СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку МХК "Русская музыка барокко"".

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку МХК  в 11 классе "Русская музыка барокко". УМК Г.Даниловой.

Барокко как стилевое направление охватило русскую культуру конца XVII — первой половины XVIII в. и параллельно развивалось в литературе и в искусстве. Д. С. Лихачев отмечает, что литература в Древней Руси была однородна, она подчинялась стилю эпохи того времени, но в XVII в. она уже не так едина и стройна, как в древности:

Древнерусская литература не знает литературных направлений вплоть до XVII в. Первое литературное направление, сказавшееся в русской литературе, — барокко

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку МХК "Русская музыка барокко"".»

Русская музыка барокко МХК 11, ч.2 Модуль 1 Урок 13 Учитель Смирнова ОГ., 1 кв. категория

Русская музыка барокко

МХК 11, ч.2

Модуль 1

Урок 13

Учитель Смирнова ОГ., 1 кв. категория

Музыкальная культура русского барокко Архитектура Иконопись Литература (московское или нарышкинское барокко) (школа (поэзия Симеона Полоцкого) С. Ушакова)

Музыкальная культура

русского барокко

Архитектура

Иконопись

Литература

(московское или нарышкинское барокко)

(школа

(поэзия Симеона Полоцкого)

С. Ушакова)

Влияния  Самобытность  Сохранились черты древнерусского знаменного распева Сурово-сдержанный, величавый стиль Западноевро-пейские музыкальные традиции, пришедшие через Польшу и Украину

Влияния

Самобытность

  • Сохранились черты древнерусского знаменного распева
  • Сурово-сдержанный, величавый стиль
  • Западноевро-пейские музыкальные традиции, пришедшие через Польшу и Украину
Партесное пение (позднелатинское partes — голоса) стиль русского многоголосного хорового искусства XVII-XVIII вв. В отличие от более древнего одноголосного знаменного распева, в партесном пении господствовал аккордовый склад, отдельные голоса или группы голосов сопоставлялись со всем хором. Количество голосов в колебалось от 3 до 12 (иногда 24 и даже доходило до 48), инструментальное сопровождение отсутствовало. Тексты хоровых сочинений заимствовались в основном из церковных служб. Основные авторы партесных произведений — В.П.Титов (около 1650 — около 1710), Н.П.Дилецкий (около 1630 — после 1681), Н.Бавыкин (2-я половина XVIII в.), Н.Калашников (конец XVII — начало XVIII вв.).

Партесное пение

  • (позднелатинское partes — голоса) стиль русского многоголосного хорового искусства XVII-XVIII вв. В отличие от более древнего одноголосного знаменного распева, в партесном пении господствовал аккордовый склад, отдельные голоса или группы голосов сопоставлялись со всем хором. Количество голосов в колебалось от 3 до 12 (иногда 24 и даже доходило до 48), инструментальное сопровождение отсутствовало. Тексты хоровых сочинений заимствовались в основном из церковных служб. Основные авторы партесных произведений — В.П.Титов (около 1650 — около 1710), Н.П.Дилецкий (около 1630 — после 1681), Н.Бавыкин (2-я половина XVIII в.), Н.Калашников (конец XVII — начало XVIII вв.).
Николай Павлович Дилецкий Главный теоретик партесного пения Автор «Мусикийской грамматики» В основе пения – борение голосов Предпочтение трехчастным композициям Передача малейшего движения души

Николай Павлович Дилецкий

  • Главный теоретик партесного пения
  • Автор «Мусикийской грамматики»
  • В основе пения – борение голосов
  • Предпочтение трехчастным композициям
  • Передача малейшего движения души
 «Мусикия, - писал Н.П. Дилецкий, - иже сердца человеческие возбуждает или до увеселения, или до жалости»

«Мусикия, - писал Н.П. Дилецкий, - иже сердца человеческие возбуждает или до увеселения, или до жалости»

 «Барокко в России более жизнерадостно и декоративно, чем на Западе, в нем сильно проявляет себя украшательство, порой доходящее до пестроты. Орнаментальность достигает пределов возможного»      Т.Ф. Владышевская

«Барокко в России более жизнерадостно и декоративно, чем на Западе, в нем сильно проявляет себя украшательство, порой доходящее до пестроты. Орнаментальность достигает пределов возможного»

Т.Ф. Владышевская

Василий Поликарпович Титов Русское музыкальное барокко положило начало развитию русской композиторской школы Титов – автор многочисленныхпартесных концертов на 12 голосов Вместе с Симеоном Полоцким создал «Рифмотворную псалтырь» Прославил военную доблесть и реформаторскую деятельность Петра I

Василий Поликарпович Титов

  • Русское музыкальное барокко положило начало развитию русской композиторской школы
  • Титов – автор многочисленныхпартесных концертов на 12 голосов
  • Вместе с Симеоном Полоцким создал «Рифмотворную псалтырь»
  • Прославил военную доблесть и реформаторскую деятельность Петра I
Канты и псалмы В 17 веке возникли и новые светские жанры канты и псалмы (отличие состояло только в тексте). В кантах светский текст, а в псалмах духовный текст. Эти жанры имеют свои особенности: 3 голоса, в которых 2 верхних голоса параллельны, а бас - гармоническая основа. Канты были сильно распространены в 18 веке в эпоху Петра I. Тогда появились панегирические (хвалебные) канты в честь побед Петра I. Форма в них куплетная. Канты повлияли в дальнейшем на русскую музыку: Глинка заключительный хор “Ивана Сусанина” (“Славься”) 3 голоса, склад канта (имеет черты гимна и марша); так же это проявляется в финале симфонии Глазунова.

Канты и псалмы

  • В 17 веке возникли и новые светские жанры канты и псалмы (отличие состояло только в тексте). В кантах светский текст, а в псалмах духовный текст. Эти жанры имеют свои особенности: 3 голоса, в которых 2 верхних голоса параллельны, а бас - гармоническая основа. Канты были сильно распространены в 18 веке в эпоху Петра I. Тогда появились панегирические (хвалебные) канты в честь побед Петра I. Форма в них куплетная. Канты повлияли в дальнейшем на русскую музыку: Глинка заключительный хор “Ивана Сусанина” (“Славься”) 3 голоса, склад канта (имеет черты гимна и марша); так же это проявляется в финале симфонии Глазунова.
Максим Созонтович Березовский Хоровые концерты Березовского находятся на очень высоком техническом уровне, сравнимым с Моцартом. У него было огромное гармоническое и полифоническое мастерство. Концерты его состоят из разных контрастных частей (среди них попадаются фуги). Особенно популярный концерт “Не отверзи мене во время старости” (обращение к Богу).

Максим Созонтович Березовский

  • Хоровые концерты Березовского находятся на очень высоком техническом уровне, сравнимым с Моцартом. У него было огромное гармоническое и полифоническое мастерство. Концерты его состоят из разных контрастных частей (среди них попадаются фуги). Особенно популярный концерт “Не отверзи мене во время старости” (обращение к Богу).
С Украины в Россию пришла нотная запись на пяти линейках квадратными нотами. Вершина развития партесного стиля - духовные хоровые концерты Березовского и Бортнянского. Березовский - крепостной музыкант. Он был очень талантливым. За его огромный талант его послали в Италию. Там он учился у Падре Мартини (учитель Моцарта). Жизнь Березовского сложилась трагически. Когда в Италии он был уже на вершине славы, его князь вдруг вспомнил,  что у него крепостной в Италии и потребовал прислать его в Россию. Березовский не вытерпел такого горя и покончил жизнь самоубийством.
  • С Украины в Россию пришла нотная запись на пяти линейках квадратными нотами. Вершина развития партесного стиля - духовные хоровые концерты Березовского и Бортнянского. Березовский - крепостной музыкант. Он был очень талантливым. За его огромный талант его послали в Италию. Там он учился у Падре Мартини (учитель Моцарта). Жизнь Березовского сложилась трагически. Когда в Италии он был уже на вершине славы, его князь вдруг вспомнил,

что у него крепостной в Италии и потребовал прислать его в Россию. Березовский не вытерпел такого горя и покончил жизнь самоубийством.

Вершина творческих исканий Березовского стал и поныне знаменитый концерт “Не отверзи мене во время старости” на текст 70-го псалма Давида: Не отвергни меня во время старости; Когда будет оскудевать сила моя, не оставь        меня… Да постыдятся и исчезнут враждующие        против души моей; Да покроются стыдом и бесчестием ищущие        мне зла.
  • Вершина творческих исканий Березовского стал и поныне знаменитый концерт “Не отверзи мене во время старости” на текст 70-го псалма Давида:

Не отвергни меня во время старости;

Когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня…

Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей;

Да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла.

Дмитрий Степанович Бортнянский Дмитрий Бортнянский прожил до первой половины 19-го века. Писал не только духовую, но и инструментальную музыку, сонаты и др. Он более лирический композитор, чем Березовский (у Березовского больше драматизма).

Дмитрий Степанович Бортнянский

  • Дмитрий Бортнянский прожил до первой половины 19-го века. Писал не только духовую, но и инструментальную музыку, сонаты и др.
  • Он более лирический композитор, чем Березовский (у Березовского больше драматизма).
Одним из лучших произведений Бортнянского был Концерт № 32 «Скажи ми, Господи, кончину мою», созданный на слова 32-го псалма Давида: Скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих, дабы я знал, какой век мой… Услышь, Господи, молитву мою: не будь безмолвен к слезам моим Благослови душе моя, Господа. Партесное пение

Одним из лучших произведений Бортнянского был

Концерт № 32 «Скажи ми, Господи,

кончину мою», созданный на слова 32-го псалма

Давида:

Скажи ми, Господи,

кончину мою и число дней моих,

дабы я знал, какой век мой…

Услышь, Господи, молитву мою:

не будь безмолвен к слезам моим

Благослови душе моя, Господа. Партесное пение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!