 3а, 4г
РЕФЛЕКСИЯ
- «Красный» - я сегодня отлично поработал, могу с уверенностью сказать, что тема мною усвоена полностью;
- « Синий» - сегодня я был активен, почти все удавалось, могу поставить себе «хорошо»;
- « Зеленый» - я очень старался, работал в меру своих возможностей, могу себя оценить на «удовлетворительно».
НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК
- Использование в практике нестандартных уроков позволяет поддерживать интерес обучающихся к предмету, развивать интеллектуальные умения и способности.
- Разнообразие этапов урока способствует многократному повторению предметного материала.
- Игровая среда на уроке положительно влияет на эмоциональность, позволяет проявиться и слабым учащимся, активизирует их деятельность.
- Задания используемые на уроке позволили выявить пробелы в знаниях и проблемы в их усвоении.