Архитектура: от модерна к конструктивизму
- Модерн – (франц. moderne – новейший, современный) стиль искусства конца XIX в. – начала XX. Он стремился, используя новые технические и конструктивные средства, создать предметы искусства, необычные по внешнему виду и замыслу.
Черты стиля
- Декоративная и динамичная, гибкая и подвижная волнистая линия
- Орнаментальность
- Функциональность
- Источник идей-
природа
Интерес к экзотике
Востока, особенно
к японскому искусству
Живая, своевольная линия господствует в орнаменте модерна
Волнистая линия стала своеобразным символом искусства модерна, она как бы сошла со стен зданий Модерна и стала неотъемлемой частью декора или основой формы, силуэта канделябров и диванов, браслетов и журнальных обложек, фарфоровых чашек и женского платья. Этот орнамент пронизывал все сферы декоративно-прикладного искусства и стал безошибочным знаком стиля модерн.
Модерн породил свой собственный орнамент, являющийся его своеобразной визитной карточкой. Это волнообразная, извивающаяся линия во множестве своих материальных воплощений: стебли вьюнка, волна, пряди волос, змея.
Функциональность
- Перед искусством ставилась задача создания прекрасной и удобной среды
«Искусство для всех»
Виктор Орта – «совершенный зодчий искусства модерн»
- Бельгийский архитектор
- Дал название линии модерна- «удар бича»
Дом Тасселя,
Бельгия
Дом Тасселя
Дом Тасселя
Считался первым образцом «чистого модерна»
Дом Тасселя
Эктор Гимар
- Французский архитектор(1867-1942)
- Создал стиль Гимара, или «стиль метро»
- Сложная узорчатость, асимметрия, нарушение естественных пропорций
Станция метро в Париже,1900
Антонио Гауди(1852-1926)
- Переход от средневековой готики к модерну
- Создание «каталонского модернизма»
- Предпочтение отдавал камню, кирпичу, глине
- «Архитектурные творения сродни природному организму», поэтому изобилие диковинных животных и растений
Дом Висенс (1883-1885 гг)
Парк Гуэля (1900-1914 гг)
Сказочные домики, скамья в виде змеи, фонтаны, скульптуры – это все знаменитый парк Гуэля. Площадью 17,18 га, парк находится в верхней части Барселоны и представляет собой сочетание садов и жилых зон. Парк Гуэля был задуман как зелёная жилая зона в стиле модной в то время в Англии градостроительной концепции города-сада.
3. Дом Бальо (1904 —1906 гг)
Дом Бальо, или как его еще называют Дом Костей, был построен еще в 1877 году. И если бы не Антонио Гауди, которому дали заказ реконструировать здание, он бы так и остался обычным домом. Наиболее замечательной особенностью дома Бальо является практически полное отсутствие в его оформлении прямых линий.
4. Дом Мила (1906-1910 гг)
5. Эль-Каприччо (1983-1885)
6. Дворец Гуэля (1885 1890 )
7. Саграда Фамилия, или Искупительный храм Святого Семейства (1882)
Это самый известный долгострой в Испании – храм возводится уже более 130 лет! В соответствии с проектом Гауди, сооружение должно было быть увенчано множеством устремлённых ввысь монументальных башен, а все элементы декораций должны были получить глубокое символическое значение, связанное с Евангелием или церковными обрядами. Понимая, что при его жизни работа над храмом не будет завершена, Гауди спланировал, также, многие внутренние детали.
Согласно данным, закончить строительство храма планируют в 2026 году.
Русский модерн
- Ассиметричная многообъёмная композиция
- Свободное расположение окон
- Лестница -главный элемент внутреннего пространства
- Построение форм «изнутри наружу»
- Интерес к древнерусскому зодчеству
Федор Шехтель (1859-1926 )
- Особняк Рябушинского (1900-1902)
Особняк Рябушинск ого
Ярославский вокзал
орчество
МХАТ
От модерна к конструктивизму
- На смену украшениям и сложным формам модерна пришли четкие конструкции, лаконичные и простые формы
Фрэнк Райт-американский архитектор (1869-1959)
- Выдвинул идею органической архитектуры
- Вилла Кауфмана «Над водопадом»(1936-1939)
- Музей севременного искусства Гуггенхейна в Нью-Йорке ((1943-1959)
Вальтер Гропиус-немецкий архитектор (1883-1969)
В 1918 году открывает школу Баухауз (в переводе на русск. «дом строительства») в Веймаре. Высшая школа художественного конструирования создается с целью соединить внешний вид предметов, прикладное искусство и ремесло.
Здание Баухауз в Дессау.
Ле Корбюзье- французский архитектор (1887-1965)
Ле Корбюзье сформулировал свой кодекс архитектора — « Пять отправных точек современной архитектуры », где были определены основные принципы нового стиля. Рассматривал архитектуру как воплощение внутренней идеи объекта.
Впервые стал использовать конструкции из железобетона.
Вилла «Савой» в Пуасси
Жилой дом в Марселе, 1952
Béton brut — бетон, залитый в грубо сделанную опалубку и потом необработанный, появился случайно — марсельские рабочие не могли сделать иначе. Но вместо того чтобы с этим бороться, Корбюзье превратил недостаток в художественный прием и, создал новое направление в архитектуре — брутализм