СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Н.А.Некрасов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал о жизни и этапах творчества Н.А.Некрасова: детство, учеба, начало писательской деятельности, работа в "Современнике" и "Отечественных записках",информиция о музее в Карабихе,рассказ о стихах и поэмах поэта, о его последних днях.На уроках в разных классах можно использовать как всю презентацию , так и отдельные слайды.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Н.А.Некрасов"»

Жизнь и творчество русского поэта. Николай  Алексеевич  Некрасов 22 ноября 1821, село Синьки Подольской губернии —  27 декабря 1877, Петербург. Учитель МУО Лучинниковская оош  Калязинский р-н  Тверская обл.  Смирнова Ольга Алексеевна

Жизнь и творчество русского поэта.

Николай Алексеевич Некрасов

22 ноября 1821, село Синьки Подольской губернии — 27 декабря 1877, Петербург.

Учитель МУО Лучинниковская оош Калязинский р-н Тверская обл. Смирнова Ольга Алексеевна

Детство Родился в семье офицера, происходившего из дворянского рода, мать, в девичестве Закревская, была дочерью богатого посессора Херсонской губернии. В 1824 отец вышел в отставку и перебрался в свое поместье в Грешневе (Ярославская губерния), где стал вести обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было всего лишь 50 душ крепостных .

Детство

Родился в семье офицера, происходившего из дворянского рода, мать, в девичестве Закревская, была дочерью богатого посессора Херсонской губернии. В 1824 отец вышел в отставку и перебрался в свое поместье в Грешневе (Ярославская губерния), где стал вести обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было всего лишь 50 душ крепостных .

О семье  и ж изни в Грешневе известно доволь но  мало, частью из-за противоречив ости свидетельств, частью благодаря  стара ниям самого поэта, всю жизнь создававшего  ми ф о своей биографии. В своих автобиографических записках Некрасов все время говорит о жестокости и деспотизме полуграмотного отца, о покорности и забитости матери, придавая своей биографии трагический оттенок .

О семье и ж изни в Грешневе известно доволь но мало, частью из-за противоречив ости свидетельств, частью благодаря стара ниям самого поэта, всю жизнь создававшего ми ф о своей биографии. В своих автобиографических записках Некрасов все время говорит о жестокости и деспотизме полуграмотного отца, о покорности и забитости матери, придавая своей биографии трагический оттенок .

Об учебе. В 1832 Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где окончил 5 классов. По настоянию отца, желавшего для сына военной карьеры, отправился в 1838 в Петербург поступать на военную службу, однако на службу не пошел, а вместо этого начал активную подготовку к сдаче вступительных экзаменов в университет. Экзамены Некрасов провалил и записался вольнослушателем на филологический факультет. Отец, разгневанный поступком сына, оставил его без материальной поддержки.

Об учебе.

  • В 1832 Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где окончил 5 классов. По настоянию отца, желавшего для сына военной карьеры, отправился в 1838 в Петербург поступать на военную службу, однако на службу не пошел, а вместо этого начал активную подготовку к сдаче вступительных экзаменов в университет. Экзамены Некрасов провалил и записался вольнослушателем на филологический факультет. Отец, разгневанный поступком сына, оставил его без материальной поддержки.
Начало творческого пути .  Некрасов столкнулся с острой нуждой, зарабатывал репетиторством, переписывал письма для неграмотных отправителей, писал рецензии на спектакли и книги, стихотворные пародии, заметки, публиковавшиеся в «Литературном прибавлении к Русскому инвалиду » и в «Литературной газете », фельетоны и водевили, которые с успехом шли в Петербургском Александринском театре .

Начало творческого пути .

Некрасов столкнулся с острой нуждой, зарабатывал репетиторством, переписывал письма для неграмотных отправителей, писал рецензии на спектакли и книги, стихотворные пародии, заметки, публиковавшиеся в «Литературном прибавлении к Русскому инвалиду » и в «Литературной газете », фельетоны и водевили, которые с успехом шли в Петербургском Александринском театре .

« Мечты  и звуки» -первая книга  Некрасова. В 1840 на заработанные литературной поденщиной деньги издал сборник стихов, написанных под влиянием поэтов-романтиков: В. А. Жуковского, В. Г. Бенедиктова и др. Перед публикацией Некрасов принес рукопись Жуковскому , тот посоветовал стихов не печатать, однако отменять выход сборника было уже поздно, и книга с подписью Н. Н. все-таки увидела свет. Реакция на сборник была неоднозначна: многие критики отреагировали положительно и написали хвалебные отклики, некоторые, в том числе В. Г. Белинский, разразились пренебрежительными рецензиями, упрекая молодого поэта в эпигонстве

« Мечты и звуки» -первая книга Некрасова.

  • В 1840 на заработанные литературной поденщиной деньги издал сборник стихов, написанных под влиянием поэтов-романтиков: В. А. Жуковского, В. Г. Бенедиктова и др.
  • Перед публикацией Некрасов принес рукопись Жуковскому , тот посоветовал стихов не печатать, однако отменять выход сборника было уже поздно, и книга с подписью Н. Н. все-таки увидела свет.
  • Реакция на сборник была неоднозначна: многие критики отреагировали положительно и написали хвалебные отклики, некоторые, в том числе В. Г. Белинский, разразились пренебрежительными рецензиями, упрекая молодого поэта в эпигонстве
В начале 1840-х гг. В начале 1840-х гг. сотрудничал с «Литературной газетой» и «Отечественными записками ».Его критические статьи и рецензии пользовались большой популярностью. Там познакомился и близко сошелся с Белинским, оказавшим на Некрасова большое влияние На поэта приговор Белинского подействовал намного сильнее похвал его сторонников, и в продолжение нескольких лет Некрасов писал только юмористические стихи и активно занимался публицистикой .

В начале 1840-х гг.

  • В начале 1840-х гг. сотрудничал с «Литературной газетой» и «Отечественными записками ».Его критические статьи и рецензии пользовались большой популярностью. Там познакомился и близко сошелся с Белинским, оказавшим на Некрасова большое влияние
  • На поэта приговор Белинского подействовал намного сильнее похвал его сторонников, и в продолжение нескольких лет Некрасов писал только юмористические стихи и активно занимался публицистикой .
Белинский же привел начинающего литератора в дом публициста И. И. Панаева , где Некрасов познакомился с супругой Панаева Авдотьей Яковлевной , женщиной незаурядной и талантливой, позднее ставшей его гражданской женой. Их отношения продолжались более 15 лет .
  • Белинский же привел начинающего литератора в дом публициста И. И. Панаева , где Некрасов познакомился с супругой Панаева Авдотьей Яковлевной , женщиной незаурядной и талантливой, позднее ставшей его гражданской женой. Их отношения продолжались более 15 лет .
Работа в  «Современнике» В период 1843-1846 г.г . Некрасов издал несколько сборников «Статейки в стихах без картинок», «Физиология Петербурга », «1 апреля», «Петербургский сборник » . В 1847 вместе с Панаевым приобрел журнал «Современник », собравший вокруг себя лучших писателей того времени: И. С. Тургенев опубликовал здесь «Записки охотника», И. А. Гончаров — роман «Обыкновенная история», В. Г. Белинский — поздние критические статьи, А. И. Герцен — повести «Сорока-воровка » и «Доктор Крупов». Здесь же стали регулярно появляться стихи самого Некрасова. Влияние «Современника» росло с каждым годом, на страницах «Современника» увидели свет первые произведения Л. Н. Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольские рассказы».

Работа в «Современнике»

В период 1843-1846 г.г . Некрасов издал несколько сборников «Статейки в стихах без картинок», «Физиология Петербурга », «1 апреля», «Петербургский сборник »

.

В 1847 вместе с Панаевым приобрел журнал «Современник », собравший вокруг себя лучших писателей того времени: И. С. Тургенев опубликовал здесь «Записки охотника», И. А. Гончаров — роман «Обыкновенная история», В. Г. Белинский — поздние критические статьи, А. И. Герцен — повести «Сорока-воровка » и «Доктор Крупов». Здесь же стали регулярно появляться стихи самого Некрасова. Влияние «Современника» росло с каждым годом, на страницах «Современника» увидели свет первые произведения Л. Н. Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольские рассказы».

В 1854 по приглашению Некрасова постоянным сотрудником «Современника» стал Н. Г. Чернышевский , а затем — литературный критик Н. А. Добролюбов . Но в 1862 после очередного цензурного ужесточения распоряжением правительства выпуск «Современника» был приостановлен на восемь месяцев, а спустя еще четыре года вышло распоряжение о его запрете.  В 1862, после того, как лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах, Грешневе и Абакумцеве («Рыцарь на час»), тогда же он приобрел усадьбу Карабиха , недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.
  • В 1854 по приглашению Некрасова постоянным сотрудником «Современника» стал Н. Г. Чернышевский , а затем — литературный критик Н. А. Добролюбов . Но в 1862 после очередного цензурного ужесточения распоряжением правительства выпуск «Современника» был приостановлен на восемь месяцев, а спустя еще четыре года вышло распоряжение о его запрете.
  • В 1862, после того, как лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах, Грешневе и Абакумцеве («Рыцарь на час»), тогда же он приобрел усадьбу Карабиха , недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.
Карабиха, ныне дом – музей поэта.

Карабиха, ныне дом – музей поэта.

КАРАБИХА, музей-усадьба русского поэта  Н. А. Некрасова в Ярославской области 15 км к югу от Ярославля; входит в состав поселка Красные Ткачи. До середины 19 века усадьба Карабиха принадлежала князьям Голицыным. В 1861 ее купил Некрасов и бывал здесь каждый год вплоть до 1875. Музей в Карабихе действует с 1947. В 1959 получил статус филиала Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника. В Карабихе сохранились постройки 18 века, парк. В главном доме размещена экспозиция, посвященная жизни и творчеству поэта. С 1967 проводятся ежегодные праздники поэзии.

КАРАБИХА, музей-усадьба русского поэта Н. А. Некрасова

  • в Ярославской области 15 км к югу от Ярославля; входит в состав поселка Красные Ткачи. До середины 19 века усадьба Карабиха принадлежала князьям Голицыным. В 1861 ее купил Некрасов и бывал здесь каждый год вплоть до 1875. Музей в Карабихе действует с 1947. В 1959 получил статус филиала Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника. В Карабихе сохранились постройки 18 века, парк. В главном доме размещена экспозиция, посвященная жизни и творчеству поэта. С 1967 проводятся ежегодные праздники поэзии.
Работа в «Отечественных записках» В 1868 Некрасов начал арендовать «Отечественные записки» и до самой смерти занимал должность редактора этого журнала совместно с М. Е.  Салтыковым. «Отечественные записки» завоевали не меньшую популярность, чем «Современник».

Работа в «Отечественных записках»

  • В 1868 Некрасов начал арендовать «Отечественные записки» и до самой смерти занимал должность редактора этого журнала совместно с М. Е. Салтыковым. «Отечественные записки» завоевали не меньшую популярность, чем «Современник».
Расцвет творчества Некрасова Наивысший расцвет творчества Некрасова начался в середине 1850-х годов. В 1855 он закончил поэму «Саша», написал стихотворения «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». Сборник «Стихотворения» (многие из стихов, вошедших в сборник, были посвящены А. Я. Панаевой), увидевший свет в 1856, был встречен с необыкновенным восторгом. Положительно откликнулись даже те, кто не вполне разделял идеологические воззрения поэта .

Расцвет творчества Некрасова

  • Наивысший расцвет творчества Некрасова начался в середине 1850-х годов. В 1855 он закончил поэму «Саша», написал стихотворения «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». Сборник «Стихотворения» (многие из стихов, вошедших в сборник, были посвящены А. Я. Панаевой), увидевший свет в 1856, был встречен с необыкновенным восторгом. Положительно откликнулись даже те, кто не вполне разделял идеологические воззрения поэта .
Отзывы о творчестве поэта. Тургенев написал: «А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус,— жгутся».  А вот слова Достоевского: «... Я перечел чуть не две трети всего, что написал Некрасов, и буквально в первый раз дал себе отчет: как много Некрасов, как поэт, во все эти тридцать лет занимал места в моей жизни!».

Отзывы о творчестве поэта.

  • Тургенев написал: «А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус,— жгутся».
  • А вот слова Достоевского: «... Я перечел чуть не две трети всего, что написал Некрасов, и буквально в первый раз дал себе отчет: как много Некрасов, как поэт, во все эти тридцать лет занимал места в моей жизни!».
Стихотворения   В стихотворении «Поэт и гражданин» впервые поэт поднял вопрос о соотношении чистого искусства и гражданской поэзии.  Народная тема, которая всегда была в центре творчества Некрасова, приобрела особое звучание в стихотворениях «В дороге» и «Железная дорога», «Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «Орина, мать солдатская». Неврев «Торг». Перов «Проводы покойника» Венецианов «На жатве. Лето».

Стихотворения

  • В стихотворении «Поэт и гражданин» впервые поэт поднял вопрос о соотношении чистого искусства и гражданской поэзии.
  • Народная тема, которая всегда была в центре творчества Некрасова, приобрела особое звучание в стихотворениях «В дороге» и «Железная дорога», «Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «Орина, мать солдатская».
  • Неврев «Торг».
  • Перов «Проводы покойника»
  • Венецианов «На жатве. Лето».
О поэмах. Народ, по мысли Некрасова, мог стать той силой, которая была способна на обновление русской жизни, на масштабные исторические действия. В поэмах « Коробейники» (1861) и «Мороз Красный нос» (1864 ) Некрасов стремился наиболее полно отразить все стороны народной жизни, передать «многоголосицу» народной стихии. Он активно использует фольклорно-эпические формы, вводит в поэму большой пласт разговорной и просторечной лексики Поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» посвящена сестре поэта Анне Алексеевне Буткевич  Поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» посвящена сестре поэта Анне Алексеевне Буткевич

О поэмах.

  • Народ, по мысли Некрасова, мог стать той силой, которая была способна на обновление русской жизни, на масштабные исторические действия. В поэмах « Коробейники» (1861) и «Мороз Красный нос» (1864 ) Некрасов стремился наиболее полно отразить все стороны народной жизни, передать «многоголосицу» народной стихии. Он активно использует фольклорно-эпические формы, вводит в поэму большой пласт разговорной и просторечной лексики
  • Поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» посвящена сестре поэта Анне Алексеевне Буткевич
  • Поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» посвящена сестре поэта Анне Алексеевне Буткевич
Мотивы поэзии Некрасова. Центральное место в поэтическом мире Некрасова принадлежит образам, переживаниям, раздумьям, связанным с печалью поэта о народной судьбе, с его любовью к родной стороне. Эта особенность поэзии Некрасова определилась благодаря удивительной черте характера поэта – его умению относиться к людским страданиям, как к своим собственным, болеть за другого человека, если он несчастен. Восприимчивости к чужому горю сопутствовало у поэта чувство вины, ответственности за те беды, на которые был обречен народ. Поэт был беспощаден к себе, к своим, может быть, мнимым слабостям. Борение против зла силой поэтического слова казалась Некрасову малым по сравнению с революционной борьбой. Поэтому высшую дань уважения отдавал поэт людям, посвятившим жизнь такой борьбе.

Мотивы поэзии Некрасова.

Центральное место в поэтическом мире Некрасова принадлежит образам, переживаниям, раздумьям, связанным с печалью поэта о народной судьбе, с его любовью к родной стороне. Эта особенность поэзии Некрасова определилась благодаря удивительной черте характера поэта – его умению относиться к людским страданиям, как к своим собственным, болеть за другого человека, если он несчастен. Восприимчивости к чужому горю сопутствовало у поэта чувство вины, ответственности за те беды, на которые был обречен народ. Поэт был беспощаден к себе, к своим, может быть, мнимым слабостям. Борение против зла силой поэтического слова казалась Некрасову малым по сравнению с революционной борьбой. Поэтому высшую дань уважения отдавал поэт людям, посвятившим жизнь такой борьбе.

Поэма  «Русские женщины» С конца 1860-х гг. Некрасов выступал, в первую очередь, как сатирик: цикл стихов «О погоде», «Песни о свободном слове», поэтические сатиры «Балет» и «Недавнее время». Начало 1870-х гг поэта отмечено усилением значения гражданской тематики (поэма «Русские женщины», посвященная судьбе декабристов их женам и обращением к традиционным образцам русской поэзии.  М. Н. Волконская,  А. Г. Муравьева Е. И. Трубецкая,

Поэма «Русские женщины»

  • С конца 1860-х гг. Некрасов выступал, в первую очередь, как сатирик: цикл стихов «О погоде», «Песни о свободном слове», поэтические сатиры «Балет» и «Недавнее время». Начало 1870-х гг поэта отмечено усилением значения гражданской тематики (поэма «Русские женщины», посвященная судьбе декабристов их женам и обращением к традиционным образцам русской поэзии.
  • М. Н. Волконская,
  • А. Г. Муравьева
  • Е. И. Трубецкая,
Мария Николаевна Волконская Одноа из первых жен декабристов, разделивших участь своих мужей — ссылку в Сибирь. А. С. Пушкин, знавший Марию Николаевну еще в юности, посвятил ей несколько строк в первой главе «Евгения Онегина»: «Я помню море пред грозою: Как я завидовал волнам, Бегущим бурной чередою С любовью лечь к ее ногам! Как я желал тогда с волнами Коснуться милых ног устами! Нет, никогда порыв страстей Так не терзал души моей!».

Мария Николаевна Волконская

  • Одноа из первых жен декабристов, разделивших участь своих мужей — ссылку в Сибирь. А. С. Пушкин, знавший Марию Николаевну еще в юности, посвятил ей несколько строк в первой главе «Евгения Онегина»: «Я помню море пред грозою: Как я завидовал волнам, Бегущим бурной чередою С любовью лечь к ее ногам! Как я желал тогда с волнами Коснуться милых ног устами! Нет, никогда порыв страстей Так не терзал души моей!».
« Кому на Руси жить хорошо?»   Еще в 1860-е гг. у Некрасова родился замысел создания «народной книги», в 1866 поэт начал работу над эпической поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876). Поэма состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав, связанных между собой единой темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь найти ответ на вопрос, кому на Руси жить хорошо? В «Прологе» намечена четкая схема путешествия — встречи с попом, помещиком, купцом, министром и царем. Однако Некрасов не всегда придерживался этой схемы, его основной задачей было наиболее полное и объемное воссоздание картины русской жизни, выявление всего разнообразия народных характеров, особенностей мышления, мировосприятия русского народа.

« Кому на Руси жить хорошо?»

Еще в 1860-е гг. у Некрасова родился замысел создания «народной книги», в 1866 поэт начал работу над эпической поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876).

Поэма состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав, связанных между собой единой темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь найти ответ на вопрос, кому на Руси жить хорошо?

В «Прологе» намечена четкая схема путешествия — встречи с попом, помещиком, купцом, министром и царем. Однако Некрасов не всегда придерживался этой схемы, его основной задачей было наиболее полное и объемное воссоздание картины русской жизни, выявление всего разнообразия народных характеров, особенностей мышления, мировосприятия русского народа.

Начало работы Н.А. Некрасова над поэмой «Кому на Руси жить хорошо?» относят к 1865 году, и эта работа продолжалась до 1877 года. Однако есть свидетельства о том, что работу над ней Некрасов начал уже в 1860 году. Поэма осталась незаконченной, поэтому нумерация ее частей принята такой, какую дал сам поэт в процессе работы над ней: 1. Пролог и первая часть. 2. Крестьянка. 3. Последыш. 4. Пир — на весь мир.
  • Начало работы Н.А. Некрасова над поэмой «Кому на Руси жить хорошо?» относят к 1865 году, и эта работа продолжалась до 1877 года. Однако есть свидетельства о том, что работу над ней Некрасов начал уже в 1860 году. Поэма осталась незаконченной, поэтому нумерация ее частей принята такой, какую дал сам поэт в процессе работы над ней: 1. Пролог и первая часть. 2. Крестьянка. 3. Последыш. 4. Пир — на весь мир.
Последние дни жизни . В начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в возрасте 56 лет.

Последние дни жизни .

  • В начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в возрасте 56 лет.
послесловие Некрасов взял на себя смелость изменить поэзию, чтобы оживить интерес к ней. Исследователь творчества Некрасова Б. М. Эйхенбаум отмечал остро проявившуюся необходимость в массовом слушателе, который часто бывает намного важнее «избранного круга» профессионалов и любителей. Именно для такого слушателя писал Некрасов, он намеренно снижал поэтический язык, олитературивал народную речь, отчего она становилась более яркой и сочной. Но при этом, вопреки расхожему мнению, Некрасов никогда не порывал с русской поэтический традицией, все его творчество – непрерывное взаимодействие с лучшими образцами отечественной поэзии.

послесловие

  • Некрасов взял на себя смелость изменить поэзию, чтобы оживить интерес к ней. Исследователь творчества Некрасова Б. М. Эйхенбаум отмечал остро проявившуюся необходимость в массовом слушателе, который часто бывает намного важнее «избранного круга» профессионалов и любителей. Именно для такого слушателя писал Некрасов, он намеренно снижал поэтический язык, олитературивал народную речь, отчего она становилась более яркой и сочной. Но при этом, вопреки расхожему мнению, Некрасов никогда не порывал с русской поэтический традицией, все его творчество – непрерывное взаимодействие с лучшими образцами отечественной поэзии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!