Презентация к уроку МХК в 11 классе "Русская музыка барокко". УМК Г.Даниловой.
Барокко как стилевое направление охватило русскую культуру конца XVII — первой половины XVIII в. и параллельно развивалось в литературе и в искусстве. Д. С. Лихачев отмечает, что литература в Древней Руси была однородна, она подчинялась стилю эпохи того времени, но в XVII в. она уже не так едина и стройна, как в древности:
Древнерусская литература не знает литературных направлений вплоть до XVII в. Первое литературное направление, сказавшееся в русской литературе, — барокко
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку МХК "Русская музыка барокко"".»
Русская музыка барокко
МХК 11, ч.2
Модуль 1
Урок 13
Учитель Смирнова ОГ., 1 кв. категория
Музыкальная культура
русского барокко
Архитектура
Иконопись
Литература
(московское или нарышкинское барокко)
(школа
(поэзия Симеона Полоцкого)
С. Ушакова)
Влияния
Самобытность
- Сохранились черты древнерусского знаменного распева
- Сурово-сдержанный, величавый стиль
- Западноевро-пейские музыкальные традиции, пришедшие через Польшу и Украину
Партесное пение
- (позднелатинское partes — голоса) стиль русского многоголосного хорового искусства XVII-XVIII вв. В отличие от более древнего одноголосного знаменного распева, в партесном пении господствовал аккордовый склад, отдельные голоса или группы голосов сопоставлялись со всем хором. Количество голосов в колебалось от 3 до 12 (иногда 24 и даже доходило до 48), инструментальное сопровождение отсутствовало. Тексты хоровых сочинений заимствовались в основном из церковных служб. Основные авторы партесных произведений — В.П.Титов (около 1650 — около 1710), Н.П.Дилецкий (около 1630 — после 1681), Н.Бавыкин (2-я половина XVIII в.), Н.Калашников (конец XVII — начало XVIII вв.).
Николай Павлович Дилецкий
- Главный теоретик партесного пения
- Автор «Мусикийской грамматики»
- В основе пения – борение голосов
- Предпочтение трехчастным композициям
- Передача малейшего движения души
«Мусикия, - писал Н.П. Дилецкий, - иже сердца человеческие возбуждает или до увеселения, или до жалости»
«Барокко в России более жизнерадостно и декоративно, чем на Западе, в нем сильно проявляет себя украшательство, порой доходящее до пестроты. Орнаментальность достигает пределов возможного»
Т.Ф. Владышевская
Василий Поликарпович Титов
- Русское музыкальное барокко положило начало развитию русской композиторской школы
- Титов – автор многочисленныхпартесных концертов на 12 голосов
- Вместе с Симеоном Полоцким создал «Рифмотворную псалтырь»
- Прославил военную доблесть и реформаторскую деятельность Петра I
Канты и псалмы
- В 17 веке возникли и новые светские жанры канты и псалмы (отличие состояло только в тексте). В кантах светский текст, а в псалмах духовный текст. Эти жанры имеют свои особенности: 3 голоса, в которых 2 верхних голоса параллельны, а бас - гармоническая основа. Канты были сильно распространены в 18 веке в эпоху Петра I. Тогда появились панегирические (хвалебные) канты в честь побед Петра I. Форма в них куплетная. Канты повлияли в дальнейшем на русскую музыку: Глинка заключительный хор “Ивана Сусанина” (“Славься”) 3 голоса, склад канта (имеет черты гимна и марша); так же это проявляется в финале симфонии Глазунова.
Максим Созонтович Березовский
- Хоровые концерты Березовского находятся на очень высоком техническом уровне, сравнимым с Моцартом. У него было огромное гармоническое и полифоническое мастерство. Концерты его состоят из разных контрастных частей (среди них попадаются фуги). Особенно популярный концерт “Не отверзи мене во время старости” (обращение к Богу).
- С Украины в Россию пришла нотная запись на пяти линейках квадратными нотами. Вершина развития партесного стиля - духовные хоровые концерты Березовского и Бортнянского. Березовский - крепостной музыкант. Он был очень талантливым. За его огромный талант его послали в Италию. Там он учился у Падре Мартини (учитель Моцарта). Жизнь Березовского сложилась трагически. Когда в Италии он был уже на вершине славы, его князь вдруг вспомнил,
что у него крепостной в Италии и потребовал прислать его в Россию. Березовский не вытерпел такого горя и покончил жизнь самоубийством.
- Вершина творческих исканий Березовского стал и поныне знаменитый концерт “Не отверзи мене во время старости” на текст 70-го псалма Давида:
Не отвергни меня во время старости;
Когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня…
Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей;
Да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла.
Дмитрий Степанович Бортнянский
- Дмитрий Бортнянский прожил до первой половины 19-го века. Писал не только духовую, но и инструментальную музыку, сонаты и др.
- Он более лирический композитор, чем Березовский (у Березовского больше драматизма).
Одним из лучших произведений Бортнянского был
Концерт № 32 «Скажи ми, Господи,
кончину мою», созданный на слова 32-го псалма
Давида:
Скажи ми, Господи,
кончину мою и число дней моих,
дабы я знал, какой век мой…
Услышь, Господи, молитву мою:
не будь безмолвен к слезам моим
Благослови душе моя, Господа. Партесное пение