ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Древнего и Средневекового КИТАЯ
МХК, 10 класс
Выполнила- учитель МХК
высшей квалификационной категории
МОБУ СОШ №32 г. Таганрога
Петренко Е.М.
Где вы, о древние народы!
Ваш мир был храмом всех богов,
Вы книгу Матери – природы
Читали ясно без очков.
Федор Иванович Тютчев
- Цель урока : познакомить обучающихся с основными особенностями художественной культуры Китая.
- Задачи:
- Развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности, интерес обучающихся к художественной культуре народов мира;
- Воспитывать художественно-творческий вкус и потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры, дух толерантности и уважения к культуре других народов.
- Учить использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.
Два основных исторических пласта
Художественная культура древности
Средневековье
(с 3 тыс.до н.э. до 3 в.н.э.)
(4-19 в.в.)
Религии - учения
Конфуцианство (чувство собственного достоинства, гуманность (жень), идеалом человека является правитель)
Буддизм
( идеи милосердия, смирения на земле и непротивление злу, а также обещал спасение в раю для всех верующих и помощь милосердных богов - бодисатв )
Лао Цзы
(духовное бытие существует всегда) Даосизм
Выделяются следующие периоды культурного развития.
1 . Культура Яншао (5-3 тыс. до н. э.).
2. Культура эпохи династии Шан (XVI-XI вв. до н. э.).
3. Культурное развитие в период Чжоу и Чжаньго (XI—III вв. до н. э.),
4. Культура Цинь и Хань (III в. до н. э.- Ш в. н. э.). (Ханьская империя - Великая китайская стена)
Север - Вэйское царство; Юг – Китайские императоры
5. «Золотой век» правления династий Тан и Сун (VII—XIII вв.). Подъем культура, строительство городов, школ, библиотек и т.д.
6. Культура Мин и Цин (XIV-XVII вв. - 1911 г.)
Характерные особенности произведений китайского искусства :
- декоративность,
- подчёркнутая орнаментальность,
- использование каллиграфии,
- тщательная проработка деталей,
- тонкое понимание природных форм
Значительное влияние на развитие художественной культуры Китая оказали религиозно-философсские учения: даосизм, буддизм, конфуцианство.
Китайцы представили Вселенную в виде гармонии двух начал. Первое начало « Инь» – земное, женское, темное; второе – « Ян» – небесное, мужское, светлое. Матерью-прародительницей считалась земля, отцом же было небо, дающее тепло и воду для жизни
КИТАЙ – это страна с богатым прошлым и не менее интересным настоящим, которая дала миру великих ученых и философов, подарила множество изобретений. Память о славных эпохах великих императоров, бравых воинах и седых мудрецах хранится в уникальном искусстве и великом множестве памятников истории, архитектуры и литературы, дошедших через столетия до наших дней.
Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы - будь то цветок, дерево, животное - позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику.
Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности - каллиграфическим надписям - придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания. Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток - это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы». Китайский портрет ханьской эпохи сочетал в себе реалистическую достоверность (так, фигуры воинов из гробницы Цинь Ши-хуанди явно передают индивидуальные черты их прототипов) и символичность, иногда граничащую с карикатурностью. В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа: сосна -- это символ долголетия, бам-бук - стойкости и счастья, аист - одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей - вытянутый свиток - помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания. Все жанры древнекитайского искусства несли в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования человека, настраивали на особое восприятие: восхищение природой, ее красотой и работой мастера. Наверное, поэтому красота китайских пейзажей с их особой выразительностью и особой символикой вызывает восхищение у европейцев, позволяет открывать им иное видение мира, иную эстетику.
Китай является родиной одной из самых старых и самых сложных цивилизаций мира, и возможно, единственной, где физический тип населения не менялся в течение 5 тысячелетий. Китай имеет историю, насчитывающую 5 000 лет художественного, философского и политического развития. Хотя региональные различия создают ощущение разнообразия, общность языка и религиозно-этических взглядов объединяют культуру Китая, в рамках которой были созданы такие значимые во всемирном масштабе явления, как конфуцианство и даосизм . Конфуцианство было официальной идеологией большую часть истории Имперского Китая, и знание конфуцианских текстов было первичным критерием для входа в имперскую бюрократию.
С усилением экономической и военной экспансии в Китай стран Запада в середине XIX столетия, в Китае получили распространение, в национальной интерпретации, идеи социальной и политической организации, зародившиеся в Европе
4
РЕЛИГИЯ
- Конфуцианство - Этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. до н.э Конфуцием . Выражало интересы наследственной аристократии. Конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших(“благородных мужей” и “мелких людишек”)- всеобщим законом справедливости. Со 2 в. до н. э и до Синьхайской революции 1911 - 13 конфуцианство являлось официальной государственной идеологией.
Наиболее популярным и влиятельным учением было все-таки конфуцианство. Его основатель – Конфуций ( Кун-цзы ) принадлежал к среде так называемых жу – ученых-книжников, имевших большое влияние при дворах правителей. Поэтому неслучайно Конфуций обосновал социальный идеал совершенного человека – цзюнь-цзы.
Основным понятием в учении Конфуция выступает гуманность (жень), которая является нравственным принципом, определяющим отношения между людьми как в обществе, так и в семье. Гуманность в понимании Конфуция являлась моральным измерением всякой деятельности: «Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды» [4, с. 88]. Разрабатывая идеи разумного управления государством, Конфуций сформировал тезис о том, что государство – это та же семья, только большая, поэтому основные нравственные принципы в них едины.
Для осуществления своих идей Конфуций основал школу и готовил в ней из своих учеников кандидатов на должности чиновников, которые призваны были помочь правителям наладить добродетельное, справедливое правление и достичь гармонии в обществе. Конфуций предложил очень эффективный метод выдвижения чиновников на руководящие посты. Чиновник должен был получить рекомендацию, что он мудр и справедлив, а также успешно сдать конкурсный экзамен. При этом считалось, что социальное происхождение не имеет существенного значения. Благодаря такому подходу конфуцианство стало важным элементом культурной традиции Древнего Китая, а само слово «конфуцианец» стало синонимом слова «ученый».
В борьбе различных направлений конфуцианство сумело выстоять и занять господствующее положение в традиционной китайской триаде «даосизм – конфуцианство – буддизм». Это не было случайным – конфуцианство удобно для управления огромной империей и позволяло сохранять традиционные ценности, например культ предков.
Китайцы называли Конфуция Великим учителем. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: «Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?» — обращается к нему ученик. «Обогати ее», отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же ее обогатить?» — спрашивает ученик. «Обучи ее!» — восклицает учитель.
4
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
- Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы - будь то цветок, дерево, животное - позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику.
Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы - будь то цветок, дерево, животное - позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику.
4
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
- Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности - каллиграфическим надписям - придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.
Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности - каллиграфическим надписям - придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.
4
КАЛЛИГРАФИЯ
- Китайская каллиграфия считается «прародительницей» японской, первые упоминания о ней датируются серединой II - серединой I тысячелетия до н.э. Каллиграфия возведена в Китае в ранг национального искусства.
«В китайской каллиграфии главное - это энергия, внутренняя сила кисти… Ведущую роль играет здесь чуткое осязание кистью бумаги. В японской же каллиграфии решающее значение имеет внешняя сила кисти - мазок, в ее языке главное - не осязание, не проникновение, а жест, танец»
ru.wikipedia.org/wiki
4
КАЛЛИГРАФИЯ
Письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики.
ru.wikipedia.org/wiki
4
ЖИВОПИСЬ
- Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток - это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций.
- Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет,
- портрет, связанный с заупокойным культом,
- пейзаж (горы, воды, жанр «птицы и цветы» )
ЖИВОПИСЬ
- В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа :
- сосна -- это символ долголетия, бамбук - стойкости и счастья,
- аист - одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей - вытянутый свиток - помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.
Первый источник китайской культуры - природа, представленная в живописи и в оформлении керамики. Начиная с эпохи династии Шан во II тысячелетии до н. э. китайские художники освоили искусство работы с бронзой. Они оказались ремесленниками очень высокого уровня и создавали красивые вазы различных форм, украшенные рельефным декором и посвященные культу предков.
www.bibliotekar.ru
Ма Линь. Слушая ветер в соснах
4
ЖИВОПИСЬ
- Традиционным жанром китайской живописи является «гохуа» . Картины пишутся черной или серой тушью с помощью кисточки на бумаге или шелке. В одних случаях мастер с помощью всего лишь нескольких мазков черной туши различной толщины создает общие очертания пейзажа и человеческих фигур, не выписывая деталей. Это направление именуется «сей». Другое направление, называемое «гунби» , требует тщательного воспроизведения мельчайших деталей: причесок изображаемых людей, оперенья птиц и т. п.
Традиционным жанром китайской живописи является «гохуа» . Картины пишутся черной или серой тушью с помощью кисточки на бумаге или шелке. В одних случаях мастер с помощью всего лишь нескольких мазков черной туши различной толщины создает общие очертания пейзажа и человеческих фигур, не выписывая деталей. Это направление именуется «сей». Другое направление, называемое «гунби» , требует тщательного воспроизведения мельчайших деталей: причесок изображаемых людей, оперенья птиц и т. п. Крупным современным мастером «сей» является Чжан Дацянь . Другой мастер «гохуа» Ци Байши, соединяя приемы «сей» с приемами «гунби», внеся много нового в развитие этого традиционного вида китайского искусства. Большого распространение получили в Китае и жанры западного изобразительного искусства: масло, гравюра, акварель. В ряде художественных институтов и училищ имеются кафедры западной живописи. Некоторые современные художники, успешно сочетая приемы традиционной китайской и западной живописи, обогащают национальную художественную традицию.
ru.wikipedia.org/wiki
Чжао Мэнфу. Краски осени в горах
Ни Цзань, «Деревья и долины горы»
ru.wikipedia.org/wiki
4
www.kulichki.com
ЖИВОПИСЬ
Портреты императоров
Ли Хун-цзяо
Император Тай-цзу (Taizu) ( династия Мин)
Император Кублай-Хан
4
www.kulichki.com
ЖИВОПИСЬ
Лян Шу-нянь
Цинь Лин-юнь
название неизвестно
название неизвестно
ЖИВОПИСЬ
Ли Жун-вэй
Птица среди лотоса
Бабочка и розовый цвет
www.kulichki.com
www.kulichki.com
ЖИВОПИСЬ
Ван Шань.
Вишня в цвету
Бадашань жэнь.
Цветок, скала, и две рыбы
ЖИВОПИСЬ
www.bibliotekar.ru
Чжао Цзи, Хуэйцзун. Журавли
www.kulichki.com
ЖИВОПИСЬ
Чжао Мэн-фу. Монах
ИСКУССТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИРОДЫ
- В Китае культ природы существует с незапамятных времен и до наших дней. Картина китайского художника - это не просто пейзаж, а своего рода модель вселенной, где Небо и Земля связаны горами. Пейзажная живопись появилась в Китае на тысячу лет раньше, чем в Европе.
В Китае культ природы существует с незапамятных времен и до наших дней. Человек не только общается с природой, но и ведет с нею диалог, организует ее как режиссер, создавая новые композиции из деревьев и камней, насаждая сады, украшая реки и озера. Картина китайского художника - это не просто пейзаж, а своего рода модель вселенной, где Небо и Земля связаны горами. Пейзажная живопись появилась в Китае на тысячу лет раньше, чем в Европе. Художник использовал символы: квадрат - Земля, крут - Небо. Китайское искусство черпало свое вдохновение-в трех философских доктринах: конфуцианстве, даосизме и буддизме. Китайское искусство почтительно к традициям. Художники не стремятся быть "оригинальными". Напротив, они учатся своему искусству, буквально медитируя над произведениями великих мастеров прошлого. Долгие годы они учатся рисовать отдельные элементы пейзажа - скалу, дерево, облако. И только после полного овладения техникой начинают писать пейзажи с натуры тушью на бумаге или шелковых свитках.
Ма Юань.
Напевая в пути
www.bibliotekar.ru
4
Чжао Бо-цзюй.
Пейзаж
Ни Цзань.
Деревья в долине реки Юшань
www.bibliotekar.ru
www.kulichki.com
Архитектура Китая
Великая китайская стена протянулась на 750 км с востока на запад. Строительство первых участков стены началось в III веке до н.э. в период Воюющих царств (475-221 гг. до н.э.). Правители Китая старались расширить ее пределы, и к XVIII в. длина стены, по некоторым данным, превысила 4 тыс. км.
Между внешним и внутренним ограждением проложили дорогу. Уже во II в. до н.э. под прикрытием мощных стен двинулись торговые караваны от китайских границ в Среднюю Азию и далее на Запад. Этот маршрут вошел в историю как Великий шелковый путь. Он способствовал развитию торговли и культурных связей Китая с другими странами, а позднее и с Россией. По последним данным, длина стены от края до края составляет 21 196 километров.
В 1987 г. Великая китайская стена как уникальное архитектурное сооружение была включена ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия.
Запретный город
— самый обширный дворцовый комплекс в мире (961x753 метров, 720 тыс. м 2 ), главный дворцовый комплекс китайских императоров с XV по начало XX века. Запретный город в самом сердце Пекина был отрезан от остального города рвами и пурпурно-красными стенами. Только император и его приближенные имели право здесь находиться, а для простых смертных эта часть Пекина была недоступна, поэтому такое название Отсюда Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин. В его возведении принимали участие миллион строителей и 100 тыс. других специалистов — мастеров резьбы по камню, дереву, художников и т. д.
Первым из китайских объектов занесён ЮНЕСКО в 1987 году внесен в список всемирного наследия человечества .
Запретный город
Императорский дворец был построен в 1406—1420. Его общая площадь — 720 тыс. кв. м; дворцовый комплекс насчитывает 9999 комнат. Окружен стеной длиной 3400 м и рвом с водой, который называется «Золотая вода».
Императорский двор
Статуя черепахи в Запретном городе
Стена Запретного города
Сторожевая башня Запретного Города
Храм Неба
был местом поклонения императоров Небу и местом моления о богатом урожае, здесь
же молились Грозе, Тучам и вспоминали предков. Китайский император, будучи «сыном Неба», управляя страной по «мaндату Неба», обязан был ежегодно подтверждать законность власти обеспечением богатого урожая. Об этом он просил Небо дважды в году: в день зимнего солнцеворота (25 дeкабря) и под Новый год по лунному календарю (в январе–феврале).
Храм Неба: императорский жертвенный алтарь в Пекине
Храм Земли
был построен в 1530 году во время династии Мин.
Издревна китайцы считали, что суть всех космических вещей относится к солнцу, небу, земле и луне. Символизируя Землю, храм имеет квадратную форму в основании и находится на севере, что по китайской мифологии связанно с Землей. В отличие от него, храм Неба круглой формы, символизирующей небо, и расположен в южной части Пекина. Эти два храма, взаимодействуют друг с другом в духовно важных направлениях.
Лестница к алтарю в Храме Земли
Храм Земли
Терракотовая армия
Рядом с гробницей императора Цинь Шихуанди, найдена целая терракотовая армия , которая охраняет его и после смерти .Статуи воинов датируются третьим столетием до нашей эры. Первоначально вместе с императором планировалось похоронить живых воинов, однако от этого решили отказаться, чтобы не вызывать массовых протестов. Тогда четыре тысячи живых людей было решено заменить терракотовыми статуями.
- Терракотовая армия расположена в Сианьской провинции, недалеко от города Линтонг. Каменное войско сопровождает захоронение императора Цинь Шихуанди. Именно по его инициативе начали строить Великую Китайскую стену. Несомненно, что предназначением этой армии было охранять императора и сражаться за него в Царстве смерти. До сегодняшнего дня в подземных залах или ямах было найдено 8 000 фигур. Это и есть терракотовая армия Цинь Шихуанди .
Рассматривать лица воинов, застывшие в глине, можно бесконечно долго так как все фигуры полны экспрессии, отличаются удивительным правдоподобием и разнообразием движений.
Архитектура Китая
Секрет необычного впечатления, которое производит китайская архитектура, заключается в тщательно продуманном расположении зданий на фоне природы , в умении зодчих найти для них наиболее живописное и в то же время естественное место
Одной из наиболее распространенных построек, восходящих к индийским храмам, стала ПАГОДА – мемориальная башня, возведенная в честь деяний знаменитых людей. Внешний облик удивительно прост, в нем почти не используется декоративное убранство. Отличительной чертой пагоды является слегка приподнятые кверху заостренные края кровли. Это в значительной мере облегчает здание и подчеркивает его устремленность вверх.
Большая пагода диких гусей
- название крупнейшего памятника китайской архитектуры, возведённого из кирпича в Чанъане. Большая пагода возведена под влиянием индийского зодчества в 652 году и первоначально состояла из пяти ярусов, на которых были помещены буддистские статуи и реликвии. В настоящее время пагода семиярусная, возвышается на высоту 64 метров. Квадратная кирпичная башня, высящаяся над окрестным ландшафтом, напоминает крепость. Ее благородная простота повествует о величавом духе зодчества этого времени. Погода благодаря гармонии и вытянутости пропорций издали производит впечатление большой легкости.
Большая пагода диких гусей
Квадратная в плане ( что характерно для этого времени), Состоит из 7 равномерно суживающихся к верху и повторяющих друг друга совершенно одинаковых ярусов и соответственно уменьшающихся окон, расположенных по одному в центре каждого яруса. Подобное расположение создаёт у зрителя, захваченного почти математическим ритмом пропорций пагоды, иллюзию ещё большей её высоты.
Пагоды Китая
Буддийские пещерные храмы
строились в разное время и в разных местах страны. Юньган ("Храм заоблачных высей ") возведен в IV-VI веках в горах провинции Шаньси.Лунмэнь ("Ворота дракона") начал создаваться несколько позднее, в VI-IX веках, в известняковых скалах провинции Хэнань. Строительство Цяньфодуна ("Пещер тысячи Будд") велось с перерывами с IV по XIV столетие на западной окраине Китая. В провинции Ганьсу возник храм Майцзишань, получивший свое наименование " Пшеничный холм».
Но при всей пестроте манер в памятниках нашли отражение и общие идеи, привнесенные буддизмом, - это стремление представить божеств-спасителей милосердными, сострадательными, готовыми к духовному подвигу. Отсюда родились и характерные черты для китайского искусства того времени: удлиненные пропорции плоских фигур, одухотворенность и мистическая самопогруженность.
Пещерные храмы
К шедеврам мировой архитектуры относится монастырь Юньган. Почти на 2 км тянется скала высотой в 60 м, в которой на высоте находится свыше 20 пещер.
Пещерно-храмовый комплекс Юньгань
Юньган («Храм заоблачных высей», IV-VI вв.)
Лунмэнь («Ворота дракона», VI-IX вв.)
Статуя Будды Вайрочаны
Цяньфодун («Пещера тысяч Будд», строительство шло с перерывами с IV по XIV в.)
Китайская народная музыка была одноголосной, с неожиданными переходами из высокого регистра в более низкий, и наоборот. Удивляет тембровое богатство китайского народного пения, частое использование фальцетного горлового звукоизвлечения
Своеобразную выразительность придает китайским мелодиям пентатоника – основной звукоряд из пяти звуков, происхождение которых древнекитайские теоретики связывали с подражанием природе
Большое значение в музыкальном искусстве Китая отводилось музыкальным инструментам. Для их изготовления применяли разные материалы – камень, глину, медь и ее сплавы, кожу, древесину, тыкву, шелк. Мастера особенно тщательно заботились о красочности звучания каждого инструмента, стремились к расширению его звуковой палитры. Традиционный китайский оркестр насчитывал свыше 100 инструментов
Среди них старейшими являются:
- Щипковые инструменты сэ и чжен (типа гуслей), пипа (китайская модификация арабской лютни).
- Смычковые инструменты эрху (двухструнный) и сыху (четырехструнный), при игре на которых волос смычка продевался между струнами.
- Среди ударных можно назвать яньцинь, аналог цимбал, который с III в. до н. э. получил распространение под названием «чжу».
Яньцинь
Эрху
Пипа
Танцевальное искусство Китая
Танец в Китае — весьма разнообразный вид искусства, состоящий из множества современных и традиционных танцевальных жанров.
Официально в Китае признано 56 этнических групп , и у каждой есть свои народные танцы. К самым известным китайским танцам относятся танец дракона и танец льва .
Театр теней
— форма визуального искусства, зародившаяся в Азии свыше 1700 лет назад.
Театр теней использует большой полупрозрачный экран и плоские цветные марионетки, управляемые на тонких палочках. Марионетки прислоняются к экрану сзади и становятся видны.
Специфика театра, его эстетика и тема варьируются в зависимости от традиций.
Марионетки традиционно изготовлялись из тонкой прозрачной кожи (к примеру, козлиной, верблюжьей), бумаги или картона. Могли быть как твёрдыми и целостными, так и гнущимися, состоящими из отдельных частей, возможно, подвижно соединённых. Фигурки управлялись с помощью бамбуковых, деревянных или металлических палочек.
Куклы театра теней
Темы рефератов, докладов или сообщений:
- Шедевры китайской архитектуры. Храмовые комплексы Китая.
- Пещерные храмы Китая.
- Пагоды Китая.
- Скульптурные произведения Китая.
- Основные жанры китайской живописи.
- Китайский фпарфор.
- Садово-парковое искусство Китая.
- Искусство пекинской музыкальной драмы.
- Антология китайской лирики.
- Путешествие по запретному городу Пекина
4